Первые исследования групповых процессов в социальной психологии -
Норман Трипплетт, В. Мёде, Фл. Олпорт (конец 19 в):
- эффект социальной ингибиции =снижение эффективности деятельности в присутствии других;
- эффект социальной фасилитации = повышение эффективности деятельности в присутствии других.
Малая группа-
- небольшое количество людей (как правило, от 2-3 до 20-30 человек), выделяемых по следующим, общим для них признакам:
- единое дело (цель, деятельность),
- личное знание друг друга,
- непосредственное общение и взаимодействие в деятельности,
- наличие установленных личных и деловых взаимоотношений,
- общие особенности психологии и поведения,
- чувство "мы" (чувство принадлежности к одной группе).
Классификация малых групп
Условные группы - это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.
Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные - это группы, созданные в интересах их научного изучения.
Формальные группы - это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне.
Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Референтная группа - реально существующая или воображаемая общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Проблема границ малой группы: формула 7+2
Первичная группа - неформальная группа, в которой складывающиеся отношения касаются каждого ее члена. Члены первичной группы поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения. Отношения в первичной группе регулируются нормами, которые создает сама группа
Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается умению выполнять определенные функции
Вторичная группа- включающая в себя в качестве составных частей первичные малые группы
Феномены первичной группы:
Так же, как ребенка не бывает без папы и мамы, не бывает группы
Ш без неформального общения и эмоциональных отношений,
Ш групповых норм
Ш лидера (ов)
Групповые нормы - одобряемые большинством в группе способы поведения и общепринятые оценки других людей, социальных явлений и т.п.
( у нас принято... все считают, что...)
Групповые нормы - продукт социального взаимодействия, возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также вводятся в нее более крупной социальной общностью
Групповые нормы часто не осознаются членами группы
Нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих значимость для группы
Нормы различаются по степени принятия их группой.
Чем больше групповые нормы разделяются членами группы, тем больше групповая сплоченность
Чем выше групповая сплоченность, тем эффективнее группа. Но и тем более негативно она относится к изменениям, "белым воронам", "чужакам" и чужим группам.
Отклонение от групповых норм
Групповые нормы регулируют поведение членов группы через социальные санкции - одобрение или неодобрение
Социальное влияние
Ш В виде социального контроля (влияние лидера и большинства)
Ш В виде инноваций (влияние меньшинства)
Влияние большинства=групповое давление
То, как человек справляется с групповым давлением, исследовалось в теориях конформизма
Влияние меньшинства - информационное, инновационное ( мода)
Влияние меньшинства постепенно изменяет групповые нормы
Эксперимент Московичи
Руководство и лидерство
Лидерство - феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов
Лидерство - функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом.
Лидер- член группы - носитель социальных ценностей, обеспечивающих ему ведущее влияние в группе
Лидер - это "концентрат" группы
Лидера невозможно назначить, лидер выдвигается сам или группой.
Руководитель #лидер
Руководитель назначается. Руководитель воздействует на членов группы (трудового коллектива) с помощью экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.
5 типов власти - способности индивида влиять на группу)
( Френч, Равен)
1. Вознаграждающая (секретарша)
2. Принуждающая (секьюрити)
3. Легитимная ( босс)
4. Референтная (эмоциональное влияние)
5. Экспертная (знаток)
Хорошо, если руководитель - это и есть лидер
Признаки лидерства:
Ш более высокая активность и инициативность при решении групповых задач
Ш большая информированность о решаемой задаче
Ш более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы
Ш большее соответствие поведения ценностям и нормам, принятым в группе
Ш большая выраженность личностных качеств, эталонных для данной группы
Функции лидера:
1. Организация совместной жизнедеятельности группы
2. Выработка и поддержание групповых норм
3. Внешнее представительство группы ( во взаимоотношениях с другими группами)
4. Принятие ответственности за результаты групповой деятельности
5. Установление и поддержание позитивных отношений в группе
Кто может стать лидером?
Теории лидерства:
1. Личностные
2. Ситуативные
3. Смешанные
1. Личностные теории:
Лидером может стать человек, обладающий определенными качествами личности.
Стогдилл (1974)
Личностные качества лидера:
- более высокий интеллект
- стремление к знаниям
- доминантность
- уверенность в себе
- эмоциональная уравновешенность
- стрессоустойчивость
- креативность
- стремление к достижениям
- предприимчивость
- надежность
- отвественность
- независимость
- общительность
Харизма: качество личности, благодаря которому человек воспринимается как обладатель исключительных способностей и даже сверхчеловеческих качеств.
Типы харизмы ( по Веберу):
- патерналистская
- миссионерская
- величественная
- героическая
2. Ситуативные теории:
Лидером может стать любой, кто попал в нужное место в нужное времяJ
= Эффективность лидерства определяется соответствием качеств личности и поведения индивида ситуации, в которой находится группа, и характеру решаемой группой задачи.
3. Смешанные теории лидерства
Типология лидерства
Тип лидера - характерные особенности, которые определяют всю систему взаимоотношений лидера с подчиненными.
1.
-инструментальный
-экспрессивный
-универсальный
2. Стили лидерства и руководства (К. Левин)
1. авторитарный
2. демократический
3. либеральный
(опросник Журавлева)
Эффективность стилей лидерства:
Авторитарный:
- простые задачи
- критическая ситуация
- низкий образовательный уровень персонала
Демократический:
- сложные задачи, требующие длительных усилий
- необходимость собственной активности членов группы
- высокий образовательный уровень персонала
3. Либеральный
- наиболее сложные, творческие задачи
- деятельность уникальных специалистов, для которых работа - смысл жизни
Современные типологии лидеров (Базаров)
- сверхлидер - тот, кто может руководить другими так, чтобы они руководили сами собой (проблемообразующий лидер)
- сильный лидер - воздействует с помощью санкций, силы, формального авторитета
- транзактор - создает особые способы взаимодействия между подчиненными, информационные сети и правила коммуникации и за счет этого эффективно организует работу и поддерживает свой статус
- герой-визионер -влияет на людей силой собственного убеждения
- пассионарный лидер - способен предложить другим высокие цели и повести за собой.
Руководитель должен быть моральным лидером, поскольку лидер - это всегда носитель особых социальных ценностей
6 этических моделей лидерства
1. лидер-защитник (опекун)
2. лидер-конфуцианский мудрец
3. выразитель идеи социального равенства
4. лидер-неостоик(чувство долга и чести)
5. лидер-суперпрофессионал
6. харизматический лидер
Можно ли научить лидерскому поведению?
Модель компетентности* руководителя (менеджерской компетентности*) И. Волошиной: