С гетерами* гейши**, наложницы-жрицы,-
Их нет на бульварах и в парках столицы:
Заждались патронов, чтоб вновь по-резвиться,
Когда те примчатся в Фиат-колесницах.
--
- Гете?ра (от греч. ?????? -- подруга, спутница) -- в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни[1], публичная женщина, куртизанка. Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины.[2][3] Известные гетеры были, как правило, хорошо образованы.[4]
Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену -- для продолжения рода, рабыню -- для чувственных утех и гетеру -- для душевного комфорта.
Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника М. Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.
** - Ге?йша (яп. ?? гэйся?) -- девушка (женщина), развлекающая своих клиентов (гостей, посетителей) японским танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой на любую тему[1], обычно одетая в кимоно и носящая традиционные макияж и причёску. Название профессии состоит из двух иероглифов: "искусство" и "человек", таким образом означая "человек искусства". Вместе с тем, для обозначения подобных артисток и их профессии, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, встречаются и другие наименования. Так, в области Кансай (где расположен Киото -- один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия "гэйко"[2] (??), а для ученицы -- понятие "майко" (??)[3].?Ученицы токийских гейш называются яп. ?? хангёку -- "полудрагоценный камень"[4] (их время вполовину дешевле, чем время гейши[5]); также имеется общее наименование яп. ?? о-сяку -- "разливающая сакэ"[6].
Основная работа гейш -- проведение банкетов в чайных домах, отелях японского типа и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Банкет в традиционном стиле носит название о-дзасики (яп. ????, дословно "комната с татами")[7]. Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство.
Традиционно в японском обществе разделяют круги общения, из-за чего жёны японцев не могли присутствовать на банкетах с коллегами, это расслоение породило гейш -- женщин, которые не входили во внутренний, семейный круг общения[8]. Уклад жизни гейш и куртизанок был чётко расписан: бо?льшую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (?? -- "город цветов"). Наиболее известными подобными районами являются Гион Кобу, Камиситикэн и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно[9].
*** - Гетайры (этеры, - др.-греч. ???????, hetairoi) -- дружина македонского царя из тяжеловооруженных всадников времен Александра Великого.
Гетайры на греческом значат "товарищи, свита", по сути это прообраз дворянского корпуса, то есть людей, вознаграждаемых за службу земельными наделами. Комплектование конницы гетайров происходило по округам, попасть на службу могли только знатные юноши, поскольку другим было не осилить содержание и стоимость коня и амуниции. Служба под царём была взаимовыгодной: царь укреплял личную преданность знати к себе, благородные юноши получали возможность сделать военную и гражданскую карьеру. Македонский царь в 440-х г. до н. э.Пердикка II имел дружину в несколько сотен конных македонян. С ней он путешествовал по обширной территории, воюя с удельными князьями, которые, в свою очередь, имели такие же дружины. Так, элимийский князь Дерда в 381 до н. э. имел 400 всадников. Греков восхищала боевая выучка его эскадрона -- в столкновениях с ним наёмная конница греков искала спасения в бегстве.
**** - Бонса?й (яп. ?? -- букв. "выращенное в подносе") -- искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре. Рост растений регулируется за счет плоской корневой системы.
Родственные виды искусства -- арбоскульптура, икебана, дизайн аквариума и хоннонбо. В Китае существует аналогичное искусство "Пэньцзин".Стиль бонсай возник в Китае и относится к эпохе династии Тан (VIII--X вв.)[1]. Среди настенной живописи найдено изображение пеньцзай -- растение, взятое из природы и пересаженное в горшок[2].Слово "бонсай" происходит от китайского слова "пэньцай" (китайское прочтение тех же иероглифов) и означает "выращенное в подносе"[3][4][5].
Одна из легенд гласит, что некий император повелел создать миниатюрную империю со всеми деревьями, городами, реками и горами. Для этой цели и были созданы миниатюрные деревья[1].
Считается, что в Японию искусство принесено в VI веке буддистскими монахами[2][6]. Выращиваемые растения использовались для украшения ниши дома, максимальная высота деревьев поэтому составляла около половины метра[1]. Спустя некоторое время, в связи с развитием техники любования бонсай, его начинают использовать при проведении чайной церемонии[1]. В это время искусство называется хати-но-ки -- "дерево в горшке"[1]. С XVIII века японцы окончательно превращают эту технику в искусство[1], возникает множество стилей[1]. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей.
Развивали это искусство и буддисты, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, где он садовник[1].
Сейчас для бонсай используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезаниям и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе[7].
Медную проволоку стали использовать только после Второй мировой войны, до этого использовались струны[2].
Первая выставка бонсай состоялась в Токио в 1914 году[8].