Аннотация: Общие рекомендации для начинающих школьных психологов
Младшие подростки обращаются к психологу индивидуально исключительно редко, обычно инициаторами являются родители. Если они обращаются к психологу сами, то чаще - в составе нескольких человек. В этом, в частности, проявляется повышенная конформность младших подростков. Именно с младшими подростками психолог общается с позиции авторитета взрослого. Поскольку младший подросток редко обращается сам, проблема завоевать его доверие и желание работать становится особенно актуальной. У младшего подростка еще много детского, он еще не научился рефлексии, не умеет говорить о своих проблемах. Поэтому проблемы младшего подростка, хоть и представлены различными социальными спектрами ( с родителями, со сверстниками, с учителями) - в основном , сводятся к проблеме развития самоконтроля (произвольности) и рефлексии. С младшими подростками иногда уместно использовать методы работы, которые психолог применяет при работе с младшими школьниками. Например, проективное рисование, направленное на выражение чувств, игровые техники. Еще одной особенностью консультирования младших подростков в сфере отношений со сверстниками является именно проблема освоения социальных норм в подростковой группе (классе): они хотят вести себя по-взрослому, но еще не умеют, а регулирующую роль взрослого (педагога) уже отвергают. Старшие подростки, напротив, уже гораздо ближе к юношескому возрасту, они часто персонально готовы обратиться к психологу. Разумеется, их представления о психологе и готовности открыться перед ним сильно зависят от мнения сверстников и молодежных журналов. Кроме того, старшие подростки могут прийти на "пробную" консультацию, чтобы проверить, можно ли доверять этому человеку. Проблемы старших подростков в значительно большей степени сфокусированы на поисках личной и социальной идентичности: вопрос "Кто я?" и "С кем я?" особенно волнует именно старших подростков. Старший подростковый возраст, в отличие от младшего - это эпоха индивидуализации, а не адаптации, как у младших. Как оставаться самим собой и при этом иметь друзей сверстников? Как себя вести в запутанных интимных (дружеских и любовных) отношениях? Помощь в решении этих проблем требует от консультанта высокого профессионализма и даже владения методами психотерапии. Основным методом консультирования старшего подростка, как и взрослого человека, уже является беседа, беседа на равных, т.е. проявление искреннего уважения к опыту подростка: его опыт столь же уникален, как опыт консультанта, но в чем-то консультант разбирается лучше, хотя бы в силу возраста - например, в отношениях между людьми. Пробную консультацию, которая безопасна для самооценки подростка и при этом позволяет ему постичь суть новых отношений с психологом, может стать профессиональная консультация. Профконсультация, во-первых, позволяет затронуть хотя и важные, но все же эмоционально относительно нейтральные сферы его личности: он еще не пережил боль неудач при попытке профессиональной самореализации и только начинает фантазировать, строить образ своего будущего. Профконсультация позволяет психологу проявить активность в отношении с подростками, а не ждать, пока кто-то из них решится прийти на личный прием. В некотором смысле, профконсультация выступает в форме презентации работы психолога и подготавливает почву для последующих индивидуальных обращений подростков по своим запросам. Психолог начинает свою работу в качестве профконсультанта как педагог, т.е. начинает взаимодействие с подростками в сфере хорошо освоенной - "учитель-ученик". Как правило, такое первое взаимодействие проходит в форме урока (групповое тестирование). Зато последующее взаимодействие подростка с психологом все меньше напоминает обычное педагогическое общение: педагогический компонент взаимодействия все больше замещается психологическим, эмпатическим, индивидуально-личностным. Вторым шагом в этом направлении является групповая профконсультация по результатам обследования. Обычно подростки приходят к профконсультанту небольшими группами, редко-в одиночку. Именно этот этап является переломным: если психолог достаточно профессионален, если смог утвердиться в глазах подростка как человек, заслуживающий доверия и способный помочь в своих проблемах, то через определенное время весьма вероятен и третий шаг: подросток обращается к психологу индивидуально, по проблемам, которые волнуют его лично, т.е. отношение подростка к психологу становится уже истинно клиентским. Но второй, переломный, этап уже требует изменения "правил игры" по сравнению с первым, "педагогическим" этапом: здесь очень важно правильно построить консультацию, и информирование о реальных особенностях личности подростка должны четко укладываться в рамки "не навреди!". Именно поэтому при работе на втором этапе так важно следование основной формуле консультирования по результатам тестирования: "поддержка-анализ-диалог-рекомендации-поддержка". Результаты тестирования не должны удручать подростка, какими бы они ни были на самом деле. Главная задача психолога - внушить оптимизм, веру в свои силы и будущее подростка, при этом все же сделать акцент на его сильных и слабых сторонах, причем начинать всегда с сильных! Это - самое важное: психолог не ставит медицинский диагноз, не подчеркивает, что есть плохого, а, наоборот, делает акцент на том, что может помочь подростку в формировании и достижении его целей.