Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Длинный болт крепления масляного насоса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Достоевский: душа человеческая - поле, на котором бог с дьяволом борются

  
     Вот пример того, как из реальности можно сделать то, что многие назовут сказкой.
  
     Но сначала чуть-чуть теории. Не существует сознания самого по себе, как не существует самого по себе и бессознательного. Это - противоположные стороны противоречия. А между противоположными сторонами противоречия выполняется принцип относительности. Это значит, что одну из сторон противоположностей можно назвать как угодно. И тогда другая сторона противоположности станет ей противоположной. Поэтому, когда мы говорим о сознании и бессознательном, то, верно, мы схватываем противоположность тождественного, и одна сторона нам представляется принадлежащей сознанию. Тогда все то, что выведено за скобки сознания, оказывается принадлежащим бессознательному.
  
     Если же мы хотим выразить в языке целое, то должны говорить о сознании бессознательного как его предикате, и также о бессознательном сознания. С одной стороны, эти два определения тождественны, в них только выделяются в качестве субъекта разные стороны. Например, бессознательное сознания - это то бессознательное, которое принадлежит сознанию. Соответственно, сознание бессознательного - это то сознание, которое принадлежит бессознательному. Тогда, если рассматривать сознание и бессознательное как то, что может выступать в качестве объекта или его свойства, то получаем противоположность и противопоставление объектов друг другу. Если мы полагаем, что существуют сознание и бессознательное, то бессознательное сознания и сознание бессознательного - это разные вещи, поскольку принадлежат разным объектам. Причем, эти разные вещи, будучи противоположными, обладают также и противоположными свойствами.
   Сознание и бессознательное - это две стороны одного и того же. Сознательное отношение - это отношение (к субъекту как) к объекту, бессознательное - это реальность субъекта. Сознание бессознательного - это та сущность, которой определяется бессознательное поведение. Но то же самое поведение, будучи наблюдаемо извне, даёт сознание поведения. Т.о., то, что существовало внутри, в себе, становится положенным, существующим также и для себя.
  
     Если обратим внимание на человека, то увидим, что по преимуществу человеческая логика основана на принципе проекции: всё, что есть в человеке, человек проецирует на окружающих, приписывая им то, чем обладает сам. Потому что взглянуть внутрь в себя человеку страшно. Поэтому у человека в его судьбе виноват кто-то, виноваты обстоятельства, но никак не он сам является причиной себя. Человек, функцией которого является жизнь, субъективен в силу привязанности к себе. Привязанность человека к себе - это привязанность человека к жизни. Объективный же взгляд на себя убивает, поскольку разрушает эту привязанность и тем самым лишает жизнь её субъективного смысла.
  
     Так как речь зашла о сказке, то примем, что то ли человеком управляют две противоположные силы, то ли человек сам по себе есть форма единства и борьбы двух противоположных сил, одна из которых представляет собой сознание бессознательного, а другая - бессознательное сознания. Примем, что бессознательное непосредственно ощущает (чувствует) мир (во всяком случае, то из него, что связано с существованием и судьбой субъекта), тогда как его сознание есть не что иное, как формализация актуализируемых в реальности частей бессознательного. Поэтому сознание принадлежит прошлому, бессознательное устремлено в будущее. А теперь посмотрим, как эти две противоположные силы проявляют себя в актуальной жизни субъекта.
  
     Всё началось со свиста. Давно я не свистел с таким удовольствием. Это была музыка души. И во время этого свиста мало - помалу устанавливал поршни на свои места, припоминая, впрочем, поговорку :"Всё просвистишь". Между тем, мне мозолил глаза масляный насос, потому что мешал устанавливать шатунные подшипники. И где-то вглубине  души сидела полубессознательная мысль его снять, стремящаяся прорваться в сознание и, однако, усиленно им вытесняемая. Но когда стало понятно, как масляный насос крепится, попытка снятия насоса стала неизбежной. Но это была одна сила, сила бессознательного импульса, стремящегося реализоваться. Но вместе с ней была и другая, противоположная сила, сила сознания, может быть, страха перед тем, "как бы чего не вышло". Т.о. была эта одна безоглядная и ничего не боящаяся сила бессознательного, которое всё знает и знает не только то, что и как следует сделать, но и то, какие результаты при этом будут получены, и была другая сила, сила сознания, которое ограничено, опасливо и лениво. Но если действует бессознательная сила, то оформляет её сила сознания. А в данном случае сила сознания оказалась сопротивляющейся. Сознание управляет бессознательным по двум каналам: по каналу убеждения и каналу управления. По каналу убеждения сопротивляющееся сознание сказало, что болты должны были быть закручены очень сильно, их тяжело будет раскручивать. Так как бессознательное понимает слова сознания буквально, то оно и верит им. Одновременно с этим сознание даёт бессознательному команду "раскручивать закручивая", то есть даёт команду на действия, противоположные их понятию. Поэтому бессознательное не удивляется, встретив сопротивление болта. Но оно знает, что если болт сдвинут с места, то дальше он будет отворачиваться легче, однако на этот раз, сдвинув болт, оно встретило увеличение сопротивления, и это вызвало в нём недоумение, и со своим недоумением оно обратилось к сознанию. В ответ сознание поступило так, как поступил Паниковский, когда убедился, что гири Корейко не золотые. Он сказал: "Пилите, Шура, пилите". То же самое сделало и сознание. Оно сказало: "Нужно прилагать большее усилие". Следствием приложения большего усилия явилось то, что болт сломался. "Вот видишь - торжествующе сказало сознание- Я же говорило тебе, что не нужно трогать масляный насос. А теперь выход один - высверливать остаток болта. При этом благодаря вращению дрели остаток болта может вывернуться". Сказано сознанием - сделано бессознательным. Началось высверливание. Однако меня преследуют два подозрения. Одно подозрение - что болт каленый и сверло его не возьмёт, а второе подозрение - что сверло пойдет в сторону. Начали оправдываться оба ожидания.
     Как обычно, когда действует сознание в противопоставлении бессознательному, получается отрицательный результат. И тут, на фоне полученного результата, бессознательное непосредственно врывается в сознание, вытесняя его в бессознательное. Всякому, наверное, знакомо это особое состояние ясности видения ситуации. Бессознательное, вытеснив сознание и само на время превратившсь в него, начинает откручивать второй болт. Который, к его удивлению - ведь сознание ему говорило, что болт должен быть сильно закручен, откручивается практически без усилий. Бессознательное в первый момент не может взять в толк, почему в первом случае болт оказывал такое сопротивление, что даже сломался, и, наконец, до него доходит, что сопротивляющееся сознания дало команду вращать болт в противоположную нужной сторону. Тут бессознательное смотрит на сознание, сознание же от него молча отворачивается.
     Масляный насос снят, момент истины прошел, и сознание как ни в чем не бывало продолжило руководить: "Нужно продолжать высверливать", что бессознательным и было выполнено. И тут бессознательное увидело, а сознание с очевидностью не могло не согласиться, что болт действительно каленый, и сверлить его бесполезно, а, кроме того, то, что уже было сделано, создало заусеницы на закраинах обломка от болта, которые не позволяли ему вывернутся. "Всё пропало"-безнадежно сказало сознание. И снова бессознательное было вынуждено вытеснить сознание, поскольку последнее сопротивлялось импульсу, идущему от бессознательного: "Нужно взять плоскогубцы и зацепиться за тот мизер, которые виден. Болт должен вывернуться, потому что он сдвинут с места предыдущими действиями". "Всё равно это ничего не даст,- уныло возражало  сознание - здесь совершенно не за что зацепиться, и болт крепко сидит, а плоскогубцами, даже если тебе удастся зацепиться, ты не сможешь как следует их  зажать. Лучше попробуй струбциной". Естественно, струбцина срывается. Дело кончается тем, что бессознательное молча, не обращая внимания на сознание, берется за плоскогубцы.
     И оставшийся огрызок от болта без усилий вывернулся. Бессознательное испытало чувство катарсиса и тут же было вытеснено сознанием на своё бессознательное место, сознание же приступило к дальнейшему руководству. "Возьми в качестве образца целый болт, а завтра пойдешь на рынок и купишь такой же. Что и было выполнено, что, в свою очередь, привело в состояние эйфории теперь уже сознание. "Знаешь что, давай возьмём плетенку и дыню, и перед работой расслабимся в честь того, что всё так славно сложилось"- сказало сознание.
     Бессознательное знает будущее, но не может его высказать, потому что может это сделать только через сознание, но сознание в состоянии эйфории недоступно для бессознательного, будучи упоено самим собой.
     Особенность отношений сознания и бессознательного состоит в том, что сознание ограничено языком и его возможностями, и поэтому бессознательное может сообщить сознанию только то, возможности для чего существуют в языке сознания. Возможности же языка обусловлены знанием, которым обладает сознание, поскольку язык создается в качестве средства для выражения знания. Знание же есть отражение. То же, что не было отражено в сознании, то не может быть в нем и выражено. А так как отражение - это всегда прошлое, прошлое же получается через посредство актуальной деятельности настоящего, перерабатывающего втекающее в него будущее, то "будущее до настоящего" закрыто для сообщения его сознанию бессознательным. И тогда бессознательное, имея дело с будущим, может выступать только в качестве "подземной силы", оказывая влияние на сознание тем, что открывает или закрывает восприятие им тех или иных частей реальности, а также управляя его ориентировками и тем самым выводя его на получение мыслей, которые хочет вызвать в нём бессознательное.
  
   Прихожу в гараж в предвкушении удовольствия от трапезы, делаю стол, вытаскиваю плетенку, вытаскиваю дыню... а где же нож? Ножа нет. Ищу нож всюду, где он может быть, и не нахожу. Настроение портится, сознание расстроено: резать дыню нечем. Делать нечего: жую плетенку "без всякого удовольствия", и сознание раздражается всё больше. Трапезы не получилось, и сознание раздраженно говорит: "Лучше уж работать". И т.о. я приступаю к работе. Как станет ясно из дальнейшего, если бы я нашел нож, трапеза бы затянулась, что критично. Нож, т.о., не должен был найтись для того, чтобы были обеспечены дальнейшие события, записанные в "программе" (плане) бессознательного.
     Так как сознание раздражено, то оно пребывает "в своей измененной форме", а это значит, что оно перестает чем бы то ни было управлять. Если бы оно было в нормальном состоянии, оно дало бы команду на установку масляного насоса (к этому времени шатунные подшипники уже были установлены, и следовало возвратить масляный насос на его родное место). Вместо этого "подземные силы" бессознательного заставляют меня раскрыть букварь. И сознание тут же натыкается на слова: "болты крепления масляного насоса разной длины". Т.о. бессознательное обеспечило сознание той информацией, которой оно должно обладать. Я ведь купил второй короткий болт. Теперь сознание начинает работать в упряжке бессознательного. Ему не хочется терять день. Времени - 15:25. Авторынок закрывается и добраться до него нужно к четырем, это дает хоть какую-то, хотя и слабую, надежду, что мне удастся найти нужный болт. В 16:00 я на рынке. Продавцы собирают вещи. Но ведь я говорил, что бессознательное всё знает, и оно с первого раза из множества собирающих товар торговцев направляет меня к молодому парню. Показываю ему сломанный болт, и парень находит целый.
  
   Возвращаюсь в гараж - нож лежит на багажнике машины на том самом месте, на котором я его перед этим так тщательно искал, чтобы заняться дыней. Бессознательное победило. Оно обмануло сознание, не показав ему лежащий на багажнике нож. А ведь могло случиться и гораздо худшее, чем потеря одного дня: если бы на глаза не попалось высказывание, что болты разной длины, я мог установить масляный насос "и так", а сознание могло заставить меня закрыть глаза на то, что короткий винт, поставленный на место длинного, закрутился всего на пару витков. Ведь одна из особенностей действия нашего сознания на нас - это закрывание нам глаз на то, на что не следует их закрывать.
  
     Вот такая история, связанная с борьбой двух противоположных сил: сознания и бессознательного. Опираясь на принцип детерминизма, можно говорить о случайных совпадениях. Но ведь выражение "случайные совпадения" - это увертка, ибо случайность - это непознанная необходимость.
   Можно, конечно, сказать, что написанное - не более, чем сказка. Однако практика показывает, что в человеке  мы действительно имеем дело с борьбой противоположных сил. Не случайно Достоевский однажды сказал, что душа человека - это поле, на котором бог с дьяволом борются. Бог не бог, дьявол не дьявол, но что-то такое есть, есть борьба противоположных сил, которые зачастую ощущаются как существующие вне и независимо от человека и в то же самое время существующие в самом человеке, словно человек существует в некоем социо-психо-биополе и является его атомарной частичкой.
  
     21.08.09 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"