Еще в древности знали, как много значит воздействие на моральное состояние противника, подрыв его стойкости, уверенности в себе и своем военном и политическом руководстве.
"Искусство убеждать людей много выше других искусств, так как оно позволяет делать всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению". Это сказал в V веке до н.э. античный софист Горгий из Леонтин. А веком позже китайский мудрец Сунь-Цзы изрек: "овладевайте умами и сердцами соседних народов, и ваши враги без единого сражения превратятся в союзников, а друзья станут еще более преданными". Он считал, что "войну надо выиграть до того, как ее объявлять".
Издавна дипломатию и военную силу лидеры государств дополняют влиянием на общественное мнение других стран (особенно в дни войны) для деморализации духа противника и снижения боеспособности его армии. Другие цели психологической или информационной "промывки мозгов" - это нейтрализация возможных врагов во избежание войн с ними, воодушевление союзников, а также улучшение морального состояния и повышение боеспособности своих армий.
Фукидид пишет, что посланцы Афин выступали с зажигательными речами в соседних городах-государствах, чтобы предотвратить заключение ими союза с врагами Афин.
Геродот повествует, как Фемистокл добился смятения ионийских моряков, высекая на скалах близ места, где они запасались пресной водой, грозные надписи.
Юлий Цезарь в "Записках о Галльской войне" привел ряд примеров, когда римляне добивались военного преимущества, сея панические слухи в лагере врага, и, наоборот, терпели урон, когда такие же губительные слухи распространял противник.
Полководец Карфагена Ганнибал, наступая в 218 г. до н. э. на Рим, насаждал слухи, что он идет не как покоритель, а как друг народа.
В дни войны с Великобританией за собственную независимость и американцы, чтобы деморализовать противника, использовали методы психологической войны. Объектом их пропаганды были гессенские наемники, служившие британской короне. Среди них распространялись листовки на немецком языке, обещавшие тем, кто дезертирует, бесплатные земельные участки.
В ходе гражданской войны в Америке между Севером и Югом южане использовали в качестве рупора своей пропаганды органы английской печати.
Но все это были мелкие, разрозненные мероприятия. Лишь в ходе 1-й мировой войны обе стороны стали планомерно применять методы психологической борьбы для поддержания духа своих войск и населения (особенно немцы), и для воздействия на противника (тут отличились страны Антанты). В эти годы в США впервые возник специальный орган ведения психологической войны - "Комитет общественной информации". Вскоре такие же организации появились в Англии и Франции. Подробней см. Военно-исторический журнал, 1965, ?1, с.93-98.
Когда-то, в начале 1-й мировой войны, стихийные перемирия в дни Рождества на Западном фронте заставили власти стран Антанты задуматься, как добиться роста ненависти к врагам.
В книге Джереми Паксмена "Великая война Великобритании", изданной к столетию ее начала, талантливо описан этот эпизод в истории пропаганды, оперирующей не фактами, а ложью, и пробуждающей первобытные инстинкты, уничтожающие все этические нормы и культуру.
Паксмен напомнил, как в 1914 году кабинет министров Великобритании поклялся, что "установит непреложные факты путем сбора свидетельских показаний с целью пропаганды, подкрепленной надлежащими оказательствами".
"Официальное расследование" возглавил юрист Джеймс Брайс. Но члены его комиссии даже не взялись за сбор доказательств, а вместо того искали беженцев и записывали их рассказы с упоминаниями о жестокости немцев.
Конечно, эти воспоминания сложно было проверить, но зато они очень годились для пропаганды.
Поэтому, когда весной 1915 года доклад комиссии Брайса увидел свет, его с радостью встретило Бюро военной пропаганды (WPB) во главе с Ч. Мастерманом, которое уже трудилось в Уэллингтон-Хаус, недалеко от Букингемского дворца.
К деятельности WPB привлекли прославленных писателей: Р. Киплинга, Г. Уэллса, А. Конан-Дойля.
В Бюро, как пишет Дж. Паксмен, буквально с восторгом смаковали кровавые детали этих историй, никем не проверенных и не подтвержденных.
Хозяин газеты Daily Mail лорд Нортклифф заявил, что ничего не радует британцев так, как порция "здоровой ненависти".
Доклад срочно перевели на 30 языков, и тысячи его копий отправили в страны, сохранявшие в войне нейтралитет. Усилия WPB увенчались полным успехом: мировое мнение перешло на сторону Великобритании.
Тогда, в 1-ю мировую, британцы достигли коварной цели: ненависть к немцам вовсю заполыхала и в тылу, и в окопах. Теперь ее легко было поддерживать путем манипулирования информацией...
Видное место психологические войны занимали и в прошлом России. Так многие историки думают, что пропаганда играла важную роль в правлении Екатерины Великой, а кое-кто даже убежден, что пропаганда была стержнем всего её царствования. (См. напр., Буровский А. Правда о "золотом веке" Екатерины. Москва, 2008, с.378-381).
Разумеется, все мыслимые шовинизмы и сепаратизмы империя Российская тоже изведала. "Эти украинолюбцы, - писал в конце XIX века поэт-харьковчанин П.А. Грабовский, - поражали меня своей консервативностью, узостью и нетерпимостью; много разговоров, да мало дела... бесконечная травля евреев... издевательство над несчастною темнотою народной... глупое зубоскальство, взятое взаймы у давнего прошлого; все эти темы, которые уже давно всем надоели и отжили свой век, отсутствие жизненности и серьезного содержания - всё это как-то мало привлекало к себе... я даже враждебно смотрел на украинолюбцев, воодушевлённый идеей общего труда на ниве известного движения..." Грабовский П.А. Избранное, Гослитиздат, 1952, с. 353-354.
Чтобы одолеть противника - научись думать, как он. Изучение недружественной пропаганды помогает реконструировать желаемый для нее тип личности, а, значит - выяснить, какими способами он формируется. Давным-давно ученые занимаются изучением сути и законов влияния на сознание общества пропаганды, а также так называемых психологических (пропагандистских или информационных) войн.
Цель этих войн - укрепление патриотизма и разжигания ненависти к врагам в собственном лагере, насаждение страха в чужом стане. Главный метод - обман аудитории. Кто дезинформирует лучше, тот и владеет миром...
Английские психологи поясняли в энциклопедии: "Дезинформирование - это способ психологического воздействия, заключающийся в намеренном предоставлении противнику такой информации, которая вводит его в заблуждение об истинном положении дел. Дезинформирование включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений. В этом случае оно становится обманом. Грань между дезинформированием и обманом трудно различима"...
И далее: "Правда ценна лишь тогда, когда она действенна. Полная правда вообще излишня и почти всегда ведет к заблуждениям. Использовать правду нужно лишь частично. Хотя правда не обязательна для успеха пропаганды, но из этого вовсе не следует, что специалисты, которые занимаются пропагандой, являются убежденными лгунами. Безусловно, в работе по воздействию на общественное мнение порой участвуют люди, которые пренебрегают доказательствами или считают, что цель оправдывает средства. Но чем больше делается призывов к чувствам, - пусть это будет патриотизм или алчность, гордость или сострадание, тем более заглушается чувство критики. Подозрительность, которую возбуждает всякая явная пропаганда, уменьшает ее эффективность; поэтому главная часть работы должна проводиться незаметно". (Британика, т.2, 1922).
Неважно, что слова лживы, если обществом овладели сильные общие чувства... Главное, чтобы одураченные пропагандой массы действовали под гипнозом идеи. Это как в песенке из фильма про Буратино: "Для дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь - и делай с ним что хошь!"
Большая ложь Геббельса, Агитпроп Сталина, "промывка мозгов" в маоистском Китае, зомбирование населения, описанное Дж. Оруэллом в романе "1984", - все это примеры психических войн.
Как подметил психолог Н. Коупленд из Великобритании, "нацисты строили свою стратегию, исходя из принципа, что гораздо экономичнее подорвать силу воли, чем уничтожить самих людей". (Национальный архив Республики Белоруссия. Ф. 4683, оп. 3, д. 539, л. 64).
Для достижения этой цели нацисты применяли разные средства воздействия на население: печать, радио, кино, театр, школы. Широким был и выбор форм пропагандистской работы: лекции и митинги, беседы и производственные собрания, передвижные выставки и политические курсы на предприятиях.
Давалось свое толкование привычных аббревиатур. Например, ВКП (б) - второе крепостное право большевиков, ОГПУ - объединение главных политических убийц, НКВД - не знаю, когда вернусь домой, СССР - смерть Сталина спасет Россию и т. п. В наглядной агитации широко использовались плакаты, карты-схемы крестового похода против большевизма, карикатуры на высших партийных и государственных деятелей, сопровождавшиеся стихами.
Мощной обработке пропаганды подвергалось и население стран антигитлеровской коалиции. Человек, выросший в США в годы 2-й мировой войны, вспоминает: "В то время я пылко верил во все, с чем сталкивался в школе и средствах массовой коммуникации. Например, я знал, что все немцы были злыми, а все японцы - трусливыми и коварными, в то время как белые американцы - привлекательными, честными, справедливыми и доверчивыми". Аронсон Э., Праткинс Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения. М.,2003, с.212.
"Холодная война", вскоре после победы над Гитлером начавшаяся между былыми союзниками, активизировала изучение пропаганды.
В служебных учебных пособиях спецслужб США понятие "психологической войны" определялось так:
"Координация и использование всех средств, включая моральные и физические (исключая военные операции регулярной армии, но используя их психологические результаты), при помощи которых уничтожается воля врага к победе, подрываются его политические и экономические возможности для этого;
враг лишается поддержки, помощи и симпатий его союзников и нейтралов или предотвращается получение им такой поддержки, помощи или симпатий;
создается, поддерживается или увеличивается воля к победе нашего собственного народа и его союзников;
приобретается, поддерживается и увеличивается поддержка, помощь и симпатии нейтралов". (War Report of the Office of Strategic Services, Washington, 1949, p. 99).
Психолог Р. Уилсон из США считал, что все современное "общество - огромное промывание мозгов". Уилсон Р.А. Психология эволюции. - Киев, 1998, с.159.
Действительно, манипулировать толпой гораздо проще, чем объяснять что-то отдельным людям. Человек, привыкший задавать вопрос: "Почему? Каким образом?", вряд ли вольется в охваченную эмоциональным порывом толпу.
Вхождение в какую-то группу, считают социальные психологи, может резко изменить моральные оценки и поведение человека. Так, если бы он отвечал сам за себя, те или иные поступки для него были бы неприемлемы. Но когда он действует в составе группы или просто толпы, то плохие и невозможные прежде поступки часто оказываются для него вполне моральными и обоснованными.
Что касается патриотизма в "чистой" форме, то можно вспомнить, что римляне с детства воспитывались в духе горячей любви к родине, ради счастья и величия которой они должны быть готовы к любым жертвам и даже смерти.
"Дороги родители, дороги дети, родственники, друзья. Но родная земля олицетворяет все, что мы любим. И кто же действительно, поколеблется отдать свою жизнь за нее, если собственной смертью, он сможет оказать ей услугу?
Тем более омерзительны те выродки, которые раздробили свою отчизну на части, совершив всевозможные преступления, замышляли и замышляют полностью разорить ее. И если нужны еще сопоставления или сравнения для того, чтобы понять, кому мы обязаны больше всего, то первыми должны быть названы наша страна и родители, так как наш долг перед ними налагает на нас особую ответственность. Затем идут дети и вся семья, возлагающие на нас одних свои надежды на поддержку и не могущие рассчитывать на защиту со стороны других. Наконец, наши родственники, чья судьба в значительной степени является нашей судьбой", - писал Цицерон. Cicero. De officiis. L. 1913, pp. 59-61.
Во всех речах и трактатах Цицерон отстаивал идею необходимости умереть за отечество. "Достоин похвалы тот, кто умирает за страну, так как нам пристало любить нашу страну больше, чем самих себя", - настойчиво твердил он. Cicero. De finibus bonorum et malorum. L. 1914, p. 285.
А ведь со дней Цицерона принципы и методы пропаганды не менялись. Развивались и совершенствовались лишь технические средства передачи информации.
Поль Лайнбарджер, автор книги "Психологическая война", писал: "Информация становится пропагандой, если лицо, публикующее ее, преследует какие-либо цели". Он выделял три типа пропаганды: белую, серую и черную.
Белая пропаганда ведется от лица официального источника, обычно правительства или одного из его органов, включая военное командование. Этот тип пропаганды используется при ведении явных операций. Исторический опыт показывает, что именно агрессивная пропаганда официальных кругов всегда усугубляла развитие кризисов в международных делах, более того, создавала условия для их эскалации и необратимости, что обычно заканчивалось войной.
Серая пропаганда, сообщая искаженные факты, в качестве источника собственной информации обычно, дабы вызвать доверие, указывает на некий неопределенный круг лиц ("по мнению шведских ученых"), на авторитетный орган ("как считают эксперты международного фонда") или организацию с громким названием.
Скажем, автор называет так свою должность: директор института стратегического анализа ФБЭ. Кто же узнает, что грозное ФБЭ расшифровывается: ИЧП "Финансово-бухгалтерская экспертиза", а весь "институт стратегического анализа" размещается за одним столом?
Один из излюбленных приемов серой пропаганды - публикации данных статистики или так называемых социологических опросов, - по видимости объективных, подкрепляемых цифрами. Но "опросы" всегда организуются с нарушениями требований социологии к выбору респондентов. В лучшем случае их итоги отражают лишь срез настроений случайной выборки лиц, подвергающихся пропагандистской обработке телевидения. Еще более недостоверны так называемые интернет-опросы, организуемые разными изданиями и каналами, которые проводят дилетанты-журналисты. В этих опросах участвует лишь аудитория СМИ.
О реальных настроениях населения из них узнать нельзя. Но сама публикация "данных", по которым, якобы, большинство поддерживает какую-то точку зрения, подталкивает читателя-конформиста поступить, "как все".
Липовая же статистика удобна тем, что для опровержения нужно долго рыться в каких-то справочниках, на что обычно у всех нет времени. По убеждению Д. Бернала, в 99 случаях из 100 люди готовы довериться чужим знаниям.
На этом и играют наши и зарубежные "эксперты", негативно настроенные к РФ. То сам А. Чубайс со слезой на глазах каркнет, что, де, уровень жизни россиян снижается, то свежеуволенный директор НИИ статистики В. Симчера признается, что, мол, дела в России прямо-таки апокалиптические.
А на днях министр финансов США Джейкоб Лью важно предрёк "резкое падение прогнозируемого роста российской экономики, усиление оттока капитала, а также повышение стоимости заимствований, что свидетельствует о падении доверия к перспективам рынка" (Финмаркет, 28.04.2014).
Лучше бы министр-ворон сообщил слушателям, почему долг США ежедневно прирастает на 2,5 миллиарда долларов, почему каждый двенадцатый американец сидит без работы, почему 30% граждан США не имеют права на государственное медобслуживание, а 22 млн. семей получают талоны на питание.
Но про Россию врать проще...
Черная пропаганда своих источников сведений не называет. Ложь, которую она сообщает, совершенно неправдоподобна и рассчитана лишь на эмоциональное восприятие. Этот тип пропаганды сопряжен уже с атакующими операциями психологической войны, нацеленными на создание паники.
Обязательные функции пропаганды, по мнению социологов:
опосредованная борьба с противником (конкурентом).
Одним из главных приемов пропагандистской войны является противопоставление патриотизму образа врага. Точнее говоря, врагов, ибо конструируется некая иерархия, вражеская система, в которой имеется главный враг, а другие, второстепенные враги действуют на заднем плане.
Заметьте, что враги у отечества имеются всегда. Тот факт, что народу плохо живется в собственной стране, обычно увязывается правящей элитой с происками врагов. Борьба за свободу народа обычно кончается охотой на ведьм.
Назойливое напоминание элитой исторических обид, нанесенных народу врагами, - это, по сути, сооружение ею громоотвода для себя.
К дням древнего Рима восходят и многие другие методы воздействия на массы, с тех пор принятые на вооружение всеми пропагандистами.
Один из таких методов - "повторение", помогающее закреплению мысли пропагандиста в сознании или даже в подсознании толпы.
Так, консул Марк Катон Старший (234-149 гг.), завершал все речи в сенате, все равно, о чем бы ни говорил, стандартным слоганом: "Впрочем, полагаю, что Карфаген должен быть разрушен".
Вряд ли, видимо, именно призывы Катона вызвали Третью Пуническую войну, окончившуюся падением Карфагена. Но не надо вовсе отрицать его влияние на психику граждан Рима. Капля камень долбит...
"Восприимчивость масс очень ограничена, их интеллект невелик, но способность забывать - огромна. Как следствие этих фактов, вся эффективная пропаганда должна быть ограничена немногими положениями, и бесконечно твердить эти лозунги до тех пор, пока самый недалекий из людей не поймет в них то, что вам требуется", - писал Адольф Гитлер.
С незапамятных лет берет начало и вся националистическая пропаганда, сочетающая восхваление собственной нации с очернением всех других.
Как писал Карл Поппер, "национализм взывает к нашим племенным инстинктам, к страстям и предрассудкам, к нашему ностальгическому желанию освободиться от напряжения индивидуальной ответственностью, которую он пытается заменить коллективной или групповой ответственностью". Поппер К. Открытое общество и его враги, т.2, с.61.
Восхваление опирается на патриотизм, в основе критики соседей лежит другая составляющая национализма - ксенофобия.
Великий русский писатель Лев Толстой напоминал, что "патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, - а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами.
Но удивительное дело, - продолжал он, - несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или еще всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но преступно...
Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых - отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти... Патриотизм есть рабство"...
По его мнению, борьба за национальные интересы напоминает ссоры детей:
- "А я тебя ущипну".
- А я тебя кулаком.
- "А я тебя кнутом".
- А я палкой.
- "А я из ружья"...
Так спорят и дерутся только злые дети, пьяные люди или животные, а между тем, это совершается в среде высших представителей самых просвещенных государств, тех самых, которые руководят воспитанием и нравственностью своих подданных.
Надо помнить, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодом поколении, у нас будут вооружённые конфликты, губящие и физические и духовные жизни народов, будут войны, ужасные братоубийственные войны, как те, к которым мы готовимся и в круг которых мы вводим теперь, развращая их своим патриотизмом, новых страшных бойцов Дальнего Востока"... Патриотизм и Правительство.- В кн. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений, т.90, М., 1958.
Русский философ-эмигрант И.А. Ильин тоже доказывал, что патриотизм и любовь к родине - вещи разные.
Он рассуждал так: "Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания.
Тогда любовь к родине живет в ушах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта, то вспыхивает слепой и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла.
Тогда патриотизм оказывается слепым аффектом, который разделяет участь всех слепых и духовно не просветленных аффектов: он незаметно вырождается и становится злой и хищной страстью - презрительной гордыней, буйной и агрессивной ненавистью; и тогда оказывается что сам "патриот" и "националист" переживает не творческий подъем, а временное ожесточение и, может быть, даже озверение.
Оказывается, что в сердце человека живет не любовь к родине, а странная и опасная смесь из воинственного шовинизма и тупого национального самомнения или же слепого пристрастия к бытовым пустякам и лицемерного "великодержавного" пафоса, за которым нередко скрывается личная или классовая корысть. Из такой атмосферы, подкрепленной чисто коммерческими интересами (сбыт товаров!), и возникает нередко та форма национализма, которая решительно не желает считаться ни с правами, ни с достоинствами других народов и всегда готова возвеличить пороки своего собственного.
Люди, болеющие таким "патриотизмом", не знают и не постигают - ни того, что они "любят", ни того, за что они это "любят"... Они следуют... стадному или массовому инстинкту во всей его слепоте; и жизнь их "патриотического чувства" колеблется как у настоящего животного, между бесплодной апатией и хищным порывом". Ильин И. Путь духовного обновления, с.172-173.
Ярым критиком насаждаемого в России патриотизма был Михаил Бакунин. "Страсть патриотическая очевидно страсть общественная... Естественный патриотизм можно определить так: инстинктивная, машинальная и совершенно лишенная критики привязанность к общественно принятому, наследственному, традиционному образу жизни, и столь же инстинктивная, машинальная враждебность ко всякому другому образу жизни. Это любовь к своему и к своим и ненависть ко всему, имеющему чуждый характер. Стало быть, патриотизм, с одной стороны, коллективный эгоизм, а с другой стороны - война ... патриотизм, восхваляемый нам поэтами, политиками всех школ, правительствами и всеми привилегированными классами как высшая и идеальная добродетель, имеет корень не в человеческих, а в звериных свойствах человека. Чем менее сложна сама основа социальной жизни, тем сильнее проявляется естественный патриотизм, т.е. инстинктивная привязанность индивидов ко всем материальным, интеллектуальным и моральным привычкам, составляющим обычную, традиционную жизнь отдельной общины, и ненависть их ко всему чуждому, ко всему отличающемуся. В настоящее время это патриотическое отвращение ко всему иностранному встречается только у диких народов... Разве подобного рода грубый и дикий патриотизм не является самым грубым отрицанием всего, что называется человечностью? Отсюда следует, что естественный патриотизм обратно пропорционален развитию цивилизации, т.е. торжеству человечности в человеческих обществах... Интенсивность естественного патриотизма является показателем не человечности, а звериного состояния". Бакунин. М. Письма о патриотизме. - В кн. Бакунин М. Избранное. М. 2001, с.354.
И опять вспомним Ивана Ильина.
"Есть больные и извращенные формы национального чувства и национальной политики. Эти извращенные формы сводятся к двум главным типам: в первом случае национальное чувство прилепляется не к главному в жизни и культуре своего народа; во втором случае оно превращает утверждение своей культуры в отрицание чужой.
Первая ошибка состоит в том, что чувство и воля националиста прикрепляются не к духу и не к духовной культуре его народа, а к внешним проявлениям народной жизни - к хозяйству, к политической мощи, к размерам государственной территории и к завоевательным успехам своего народа.
Есть государства, националисты которых удовлетворяются успехами своего народного хозяйства (экономизм), мощью и блеском своей государственной организации (этатизм) или же завоеваниями своей армии (империализм).
Тогда национализм отрывается от главного, от смысла и цели народной жизни, и становится чисто инстинктивным настроением, подвергаясь всем опасностям обнаженного инстинкта: жадности, безмерной гордыне, ожесточению и свирепости.
Вторая ошибка заключается в том, что чувство и воля националиста, вместо того, чтобы идти в глубину своего духовного достояния, уходит в отвращение и презрение ко всему иноземному...
Эта ошибка имеет не логическую природу, а психологическую и духовную: тут и наивная исключительность примитивной натуры, тут и этнически врожденное самодовольство, и жадность, и похоть власти, и узость провинциального горизонта, и отсутствие юмора, и конечно, неодухотворенность национального инстинкта. Народы с таким национализмом очень легко впадают в манию величия и в своеобразное завоевательное буйство, как бы ни называть его - шовинизмом, империализмом или как-нибудь иначе". Ильин И. Путь духовного обновления, с.246.
Об иррациональности патриотизма и фанатизме национализма, спекулирующих на любви к отечеству, писал и Н.В. Устрялов, другой мыслитель русской эмиграции. Он чувство патриотизма, стихийной инстинктивной любви к родине в своей теории государства связывал с исступленным национализмом, как политической доктриной, и объединял их с философским национализмом, занятым оправданием иррациональных побуждений и поиском теоретических обоснований агрессии.
"Когда факт патриотизма становится непосредственно несомненен, осязателен для каждого, естественно, что каждый мыслящий человек стремится так или иначе этот факт осознать, осмыслить, - выработать определенную теорию патриотизма.
Что такое любовь к отечеству, где ее корни, в чем ее смысл? Каким образом ее познать и должно ли ее оправдать или осудить? Если она подлежит оправданию, то в какой форме и в каком отношении? Как возможен истинный национализм?
Иррациональная любовь к отечеству, т.е. патриотизм, есть факт, необъяснимый объективно-моральными качествами любимой родины... Когда объектом такой слепой, выше справедливости идущей любви делается не личность отдельного человека, но исторический народ, тогда возникает вид политического исступления - национализм". Устрялов Николай. О сущности русского национализма. - В кн. Устрялов Н.В. Элементы государства, Нью-Йорк, 1940, с.12.
Но Владимир Соловьев, конечно, был прав, говоря, что "доведенный до крайнего напряжения, национализм губит впавший в него народ, делая его врагом человечества, которое всегда окажется сильнее народа". Соловьев В.С. Национальный вопрос в России, т. 5, с.13.
Он мудро предупреждал: "Только при крайнем слабоумии и невежестве или же при крайней недобросовестности можно утверждать, что естественное стихийное чувство патриотизма само по себе достаточно, чтобы давать должное направление патриотической деятельности. На самом деле патриотизм, как и всякое натуральное чувство, может быть источником и добра и зла. Вся история свидетельствует, что государства и народы как спасались патриотами, так от "патриотов" же и погибали... Разве не патриотизм воодушевлял тех парижан, которые ликовали при объявлении войны Германии и кричали "На Берлин!". Но этот патриотизм оказался и предвестием и причиной национального бедствия... Сверх силы непосредственного чувства нужно еще патриотическое сознание, различающее истинное благо отечества от кажущегося и ложного... Истинный патриотизм заставляет желать своему народу не только наибольшего могущества, но главное - наибольшего достоинства, наибольшего приближения к правде и совершенству, т.е. к подлинному, безусловному благу". Соловьев В.С. Поэзия гр. А. Толстого. - В кн. Соловьев В.С. Избранные критические произведения. М. 1990, с.349.
Над понятием "национализм" 20 лет назад размышлял и поляк Адам Михник. По его мнению, "стремление к возрождению национальных ценностей, защита национальной культуры, борьба за национальную государственность - все это не является национализмом.
Национализм - это определенная концепция мира, согласно которой народы являются конкурентами в борьбе за выживание. Национализм - это не борьба за свои национальные права, а пренебрежение чужим правом на сохранение национального и человеческого достоинства.
Национализм - это выраженная форма естественной потребности каждого народа иметь свое государство. Национализм означает нетерпимость: он отказывает другому человеку в праве на национальную жизнь. Национализм - это способ избавиться от ответственности за прошлое. Виноваты всегда "чужие" - таково убеждение каждого националиста.
Национализм, помимо этого, является способом создать такой образ своего народа, в котором не было бы места для "инородцев". Националистическое мышление делает возможными преследование космополитизма в культуре или ограничение в правах граждан еврейского происхождения. Национализм берет на вооружение лозунги типа "Россия для русских", "Польша для поляков" или "Болгария для болгар". Националистическая доктрина приводит к погромам, о чем свидетельствует кровь убитых в румынской Трансильвании венгров". Михник А. Национализм: чудовище пробуждается. - Век двадцатый и мир, ?10, 1991.
Времена меняются.
Ныне "борец с национализмом" редактор "Газеты выборча" Адам Михник славится, как трубадур польского ультрашовинизма. Он призывает пересчитывать пальцы после рукопожатия с Путиным, злобно клевещет на любой шаг Кремля и возмущается, "с какой легкостью немецкое общественное мнение глотает пропаганду России о том, что в Киеве правят фашисты".
А мы, перечитав старую статью пана Михника, лишь вздохнем, - да неужели в одной Трансильвании? А зверские убийства поляками в период между двумя мировыми войнами немцев, - это разве не следствие национализма? А еврейские погромы на Украине, армянские в Турции, китайские в Индии...
А десятки войн, пережитых человечеством в минувшем столетии? И каждой из этих кровавых боен предшествовала пропагандистская война.
"Многомиллионные человеческие стада людей, принадлежащих к самым культурным нациям и самым передовым их классам, на наших глазах бросались истреблять друг друга с тем же зоологическим ожесточением, как их далекие звероподобные предки. Лондон и Париж, великие центры мировой культуры, устраивали такие же дикие патриотические погромы, как полуазиатская Москва... - горько писал Александр Богданов, предтеча теории социальной кибернетики. - Не значит ли это, что существует только прогресс техники и внешних форм жизни, но нет прогресса человеческой природы, - достаточно вихрю истории сорвать с европейца бумажный плащ гуманной цивилизации, чтобы под ним обнаружился извечный троглодит?" Богданов А. Тектология, ч.1, с.241.
Что же творится ныне на Украине?
Отвечу прямо: то же, что и в России, что происходит во всем мире. Всем без исключения "пациентам" можно ставить точный диагноз - национальный психоз, созданный пропагандой.
Увы, слова песенки, что "приходит время, люди голову теряют", всецело применимы к нашим дням, ко всему обществу, к несомненной индукции массовых социально-стрессовых расстройств, сопровождающихся нарушением адаптации и неадекватным поведением.
"Манипуляция альтернативой - "национальное государство или империя" - отличительная черта политических доктрин, которые успешно реализуются на ранних стадиях развития национального движения благодаря отчасти ситуационным, отчасти психологическим факторам (к первой группе следует отнести резкое падение легитимности и эффективности "постимперского центра" и его институтов, ко второй - массовую политическую фрустрацию и национальный психоз).
Практический иррационализм этнократии, подстегиваемый инстинктом самосохранения, толкает ее к обострению политической борьбы и нарастающему применению авторитарных методов для решения государственных проблем. Наспех сколоченный парламентаризм, выполнив свою задачу укрепления власти этнократии, неизбежно будет заменен режимом националистического толка, являющегося желаемым (или нежелательным) результатом так называемого национального самоопределения". Тощенко Ж. Социология, с.211.
Почему СМИ способны вводить в заблуждение свою аудиторию и манипулировать ее сознанием, объяснил профессор МГИМО В.Д. Соловей: "Люди не верят политикам. Люди не верят, что политики говорят правду - их интересует, почему они это говорят. Им кажется, что правда скрывается "где-то там"... И СМИ предоставляют возможность ее увидеть. Они говорят: вот она, вот краешек правды!"
Действительно, все люди хотят ощущать свою принадлежность к большинству, надеясь оказаться на стороне правоты, они убеждены, что от них скрываются какие-то тайны и хотят простых объяснений для всего, что происходит в мире...
Вот на этом и спекулируют организаторы психических войн. "Пропаганда хороша, когда вы пропагандируете идею не давать детям в руки спички. Если же речь идет о взрослых, то пропаганда ничего хорошего не дает. Она создает искаженную картину действительности, извращенный образ окружающего мира и событий в стране. Под влияние пропаганды попадают сами ее организаторы и в итоге принимают неправильные решения. Это очень опасно, - заметил председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, советник президента РФ В. Путина Михаил Федотов. - Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы уменьшить накал пропаганды и перейти к нормальной информационной политике. Люди должны знать, что на самом деле творится и на соседней улице, и в соседнем городе, и в соседней стране. Если же вместо реальности ты получаешь другую картинку, то не можешь правильно управлять своими действиями, оказываешься в ситуации, когда твои решения и действия не соответствуют реальной обстановке" :http://www.rosbalt.ru/main/2014/04/25/1261837.html
"В целом и в пределах всей получаемой человеком информации, - создается тот стандартизованный, воображаемый мир, ежедневное соприкосновение с которым должно содействовать возникновению и укреплению у воспринимающего индивидуума определенных ценностно-установочных блоков в отношении ситуации реального внешнего мира", - когда-то писала советский социолог М. Лауристин, ныне автор сотен трудов, профессор Тартуского университета и эксперт Совета Европы по проблемам национальных меньшинств. (Работала после развала Союза вице-спикером парламента, министром социальной политики Эстонии). Другими словами, цель пропаганды в том, чтобы человек сам, по доброй воле, а не под угрозой физической расправы воспринял за белое то, что годами считалось черным.
А Бертран Рассел грустно шутил: "Если в недавнем прошлом попытка убедить людей в том, что снег черный, была синонимом безнадежной затеи, современная социальная психология уже не может назвать такую цель неосуществимой. Будущие ученые просто установят в расчете на одну голову, во что обойдется убедить людей в том, что снег черный. Может быть, дешевле окажется внушить им, что снег темно-серый... Простому народу не дадут знать, как возникают его убеждения". Рассел Б. Влияние науки на общество.
Национализм, вопреки Марксу, сильнее идеи классовой борьбы, хотя основа обоих - Большая ложь. Я не раз писал об этом http://www.proza.ru/2013/12/26/1401.
Когда-то Красная Армия, столкнувшись с патриотизмом поляков, была вынуждена бежать от Варшавы: рабочие Польши били братьев по классу в хвост и гриву.
Если Бог хочет наказать человека, то лишает его разума. Когда-то Владимир Соловьев написал: "Усиленное возбуждение племенной и религиозной вражды, столь противной духу христианства, подавляя чувство справедливости и человеколюбия, в корне развращает общество и может привести к нравственному одичанию, особенно при ныне уже заметном упадке гуманных идей и при слабости юридического начала нашей жизни". Соловьев В.С. Соч., М., 1989, т.2, с282.
За два десятилетия стараниями пропаганды украинцам была привита социальная паранойя. Теперь народ Украины сознательно и эффективно заражен тремя маниями - это комплексы национального величия и реванша, дополненные внедренным в сознание людей образом соседа-врага и насаждением в обществе русофобии - страха перед ним, иначе говоря - манией преследования.
А ныне кликуши довели жителей нищей страны до безумия, вынудив одну часть населения идти войной против другой, столь не небогатой, причем народ даже не осознает, зачем он шлет сыновей на Донецкий фронт. Кто объяснит, за чьи интересы, всего за несколько месяцев погибли или были ранены почти 27 тысяч человек? Между прочим, за 10 лет войны в Афганистане СССР потерял убитыми менее 15 тысяч солдат.
Разум покинул Украину, похоже, надолго.
Кажется, болгарская пророчица сказала это именно о нынешних днях: "Все чаще будете вы встречать людей, которые глаза имеют, да не видят, уши имеют, да не слышат", - передает слова бабы Ванги её стенографистка Бойка Цветкова. - "Брат против брата пойдет, матери будут бросать детей своих. Каждый будет искать способ спасаться поодиночке...".
Сюрреализм извращения событий на Украине поражает воображение. Демократическая свобода слова тут уступила место произволу лжи.
"Сегодня пресса Украины - тоталитарная. Поэтому все, что не совпадает с камертоном общеукраинской истерики, хоть сколько-нибудь отличается, вызывает яростный гнев и стремление к уничтожению...
Совершенно страшные угрозы свидетельствуют о внутренней дестабилизации участников так называемой "украинской революции", о внутреннем беспокойстве, каком-то чувстве отсутствия правды и исторической объективности.
У них есть только припадочная потребность, чтобы их ценности разделили или, по крайней мере, как-то одобрили. Отсюда - все, что не совпадает, кто говорит не в унисон, должны быть уничтожены", - это мнение телеведущего Сергея Доренко.
А Елена Бондаренко, депутат Верховной Рады от Партии регионов, заявила: "Обычные украинцы даже не догадываются, что в Украине ведется преступная борьба с оппозицией, что данное Конституцией право на свободу слова всячески подавляется. Те же редакции, которые, превозмогая страх, работают честно, подвергаются нападениям националистических группировок, а организаторы и участники погромов редакций, даже идентифицированные по видео- и фотоматериалам, не привлекаются к ответственности". http://www.rg.ru/2014/09/12/ukr.html
Сколько корреспондентов уже изведало застенки Украины!
Англичанин Грэм Филипс, россияне Марат Сайченко, Олег Сидяйкин, Антон Малышев, Андрей Сушенков и многие другие. Убиты репортер-итальянец Энди Рокелли и его переводчик из России, погибли в Донбассе Игорь Корнелюк, Антон Волошин, Анатолий Клян, Андрей Стенин... Всех этих журналистов убили украинские силовики.
Вещание пятнадцати телеканалов РФ на Незалежной запрещено. По всем телеканалам Киева ведущие брешут о русских диверсантах и чеченских боевиках, сообщают о вводе на Украину войск РФ, называют липовые цифры многотысячных потерь и ранений. Россию надрывно винят во всех грехах, вплоть до убийства мирного населения.
"Утром, едва проснувшись, рядовой киевлянин слышит, что на его страну напали враги. То, что эти враги говорят на одном с киевлянином языке, - результат роковой исторической ошибки. Другой правды услышать неоткуда. Враждебные телеканалы отключены. Есть несколько на немецком или английском, но при всём благоговении перед Европой средний киевлянин этими языками владеет слабо, - пишет Ростислав Ищенко. - Вообще роль пропаганды, прежде всего телевизионной, огромна. Она создаёт "правильную картинку". По этой картинке киевляне и все украинцы веками желали стать униатами или, в крайнем случае, примкнуть к "киевскому патриархату"... В их городе произошла революция. Ненавистный режим Януковича сметён. Герой анекдотов Азаров, не знавший государственного языка, сгинул. Страну возглавили национально сознательные люди. Никакие не фашисты. И по всем показателям европейское счастье должно уже выглядывать из-за киевских холмов. Однако не выглядывает, потому что идёт война, развязанная враждебным соседом".
Черной краской мажут и сопротивление в Донбассе. Всем видно, как предвзято это делается. Диктор анонсирует блок новостей: еврокомиссар заявил, что сепаратистов из Донбасса будут судить в Гааге. А в самой новости звучит: европейский чиновник считает, что виноваты в равной степени обе стороны конфликта и будут отвечать по законам международного права.
Чудовищная ложь, патологические домыслы и наркотический бред заполнили не только телеэкраны и радиоэфир, но и все закоулки Интернета. В социальных сетях царит климат морального террора. Едва поднимешься из окопа, произнесешь слова "Россия", "соотечественники", "право на референдум", как по тебе открывают шквальный огонь.
Писатель Платон Беседин в свежем номере "Известий" подвел горький итог: "Толпа агрессивных зомби, требующих крови, готовых разрывать на куски тех, кто не инфицирован вирусом Евромайдана, расползается по Украине".
Российский телевизор, в свою очередь, тоже насаждает неприязнь к украинцам. Трудно вспомнить хоть одного "белого и пушистого" телеведущего из Москвы.
Ложь и поныне - привычное занятие многих великих мира сего.
Примерно 60% граждан США считают, что президент Барак Обама водит их за нос, как показал опрос общественного мнения, проведенный недавно телеканалом Fox News. Так, 37% опрошенных убеждены, что глава Белого дома лжет "большую часть времени", 24% респондентов уверены, что он говорит неправду "иногда", 20% американцев думают, что врет Обама в важных для страны вопросах лишь "изредка".
В интервью "Итоговой программе" НТВ постпред России в ООН Виталий Чуркин 6 апреля сетовал, что в стенах Организации Объединенных наций давно уже наблюдаются случаи лоббизма, а нередко и "манипулирование фактами. Меня это, честно говоря, изумляет, - признался Чуркин. - Даже представители классических европейских дипломатий иногда не удерживаются от того, чтобы просто искажать факты в тех или иных дискуссиях в Совете безопасности, и приходится их возвращать к реальности".
Чаще всего пропаганда использует старый шулерский трюк: одно выдает за другое. Подмена понятий - это логическая ошибка, состоящая в выдаче какого-то объекта (либо явления) за тот, каким он заведомо не является, и в использовании несоответствующего контексту определения слова.
Этот трюк часто допускают для введения в заблуждение аудитории, т.к. он может в равной степени использоваться, как для возвышения своих идей, так и для унижения оппонента.
Очень важная победа - внедрение в словарь врага своей, лживой лексики. Конфуций еще 15 веков назад предупреждал: "Когда утрачивают свой смысл слова, люди теряют собственную свободу".
Действия ярошевцев с Майдана, забрасывавших коктейлями "Молотова" отряд "Беркута" - "мирный протест гражданских лиц". Сопротивление жителей Юго-Востока, их желание отстоять свои права, возможность нормально жить на своей земле - это действия "незаконных вооруженных формирований, террористов и сепаратистов", имеющие целью подрыв территориального единства Украины. Благодаря подмене понятий происходящее на Украине западные политики и СМИ определяют не как преступное использование армии против мирных граждан (что запрещается украинской Конституцией), а как "законные действия в рамках антитеррористической операции".
Киевский аналитик Владимир Безмалый в статье "Украина проиграла информационную войну" напоминал:
"В информационной борьбе побеждает та сторона, которая более эффективно использует информацию и каналы влияния.