--
Охлократия(др.-греч. ??????????; от ????? -- толпа и ?????? -- власть, лат. ochlocratia) -- вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.Охлократияхарактерна для переходных и кризисных периодов.
--
--
Демокра?тия(др.-греч.?????????? -- "власть народа", от????? -- "народ" и?????? -- "власть") --политический режим, в основе которого лежит метод коллективногопринятия решенийс равным воздействием участников на исход процесса[2]или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любымобщественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением являетсягосударство, так как оно обладает большойвластью.
Народное правление требует обеспечения рядаправдля каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей:законность,равенство,свобода,право на самоопределение,права человекаи др.
Клептокра?тия(отдр.-греч.-- воровать -- господство, власть; буквально "власть воров") --идеологическое клише, применяемое к правительству, контролируемому мошенниками, использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу. Для клептократии характернакоррупцияилоббизм.
Патриа?рх(др.-греч.-- отец, господство, начало, власть) -- старейшина рода, глава и основоположник чего-либо.
Са?руман(англ.Saruman, также известен какСаруман Белый(Курунир Ланнасиндарине)) -- влегендариумеДж. Р. Р. Толкинаодин из могущественнейших магов ОрденаИстари, глава Белого совета. После прибытия в Средиземье стал известен среди эльфов какКуруни?р, наязыках людей Севера--Саруман. В Валиноре носил имяКурумо. Впоследствии, когда он противопоставил себя Ордену, то именовал себя Саруманом Радужным.
Орки(англ.Orcs) -- в легендариумеДжона Р. Р. Толкина -- злобный, варварский народ, подчинявшийся Тёмному Властелину и составлявший основу его вооружённых сил.
Палади?н(лат. букв. "дворцовый") -- название высших придворных, военных и гражданских чинов при дворе римских и византийских императоров; рыцарьиз высшегосословия, фанатично преданный какой-либо идее или какому-либо человеку.
В средневековой западно-европейской литературе паладинами называли сподвижников франкского императораКарла Великогои легендарного вождя кельтовкороля Артура. Все рыцари Круглого Стола назывались паладинами.
Демиург - В античной философии, в частности, у Платона, персонифицированное творческоеначаломироздания, создающее мир (космос) из материисообразнос вечным образцом - эйдосом. Этимдемиурготличается от бога теистических религий, творящего мир изничего.Демиургсоздает низших богов, мировую душу, бессмертнуючастьчеловеческой души.Впоследствиидемиурготождествлялся с логосом, умом, вкусом. Вотличиеот бога теистических религий,демиургне всесилен. Стремлению демиургаустроитьвсе ""какможнолучше""противостоитсопротивлениематерии в виде детерминистической ""необходимости"".Частодемиурга идентифицируют с Богом Ветхого завета.Понятиедемиурга играло важнуюрольв космологических построениях гностицизма и в герметической традиции. по словарю Ушакова: ДЕМИУРГ, демиурга, м. (греч. demiurgos). 1. В платоновской философии -верховныйразум,как творящаясила(истор. филос.). 2. У гностиков -Творецмира,божествонизшего порядка (истор. филос.). 3. перен.Творец,создательчего-н. великого, величественного (книжн, устар.,поэт.).
Эвпатри?ды,Евпатриды(др.-греч.??????????-- от??, "хороший, славный" и?????, "отец" -- букв. "благородные") -- древнейшаяаттическаяаристократия, лишённаяреформами Солонапреимуществ перед остальными гражданамиАфин(когда основой социальной стратификации стало не происхождение, а имущественное положение, - отмечает д-р филос. наукА. Н. Чанышев). Создание класса эвпатридов традиция приписываетТесею-- по преданию, он разделил общество Аттики на эвпатридов,геоморов(земледельцев) идемиургов(ремесленников). "Ведущие свой род от родоначальников полубогов-героев, а тем самым идеологически обосновывающих свое право на господство", - отмечает А. Н. Чанышев об их власти. Плутарх проводит параллель между эвпатридами и римскими патрициями.
Архо?нт(др.-греч.????? -- начальник, правитель, глава; от???? -- начало, власть) -- высшее должностное лицо вдревнегреческихполисах(городах-государствах)
Наиболее известны архонты вАфинах, где эта должность появилась ещё прибасилеях. Согласно преданию, вXI веке до н. э.царская власть была отменена и представители царского родаКодридовстали пожизненными архонтами. В серединеVIII века до н. э.доступ к этой должности получилиевпатридыи срок власти архонта сократился до 10 лет, а с первой половиныVII века до н. э. -- до одного года.
Наиболее древними были должности первого архонтаэпонима(глава исполнительной власти, его именем называли год), второго архонтабасилея(ведал культом), третьего архонтаполемарха(был военачальником). Около серединыVII века до н. э.были добавлены ещё шесть архонтовфесмофетовс судебными функциями. Все девять архонтов составляли коллегию высших должностных лиц. После реформСолона(VI век до н. э.) архонтами могли стать члены высшего имущественного разряда --пентакосиомедимны, позднее -- такжевсадники(второй разряд), с 457/456 до н. э. --зевгиты(третий разряд). Коллегия архонтов вV веке до н. э.утратила своё политическое значение, сохранившись как почётный, выполнявший различные государственные обязанности орган, до концаV в. н. э.В классическую эпоху выборы архонтов проводились путемжребия[1].
СловоАрхонтво многом имело тоже значение, что и славянское слово "князь"и армянское "ишхан"]. До концаX века,архонты, в византийском понимании - это правители государств, в той или иной степени признававших сюзеренитет императора. Весьма не определен статус архонта в ВизантииXI- началаXII веков. Его присваивали себе (возможно получали из Константинополя) фактические владетели лимитрофных территорий, ранее принадлежавших империи и продолжающих считаться таковыми в Константинополь. Кроме этого был титулархонт архонтов, который соответствовал армянскому титулуишханац ишхан(илишаханшах), и относился к сфере внешней политики империи. В христианских представлениях (особенно угностиков): духи-мироправители.
Таксиа?рх(др.-греч.?????????) -- вДревних Афинахвторой послестратеговвоенный чин. Таксиархи командовали отдельными полками(??????) тяжёлойпехотыи были подчинены стратегам. Их было 10, по числуфил. Подобно стратегам игиппархам, таксиархи избирались на должность в народном собрании посредствомхиротонии. Помимо командования, они заведовали экономической частью в войсках, составляли вместе со стратегами военный совет и были вообще ближайшими помощниками последних при исполнении военных, административных и судебных функций. В мирное время они помогали стратегам вербовать войско и составляли вместе сдемархамипризывные списки (?????????).
Дем(греч.?????,d?mos) -- территориальный округ в ДревнейАттике, основная хозяйственная, культовая, политическая и административная единица начиная с концаVI века до н. э.Согласно реформеКлисфена, (509 г. до н. э.), демы были составной частьюфил, число демов достигало 100, позднее -- увеличилось (например, вV веке до н. э.-- свыше 150, вIII веке до н. э.-- 174). Демы имелисамоуправление, избирали главу --демарха(греч.????????); по демам составлялись списки граждан, вёлся учёт собственности членов демов (демотов,греч.???????), набиралось войско, выбирались афинскиебуле(50 человек от филы) игелиэя.
Под влияниемАфинбыли созданы демы в других городахДревней Греции(например, в концеV века до н. э.на островахКосиРодос).
Полемарх(отдр.-греч.??????????,polemarchos) -- вДревней Грецииодин из старших военачальников, которому была поручена забота обо всем, что касалось войны.В дальнейшем понятие полемарха относится к военачальнику, на которого возлагалось и ведение самой войны. Так, вСпарте, по законамЛикурга, армией предводительствовал царь, при котором в виде советчиков состояло 2 полемарха, a в Афинах на полемарха возлагалось и начальствование над подразделениями армии.
Пассиона?рии -- впассионарной теории этногенезалюди, обладающие врожденной способностьюабсорбироватьиз внешней средыэнергиибольше, чем это требуется только для личного и видовогосамосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике егоповеденияипсихики.