|
|
||
по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана "Золотой горшок" |
Алексий Шиц
САЛАМАНДР
По мотивам сказки Э.Т. А. Гофмана "Золотой горшок"
Действующие лица:
Действие первое
ПРИВИДЕНИЯ все прячутся кто куда. Вдруг музыка резко замолкает. Слышатся резкие, быстрые и громкие шаги. И тут под звуки 40-й моцартовской симфонии входит ГОФМАН медленной тяжелой , но бесшумной походкой, весь сжавшись то ли от страха, то ли от холода. Волосы всклочены, торчат в разные стороны, глаза горят безумным огнем. В правой руке канделябр с зажженными тремя большими свечами. Одет в черный пиджак. Подходит к своему черному письменному столу, который стоит в центре комнаты. Нервно и резко с сильным грохотом ставит канделябр на него. Комната немного освещается. На столе лежит гора книг и чернильница с пером. ГОФМАН резким движением садится за стол, достает из ящика стола стопку чистых листов и начинает писать. Тут его глаза приобретают спокойное выражение, а движения плавность.
ПРИВИДЕНИЯ обижаются и исчезают
Свет гаснет. Сцена заканчивается.
ТОРГОВКИ окружают студента и орут на него
Вздохнув от облегчения, АНСЕЛЬМ вскакивает и убегает. ТОРГОВКИ расступаются и пропускают его. СТАРУХА, неторопливо собравшись, также покидает сцену. ТОРГОВКИ тем временем перешептываются, понизив голос.
Дальнеших слов не слышно. Базарный гул переходит в свое обычное русло. Свет гаснет. Сцена заканчивается.
Ходит кругами, не отходя далеко от бузины.
Входит ТРАКТИРЩИК и услужливо спрашивает: "Чего изволите-с?".
ТРАКТИРЩИК кланяется и уходит.
Мимо дерева проходят великолепно разряженные смеющиеся девицы.
За кулисами начинает играть: "Сердце красавиц склонно к измене...".
В траве и в листве бузины начинает что-то шелестеть, шуршать и шептать. Вместе с тем слышится тихий-тихий звон хрустальных колокольчиков. Постепенно все эти звуки становятся все громче и громче.
Лицо АНСЕЛЬМА расплывается в блаженной, усталой и спокойной улыбке. Между тем слышны чьи-то голоса, сначала неразборчиво, потом вдруг звучит какая-то песенка. И тут в листве бузины показываются ТРИ ЗМЕЙКИ. Они подолжают извиваться где-то на ветках бузины, время от времени выглядывают и опять изчезают в листве. АНСЕЛЬМ смотрит и ничего не понимает.
Сестрицы, сюда! Сестрицы, скорее!
По веткам зеленым скользите быстрее!
Мы - золотисто-зеленые змейки,
В любых деревьях найдем все лазейки.
Но почему-то по вкусу нам
Одиноко растущая здесь бузина.
Как славно! Как дивно!
Пусть даже наивно!
Качается, кружит сияющий мир.
Сегодня нас, словно, позвали на пир.
И все здесь нам мило, и все здесь прекрасно!
Зачем же грустить и плакать напрасно?
Нам по сердцу листья, роса и цветы.
Здесь обитают все наши мечты.
Сестрицы, сюда! Сестрицы, скорее!
По веткам зеленым скользите быстрее!
АНСЕЛЬМ слушает их, но его взор устремлен не на бузину, а вверх, в небо. Потом он вдруг начинает смотреть вниз, на траву. Затем, упираясь локтями в колени, положив подбородок на ладони, смотрит на зрительный зал широко распахнутыми глазами, улыбаясь широкой, но кривоватой и пугливой улыбкой. Взгляд его отсутствующий и наивный одновременно.
Тут в листьях бузины опять показываются ТРИ ЗМЕЙКИ. Тут же АНСЕЛЬМ оглядвывается на бузину и замечает их. ТРИ ЗМЕЙКИ вновь исчезают. АНСЕЛЬМ удивленно протирает глаза и поворачивается назад к зрителям.
Тут голос одной из змеек зовет Ансельма. Тот поворачивается и видит в листве одну из змеек-сестриц, самую младшую, с большими темно-голубыми глазами. Из сестер она - самая юная, прекрасная и жизнерадостная, но кажущаяся самой мудрой из них. АНСЕЛЬМ прикован своим удивленным, пораженным взглядом к ней и не в силах произнести ни слова. Тут общий свет сцены гаснет, а остается вокруг Ансельма и змейки. Звучит композиция "Chi mai" Эннио Морриконе.
Обхватывает дерево и начинает нетерпеливо трясти его, ударяясь лбом о ствол. Тут включается свет, музыка смолкает, и сцена оказывается заполненной жителями Дрездена. Толпа окружила Ансельма, стоит и хохочет. Среди них женщина с двумя детьми - девочкой и мальчиком, компания подвыпивших студентов, а также профессор с острой серой бородой, в очках и трубкой в кармане.
Вся компания в обнимку уходит. Ансельм в ужасе очнулся, схватился за голову, воскликнул: " Боже мой!" и сел у дерева, сжавшись в комок от стыда и страха. К нему подходит профессор, зажавший себе уши.
"Кольцо" расступается, АНСЕЛЬМ убегает.
Свет гаснет, сцена заканчивается.
Линковы купальни. Там же. Студент АНСЕЛЬМ бежит, сломя голову.
Бежит дальше, но тут же сталкивается с вышедшим навстречу с конректором ПАУЛЬМАНОМ. Конректор - человек уже немолодой, мешковатого телосложения и серыми приглаженными волосами. Одет в меру консервативно, но по моде. Встрече с Ансельмом рад, хотя и старается не показывать этого, изображая больше удивление и досаду.
АНСЕЛЬМ останавливается, долго и безрезультатано смотрит на конректора. Наконец, узнав его, начинает обеими руками немедленно трясти его руку.
Направляются к выходу. Ансельм все продолжает расспаться в извинениях, а конректор - его успокаивать.
Тут в бузине слышится шелест, и на ветках показываются ТРИ ЗМЕЙКИ. Свет гаснет. Сцена заканчивается.
Там же. Входят раскрасневший и пристыженный АНСЕЛЬМ, конректор ПАУЛЬМАН, за что-то горячо упрекающий студента. За ними - ВЕРОНИКА, молодая цветущая девушка лет 18-и с длиными пепельно-рыжими волосами, с родинкой на носу и с зоркими, выразительными карими глазами, имеющими свойсво каждый раз сверкать во время раздражения, ведет себя смело и непосредственно, как ребенок, а также полулысый регистратор ГЕЕРБРАНД, который выглядит моложе конректора Паульмана, выше ростом, ходит с тростью, у которой набалдашник в виде ослиной головы. Вся компания, как кажется, возвращается после катания на лодке.
ВЕРОНИКА и АНСЕЛЬМ тем временем ушли далеко вперед. Вероника горда и весела, Ансельм тоже заметно повеселел.
Уходят, оживленно и весело о чем-то разговаривая. Паульман, глядя на них, стал весьма доволен. Регистратор Геербранд бросает искоса взгляд на Веронику, но тут же поворачивается к конректору.
Уходят вслед за Вероникой и Ансельмом. Свет гаснет. Сцена кончается.
Тут же что-то осознает и в ужасе зажимает себе рот. ВЕРОНИКА подходит к нему и руками поворачивает его голову в свою сторону. Пристально смотрит ему в глаза, разгневанным взором.
ВЕРОНИКА набрасывается на АНСЕЛЬМА и начинает его душить. В шутку, конечно, но со зверским выражением лица. АНСЕЛЬМ смотрит на нее с испугом.
Между тем ВЕРОНИКА уже успокоилась и, смеясь, поцеловала АНСЕЛЬМА в лоб. Уходит напевая: "Как ярко светит после бури солнце...". АНСЕЛЬМ, ГЕЕРБРАНД и ПАУЛЬМАН садятся за круглый стол.
В этот момент в комнате неожиданно появляется архивариус Линдгорст. Это высокий, худой человек, который вначале предстает, как обыкновенный ученый, в очках, с высоким лбом и редеющими волосами. Но в его облике есть что-то демоническое, что подчеркивают большие огненные глаза, как у дракона и бородка в духе Мефистофеля. Его никто из сидящих за столом не замечает, но при его появлении начинает играть соната "Дьявольские трелли".
ЛИНДГОРСТ снимает и прячет шляпу, презрительно приговаривая: "Тьфу! Серость!", но очки обратно не надевает.
ЛИНДГОРСТ быстро реагирует на последнее слово и достает из внутреннего кармана пиджака дымящую пробирку. Нюхает дым и морщится. Тут мимо проходит девушка в одежде служанки. Архивариус со словами: "Подержите, пожалуйста!" отдает ей пробирку. Девушка нюхает дым и падает без чувств. Ее уносят.
ЛИНДГОРСТ, пропуская мимо ушей все слова, с самым серьезным выражением лица, садится на пол, вынимает из другого внутреннего кармана пиджака какие-то древние рукописи, складывает каждую из них, делает из нее "самолетик" и пускает в сторону зрительного зала.
Реагируя на последнюю фразу, ЛИНДГОРСТ разъяренный вскакивает, скалит зубы, растопыривает пальцы, шипит, как змея и уходит хлопнув дверью.
Тихо смеются. Свет гаснет. Сцена кончается.
Тут дверь распахивается и спиною входит конректор ПАУЛЬМАН, на его лице озабоченность.
Отступает в комнату. Из дверей входят два больших, крепких и рослых грузчиков, неся под руки студента АНСЕЛЬМА без сознания.
ВЕРОНИКА быстро убегает на кухню.
ГРУЗЧИКИ волочат АНСЕЛЬМА к дивану, ПАУЛЬМАН закрывает за ними дверь.
ГРУЗЧИКИ берут студента с двух сторон и кладут на диван.
ГРУЗЧИКИ уложили студента и смотрят на конректора.
Протягивает им руку. ГРУЗЧИКИ переглядываются, потом по очереди пожимают руку конректора, затем друг другу и уходят. ПАУЛЬМАН стоит и смотрит на дверь. Студент на диване стал шевелится и что-то произносить еле-еле звучащим голосом.
Тут вбегает ВЕРОНИКА с пузырьком
Откупоривает пузырек и подносит нашатырь к носу студента. АНСЕЛЬМ медленно открывает глаза, осматривает комнату и тут резко вскакивает
В двери появляется СТАРУХА и злорадной улыбается
АНСЕЛЬМ смотрит в сторону двери, в ужасе отскакивает назад.
ВЕРОНИКА и ПАУЛЬМАН смотрят в сторону двери. Но СТАРУХА тут же исчезает и закрывает дверь за собой.
Его рассказ произвел сильнейшее впечатление. ВЕРОНИКА в замешательстве, а ПАУЛЬМАН рассержен.
ВЕРОНИКА отпускает его. АНСЕЛЬМ, прощаясь, в спешке уходит. ПАУЛЬМАН еще долго перемигивался с ВЕРОНИКОЙ, пытаясь понять, что со студентом. Свет гаснет. Сцена заканчивается. Занавес.
Конец первого действия
Действие второе