Мировая арена, как праздник святого Йоргена, насыщена круговоротом самых разных раскладов - и эмоций, возбуждающих эти расклады. Впервые в истории геополитики мы сформулируем здесь алгоритм, позволяющий предсказывать распределение симпатий и антипатий в международных конфликтах.
В любом конфликте двух сторон, где важна позиция и третьих сил, нельзя без риска манкировать чувством мировой справедливости - и теми принципами, которые его выражают.
Что это за чувство такое, - и что за принципы? - Может раздаться как бы в укор бесчувственный и беспринципный вопрошающий глас. Мол, нет никакой мировой справедливости, кроме шабаша бесшабашной силы, а все прочее - сказочки в пользу лукавого... Но нет, здесь лукавство у самих вопрошающих. Они прекрасно понимают, пусть не разумом, а интуицией, что кроме голой силы должно быть еще что-то, значимое даже для варвара. - То, что вдохновляет на борьбу помимо стимула накушаться даровой осетриной в захваченных продовольственных складах противника.
Чувство мировой справедливости можно определять по-разному, в зависимости от целей определения. В самом общем плане это среднестатистическое распределение мировых симпатий и антипатий.
Его суть в следующем.
При прочих равных условиях симпатии или антипатии в любом международном конфликте распределяются в зависимости от того, как предстают миру, в порядке приоритетности,
ВО-ПЕРВЫХ, СИЛЫ СТОРОН;
ВО-ВТОРЫХ, - ИХ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО;
В-ТРЕТЬИХ, - ИХ ПРАВО ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОЕ.
Само такое распределение приоритетов можно назвать фундаментальным геополитическим принципом .
Когда силы сторон примерно равны, то при прочих равных условиях (т.е. в уже сложившейся до конфликта системе распределения симпатий и антипатий) чувство мировой справедливости будет определяться в зависимости от способа подачи - и убедительности - моральных и юридических прав. Поговорим об одном из принципов мировой справедливости в ситуации, когда силы сторон существенно неравны. - Что условно можно назвать конфликтом Давида и Голиафа.
ПРИНЦИП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МИРОВЫХ СИМПАТИЙ В КОНФЛИКТЕ ДАВИДА И ГОЛИАФА.
СОЧУВСТВИЕ НЕЙТРАЛЬНЫХ ТРЕТЬИХ СИЛ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ЛАГЕРЮ ДАВИДА И ГОЛИАФА, НАХОДИТСЯ, В ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ТЕНДЕНЦИИ, НА СТОРОНЕ ДАВИДА. .
Почему именно так? Хотя бы потому, что тот, кто заведомо сильнее, не должен, с точки зрения третьих сил, усиливаться еще больше, ввиду потенциальной опасности такого развития событий и для них самих.
Отсюда сразу следует, что мировое общественное мнение в конфликте Япония - Россия по поводу Курил или Россия - Латвия по поводу взорванного латышами Радара, ЗАВЕДОМО стоит на стороне Японии и Латвии, независимо от моральных прав России на Радар или Курилы, и совершенно независимо от юридической казуистики. - Просто потому, что Россия предстает в качестве Голиафа. А ее оппоненты - явный Давид.
Отсюда ясно, почему мировое общественное мнение сочувствовало Финляндии в Зимней войне 1939-40. И почему оно было на стороне буров в Англо-бурской войне 1899-1902. И т.п. Отсюда ясно, почему все кроме личных врагов Саддама, не сочувствовали США и желали иракской победы. Хотя Иракский режим сам по себе отнюдь не вызывал такого энтузиазма. Здесь США пошли против мирового общественного мнения, - но они могли это себе позволить, поскольку были сильнее остального мира. Мнение третьей стороны для них было, в сущности, не важно.
Из этого принципа вытекает также и то, что мировое сочувствие в конфликте Дудаева и Ельцина или Масхадова и Путина было на стороне первых, а не вторых, ВОВСЕ НЕ В СИЛУ ОДНИХ ТОЛЬКО КОЗНЕЙ ВСЯКОГО РОДА "МИРОВОЙ ЗАКУЛИСЫ".
Россия, в отличие от США, для кого - увы, а для кого - к счастью, сейчас отнюдь не так сильна, чтобы позволить себе роскошь мировой конфронтации. И если российское правительство на мировой арене будет этот принцип игнорировать, оно будет сильно недобирать в своем и так скудном урожае международных симпатий.