Б. Анализ социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов
Рассмотрим теперь особенности процесса социально-психологической адаптации пятиклассников.
Напомним, что социально-психологические особенности диагностировались с применением следующих проб:
1. Задание оценить учебные предметы по пятибалльной шкале. Психодиагностическая ценность данной пробы базируется на известной психологической закономерности, согласно которой авторитарность личности коррелирует с диапазоном оценок субъекта, т.е. чем больше разброс крайних оценок, тем больше авторитарность личности (или сопротивление авторитетам).
2. Методику 'Неоконченные предложения', содержание которых было подобрано в соответствии с тематикой обследования:
- 'Если я получу плохую оценку...'
- 'Если учитель запишет мне замечание в дневник...'
- 'Если меня нечаянно толкнет одноклассник...'
- 'Мое настроение в школе обычно...'
- 'Больше всего я не уважаю...'
При анализе оценивалось количество адекватных ответов, предполагающих гибкое и объективное реагирование в проектируемой ситуации, а также количество агрессивных высказываний (прямая или косвенная, скрытая агрессия, нормативное сопротивление, 'уход', родительское давление), направленных либо на ровесников, либо на учителей.
3. Методику графического изображения наиболее значимых полярных отношений личности: ' ТЕ, кого я люблю и скучаю, когда их нет долго рядом' и 'ТЕ, кого я не люблю, и кто портит мне жизнь, даже если их нет рядом'. Подсчитывалось общее количество 'позитивных' и 'негативных' связей личности. Доброжелательность: чем больше преобладают позитивные связи, тем более социально-психологически адаптированной может считаться личность.
Одним их признаков социально-психологической дезадаптации является повышенная агрессивность к окружающим, в т.ч. учителям и сверстникам. Ее мы определяли также с помощью метода неоконченных предложений (количество высказываний, связанных с агрессией по отношению к одноклассникам и учителям).
Часто агрессия по отношению к равным или слабым является результатом переноса агрессии с запретного объекта (например, педагога) на доступный (сверстника).
Соответственно, чем больше общая агрессивность, тем более выражена социально-психологическая дезадаптация, которую мы вычисляли по формуле:
А общ. = (ΔА)+(А→) +(А↑) (1)
Где: А общ - общая агрессивность;
(ΔА) - скрытое сопротивление авторитетам;
(А→) - агрессия против сверстников;
(А↑); - явное сопротивление авторитетам (учителю).
Уточним, что:
ΔА - скрытое сопротивление авторитетам, вычисляется как суммарная разность максимальной и минимальной оценки учебных предметов с коэффициентом 10 ( вводится для уравнивания показателей в формуле 1);
А↑ - явное (осознаваемое) сопротивление авторитету (учителю), определяемое как среднее количество (%) критических высказываний в сторону учителя в 'неоконченных предложениях';
А→ среднее на класс количество агрессивных высказываний, направленных против одноклассников в 'неоконченных предложениях';
А общ - средний по классу показатель агрессивности (дезадаптированности), вычисляемый по формуле (1);
В целях более системного анализа процесса адаптации использовался также показатель Ад, обратный показателю Аобщ ( общей агрессивности):
Ад -показатель адаптированности, вычисляемый как среднее значение алгебраической суммы позитивных и негативных связей личности (по методике 'Солнышко); отметим, что некоторое расхождение со значением
А общ обусловлена тем, что определялись не только внутришкольные, но и внешкольные и семейные контакты ребенка: таким образом, показатель адаптированности , в некотором смысле, указывает на наличие (или отсутствие) дополнительных личностных ресурсов, которые могут быть использованы в ходе адаптации к новой ситуации развития - переходу в среднюю школу.
Ад ' - К А общ (2)
На основании вышесказанного рассмотрим теперь Таблицу 2:
класс ΔА А↑(%) А→(%) Ад А общ. ГИТ УМКа
5а (2001) 21 13 20 +6,5 54 - -
5б(2001) 33 20 40 +2,8 113 - -
5в(2001) 45 4 36 +2,5 85 - -
5а(2007) 12 4 32 +8,3 48 95,5 23
5б(2007) 24 10 29 +4,9 63 66 19
5в(2007) 28 24 52 +1,4 104 67 20
В таблице представлены сравнительные результаты обследования социально-психологической адаптации пятиклассников нынешнего (2006-2007) учебного года и пятиклассников 2000-2001 учебного года. И в том, и другом случае 5а класс являлся более сильным ('гимназическим') классом.
Если сравнить два 5а (гимназических) класса разных голов выпуска, то можно сделать вывод, что учащиеся нынешнего 5а , во-первых, в целом более адаптированы ( количество позитивных контактов у них больше); во-вторых, они еще менее агрессивны, чем прошлые 5-классники. Но самое главное различие - нынешние пятиклассники более позитивно относятся к мучителям, ориентированы на послушание и старательность, они менее склонны критиковать учителей (что, как правило, идет из семьи). Однако агрессивность по отношению к сверстникам у нынешних пятиклассников несколько выше (20 и 32). В целом можно сделать вывод, что процесс социально-психологической адаптации в 5а текущего учебного года идет благоприятно.
Сравним теперь результаты обследования нынешних 5а, 5б и 5в классов.
На вопрос: какое у тебя обычно настроение в школе ответили 'плохое' или 'иногда плохое' 24% учащихся 5в, 14% учащихся 5б и 18% учащихся 5а класса. Довольно высокий процент учащихся, у которых в классе бывает плохое настроение, среди учеников гимназического 5а класса может быть обусловлен большей учебной нагрузкой на учащихся. Обратим также внимание, что более высокое умственное развитие положительно коррелирует с уровнем социально-психологической адаптированности.
Как уже было отмечено выше, учащиеся 5а характеризуются наименьшими показателями агрессивности и наибольшей общей адаптированностью по сравнению со всеми другими 5 классами ( как нынешнего, так и прошлого выпусков). Учащиеся 5б по результатам 'укладываются в норму', однако, в отличие от 5а, они несколько менее агрессивны по отношению к одноклассникам, зато в большей степени настроены против авторитарного давления учителей.
Наибольшую тревогу вызывают учащиеся 5в класса: их показатель общей агрессивности приближается к критическому (104), что в два с лишним раза превышает аналогичный показатель 5а. Учащиеся 5в класса также значительно менее адаптированы в социальной среде в целом. Иными словами, у них имеется больше проблем социально--психологического порядка и за пределами школы. Они весьма критично настроены и к сверстникам, и к учителям, что не может не беспокоить. Среди ответов на 'незаконченные предложения' встречаются не только единичные негативные высказывания в сторону учителей, но также и учащихся гимназического 5а класса. Таким образом, в 5в формируются внутриклассные нормы, поддерживающие негативное отношение к учебе и школе.
Рекомендации психолога:
1. Рассмотреть вопрос о возможности перевода наиболее интеллектуально одаренных учащихся 5в в 5а класс (в первую очередь, Серопяна, которому, похоже, приходится держать 'круговую оборону' от своих одноклассников. В любом случае, ситуация требует дополнительного социально-психологического обследования.
2. Искать альтернативные пути адаптации и повышения самооценки учащихся 5в и 5б класса (победа в спортивных соревнованиях, художествнной самодеятельности и т.п.)
3. Работа над развитием классного коллектива ( во всех классах)
4. Классный час, посвященный пониманию того, что учебные успехи, при всей их важности для судьбы каждого, не являются единственным мерилом ценности человеческой личности: таланты бывают разные. Одним из них может быть талант человеческого общения. Или творчество.
5. Деликатное отношение к межнациональным проблемам, поскольку в классе много детей, принадлежащих разным национальностям. Вечера сказок разных народов.