Программа курса "Методика преподавания психологии"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс "Методика преподавания психологии" предназначен для студентов-вечерников 5 курса, обучающихся по специальности "Психология" Курс рассчитан на 16 часов лекционных и 8 часов семинарских и практических занятий. Основная цель курса- дать студентам представление об особенностях и принципах деятельности преподавания психологии, сформировать у них начальные методическиt умения и навыки, необходимые для преподавания психологии. Основные задачи курса:
--
овладение психолого-педагогическим, методологическим и общекультурным содержанием, необходимым для преподавания "Психологии" в ра личных учебных заведениях;
--
освоение различных форм учебных занятий и методикой их проведения;
--
получение первоначальных умений разработки методических, дидактических и иных психолого- педагогических материалов, необходимых для преподавания психологии;
--
Предмет, цели и задачи курса. Психология учебной деятельности. Основные положения психологической теории учебной деятельности. Психология учения. Ее специфика. Структура учебной деятельности: потребность, задача, мотив, действие, операции, цель, этапы решения учащимся учебной задачи. Общая классификация учебных задач: задачи на воспроизведение знаний, мыслительные задачи, творческие задачи, рефлексивные задачи. Общая классификация методов обучения. Правополушарная и левополушарная модели познания.Специфика учебных задач по психологии.
--
Особенности преподавания психологии разным контингентам учащихся.
--
Содержание учебной дисциплины "Психология" в зависимости от контингента учащихся: ориентация преимущественно на развитие способностей младших школьников, ориентация на развитие коммуникативных навыков и личностный рост, а также профессиональную ориентацию у старших школьников. Коррекционно-развивающий характер преподавания психологии в школе. Особенности преподавания психологии в колледже.
--
Принципы обучения взрослых.
--
Андрогогика: принципы обучения взрослых. Педагогическая и андрогогическая модель обучения. Понятие технологии обучения. Этапы технологии обучения: диагностика, планирование, создание условий для реализации процесса обучения, реализация процесса обучения, оценивание (контроль). Преподавание в вузе - развивающее обучение. Управление самостоятельной работой студентов. Умение студента самостоятельно работать с литературой. Условия, способствующие их формированию: решение задач, позволяющих применять знания на практике; комплексный подход к самостоятельной работе; структурированность самостоятельной работы. Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии. Отличительные особенности учебника как вида учебной литературы. Методика изучения научной литературы. Работа с ресурсами интернет.
--
Активные методы обучения.
--
Программированное обучение. Бихевиористическая (скиннеровская) система программированного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий - основа программированного обучения. Ориентировочная и исполнительная (учебные задачи) часть учебной деятельности. Основные типы учебных задач: предметные, логические, психологические. Проблемное обучение. Проблемность как принцип обучения. Групповая дискуссия Эвристическая беседа. Методы интерактивного обучения. Тренинговые формы обучения. Ролевая игра. "Мозговая атака". Деловая игра.
--
Специфика психологии как учебной дисциплины.
--
Теоретическая и практическая психология. Особенности предмета психологии как науки. Взаимосвязь теоретической и практической психологии. Требования к качествам личности специалиста-психолога. Личностный рост. Дискуссия об отнесении практической психологии к сфере науки или искусства.
--
Формы учебных занятий и методика их проведения.
--
Лекционная форма обучения. Основные функции лекции: информационная; ориентирующая; разъясняющая; убеждающая (прямое и косвенное доказательство); увлекающая. Содержание лекции. Принципы отбора материала для лекции. Методика чтения лекции. Требования к методике лекционного преподавания. Наглядность в преподавании теоретической психологии: использование литературных примеров. Метафора в преподавании психологической метатеории.
--
Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах. Основные формы практических занятий: семинары-практикумы; семинары- дискуссии; собственно практические занятия; лабораторные занятия. Учебная задача - основная структурная единица практического занятия. Два принципа разработки учебных задач: "от теории - к практике", "от жизни - к теории". Учебные задачи для лабораторных занятий. Методические требования по преподаванию лабораторных занятий. Методика организации и управления учебной дискуссий. Общая схема действий преподавателя по подготовке и проведению семинарского (практического) занятия.
--
Контроль и коррекция учебной деятельности студентов. Самоконтроль в форме специфического учебного действия. Методика обучению самоконтролю. Основные и условия эффективности контроля учебной деятельности. Аттестация и экзамен как формы педагогического контроля
--
Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной.
--
Цели преподавания психологии в вузе (общая цель изучения психологии; конкретные цели изучения психологии студентами непсихологических и психологических специальностей). Методические особенности преподавания теоретической психологии.. Особенности преподавания основных направлений теоретической и прикладной психологии.
--
Особенности преподавания практической психологии.
--
Обучающий тренинг и тренинг личностного роста. Особенности учебных задач в практической психологии. Особенности обучения различным направлениям практической психологии. Супервизия как основной метод контроля учебной деятельностью студентов в практической психологии.
Литература.
--
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999.
--
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
--
Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. - М., 1989.
--
Понамаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников: В 2-х частях. - М., 2001.
--
Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М., 2000.
--
Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. - М., 1991. >|
--
Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.-М., 1982.
--
Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.. Уч. пособие. М, 2001
--
Змеев С.И. Технология обучения взрослых М, 2002
--
Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект Л, 1991
--
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. - М., 2000.
Тематика курсовых работ
--
Специфика преподавания психологии в школе, колледже и вузе
--
Методы активного обучения психологии
--
Педагогика и андрогогика: сравнительный анализ
--
Методические особенности преподавания психологии как теоретической дисциплины
--
Методические особенности преподавания психологии как практической дисциплины
--
Проблемно-ориентированное обучение психологии в вузе
--
Взаимосвязь содержания преподавания психологии и возрастных особенностей учащихся
--
Особенности учебных задач по психологии
--
Метафора в преподавании теоретической психологии
--
Методика самостоятельной работы студентов с психологической литературой
--
Учебная мотивация и преподавание психологии
--
Супервизия как метод оценки психолога-консультанта
Вопросы к зачету:
Студент на зачете должен продемонстрировать знание основных понятий и принципов педагогической психологии и андрогогики, а также продемонстрировать умение планировать учебное занятие по психологии в зависимости от особенностей контингента учащихся и содержания учебного материала.
--
Основные цели и задачи преподавания психологии различным контингентам учащихся
--
Особенности преподавания психологии в школе
--
Особенности преподавания психологии в колледже и вузе
--
Андрогогика: основные принципы обучения взрослых
--
Технология обучения
--
Классификация учебных задач
--
Классификация методов обучения
--
Научные основы преподавания психологии
--
Классификация активных методов обучения
--
Основные этапы технологии обучения взрослых
--
Учебная задача : общая психолого-педагогическая характеристика
--
Особенности психологии как учебной дисциплины
--
Организационные формы преподавания психологии как теоретической дисциплины
--
Обратная связь в процессе преподавания психологии: формы и принципы контроля
--
Средства обучения психологии
--
Методика подготовки к лекции
--
Требования к лекционному материалу
--
Методика подготовки к практическому занятию
--
Особенности обучения практической психологии
--
Руководство самостоятельной работой студентов
--
Супервизия как основная форма контроля освоением умений и навыков в практической психологии
--
Наглядность в обучении психологии
--
Способы активизации познавательной деятельности студентов на лекциях по психологии
--
Способы активизации познавательной деятельности студентов на семинарских и практических занятиях.
--
Проблемное обучение психологии
--
Интерактивное обучение психологии
--
Особенности разработки учебных задач для практических занятий по психологии
--
Методика работы студентов с учебной и научной литературой
--
Особенности работы студентов с сетевыми ресурсами
--
Основные требования к содержанию курса психологии в вузе.