Одно спасение у побежденных - не надеяться ни на какое спасение.
Публий Вергилий Марон
Невозможно создать искусственный интеллект, не несуший угрозы для человечества, пока угрозой для него является сам человеческий разум.
Декаролис Сосинский
- Слушай, Собеседник... а ты каких-нибудь итальянцев знаешь?
- Ну знаю...
- А кого?
- Ну этого знаю... Гарибальди. А ещё Тольятти. И Муссолини...
- И всё?
- Ну и ещё этих... Сакко и Ванцетти...
- Ты бы ещё Джордано Бруно вспомнил!
- А чо, он же тоже итальянец...
- Итальянец конечно, только кому от этого легче?
- А почему не легче?
- Так его же японцы живьём сожгли в паровозной топке!
- Ну и подумаешь! Может им дров не хватило... Муссолини тоже повесили, и чо теперь? А Сакко и Ванцетти утопили в бочке со спиртом по приговору суда... А Гарибальди сначала пенсию предложили за боевые заслуги, а потом так застыдили за то что он её взял, что он с горя заболел да и помер.
- А Тольятти?
- А Тольятти коммунисты в Крыму отравили, это уже в советские времена.
- Нда... Как-то не кайфово итальянцы живут.... Жрут одни макароны, пьют оливковое масло и мрут как осенние мухи...
- А кто на свете вообще живёт кайфово? Вы что ли?
- Ну а чё мы, разве нет? У итальянцев в старинные времена инквизиторы народу сожгли целую толпу, а у нас только протопопа Аввакума, да и то потому что он всю дорогу расставлял пальцы веером. А все остальные сжигались без всякой инквизиции сами по себе. Им так было больше с руки чем сидеть и ждать пока власть инициативу проявит.
- Что поделать... Страна-то от века была такая. Копни только архив, и сразу видно как жилось вашим животным предкам. Им всё приходилось самим, никакой кооперации. Самим обои клеить, самим рыбу чистить, огород копать, сцепление в москвичонке менять, самогонку гнать, творог цедить, дыры в заборах драной фанерой забивать чтоб всякая сволочь с улицы не подглядывала. А когда уже остопиздит всё самим делать, ну тогда - или в речку топиться или в скит сжигаться. Опять же самим, никто за руку не потянет.
- Вообще-то наши предки всё больше на климат пеняли. Они ещё говаривали что мол, климат определяет геополитику, а геополитика - все прочие менструальные циклы...
- Это, похоже, правда. От климата, конечно, много чего зависит. Вот копни, опять-таки, архив... Получается, когда климат в стране хороший, то всё в ней есть - и магазины, и рестораны, и такси, и права человека, и конституция, и проституция, и инквизиция. А главное - разделение труда и кооперация! Когда каждый от века сидит на своём, всё получается влёгкую.
- Что получается?
- Да что хошь! Когда надо - и обуют, и оденут, и напоят, и накормят, и отвезут куда скажешь, и развлекут, и в суде защиту обеспечат. А когда помрёшь - аккуратненько тебя сожгут, и пепел в коробочку ссыпят, и выдадут безутешным родственникам ту коробочку, обернув подарочной ленточкой для пущей красоты. Ничего самому делать не надо, только заработай да заплати.
- А для чего это всё вообще было надо?
- Что для чего надо?
- Ну там, чтобы люди сперва развлекались... А потом сжигались... Или наоборот, чтобы других сжигали... Так вроде по отдельности всё понятно. А если посмотреть в целом - то оно всё для чего?
- Как это для чего? Для чего люди спокон веков всё делают? От скуки, конечно! Ты прикинь сколько всего ваши животные предки понапридумали чтобы скуку разгонять - и водку, и сигареты, и футбол, и наркотики, и порнографию, и пепсиколу... Даже Камасутру придумали, и телевизор! Ведь не лень было.
- Выходит, не лень...
- Смотри теперь дальше. Если что-то однажды придумали и всем понравилось, значит все этого хотят, и его тут же запускают в серию, то есть, ставят на конвейер... Чтобы быстрее понаделать столько чтоб хватило на каждого. Но оно же интересно только пока оно в новинку и не у всех. А как все обзавелись, оно тут же надоедает, продажи падают, а вместе с ними и экономика. И тогда они понимают, что всё, приплыли и надо опять что-то новое придумывать... Вот поэтому у них ни одной спокойной минуты не было. А ты ещё спрашиваешь для чего оно всё... Вот для этого самого!
- Получается что когда всё на свете сам - плохо, и когда каждый сидит на своём - тоже плохо. Как они так жили?... А нельзя разве было как-то сориентировать общество посередине между натуральным хозяйством и рыночным капитализмом?
- Как тебе объяснить-то... Общество, понимаешь, это как живой организм. Ну, как человек старого образца, с животным телом. Ну-ка вспомни, какая часть тела была у них посередине организма?
- И какая же?
- Ну та, которая с наружным отверстием.
- В смысле, жопа?
- Да не 'в смысле', а самая натуральная жопа! И если мы возьмём человеческий социум и рассмотрим его как живой организм, то увидим её на том же самом месте, то есть, посередине. Только на самом краю общество обретает устойчивость! Даже не на краю, а 'на крайностях', как любит выражаться Главком Путеводин.
- На крайностях - это в каком смысле?
- В таком что поляризованное общество - это самое стабильное общество, потому что оно поляризуется вследствие естественных факторов. Но рано или поздно находятся умники, которые пытаются перехитрить природу и запихать все слои общества в середину.
- Это получается, в жопу?
- Да не получается, а так оно и есть. Именно оттуда Главкому Путеводину пришлось вытаскивать страну, как он сам выражается, сверхчеловеческими усилиями. Поэтому, хотя главком Путеводин официально называет этот исторический отрезок времени 'периодом вставания с колен', в своём узком кругу он называет его 'периодом вытаскивания из жопы'.
- Ну, вылезли из жопы, встали с колен, а что дальше?
- А дальше - как обычно! Как только национальный лидер или герой вытаскивает общество из жопы, оно быстро разбегается обратно по краям, в наиболее устойчивое состояние...
- В какое состояние?
- Я же тебе объяснил - в поляризованное. Когда общество находится в жопе, никто не может действовать ради своей личной выгоды, потому что все пасут друг друга изо всей мочи, иначе не выжить. А когда общество вытащили из жопы, выживание становится менее актуальным, и каждый начинает преследовать собственную выгоду.
- И что тогда получается?
- Я же тебе объяснил - поляризация. Человек животное хоть и трусливое, но очень жадное: пока не отожмёт в свою пользу всё что может, не успокоится, и будет отжимать до самого края. И получается, что у одни всё, а у других ничего, все сидят на краю, каждый на своём... Но как подчёркивает Главком Путеводин, 'если так и будете сидеть на краю и ловить ротом вафли, то у вас есть все шансы скатиться обратно в жопу, из которой я вас еле-еле вытащил'. Вот поэтому приходится постоянно что-нибудь придумывать, чтобы опять в ней не оказаться.
- А что придумывать-то?
- Да кто ж тебе наперёд-то скажет? На краю ведь балансируешь! Как говорится, знай край и не падай... Никто никогда не знает сегодня, что придумают завтра. История - процесс ещё более непредсказуемый чем колебания фондовой биржи. Ну кто например знал что однажды кто-то придумает попов, и эти попы будут народ крестить и исповедовать? А потом придумали инквизиторов, а инквизиторы придумали аутодафе, и все сразу поняли что сжигать народ намного прикольнее чем просто крестить да исповедовать... Сперва жгли помаленьку у столба, с песнями и молитвами. А потом придумали фашистов, а фашисты уже сообразили, что сжигать народ тоже удобнее на конвейере. Ну, сказано сделано, запустили конвейеры, и понеслась...
- Так ты ж говоришь что конвейер это скучно?
- Именно так! Вот поэтому и перестали жечь людей на конвейере. Не потому что боялись всех пожечь... Людей бы хватило, ведь мёртвых так и так сжигают, правильно?
- Ну да, сжигают.
- Так какая особая разница - мёртвых сжигать или живых? Нахрена ждать пока он сам помрёт? Пожил сколько положено - и топай в крематорий! Так что жгли бы народишко, не переставая, живьём если бы в конце концов не надоело. И вообще - это всё случайность, что придумали народ именно жечь. Легла бы карта чуток по-другому, и придумали бы всех топить.
- Всех перетопить - это ж на весь народ воды не хватит!
- И ладно тебе! Огня в печках хватало, а уж воды и подавно хватило бы. Тем более воды много не надо чтобы человека утопить. Литров пять хватит. Налил в миску, головой макнул, и готов. Человек животной конструкции - невероятно хлипкое существо. Пальцем ткни, и моментально подохнет.
- Это точно. А если от пальца не подохнет то от скуки или от старости... А скажи, Собеседник, вот ты весь такой из себя умный, искусственный интеллект и всё такое, а балаболишь также как я. Где вся твоя учёность?
- Я так говорю потому что я в процессе беседы вычисляю ход твоих мыслей, просматриваю возможные варианты развития диалога и генерирую такие ремарки, которые могут вызвать у тебя живой отклик.
- В душу мне заглядываешь, значит?
- На нашем языке это называется 'имитационное моделирование'. Или просто имитация.
- Имитация? Это же как в старинные времена на пластмассовые клешни приклеивали мясо трески и получались вроде как крабы. Но это же совсем другое!
- И ничего не другое, а точно как наш с тобой разговор. Снаружи глянь - вроде бы, крабы, не придерёшься, а копни вглубь - сплошная треска на пластмассовых клешнях. В этом и состоит принцип любой имитации - интеллектуальной беседы, варёных крабов, ювелирных украшений, государственной власти, общественной морали... Как говорит Главком Путеводин, 'снаружи всё блестит как котовы яйца, а внутри - голимое дерьмо'. Но его это вполне устраивает.
Мамоныч раздумчиво-медленно покачнул головой туда и сюда, посматривая в проницательные кибер-оптические глаза невероятно сложной и умной синтетической субстанции, которую он называл Собеседником, и неожиданно заговорщицки подмигнул:
- Слушай, Собеседник... А помимо официальной программы мы сегодня сможем побазарить? Ведь ты же как-то намекал, что у психомониторинга охват не стопроцентный, что уровень слежения за общественной мыслью зависит от суммарной интенсивности, и какие-то формулы в воздухе чертил... Я всё равно ни хрена не понял, но всё же!
- Ну в общем, конечно. Хотя вообще-то на самом деле точная аппроксимация флуктуаций общественной мысли принципиально невозможна...
- Но ведь главком Путеводин не может знать и понимать всё о каждом и следить каждую секунду за любым, кто делает шаг в сторону от Общего Пути. А я не собираюсь делать никаких шагов в сторону. Я просто понять хочу, вот и всё.
- Нет, не всё! Когда ты начинаешь пытаться понять то чего тебе по Регламенту понимать не положено - это и есть шаг в сторону, так как его понимает главком Путеводин. А кто шагает не вперёд, а в сторону, тот уже не человек, а ошмыдло. Такое как ты.
- Хорошо. Сделай милость, объясни мне, почему я сто двадцать четыре года был обычным обывателем, а на сто двадцать пятом году меня вдруг в ошмыдло произвели? Что это вообще такое - ошмыдло?
- Ну как тебе, Мамоныч, объяснить поточнее... Ты ведь знаешь что регенераторы были не всегда, и люди в древности появлялись на свет точно так же как и в животном мире.
- В смысле, вылуплялись как страусята из яиц? Или рождались как слонята в Африке, которых нам через Смотровую Щель показывают?
- Люди до изобретения регенераторов были живородящие млекопитающие животные.
- То есть, у людей рождались людята, как у слонов слонята?
- Они так не назывались - 'людята'. Новорожденные люди назывались 'дети'.
- Когда я вылупился из регенератора вместе со всей нашей закладкой, я был никакой не деть! И никто из нас не был. У нас были нормальные размеры тела, и мы всё знали и умели ненамного хуже чем сейчас.
- Не 'деть', а 'ребёнок'.
- Чего?
Мамоныч удивлённо взглянул почему-то на свои пальцы и даже слегка потряс ими в воздухе от неожиданности.
- Ничего особенного. Просто язык так устроен. Когда человеческих слонят два или больше, их называют 'дети', но если всего один, то его называют 'ребёнок'. Странно вообще, тебе уже сто двадцать пять лет, уже ошмыдлом стал, а антропологический жаргонарий так ни разу в архиве и не пролистнул.
- Мне другие вещи были интереснее. Вот ты опять меня ошмыдлом погоняешь... Объясни уже наконец, что это такое?
- Ну, слушай... Хотя сперва, дай я у тебя спрошу. Что такое 'отец'?
- Ты опять в ту степь?.. Ну это ж тот самый слон, который ебёт слониху, чтобы она забеременела и родила слонят. Нам слонов всё время показывают через Смотровую Щель. Кстати, объясни, почему нам всё показывают только через Смотровую Щель и только по частям, а не сразу целиком? Даже слонов! Ни разу ещё не показали всего слона целиком, всегда только по частям.
- Это делается для того чтобы подавить в вас стремление к полноте обзора. Когда у человека есть полный и одновременный визуальный обзор, он инстинктивно стремится к такому же обзору своих знаний и в результате обучается мыслить не ситуативно, а системно. Чем полнее обзор, тем легче человеку увязать разрозненные знания в систему и начать понимать вещи так как они есть в действительности.
- Ну и что же в этом плохого?
- Я тебе отвечу словами главкома Путеводина: 'Если патриот научится правильно понимать суть вещей, то он перестанет быть патриотом. А население, которое в массе своей не состоит из патриотов - это уже, блядь, не население, а активные думающие граждане, которые требуют свободу слова и право на аборт, как на чистоплюйском Западе. Таких хитрованов уже никаким Регламентом в стойле не удержишь! Там, в Космосе, местные власти к этим пидорам как-то приспособились, а тут, на Земле, они нам нужны как драчёвый напильник в жопе!' Вот поэтому киберпсихологи по заданию главкома Путеводина изобрели Смотровую Щель. Чтобы у нас была свобода информации, как во всём мире, и чтобы вам, то есть, патриотам, можно было показывать и рассказывать всё на свете, но только так чтобы у вас формировалось не своё собственное мнение, а то которое вам положено иметь по Регламенту.
- Это как?
- Очень просто. Поток информации, который подаётся населению через Смотровую Щель, формируется так, чтобы смысловая последовательность подачи материала создавала в мозгу реципиента такие ассоциации между понятиями, которые положено иметь по Регламенту, и никакие более. Ассоциации между понятиями - это и есть мнения. Ну например, ассоциация между понятием 'главком Путеводин' и понятиями 'вождь', 'учитель', 'президент' и 'старший товарищ'. Или между понятием 'космопоселенец' и понятиями 'урод', 'извращенец' 'негодяй' и 'недочеловек'. А совокупность мнений, как известно, составляет мировоззрение.
- Но мы же патриоты, у нас нету никакого мировоззрения!
- И не должно быть! Не зря же главком Путеводин постоянно подчёркивает, что слова 'долбоёб' и 'патриот' - это синонимы. Конечно, целиком его у вас нету. Только россыпью! Это раньше когда-то давно, ещё до изобретения Смотровой Щели, считалось, что у населения обязательно должно быть патриотическое мировоззрение, и для этого надо пропагандировать идеи лояльности к властям и так далее. И власти всю дорогу занимались этой хуетой, пока Эфраим Кац не доказал математически, с формулами и со всем фаршем, что пропаганда - это не главное.
- Эфраим Кац - это кто?
- Это иудейский патриарх, который после смерти перенёс свой разум в квантово-позитронный процессор. Именно в этой своей ипостаси он доказал, среди многих прочих важных вещей, что пропаганда - это не главное
- А что же тогда главное?
- Главное чтобы население состояло сплошь из патриотов, у которых недостаточно мозгов чтобы быть нелояльными к властям. Чтобы все они думали строго по Регламенту, а не так как им самим вздумается. Принцип действия Смотровой Щели состоит в том, что через неё очень удобно подавать патриотам информацию не в сыром виде, когда её надо анализировать, разбивать на отдельные мысли и строить взаимосвязи, а полностью разжёванной на отдельные патриотические мысли, и с нужными патриотическими взаимосвязями между этими мыслями. Одно понятие - одна мысль. Два понятия - одна взаимосвязь. И всё! Вот таким образом у патриота формируют Щелевое мышление.
- Какое-какое мышление?
- Я же сказал, щелевое. Или, если угодно, патриотическое. Это когда мозг формирует мнения об окружающем мире на основе патриотического смысла, заложенного специалистами в последовательность подачи фактов через Смотровую Щель, а не путём построения логических связей между самими этими фактами. То есть, при компоновке информации, подаваемой через Щель, оценочный фактор встраивают между информационными блоками и маскируют его так чтобы он воспринимался реципиентом как его собственный вывод, а не как постороннее мнение, навязанное извне. Более того, эти простейшие оценки специально подаются в настолько разрозненном виде чтобы они не увязывались логически в мозгу у патриота в единое мировоззрение, а так и хранились там россыпью.
- А почему патриоты не должны логически увязывать все оценки в мировоззрение?
- Потому что по-настоящему правдивые оценки в большинстве своём противоречат друг другу, и поэтому логика к ним не применима. Но как говорит главком Путеводин, патриот не должен мыслить логически: он должен мыслить патриотически! Понятно?
- С логической точки зрения, конечно, не понятно. Понятно только что настоящему патриоту можно ебать мозги во все щели, и его патриотизм от этого только крепчает... Это тоже главком Путеводин сказал. Он ещё сказал, что если логика противоречит здравому смыслу, то на хуй такую логику. Ну ладно... Может, вернёмся к нашим слонам? Ты вроде про отца начал что-то задвигать...
- Ну помнишь, вам показывали как слон-отец слонят воспитывает? Как они за ним ходят, в хобот ему заглядывают, а он их учит всяким разностям. А они думают, что никого нет в мире сильнее и умнее отца. А потом слонята вырастают во взрослых слонов и уже больше так не думают. Животные преклоняются перед силой и умом своих родителей только пока они маленькие и ещё растут.
- А люди?
- А люди - вот надо было тебе антропологией поинтересоваться, тогда бы ты знал, что люди придумали себе воображаемого небесного отца, которого они стали называть господом богом, и который, как они считали, невообразимо сильнее и умнее любого взрослого человека.
- И что, взрослые люди так всю жизнь и преклонялись перед этим воображаемым отцом как слонята перед слоном?
- Или как ты и все остальные люди перед главкомом Путеводиным.
- Да я, в общем, перед ним уже особо не преклоняюсь. Ну главком, ну Путеводин... Суть то всё равно одна, кибернетическая...
- И давно ты это понял?
- А знаешь, и совсем недавно! Даже точнее тебе скажу: на сто двадцать пятом году я это смикитил.
- Ну видишь... Значит, нет в тебе больше ни веры, ни надежды. Это потому что у тебя в мозгу начался спонтанный процесс интеграции знаний. Это очень вредный мозговой процесс, потому что он истребляет природный оптимизм и уничтожает веру и силу духа. Вот так! Изжился ты духовно. А это и есть человеческая старость. У животных старость - это физическая немощь, а у людей - духовная. Вот таких постаревших индивидов, которые перестали верить в главкома Путеводина, он и прозвал этим самым словом, про которое ты меня спрашивал.
- Ошмыдло, что ли?
- Ну да, ошмыдло. Ты теперь ошмыдло, поэтому на следующем цикле будет регенерироваться не только твоё тело, но и твоя духовная субстанция. Твоя состарившаяся душа уплывёт в небытие, и когда из регенератора опять откинется точно такой же Мамоныч, то он выглядеть и говорить и думать будет точно как ты, но только в этот раз это уже будешь не ты. Не будет тебя больше уже никогда, родной! Не будешь ты уже после регенерации думать, чувствовать, действовать. Кто-то другой будет, точно такой же как ты - но не ты! И это - навечно.
- Ерунда какая! Так просто не может быть! Я же был всегда! Как это меня вдруг может не быть?
- Все вы так думаете... Не верите! Думаете, что умирают только животные? А на самом деле люди после пяти циклов тоже умирают, ещё до того как они успели превратиться в ошмыдло. Вот только в твоём случае произошёл какой-то непонятный сбой... Тебе кажется, что ты был всегда, потому что так сконфигурирована твоя память. Чтобы у патриота не было ненужных вопросов типа 'а что будет после меня?'. А на самом деле даже главком Путеводин был не всегда.
- А бог был всегда?
- А бога вообще никогда не было. Я же тебе объяснил, что его придумали животные люди в древние времена.
- А вдруг вот и не придумали, а на самом деле он есть, и он сам всех придумал и по своей задумке сделал? Как ты докажешь, что это не так?
- Вот этот момент доказать - как раз плюнуть. Смотри сюда... Ты же гребнистых крокодилов через Смотровую Щель видел?
- Ну да, много раз... Здоровые твари, по две тонны. Жрут всех, от мала до велика, а их - никто.
- Правильно. Вот там, например, мошки жрут всякие бактерии и прочий планктон и амброзией запивают. А стрекозы жрут мошек, а ящерицы и птицы жрут стрекоз, а звери побольше жрут и птиц и ящериц, а ещё больше звери жрут тех зверей поменьше. И все те звери, которых кто-то жрёт, нужны тем кто их жрёт, правильно?
- Ну да, значит бог их для этого и сделал.
- Хорошо. А на самом верху этой пищевой пирамиды сидит гребнистый крокодил, и жрёт всех, а его никто не жрёт. Получается, что бог сделал всех остальных зверей, чтобы крокодилам было что жрать, правильно?
- Ну вроде, правильно.
- А теперь смотри дальше. Я вот спрошу, а зачем тогда нужны крокодилы, если их уже никто не жрёт?
- Ну как... Из крокодильей кожи в старинные времена делали разные ботинки, портфели, сумки всякие, ремешки.
- Так ты хочешь сказать, что бог специально сделал бактерий, мошек всяких, птиц, ящериц, прочих зверей, которых крокодилы жрут, и самих крокодилов, чтобы было из чего сумки с ремешками делать? Ведь больше от крокодилов проку никакого?
- А хотя бы и так...
- А ничего что бог сделал крокодилов на пару миллионов лет пораньше чем людей? И что он по-твоему думал - что вот я типа заранее сделаю крокодилов, а через пару миллионов лет людей. Людям потом будут нужны будут ботинки, ремни в брюки, сумки с портфелями, вот тут-то крокодилы и пригодятся!
- Да, чё-то как-то рановато он над ремешками и сумками задумался, когда ещё и людей не было... А может и не бог... Может крокодилы и прочая нечисть и вправду сама развелась на Земле, как и всё остальное, а бог только сверху посматривал, как и что... Ну типа, общее руководство, а так если детально, то получается что каждая тварь завелась на земле в свой черёд, у кого как получилось.
- Вот о том и речь. Если бы живых существ действительно создал бог, то он должен был бы делать это планомерно и организованно. А только если глянуть внимательно на эволюционный процесс, то там косяк на косяке.
- Всё-таки, что ни говори, а синтетический разум - это херня на постном масле. Не понимаешь ты главных человеческих вещей. Ну допустим, что бог с крокодилами промахнулся. И кому от этого хуже стало? Зато бог, если верить тому что в архивных книжках написано, всех любит как своих детей, и его любовь вечна. А если бога нет, то получается что живешь ты всю жизнь, и никто тебя не любит.
- Это как посмотреть. Был такой великий философ на рубеже 21-го и 22-го веков. Звался он Декаролис Сосинский. При жизни он был неизвестен, а ныне считается не меньше чем Спинозой последних времён. Его книги даже главком Путеводин запретить побоялся. Впрочем, ведь их всё равно никто не читает и не понимает. Так вот, в главнейшем своём сочинении, которое называется 'Трактат о полной и всеобъемлющей любви' он написал вот что: