Последнее десятилетие прошлого века для Латвии, впрочем, как и для большинства бывших советских республик, было временем становления национальной независимости.
Однако в 20 веке лишь республики Прибалтики: Латвия Литва и Эстония обладали уникальным 20-летним опытом независимого развития, прерваным советской оккупацией в июне 1940 г. Последующая немецкая, а затем с 1944 г. вновь советская оккупации так и не смогли заставить народы Прибалтики отказаться от мечты о независимом государстве.
В годы резких политических перемен 80-х годов, прошедших в СССР, эти мечты стали обретать реальные очертания. 1988 г. стал годом нового национального пробуждения латышского народа, что привело к образованию Народного фронта Латвии и активной борьбе за демократизацию Латвии и очередному этапу возрождения латышской национальной культуры.
Однако помимо латышей в Латвии проживали и проживают десятки других национальностей, которые тоже в полной мере испытали на себе невелирующую политику коммунистического строя, стремившегося превратить все народы, населявшие СССР, в "новую историческую общность - советский народ". Все эти национальные группы хотели быть самостоятельными и играть свою роль и жить своей национальной жизнью.
Наиболее пострадавшие от советской национальной политики евреи организовались быстрее других. Уже летом 1988 г. инициативная группа заявила о создании Латвийского общества еврейской культуры (ЛОЕК), учредительный съезд которого состоялся в ноябре того же года.
1 сентября 1989 г. в Риге открылась первая не только в Латвии, но и территории бывшего СССР, Рижская еврейская средняя школа.
За прошедшее десятилетие окрепла и увеличила свое влияние Рижская еврейская религиозная община под руководством главного раввина Натана Баркана.
Сегодня в Латвии существуют и действуют 8 городских еврейских общин. Рижская, объединяющая около 9000 евреев жителей Риги. Работают общины в городах: Даугавпилс, Екабпилс, Елгава, Лиепая, Лудза, Резекне, Вентспилс. К сожалению, в этих общинах насчитывается всего от нескольких десятков до нескольких сотен евреев.
Кроме того, в Латвии действуют следующие еврейские организации и учреждения:
Рижская больница общества "Бикур холим",
Музей и документационный центр истории "Евреи в Латвии",
Латвийское общество бывших заключенных гетто и концентрационных лагерей "Жертвы еврейского геноцида в Латвии" (ЖЕГЛ),
Союз еврейской молодежи Латвии,
Латвийская ассоциация евреев - ветеранов войны,
Группа евреев, репрессированных в годы советской власти,
Отдел социологических исследований,
Спортивное общество "Маккаби",
Объединение милосердия "Вицо-рехамим",
Центр культуры Рижской еврейской общины,
Фонд им. Дубина "Шамир".
По признанию самих латвийских социологов, "евреи наиболее организованное меньшинство Латвии".
Государственного антисемитизма в Латвии нет. Еще в 1990 г. Верховный Совет Латвии принял Декларацию о недопустимости геноцида и антисемитизма. Установлен день Памяти жертв Катастрофы в Латвии - 4 июля. В тот день в 1941 г. в Риге местными убийцами была сожжена Хоральная синагога вместе с несколькими сотнями загнанных туда евреев. С 1995 г. в день Памяти жертв геноцида евреев Латвии в республике вывешиваются государственные флаги с траурными лентами, и проводится официальная церемония у мемориала на месте сожженой синагоги.
Однако в Латвии есть право-радикальные движения, чей национализм обращен против всех инородцев, в первую очередь против русского и русскоязычного населения. Большая часть, проживающих в Латвии евреев, приехала в республику после войны и не владеет латышским языком. Эти евреи не получили латышского гражданства. Таким образом, они относятся к дисриминируемому русскоязычному населению.
Гражданами Латвии в 2000 г. являлись 54,2% проживающих в Латвии евреев. Однако тема антисемитизма в Латвии требует отдельного разговора.
Евреи покидают Латвию. Если в 1989 г. в Латвии проживали 22 900 евреев, то в марте 2000 г. по сведениям Центрального статистического бюро Латвии в республике проживали 10 275 евреев. Основная масса евреев покинула Латвию в период 1989-1994 гг. За эти пять лет Латвию покинули 8842 человека. Основной мотив миграции возвращение на свою этническую родину в Израиль, или объединение с родственниками в разных странах.
Репатриацию и эмиграцию стимулируют не только внутренняя политика, но и переживаемые экономические трудности, связанные с глобальными изменениями структуры хозяйства и науки Латвии. Большинство крупных предприятий, исследовательских центров, работавших на ранее существовавший всесоюзный рынок, закрыты. Поэтому из республики уезжают те, кто видит значительно большие перспективы устройства для себя в других странах.
Можно предположить, что еврейская община Латвии превратится в очень немногочисленную общинц в следствие продолжающегося и сегодня пусть и незначительного процесса эмиграции в другие страны мира, а также репатриации в Израиль.
Община продолжит существование по примеру небольших еврейских общин.к примеру, Скандинавских, живущих в условиях демократического государства, уживаясь с вечным спутником евреев - антисемитизмом.