Если верить запискам из магистрата, единственной библиотекой в городе, вход в которую был закрыт для простых смертных, было книжное хранилище ратуши. Основал хранилище король Маросей III Удалой, в одна тысяча пятьсот тридцатом году. Говорят, первые книги для ратуши он насильно отобрал у монахов, а когда те воспротивились, устроил пару-тройку пожаров, закидав монастырские стены зажигательными ядрами.
Огонь, кстати, в этой истории упомянут не случайно. Судьба короля тоже была связана с огнем. Говорят, он задохнулся в собственной спальне от угарного газа. Было это уже в те времена, когда город окончательно захирел, отрезанный от торговых путей великим несчастьем - Глиняным замком. Действительно, если взобраться на крышу любого высокого дома, это нагроможденье гранита, известняка и сланца походило на некое угрюмое строение с башенками и крепостной стеной. Таков был печальный дар землетрясения, завалившего обломками горы единственную дорогу, которая связывала город с внешним миром.
Огонь, убивший короля, добрался и до его трудов. В одну из тихих зимних ночей, неосторожный служитель ратуши обронил на деревянный пол тлеющий уголек. Ободренный сквозняком, уголек разгорелся и поджег дерево. Пока люди почуяли запах дыма, запылал весь нижний этаж. А там - арсенал, городской склад, бумажные свитки... Через час огонь добрался до арочной галереи, и уничтожил все книги.
Он уничтожил всё, кроме меня. Я - железный шредер, изготовленный местным часовщиком, по приказу короля. Таков был завет покойного - коль есть библиотека, должен быть и шредер, для измельчения ненужной бумаги. После пожара, меня вынесли во двор, и я долго стоял, скрытый ворохом обгорелого тряпья. Очень долго.
Никто так и не узнал замыслов Маросея. Он не разбирался в книгах и уж точно не был заядлым читателем. Не был он и колдуном, и оживлять вещи не умел. Никто не задался вопросом - зачем ему нужно было хранилище?
Ратушу потом отстроили заново. Меня очистили, покрыли свежей краской, и водрузили на место. Новые и неведомые мне люди, хранители книг, собрали новую библиотеку. А меня поставили на самом видном месте, в качестве памятника.
...Когда-нибудь мои старые шестеренки завертятся снова, железные зубья вонзятся в нежную плоть целлюлозы, и вновь, как старые добрые времена, каждый обретет свое предназначение: писатели будут писать, а шредер - превращать написанное в труху. Не об это ли думал старый король?
Русинов А.Д. Все оттенки белого
Один из лучших рассказов в своей группе. Так писали, пожалуй, во времена Кира Булычева. Почему-то живо напомнил произведение Нефа, "Трость калибра 7,62". Правда, там, критерием для отбора ключевого бойца была его слепота.
Баляев А.Н. Фиеста
Еще одно вполне зрелое произведение. Правда, пока я пережевывал и перемалывал текст, постоянно лезли ассоциации с Беляевскими "летающими арбузами", с Лемовским "Солярисом" и даже с "геополитическим младенцем" Дали. Но это, впрочем, не умаляет достоинств рассказа.
Баранов А. Вернись человеком
Текст переработал с трудом. История подана с каким-то надрывом. Как плач, сквозь который не разобрать слов. Надо полагать, что муж таки убил свою жену? Это как в фильме "Hide and Seek", где герой Де Ниро тоже окончательно запутывается в своих "я"...
Чулкова А. Черные пальцы
Добротно написано, по технике вопросов нет. Слог легкий, мысль доносится до читателя ясно и без головоломок. Вопрос только во вторичности самой темы повествования. Изъезженный вдоль и поперек фентезийный мир врывается в нашу обыденную жизнь. Что ему делать у нас, в скучном реале?
Герасименко А. Самая простая заповедь
Мне все-таки повезло со второй группой. Здесь нет выдающихся произведений, от которых потом долго отходишь, вспоминая эпизод за эпизодом. Но, сложенных профессиональным слогом, хоть отбавляй. "Самая простая заповедь" - пример хорошей прозы, не претендующей на внимание эстетствующей публики. Мог бы (или является) эпизодом какого-нибудь многосерийного романа. Фраза "ВЫШЕ СТРОПИЛА ПЛОТНИКИ" порадовала. В общем, перемолол с удовольствием.
Губкина Д.Г. Штамп
Пережевывая буковки из этого рассказа, всё думал: а почему, собственно, героиня влюбилась в некое существо в образе э... дракона? Неужели милее обычного человека? Даже если, цитирую: "без всякой чешуи, крыльев и огня"? Что в нем такого приятного? И второй вопрос: разве полет, как идея, не стал самым-присамым расхожим штампом?! В общем, не совсем вкусным оказался рассказ.
Ивакин А.Г. Внутри Зимнего Ветра
Очень живая работа. Хотя, если придираться, нестыковки тоже есть. Например, как герой смог разглядеть в "сухом полумраке" чучело серого скворца? Или досадные опечатки типа "Слушать нельзя, а приходит, значит, можно?" Но, если не копаться, вполне заслуживающий внимания рассказ, хорошо пошел...
Кишларь С. Белая фата
Наивно, как в старом сериале про борьбу с инопланетянами (называется "V", насколько я помню). На этих ходульных "женщинах и детях" мои железные зубы скрежетали особенно громко. Спасает повествование лишь общий позитив сюжета.
Кошелев В.В. О происхождении нереликтовых гоминоидов
Идея хорошая, реализация - посредственная. Особенно это касается прямой речи героев. В жизни люди так не говорят: "Перед тем как встать на вечный прикол, он работал во фрахте у англичан - водил караваны судов по Ла-Маншу. Теперь стоит в устье Темзы и служит нашему клану местом жительства, ибо имеет все еще действующий реактор."Человек разобьет эту фразу на несколько коротких блоков, потому что так устроен дыхательный цикл. И конструкция предложений будет более примитивная. Но - живая, а не книжная. Повторюсь, идея вполне хорошая. Я раскрошил рассказ с удовольствием. Прощай, причал Тилсбери!
Коваль-Сухорукова 21 пункт
Перемалывая текст, я ждал того места, где автор сам заронится и спутает нить повествования. Но он справился с сюжетом достаточно хорошо. Так и хочется сказать, что перед нами некая смесь "женской прозы" с технотриллером. Начиная с "Парка Юрского Периода", законы жанра непреложны: герои используют какое-то техническое достижение себе во благо, потом следует системный сбой и полное крушение надежд. Схожая проблема поднималась и в фильме "Вечное сияние чистого разума", но там лишь намек на счастливый конец, а здесь - полный happy end. И еще - текст нужно вычитывать (кавычки, пробелы и т.д.)
Крымов О. Джокер и ангелы
Второй рассказ в группе, где используются песни "Наутилус Помпилиус". Схрумкал за один присест. Немного наивно, но диалоги порадовали, звучат естественно. В целом, больше походит на сценарий фильма, чем на прозу.
Monosugoi Подлежит пересмотру
Всё бы хорошо в этом рассказе, но откровенно расстраивает обилие деталей, нисколько не способствующих восприятию сюжета.Что ни фраза, так полотно: "Иззубренные пики Уренгайских гор протыкали ночное небо как клыки дракона, а огромный диск луны рассекали на части шпили замка Роденгаст". Замысел хорош, и рассказу очень подошла бы легкая небрежность в слоге. Чуть меньше серьезности. Чуть больше иронии.
Нуллонэ Э. Ключи
Еще один пример вторжения страны эльфов в наш незатейливый мир. Сюжет показался мне неубедительным. Когда пишешь для детей, не стоит обольщаться и думать, что если назвать ключ магическим, то юному читателю он покажется более могущественным, чем обычный железный лом. Но, по сравнению с "Зеленым лучом", прогресс есть.
Переплётчик А.Л. Житейские воззрения кота Мурзика
Позитивный сюжет и хороший слог. Правда, объяснения кота Мурзика звучат неубедительно: "Я материализованное представление о другом человеке. Понимаешь - материализованное!" Герой, наверное, поверил. А я - нет. А так, добротная история.
Рубцова Д.П. Бессонница
Рассказ завяз в железных зубах, и не пошел. Вроде и логика в нем есть, и действие выстроено. А в чем, собственно, смысл? Я всегда думал, что нужно опасаться идей, связанных с цикличностью. Т.е. когда конструкция сюжета выстраивается в виде спирали или кругов, есть риск "закоротить" фабулу, довести идею до нонсенса.
Шахаф М. Потому, что ты - человек
Что тут скажешь...Жизнеутверждающий рассказ о том, как человек разговаривает со столбом... Единственное, что покоробило: в реальности, после обморока человек вовсе не улыбается. Ему очень плохо. А в рассказе, у героя то дикая головная боль, то он "улыбается во весь рот". И финальная сцена с картиной кажется излишней.
Томских В. Мусоропровод
Проглотил за раз, добротная фантастика. То что, имена героев не русские - дань традиции, я так понимаю.
Варкун В. Всегда и везде
Наивная история, разбавленная "бумажным" боем с душманами. По технике претензий нет, разжевал без запинки. Главное, у автора всё в порядке с фантазией, остальное "нарастет".
Ветнемилк К.Е. Классный час
Перемолол не без удовольствия. Сложное произведение с обилием диалогов, достаточно образный язык. Правда, иногда автор увлекается в описательности, выстраивая не совсем удобоваримые конструкции: "Раннее сентябрьское утро вливалось в распахнутую форточку прохладным ветерком, хрустальным пересвистом пробуждающихся птиц и отдаленным гудением первых троллейбусов. Пытаясь перекричать друг друга, на столике надрывались будильник и телефон." Нет, кажется, такой острой необходимости сваливать в кучу столь разнообразные раздражители. Если можно обойтись одним мазком вместо десяти - обойдись одним.