Шуляк Станислав Иванович : другие произведения.

Век эклектики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на две книги известного петербургского поэта и художника Евгения Антипова - "Эклектика" (стихи, 1985-2000) и "Век авангарда: подытожим" (эссе), (Обе - СПб; 2000 г.)

  Станислав Шуляк
  
  Век эклектики
  
  Евгений АНТИПОВ. Эклектика. Стихи (1985-2000), СПб.: Китеж, 2000.
  Век авангарда: подытожим, книга эссе, СПб.: Китеж 2000
  
  В последнее время, подобно приливам и отливам, то прибывают, то сходят на нет одни и те же разговоры о несуществовании поэзии, так что постепенно все более укореняется в читательском сознании ощущение, что той и впрямь не стало: так вот была-была, да и куда-то вдруг делась. И это в наше-то время, когда стихи пишут актеры и художники, политики и бизнесмены, пишут все, кому не лень. Нет, конечно, и эрозия читательского спроса на поэтический продукт - факт вполне объективный, и против него не попрешь, как и против рожна. Но даже в самой природе так устроено, что всякому разрушению, всякой эрозии, сопутствует и некоторое прирастание - в другом месте, возможно, и другого качества. Принять же временный спад интереса и внимания за энтропийный процесс - значит впасть в смертный грех гордыни. Пускай и гордыни отчаяния.
  "Эклектика" - второй сборник стихов художника, члена-корреспондента Петровской Академии наук и искусств Евгения Антипова. Первый сборник "Клодия сестра Клодия" вышел в 1996 году, потом были еще публикации в различных альманахах. Проще всего было бы явить этакую снисходительность: ну вот, мол, художник, и решил еще побаловаться стишками - чем бы дитя ни тешилось... Однако, в случае Антипова как-то не получается; механизм снисходительности пробуксовывает. Во-первых, стаж стихописательский уже не мал - лет пятнадцать. К тому же количество и качество написанного и изданного впечатляют.
  В душе того поколения, каковое на сегодняшний момент является носителем наиболее актуализированного поэтического посыла, подобно "страху вратаря перед одиннадцатиметровым", засел страх перед прямым и непосредственным высказыванием. И не оттого ли социальный мотив, если, не приведи Бог, и мелькнет ныне в стихе, так выглядит совсем уж моветоном, и даже любовная лирика становится теперь все более беспредметной и безобъектной? В наше время изучение форм преодоления страха перед прямым высказыванием есть изучение самой поэзии. Все, что сверх того, - либо от лукавого, либо имеет весьма косвенное отношение к современному поэтическому высказыванию. Поэзия предлагает читателю (слушателю) альтернативные версии речи, и обживает пространства эксклюзивной риторики. Актерство, лицедейство - способ конституирования понятийного релятивизма, освоения и в конечном итоге - преодоления его. И игра здесь заведомо стоит свеч; по мысли Л. Березовчук ("Культура как власть, или Великий инквизитор на марше"; "Октябрь" Љ 5 за 2000 г.): "...концепция тотальной релятивности современного мира <...> становится предпосылкой отчуждения самой жизни человека от ее смысла".
  
   У плебса радость - зрелища и хлебы,
   счастливцу есть ваяние по камню,
   у предводителя своя забава -
   всегда пикантность: "быть или не быть".
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Проснется плебс, мозолистой рукою
   перекует мечты на финский ножик
   и выпустит любому требуху.
   Не в том беда, что выпустит. Однако
   есть маленький беспрецедентный нолик,
   который, как бы мы ни по порядку,
   любое начинание - впросак.
  
   Такой же "маленький беспрецедентный нолик" есть и во всяком стихе Антипова и даже во всяком его утверждении, или, если и не "нолик", то хотя бы всего лишь лукавое "однако", которое выглядывает из-за плеча всякого утверждения и подвергает шутовскому осмеянию таковое. Отсюда и заимствованное из математики "доказательство от противного", и утверждение сомнительного или недостоверного. Иногда игра изощряется, и вот она уже есть игра в игру, игра в Северянина, в свою очередь играющего в этакий конфетно-парфюмерный декаданс ("Там, где чудо свершается под литавры и в грохоте").
  Но автор не останавливается на достигнутом и все пополняет и пополняет свои игровые каталоги (правила сочиняются на ходу), и вот возникают стихотворные тексты в форме считалки, колыбельной, романса, палиндрома (социального, бытового, детектива и т.д.). Эклектика не стиль, но сумма стилей в их тотальном взаимопроникновении; в соответствии с известным высказыванием: нормальный человек - тот, кто страдает всеми маниями сразу. Отсюда: эклектика - норма современного поэтического высказывания. Действительно норма для человека, в культурном арсенале которого пребывают разнообразные поэтики - от античной, каковая активно обживалась Е. Антиповым в "Клодии", до вполне авангардных (шире: эклектика - есть эстетический консенсус эпохи междувременья или безвременья.). От Катулла до Сосноры (поэма "Октябрь").
  Впрочем, авангард с его технологической общедоступностью в целом претит мастеровитому Е. Антипову. Не зря столько саркастических стрел было выпущено в его книге эссе "Век авангарда: подытожим" в сторону "красных комиссаров от искусства" - Малевича, Филонова, Пунина, Штеренберга и их "духовных преемников" более позднего времени в изобразительном искусстве, да и в поэзии тоже. Ремесло поставил автор "подножием искусству" и... победил. Эстетика изобразительной и поэтической гладкописи, "хорошо сделанной вещи" - картины или стиха, надолго поселилась в сфере эстетических устремлений Антипова, возможно, обозначая и очерчивая определенный период в его творчестве. Изобразительное и поэтическое лишь изредка непосредственно соприкасаются друг с другом, стратифицируя территории и области взаимного влияния. Как, например, в программном стихотворении "НАТЮР МОРТ", как будто бы поэтического "двойника" живописной работы Антипова "Натюрморт с розой", вынесенной на обложку "Эклектики":
  
  The Boy by Pinturikkio. your face
  почти случайное. По правилам науки
  краплак-тригон: бутон, флакон и флейц.
  Там Йорик без зубов. И близорукий.
  И ты - закрой. Да не коснется клюв.
  Начнешь на ощупь, в скобках (ход истории...),
  закроешь скобку и закинешь ключ.
  Открой глаза - но не смотри, не стоит.
  
  Поэзия Антипова - это поэзия с "закинутым ключом", предельно зашифрованная в своей простоте, поэзия минимализированных (или оптимизированных) семантических единиц. Линейность фабульных построений обманчива, автор увлекает читателя в сторону противоположную стороне обетованной земли, все равно как если бы Ариаднина нить вела обратно в логово недобитого минотавра. Бесчисленные аберрации хрестоматийных поэтических ходов дезориентируют читателя:
  
  ... Карлик у Клавы украл портсигар.
  (Клава на пенсии, карлик был гад).
  
  ... Поезд из пункта... Но вот не дошел.
  Волки, наверно, загрызли.
  (Смешно.)
  Из пассажиров остались два зайца:
  старший, без лапы, и младший, без пальца... ("Считалка-попурри")
  
   Либо - тот же прием, но работающий несколько иначе, например, в "Колыбельной":
  
   Засыпай скорей, не думай ни о чем.
   А иначе схватит серый за бочок.
   Скучный, ходит он над пропастью во ржи...
  Спи, мой мальчик, а проснешься, будем жить.
  
  Бросание читателя из смехового огня да в полымя притчевой отстраненности порождает эффект пронзительности высказывания, если и не просчитанный автором, то, возможно, вполне им предполагаемый:
  
  Там, где пейзаж индустриальный,
  там, где горой навален шлак,
  вас на рассвете расстреляют.
  За что? А так.
  
  За интровертность, за эстетство,
  за ваше наглое лицо,
  за то, что нет иного средства,
  в конце концов.
  
  За то, что рвется очень просто
  времен связующая нить.
  ... Румяный ласковый философ
  вам пояснит:
  
  что жизнь, увы, не беспредельна,
  что умирают только раз,
  а ваша жизнь - ну что поделать -
  не удалась.
  
   И последнее. В ситуации постперестроечного смятения в умах, утраты эстетических ориентиров не только читательскими массами, но также и отдельными представителями критического цеха, в ситуации опустошения в душах, произведенного татаро-монгольским нашествием постмодернизма в 90-е, особенную остроту приобретает проблема новой стратификации, нового структурирования поэтического (шире: вообще литературного) пространства. Проблема нового ценностного строительства. Поколение дворников и сторожей позволило новому поколению - поколению банкиров и менеджеров (или их детей) - постепенно оттеснить себя на культурную обочину. Причем, без особенного ропота и, кажется, даже без сожаления, со стороны первых, и - ликования со стороны последних. Как бы там ни было, за последние лет десять ситуация изменилась и изменилась неузнаваемо. Но отсюда - очевидно возрастание роли рутинных критических трудов. В особенности - хоть сколько-нибудь вменяемого свойства; задача не слишком благодарная, здесь проще набить шишки, чем снискать лавры, но и без того никуда. А то ведь, получается: на бескумирье у нас и Кушнер - Пушкин, и Топоров - Белинский. А это уж - что ни говорите - а все же непорядок.
  
  
  
   На обложках книг работы Е. Антипова "Натюрморт с розой" и "Натюрморт с лимоном"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"