Павел Лунгин, рассказывая в Каннах о своем последнем фильме об Иване Грозном, попенял Эйзенштейну, что тот сделал образ царя непсихологичным. Забавно, что в подобном обвинил Эйзенштейна Сталин. Кстати, вскоре после съемок фильма Эйзенштейн умер, как обычно и случалось с теми, кто Сталина разочаровал.
Образ любимого персонажа Путина и Сталина вышел у Эйзенштейна очень психологичным. Просто непривлекательным. Возможно, Сталину не понравилось, что режиссер не коснулся пресловутой "масштабности" личности Грозного. Но это вопрос особый. История знала и более масштабные личности. А вот таких отморозков было мало.
Лунгин, видимо, нашел способ добавить сложности личности Грозного.
В своем фильме по произведениям Гоголя Лунгин раправился с образои "маленького человека", собственно и прославившего русскую литературу, давшего ей своеобразный, не похожий на другие облик. То остервенелое глумление, которое мы видим в этом фильме потрясающе.
Все это говорит о том, что перед нами умный, тонкий агент Зла, грамотно внедряющий в души губительные идеи.