В последние дни цивилизации Гзилтов, перед ее долгой подготовкой к возвышению к чему-то лучшему и празднованиями по случаю этого важного, но радостного события, один из последних уцелевших кораблей столкнулся с инопланетным кораблем, единственной задачей которого было доставить на торжества совершенно особенного гостя.
Два корабля встретились в тени от взрыва фрагмента планеты под названием Аблят, узкой извилистой горной породы длиной в три тысячи километров, по форме напоминающей дыру в торнадо. Абляция - это все, что осталось от планеты, преднамеренно уничтоженной двумя тысячелетиями ранее, незадолго до того, как она была бы уничтожена естественным путем сверхновой, внутри которой она оставалась, подобно наконечнику стрелы, все глубже погружающемуся во все возрастающий жар и искры великого пожара.
Абляция сама по себе была какой угодно, только не естественной. Грубо вытесанная, как будто вырезанная из какого-то сферического пирога, ее верхушка и первые несколько сотен километров ее узкого конца первоначально были сделаны из металлического материала, который сформировал самый центр ныне несуществующей маленькой планеты, в то время как ее более широкий конец — неровный круг в пару сотен километров в поперечнике — выглядел как плавно изогнутый купол и был частью каменистой поверхности бесплодного шара. Направленная во фронт взрыва сверхновой двигателями, работающими в гиперпространстве, вся эта первоначальная вершина и большая часть следующих нескольких сотен километров слоистых металлических руд были стерты за последние девятнадцать столетий, вскипячены и стерты в небытие все еще расширяющимся пламенем туманности взорвавшейся звезды.
Разноцветное небо вокруг Аблайта, заполненное огромными светящимися облаками звездного мусора, газами и пылью, образующимися в результате его собственного медленного разрушения, было одним из самых продуманных зрелищ в цивилизованной галактике, и именно поэтому Аблайт был местом особого значения для людей, которые называли себя гзилтами. Гзилты спасли эту часть мира от уничтожения сверхновой, и они закрепили в ней звездные двигатели и проекторы поля, которые поддерживали ее соответственно стабильной и — как раз в центре того неровного круга, который когда—то был пыльной поверхностью планеты, - пригодной для жизни.
Корабль пришельцев представлял собой неправильной формы нечеткий пузырь из темных сфер размером едва ли в сотню метров вдоль своей главной оси. Со всех сторон и сверху она была освещена спектром цветов, исходящих от облаков сверхновой, а снизу - нежным голубым свечением единственной очевидной ненатуральной особенности фрагмента мира: скошенной куполообразной чаши диаметром в несколько километров, которая лежала на этой изломанной, ничем не затененной поверхности, как чересчур совершенный кратер. Чаша была оазисом тепла, влаги и атмосферы на этой холодной, сухой, безвоздушной поверхности; под прозрачными слоями защитной оболочки здесь находились парки, озера, здания с тщательно подобранными пропорциями и пышные, но ухоженные участки растительности, излюбленные многими типами гуманоидов.
Корабль Гзилтов казался карликом по сравнению с кораблем пришельцев; он выглядел как тысяча темных мечей, собранных в кулак бога и устремленных в небеса. Он пересек границу светящейся, истекающей пыли и клубящихся газов на периферии круглой внешней поверхности Аблайта — позволив своим собственным полям создать серию коротких, рвущихся, вздымающихся складок внутри световых завес там — затем медленно двинулся к светящейся чаше и скоплению темных пузырьков, которыми был инопланетный корабль, и над ними, пока его колючая масса не повисла прямо над ними, закрыв большую часть облаков сверхновой и отбросив свою щетинистую тень на корабль и купол внизу.
Меньший корабль ждал какого-нибудь приветствия от более крупного, что было всего лишь проявлением вежливости, но, похоже, ничего не последовало. Он решил сам совершить первоначальный заход на посадку:
~ Приветствую. Я Церемониальный представитель Зидрен-Остатка, Несущий Корабль Exaltation-Parsimony III. Вы, как я понимаю, Gzilt IR-FWS 8 *Churkun . Для меня большая честь быть приглашенным сюда и познакомиться с вами.
~ Это интересно", - последовал ответ. ~ Вы говорите, корабль, на борту которого находится церемониальный представитель Зихдренов-Остатков?
~ Ну, это действительно так. Несколько очевидно.
~ Несколько очевидно?
~ Действительно. И, если я могу так утверждать, как по внешней форме, так и по неэкранированной эмиссионной сигнатуре.
~ Опять же, интересно.
~ Действительно… Могу я сделать замечание?
~ Вы можете. Мы ждем этого.
~ Вы кажетесь — как бы это выразиться? — немного менее приветливым и вежливым - особенно, так сказать, формально приветливым и вежливым, — чем, признаюсь, я ожидал и, действительно, был вынужден ожидать. Я ошибаюсь, или, если это не так, есть ли для этого конкретная причина?… Кроме того, я не могу не отметить, что центр crater здесь, в Ablate, который, как я полагал, должен быть укомплектован персоналом, если не в полном церемониальном режиме приема, на самом деле таковым не является. Действительно, она кажется практически пустой, как от биологического, так и небиологического разумного присутствия. Работает несколько субстратов с искусственным интеллектом, но не более… Очевидно, что для Gzilt настали странные времена, даже беспрецедентные; времена разрушений и, как можно было бы предположить и ожидать, тихой, но целенаправленной подготовки, а также предвкушения. Поэтому можно было бы ожидать, что в данных обстоятельствах можно будет обойтись без некоторой степени формальности. Однако, даже в этом случае, один—
~ Как вы сказали, странные времена. Времена, которые приносят незваных гостей и нежелательное внимание в виде тех, кто хотел бы воспользоваться нашей сокращенной численностью и рассеянным состоянием.
~ ... Возможно, мы столкнулись с некоторым перебоем в подаче сигнала или, по крайней мере, с нарушением протокола подачи сигнала, каким бы маловероятным это ни казалось… Однако, что касается того, что вы говорите о нежелательном внимании со стороны других, этого, к сожалению, следовало ожидать. Приготовления к сублимации, как правило, приводят к таким — к счастью, относительно незначительным — последствиям, с чем первыми согласились бы те, чью память я имею честь представлять. Дети—
~ Ни тогда, ни сейчас не было перебоев с сигналом или нарушением протокола. Я прервал вас. Я делаю это снова.
~ Ах. Значит, я не ошибся. Могу я просто проверить; я обращаюсь к капитану виртуальной команды 8 * Чуркуна?
~ Ты есть.
~ Ах. Что ж, тогда, капитан, похоже, мы начали с позиций, предполагающих негармоничные предпосылки. Это прискорбно. Я хотел бы надеяться, что, тем не менее, вы сможете оценить мое беспокойство — можно даже охарактеризовать его как разочарование — в связи с тем фактом, что мы, похоже, начали наше сотрудничество здесь на таком неудачном пути. Пожалуйста, скажите мне, что я мог бы сделать, чтобы вернуть нас на более приемлемый курс.
~ Подготовка к нашей Сублимации поощряет тех, кто имеет паразитическую природу. Инопланетные присутствия, желающие извлечь выгоду из нашего отказа от Реального, присваивают то сокровище, которое мы могли бы оставить после себя. Они кружат.
~ Я понимаю. Я, конечно, знаю о тех, о ком вы говорите. Так было с теми, чью память я имею честь представлять: с вашими польщенными наставниками и едва ли востребованными проводниками цивилизации, зидренами.
~ Которую, как вы утверждаете, представляете.
~ Действительно. И действительно я это делаю. Я имею в виду, представляю их. Вряд ли это предмет для спора. Мое происхождение и—
~ Это военный корабль.
~ Еще одно прерывание. Я понимаю.
~ Военный корабль.
~ Очевидно. Должен сказать, что у меня не было никаких сомнений относительно класса вашего корабля и боевого статуса. Восьмизвездочный корабль Gzilt современного типа с неограниченным радиусом действия и полным спектром вооружения, который вы представляете, нам полностью знаком.
~ Все изменилось, формальности были нарушены, протоколы смягчены. Этому кораблю четыре целых шесть десятых века, и все же он ни разу не выстрелил в гневе. Теперь, когда большинство из нас уже ушли, прокладывая путь к Возвышенному, мы обнаруживаем, что защищаем разрозненные предметы нашего будущего наследия от тех, кто хотел бы использовать плоды нашего гения и труда, чтобы обманом продвигаться дальше по пути к этой точке, точке, которой мы достигли совершенно честно и без подобного оппортунистического воровства.
~ Что ж, я уверен, это тоже делает вам честь. Подождите! Боже мой! Вы принимаете меня за такой сосуд? Вы подозреваете, что я представляю такие примитивные, агрессивные силы? Конечно, нет! Я - корабль-пережиток Зихдренов, Церемониальный Представительский Корабль-Носитель Exaltation-Parsimony III . Это должно быть очевидно; мне нечего скрывать, я прозрачен, почти полностью неэкранирован; проверяйте меня, как хотите. Мой дорогой коллега, если вы хотите получить помощь в борьбе с теми, кто хотел украсть какую-либо часть вашего наследия, вам нужно только попросить! Я, скорее, представляю связь с теми, кто всегда желал вам только добра, и кто, наоборот—
~ Частью обмана, к которому прибегают такие сущности, является выдача себя за сосуды и существа других людей. Я полагаю, что вы делаете это в данный момент. Мы просканировали вас и определили, что вы несете нечто, полностью скрытое от постороннего взгляда.
~ Что? Мой дорогой капитан, вы не можете просто “посчитать”, что я прибегаю к какому-либо обману! Это абсурдно! А что касается единственного полностью экранированного субстрата внутри меня, то это мой груз, мое дополнение в виде ровно одного Церемониального Гостя, нашего единственного гуманоидного выражения уважения, ожидаемого и приглашенного народом Гзилт специально для празднования их предстоящей Сублимации! Конечно, эта сущность несет послание от Зидрена-Остатка Гзилту, в которое я не посвящен! В этом не может быть ничего странного, беспрецедентного или вызывающего беспокойство, не так ли? Гзилты тысячелетиями соблюдали соответствующие дипломатические протоколы и обязанности послов без малейших нареканий. Крошечный кусочек Реальности прощается с вами, в то же время представляя тех, кто с радостью приветствовал бы вас в Возвышенном!
~ Здесь есть обман, что-то скрытое. Мы можем увидеть это, даже если вы не можете.
~ О чем ты говоришь? Прости. С меня хватит этого. Ваше поведение выходит за рамки нормы даже для самого осторожного и бдительного военного корабля и, откровенно говоря, рискует скатиться к откровенной паранойе. Я удаляюсь; вам придется извинить меня. Прощайте.
~ Полностью раскрывает информацию, содержащуюся в экранированной подложке.
~... Ты окружил меня сигнальной оболочкой? Ты хоть представляешь себе последствия?..
~ Полностью раскрывает информацию, содержащуюся в экранированной подложке.
~ Я не могу. Помимо всего прочего, существуют дипломатические тонкости—
~ Полностью раскрывает информацию, содержащуюся в экранированной подложке.
~ Я слышал тебя! И я не могу и не буду. Как ты смеешь! Мы твои друзья. Нейтралы были бы потрясены и оскорблены таким обращением! Это те, кто долгое время считал себя вашими друзьями и союзниками—
~ Публикуем информацию в полном объеме—
~ Вот! Вы видите? Двое могут прервать! Я отказываюсь выполнять вашу просьбу. Немедленно снимите сигнальную защиту вокруг меня. И если вы попытаетесь заблокировать или помешать моему отъезду под—
~ ... содержится в экранированной подложке. Полностью опубликуйте информацию, содержащуюся в экранированной подложке.
~ Это возмутительно! Вы ...? Вы с ума сошли? Вы должны знать, с чем и с кем вы решили здесь поссориться! Я представляю Остаток Зигдрена, ты безумец! Полностью признанные наследники Возвышенных Зидренов, расы, которые многие из вашего народа признают немногим меньше, чем богами; те, кого сама Книга Истины называет вашими духовными предками! Я должен предупредить вас, что, хотя я, по сути, безоружен, я все же не лишен ресурсов, которые—
~ Полностью раскрывает информацию, содержащуюся в экранированной подложке.
~ Хватит. Прощай. Выходим.
~ Полностью раскрывает информацию, содержащуюся в экранированной подложке.
~ ... Немедленно отключите сигнализацию вокруг меня! И немедленно прекратите глушить поля моего двигателя! Я собираюсь начать маневр отрыва на полной мощности с высоким ускорением, независимо от вашего текущего вмешательства, и любой ущерб, причиненный мной или вами, будет вашей ответственностью, а не моей! Зихдрен-Остаток и сами Зихдрены услышат об этом акте варварства; не делайте себе хуже!
~ Полностью раскрывает информацию, содержащуюся в экранированной подложке.
~ ... То, что компоненты моего двигателя не взорвались из-за вашего неоправданного варварства, объясняется скорее моей способностью к изяществу, чем вашим жестоким использованием подавляющей мощности. Теперь нам обоим совершенно ясно, что я фактически беспомощен. Это результат и ситуация, которые не делают вам никакой чести, поверьте мне. Я должен — с крайней неохотой и в условиях крайнего протеста, как личного, так и официального, — спросить, сможете ли вы, если я полностью передам информацию, содержащуюся в экранированной подложке внутри меня, снять защитную оболочку вокруг меня и отказаться от глушения полей моего двигателя, позволив мне подать сигнал и улететь.
~ Полностью раскрывает информацию, содержащуюся в экранированной подложке.
~ И мне будет позволено подать сигнал и удалиться?
~... Да.
~ Очень хорошо. Вот.
~ Отсканировано. Мы представляем результаты.
~ ... Интересно, как вы могли бы выразиться. Понятно. Это не то сообщение, которое я ожидал. Теперь я понимаю, как, уверен, понимаете и вы, почему содержание книги было в определенной степени засекречено. Хотя обычно в мои обязанности не входит комментировать подобные вопросы, я бы, говоря лично, утверждал, что указанное содержание само по себе является своего рода извинением. Это своего рода признание. Я понимаю, что таких… Бухгалтерский учет часто в составе бизнес-видов и цивилизаций возгонкой; не будут улажены, линии рисуются под определенные действия… Однако, как бы то ни было, моей миссией было лишь доставить это Церемониальное Гостевое существо, оставаясь при этом в полном неведении о содержании, сути и значении его послания. Соответственно, я считаю, что выполнил свой долг, хотя и при самых неожиданных и тяжелых обстоятельствах, и поэтому просил бы разрешить мне сообщить об этом странном повороте событий тем, кто мне это поручил, и покинуть юрисдикционное пространство Gzilt в ожидании дальнейших инструкций. Я выполнил свою часть нашей сделки и должным образом обнародовал в полном объеме информацию, содержащуюся внутри экранированной подложки внутри меня. Если вы будете так добры, я требую, чтобы вы выполнили свое обещание, сбросив сигнальную защиту вокруг меня и прекратив глушить поля моего двигателя.
~ Нет.
Корабль Гзилтов 8 * Чуркун — линкор во всем, кроме названия, — фактически раздавил крошечное судно пришельцев, когда оно направило огонь из пары своих плазменных камер средней мощности ближнего действия на судно и — под ним, за ним — в пустую светящуюся голубую чашу комплекса "кратер", полностью уничтожив корабль и разнеся комплекс "кратер" на части.
Оружейный импульс был настолько сильным, что проник в поверхность планетарного фрагмента на глубину нескольких километров, пробив в скале короткий, багрово-зеленый туннель диаметром сто метров по вертикали. Поток лавы выплеснулся из-за внешних защитных полей корабля, когда туннель рухнул, брызжущий, охлаждающий дождь расплавленной породы последовал за измельченными обломками корабля-остатка Зиддрена и центром светящейся голубым чаши, когда они тоже улетели в разноцветные небеса над Аблайтом.
На границах усеченного горизонта планеты некоторые более крупные части разрушенного купола, все еще удаляющиеся от места первоначального взрыва, горели ярко, как пламя, погружаясь в окружающие завесы света.
Глубоко под подвергшейся удару поверхностью автоматические системы почувствовали взрыв и вызванное им колебание курса крошечного мира и скорректировали его.
Там, где раньше был маленький голубой оазис света и жизни, теперь был больший, более глубокий кратер, светящийся белым, желтым и красным от кипящего центра до неровных краев. К тому времени, когда поверхность кратера остыла достаточно, чтобы было видно, как она будет выглядеть после полного затвердевания, 8* Чуркун давно исчез.
От другого корабля, кроме нового набора уже гаснущих складок света в небе над Аблатом, не было вообще никаких следов.
Два
(S -23)
На закате над равнинами Кваалона, на темной высокой террасе, балансирующей на сверкающем черном водовороте архитектуры, образующем относительно микроскопическую часть экваториального пояса города Ксаун, Вир Коссонт — лейтенант-коммандер (запас) Вир Коссонт, если называть ее полным титулом, — сидела, исполняя партию T. C. 26-я струнная соната Вилабье для еще не изобретенного инструмента, номер по каталогу MW 1211, написанная на одном из немногих сохранившихся образцов инструмента, разработанного специально для исполнения этой пьесы, печально известной своей сложностью, темпераментностью и тональными вызовами антагонистической Undecagonstring — или elevenstring, как ее обычно называли.
26-я струнная соната Т. К. Вилабье для Еще не изобретенного инструмента, MW 1211, была более известна как “Водородная соната”.
Одиннадцатиструнный был акустическим инструментом — обычно смычковым, хотя иногда и щипковым — значительной древности и еще более заметных размеров. Имея более двух метров в высоту, один метр в поперечнике и более полутора в глубину, она требовала, чтобы игрок как оседлал ее, так и сидел в ней; балансируя на небольшом седле, образующем часть основания углубления, вокруг которого, подобно гигантскому деформированному кольцу, громоздилась остальная часть инструмента, музыкант использовал обе ноги, чтобы создать две трети опорного штатива для инструмента, последняя треть была образована единственным стержнем, выступающим из основания, как неэлегантно массивная трость для ходьбы.
Первые экземпляры были сделаны из дерева, хотя более поздние версии были сконструированы из пластика, металла, выращенной раковины и искусственной кости; тот, которым владел Вир Коссонт и на котором он играл, был в основном из углеродного волокна, которое долгое время было самым распространенным и традиционным материалом.
Коссон дошел до конца одной особенно напряженной части пьесы и взял паузу. Она потянулась, размяла ноющие ноги в домашних тапочках — elevenstring требовала, чтобы ее исполнитель нажимал на определенные струны двумя маленькими педалями, в то время как каблуки уравновешивали вес как исполнителя, так и инструмента, — и положила две смычки инструмента поперек маленького седла, на котором она сидела.
Коссон окинул взглядом небо над террасой, где несколько полосатых розовых и оранжевых облаков выделялись на фоне темнеющей вечерней синевы. Двумя километрами ниже равнины Кваалона уже были черными, как ночь, ни единого проблеска света между последним наклонным утесом Города Гердлсити и далеким плоским горизонтом. Прохладный ветер пронесся по террасе, завывая в проволочных перилах, со свистом обвиваясь вокруг флайера Коссонта, припаркованного в двадцати метрах от нее на собственном треножнике из тощих ножек, и заставил девушку вздрогнуть в своих тонких штанах и жакете.
Она убрала с глаз растрепавшиеся от ветра волосы и продолжала смотреть вверх и по сторонам. Пятно на расстоянии нескольких километров могло быть стаей птиц; ее фамильяр, Пьянь, вероятно, летел с ними, играя. Ее глаза напряглись, увеличивая изображение как можно лучше; она могла чувствовать кольца крошечных мышц, деформирующих хрусталики в каждом глазу, в то время как другие волокна изменяли форму ее ямки. Были ли это птицы - и нужного вида? Но расстояние было слишком велико. Там могла быть более крупная темная фигура, смешавшаяся со стаей, а могла и нет. Даже если бы была, это могла быть просто более крупная птица, окруженная толпой.
Вероятно, существовала какая-то местная система, которую она могла попросить выяснить, и вполне возможно, что один или несколько членов стаи были дополнены или полностью искусственными, что теоретически позволяло ей расспрашивать их о местонахождении ее фамильяра, но в последнее время она привыкла к тому, что такие системы либо не работают вообще, либо не работают должным образом — как и почти все системы повсюду, во всей цивилизации Гзилтов, насколько она могла судить. И вообще, ей было трудно испытывать достаточное беспокойство. Она также знала, что лучше не пытаться заговаривать с существом в такие моменты, если только не было какой-то действительно серьезной чрезвычайной ситуации; в конце концов, Пьянь был его собственным существом, а не ее собственностью. Иногда она задавалась вопросом, был ли это вообще ее друг.
Она вздохнула, вытянула руки и слабо потрясла всеми четырьмя ладонями, словно пытаясь освободить их от чего-то липкого.
Она снова выгнула спину; она затекла за последние четверть часа или около того, когда она приступила к сложной средней части произведения. Она осторожно встала, одной рукой держась за гриф одиннадцатой тетивы, другой поднимая два смычка, третьей рукой проводя по волосам, а четвертой ковыряя в носу.
В идеале для игры на одиннадцатой струне требовалось, чтобы у ее игрока было четыре руки. Ее могли сыграть два человека, хотя это требовало серьезной координации, а иногда и необычной работы ног, и почти все написанные для нее пьесы, включая "Водородную сонату", могли быть адекватно исполнены струнным трио плюс парой соответствующим образом настроенных басов, но для того, чтобы быть сыгранной так, как задумывалось, самой известной композиции Вилабье Младшего действительно требовалась акустическая антагонистическая Неразрезная струна для четырех рук и одного ловкого инструменталиста.
На инструменте, как и на самом произведении, было практически невозможно играть приемлемо, не говоря уже о совершенстве, но одно требовало другого, и великие антагонисты-недекагонисты (всего несколько человек за почти миллион лет, прошедших с момента написания пьесы), предположительно, сыграли и — что, по мнению Коссонта, было еще более досадно — оставили записи всего произведения, чтобы показать, что это возможно.
Коссон была признана одаренной инструменталисткой с особым чувством к древним струнным инструментам — она была одной из пяти лучших исполнительниц Volupt во всем Гзилте, а теперь стала единственной величайшей, хотя, по общему признанию, только потому, что все остальные четыре были Сохранены в ожидании Возвышенного, — но она начала отчаиваться в выполнении своей жизненной задачи, которую сама на себя взяла, прежде чем вся ее цивилизация просто перестанет существовать в Реальности, и она и все, кого она знала и любила, вознесутся, ликуя, к метафорическим небесам Возвышенного. Сыграть Водородную сонату один раз, идеально, прямо насквозь, без перерыва, за исключением нескольких секунд между отдельными частями; это было жизненной задачей Вира. Это звучало легко, только если вы ничего не знали ни о Сонате, ни об одиннадцатой струне. По ее мнению, сублимация не могла произойти достаточно быстро.
Осталось двадцать три дня до знаменательного момента. Двадцать три дня на то, чтобы сделать все остальные вещи, которые она, возможно, захочет сделать до выхода The Ultimate Enfold или как там это сейчас называют, и все равно закончить эту ужасающе длинную, сложную и недружелюбную к игроку пьесу к собственному удовольствию, не говоря уже о чьем-либо еще.
Она сомневалась, что у нее получится. Она даже начала подумывать о том, чтобы полностью сдаться, начиная соглашаться с теми, кто считал, что жизненные задачи на самом деле не заключаются в достижении чего-либо, кроме течения времени, прежде чем все подобные задачи, амбиции, цели и устремления стали — предположительно — смехотворно неуместными и мелочными.
“Летун”, - сказала она, осматривая кончик пальца, щелкая им, чтобы удалить то, что было на кончике, затем потирая спину той же рукой, - “Пьянь с этими птицами?” Она указала пальцем.
Двухместный Flier, коренастый маленький летательный аппарат с короткими крыльями, демонстративно проснулся, включив свет в откидной кабине. “Да”, - сказал он ей через наушник. “Ты хочешь, чтобы я вызвал его?”
“Пока нет”, - сказала она, снова вздыхая. “Не могли бы вы прислать сюда эту ... ну, вы знаете... вашу ... эту маленькую—”
“Мой минидрон”.
“Это тот парень. Не спускай с него глаз. На случай, если он не слушает, когда мы ...” Ее голос затих, когда она раскачивалась из стороны в сторону, потягиваясь. Она снова потрясла парой ладоней, сунула смычки под мышку и начала пытаться заправить выбившиеся пряди волос обратно под ленту. “Погода?” - спросила она, когда на спинном выступе флайера открылся маленький люк, и крошечная версия машины с жужжанием поднялась в воздух, развернулась и понеслась туда, где она видела далекую стаю птиц. Минидрон был виден всего несколько секунд, освещенный в основном туманным светом, отражающимся от верховьев Гердлсити, ближайшие несколько сотен километров которого по горизонтали все еще сияли в солнечном свете, как какой-то огромный узор из серебра и золота, окутывающий небо.
“Каждые пятьдесят минут температура снижается на градус”, - сказал ей пилот. “Ветер переменный, но усиливается в среднем до 18 км / ч, порывы двадцать пять, попятный западно-северо-западный”.
Коссон нахмурилась, глядя на северо-запад через равнины к каким-то далеким, погруженным в тень горам, затем оглянулась на пологий утес Гердлсити позади нее. Обширное сооружение представляло собой крутое нагромождение полуэкзотических металлических труб и облицовки, изогнутые и размашистые стены из искусственного камня, закрученные узоры окон из ромбовидной пленки и целые протянутые филиграни углеродно-черных кабелей, вся путаница пронзенных архитектурных сооружений поднималась почти вертикально к его яркой, изогнутой от горизонта до горизонта вершине, почти на двести километров выше и, возможно, если не технически, в космосе. Она сделала то, что начала делать совсем недавно, когда была в Гердлсити; она просто стояла и смотрела, ожидая увидеть какое-нибудь движение. Его не было. В наши дни это случалось редко. Иногда она чувствовала себя единственным человеком, все еще живым и нераспакованным во всем мире.
Глядя между различными локальными компонентами Гердлсити, Коссон мог видеть небо и облака на дальней стороне колоссального артефакта, примерно в пятидесяти километрах от него; на юге небо было ярче, облака тоньше. Степень сквозности здесь — соотношение архитектуры и открытого воздуха — составляла около пятидесяти процентов, а это означало, что у ветров было необычайно много шансов дуть прямо насквозь.
“Это могло бы сработать”, - пробормотала она.
Коссон снова потер ей спину. Обычно Гзилт обладала обычным для гуманоидов набором рук — двумя, согласно большинству авторитетных источников, — и изменения, необходимые для того, чтобы обеспечить Виру вдвое больший средний рост при сохранении желаемых качеств гибкости, означали, что у нее остался позвоночник, который был склонен к скручиванию, если слишком долго оставаться напряженным в одном положении.
“Не возражаешь, если я посплю?” - спросил летчик.
“Нет, ты спи”, - сказала Коссон, махнув рукой в сторону самолета, пока осматривала клавиши настройки elevenstring и головки машин. “Подожди, пока ты мне не понадобишься. Сама отключаю связь, ” сказала она, щелкнув по наушнику, который управлял соответствующими имплантатами.
Летчик выключил фары, закрыл кабину на петлях и погрузился в тишину и темноту.
Снова оставшись один, в тишине, когда ветер стих и все стихло, Коссон на мгновение остановился. Она смотрела в иссиня-черное небо с его едва заметными россыпями звезд и солнечным светом и задавалась вопросом, каково это на самом деле - быть Возвышенным, пройти через это, жить на этой, по общему мнению, сказочной и бесспорно реальной, Другой Стороне.
Гзилт жили с идеей Сублимации веками, поколениями. Сначала лишь несколько человек подумали, что это хорошая идея; затем, постепенно, с течением времени, так думали все больше и больше. В конце концов у вас были такие цифры, которые заставили бы все это работать, потому что для того, чтобы сделать это должным образом, требовались серьезные цифры — желательно, целая цивилизация.
Теоретически индивидуум мог бы Возвыситься, но на практике успешно это удавалось только одиночным ИИ. Потребовалось нечто столь сложное и самореферентно совершенное, как высокоуровневый искусственный интеллект, чтобы обладать сплоченностью, достаточной для того, чтобы противостоять Возвышенному в одиночку; ни один нормальный биологический индивидуум не смог бы — вы просто испарились там. Это было не полное уничтожение — вся информация, которую вы принесли с собой, осталась, — но личность, индивидуум как функционирующая, идентифицируемая и отличительная сущность — вот что исчезло. Цивилизации и индивидуумы внутри этих цивилизаций выживали и процветали в Возвышенном на протяжении галактически значимых периодов времени, хотя постепенно они менялись за гранью понимания.
Это, однако, произошло бы в любом случае, если бы эти общества оставались в Реальности, и все исследования, сравнения, эксперты и статистика сходились во мнении, что в Возвышенном на порядок больше стабильности, чем в царстве простой материи и энергии.
Коссон вздохнула. Она понятия не имела, зачем ей смотреть в небо, чтобы думать обо всем этом. Возвышенное, как некоторые идеи о Боге или что-то еще, было повсюду. Она осмотрела кончик одного из пальцев на предплечье. Кончик был в мозолях от попыток управляться со струнами elevenstring. Возвышенное с таким же успехом могло быть в складках затвердевшей кожи на кончике ее пальца, как и в небе.
Разделенная на части, свернутая, сжатая и заключенная в измерения за пределами тех измерений, которые вы могли видеть и понимать; вот где было Возвышенное, и это была похожая на лабиринт серия поворотов под прямым углом прочь от этого, от обычной трехмерной реальности, где она стояла на высокой платформе на закате, размышляя об этом.
Коссонту было достаточно трудно по-настоящему постичь гиперпространство, четвертое измерение, не говоря уже о следующих трех или четырех, которые каким-то образом охватывали Реальность и позволяли вложенным вселенным удаляться от создающей вселенную сингулярности в центре вещей и либо возвращаться обратно вокруг некоего огромного космического пончика, чтобы вновь уплотниться и родиться заново, либо излучаться в то, что окружало эту умопомрачительную ультравселенную.
А Возвышенное лежит в измерениях, превосходящих даже это; невыразимо микроскопическое, непреодолимо далекое, но в то же время повсюду, пронизывающее ткань пространства-времени не столько подобно отдельным волокнам этого метафорического переплетения, или их мельчайшим нитям, или их молекулам, или их атомам, или их субатомным частицам, сколько — подчеркнуто - подобно бесконечно малым нитям, которые составляют их, которые составляют все. В измерениях от семи до одиннадцати; вот где лежало Сублимированное.
И, конечно же, именно поэтому у elevenstring было одиннадцать струн; впервые она была разработана всего десять тысяч лет назад, но уже тогда люди имели представление о том, как работают все эти вещи, выходящие за рамки реальности, и художники подумывали включить что-то из этих открытий в свои собственные области, включая музыкальное сочинение. Почему там были дополнительные внутренние резонирующие струны — их было до тринадцати, в дополнение к тем, к которым можно было получить доступ снаружи инструмента, — она все еще не была до конца уверена. Они были ублюдочными в настройке, но это каким-то образом соответствовало неуклюжему, заторможенному характеру elevenstring только потому, что, несмотря на название, на самом деле в них было более одиннадцати струн.
Поднялся ветер, прошелестев по платформе. Несколько волос упали ей на лицо. Она решительно убрала их назад.
Восемнадцать видов погоды. Из всего, что она слышала о Возвышенном, несмотря на все попытки людей объяснить, на что это похоже каким-либо осмысленным образом, это была единственная деталь, которую она смогла вспомнить. Там было восемнадцать различных типов погоды, а не один. Она даже не была уверена, что это на самом деле означало, не говоря уже о том, было ли это действительно улучшением реальности.
Она сделала несколько глубоких вдохов, готовясь сесть за инструмент и начать играть, но все еще была не совсем готова. Она продолжала вспоминать встречу ранее тем вечером, вскоре после того, как флайер доставил ее сюда из дома, расположенного в паре тысяч километров отсюда, в части Города Гердл, все еще частично заселенной, в эту часть, возвышающуюся над равнинами Кваалона, где, насколько она знала, вообще не было никого живого, по крайней мере, на десятки километров в любом направлении.
Она предпочитала одиночество, когда играла на одиннадцатой струне.
Еще до того, как она открыла фонарь кабины, Пьянь заметила вдалеке каких-то птиц и попросила разрешения подойти и поиграть с ними.
Она вздохнула, сказала "да"; существо отстегнулось от ее шеи и улетело. Она подняла футляр elevenstring с заднего сиденья "флайера", пошла открывать его, затем, по наитию, передумала, велела летчику присмотреть за футляром — и сразу почувствовала себя глупо; от кого, по ее мнению, она его защищала? — и отправился на прогулку в Гердлсити.
Внутри было темно и холодно. В большинстве мест несколько ламп включались автоматически, ощущая ее движение или тепло тела; на других участках ей приходилось полагаться только на свои глаза, наноусиление превращало то немногое, что было освещено, в зернистый призрачный пейзаж. Воздух становился все холоднее; ее куртка и брюки медленно раздувались, сохраняя тепло. Она шла по широким коридорам и переходам, нависающим над глубокими, гулкими, неосвещенными помещениями, мимо аркад и гигантских труб, балочных конструкций и изогнутых аудиторий, слушая, как ее шаги эхом отдаются во мраке.
Огромный, опоясывающий весь мир город.
Многие Gzilt смотрели на нее как на нечто, что они могли бы с гордостью оставить после себя, когда Возвысятся, — памятник своему гению, видению и силе, — удобно забывая, что на самом деле они ее не строили. Они потратили тысячи лет на строительство огромной структуры внутри нее и внесли в нее значительные дополнения, но первоначальная структура и ее концепция вовсе не принадлежали им.
Гердлсити был построен верпешами, древним гуманоидным видом, который сам по себе давно превзошел себя. Гзилты унаследовали ее, планету, которую она окружала, и саму систему — наряду с несколькими другими звездными системами - одиннадцать тысяч лет назад, но, несмотря на их давнюю связь с Гердлсити, защиту и работу над ним, первоначальная заслуга принадлежала кому-то другому.
Тем не менее, они заботились о нем все это время, сделали его в некотором смысле своим и, по крайней мере, заложили основу для его опеки в будущем.