* Измучился искать Критерии научности . Все размазывают многословно и бессодержательно . Лучше ВСЕХ изложил Фоменко В.Н. , крайний в подборке .
Критерии научности следующие:
1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых "самих по себе", как "вещи в себе" (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхлриродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.
2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на "мнения", "авторитет"; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: "Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение - справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе" (Лейбниц Г. В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т. 1. С. 418); судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения - критичность и рациональные принципы познания.
3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели
4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия
5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле "интерсубъективности").
Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее.
Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику
Основные особенности научного познания (критерии научности):
1.Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на обґщие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.
2.Непосредственная цель и высшая ценность научного познаґния - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность. Однако надо иметь в виду, что активность субъекґта - важнейшее условие и предпосылка научного познания.
3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать", и не только в настоящем, но и в будущем.
4.Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и друґгих идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, - искусственном (математическая символика, химические формулы).
5.В процессе научного познания применяются такие специґфические материальные средства, как приборы, инструменґты, другое так называемое "научное оборудование". Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектиґка, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы.
6.Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.
7.Для науки характерна постоянная методологическая рефґлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявґление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данґные объекты.
В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиґворечивость, открытость для критики, свобода от предвзятосґти, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
Вненаучное знание. Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не укладываются в вышеґперечисленные критерии научности. О некоторых из них уже ранее шла речь - обыденное, философское, религиозное, хуґдожественно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые "оккультные науки" и т.п. А это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследоґвать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.
В современной теоретико-методологической литературе (Т. Г. Лешкевич, Л. А. Мирская и др.) определяют следующие формы вненаучного знания:
1.ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описываґется законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
3.паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологиґческим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. пара - около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;
4.лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;
5.квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженґцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим;
6.антинаучное как утопичное и сознательно искажающее предґставления о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком";
7.псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальґную активность, спекулирующую на совокупности популярґных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
kulichkovvk.ru»fil/lek/nauch/index.html
характерные черты науки.
1. Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
2. Фрагментарность - ИЗУЧАЕТ НЕ БЫТИЕ В ЦЕЛОМ, А РАЗЛИЧНЫЕ ФРАГМЕНТЫ РЕАЛЬНОСТИ или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.
3. Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.
4. Обезличенность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
5. Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
6. Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.
7. Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
8. Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты.
9. Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным требованиям.
10. Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.
11. Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
12. Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанных пар:
универсальность - фрагментарность,
общезначимость - обезличенность,
систематичность - незавершенность,
преемственность - критичность,
достоверность - внеморальность,
рациональность - чувственность.
kgau.ru»distance/00_cdo_old/demo_res/kse/01_...
Критерии научности
Критерии научности -- совокупность признаков, специфицирующих научное знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять.
Приведённые ниже формулировки критериев абстрагированы от профессионально-отраслевой специфики и социокультурной и социоисторической изменчивости.
- Истинность. НЕЛЬЗЯ ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ НАУЧНОСТЬ И ИСТИННОСТЬ. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки -- непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки -- вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окончательно14. Только ядро образовано из истинного знания, однако и ядро претерпевает изменения (научные революции). Абсолютного истинного знания в науке не существует.
- Проблемность: наука -- попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания.
- Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: НЕ КАЖДОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОКАЗАНО; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример -- возникновение квантовой механики).
- Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРОВЕРКИ ВСЕМ СООБЩЕСТВОМ.
- Системность: научное знание должно быть логически организовано.
- Прогрессизм: НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ ДОЛЖНО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ. К искусству это требование не применимо -- могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).
Рассмотренные критерии являются идеальными нормами, они не описывают научное знание, а предписывают. Одновременное наличие всех этих критериев невозможно, это лишь стремление. Приведённая система критериев требует уточнения в применении к отрасли науки (например, в физике главную роль играет интерсубъективная проверяемость, в математике -- истинность, в истории -- системность).
lects.ru»istandphil/node8.php
Гипотеза истинна, если:
а) способна объяснить всю сумму достоверно установленных фактов в изучаемом явлении или по крайней мере не исключается ни одним из этих фактов (обладает достаточной объяснительной силой);
б) основана на твердо установленных наукой законах и не противоречит им в пределах условий, в которых проверена справедливость этих законов;
в) объясняет с единых позиций весь круг явлений, относящихся к гипотезе;
г) логично построена и не содержит внутренних противоречий;
д) следствия из гипотезы правдоподобны или справедливы;
е) подтверждается численными расчетами или основана на них;
ж) объясняет факты, открываемые после публикации гипотезы;
з) обладает прогнозирующей силой, т.е. предсказывает существование еще не известных в момент создания гипотезы особенностей явления, которые открываются или становятся известными ее автору после публикации гипотезы;
и) дает полезные результаты в других науках.
В.Н. ФОМЕНКО "ЗЕМЛЯ, КАКОЙ МЫ ЕЁ НЕ ЗНАЕМ. ПРИШЕЛЬЦЫ УЖЕ ДАВНО КОНТРОЛИРУЮТ ЗЕМЛЮ!"
** Что такое Ханука?... Когда греки вошли в Храм, то осквернили всё масло, которое там находилось; а когда династия Хашмонаим окрепла и победила их, искали масло, чтобы зажечь Менору (храмовый светильник) и нашёлся только один кувшинчик с маслом, запечатанный печатью первосвященника, и было в нём масла достаточно только на один день горения; тогда случилось чудо и зажигали от него восемь дней [нужные для приготовления нового]. И на следующий год эти дни сделали праздничными, установили для них чтение благодарственных молитв и Псалмов, прославляющих Бога.
(Вавилонский Талмуд, Шаббат 21а)
На протяжении всех восьми дней праздника принято зажигать свечи в ханукие в память о чуде, произошедшем в дни Хануки. Порядок зажигания таков: в первый день зажигается одна свеча, во второй - две ... и так далее до восьми. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש, букв. "служка"), предназначен для зажигания остальных свечей и зажигается соответственно во все дни праздника перед основными свечами. Общее число свечей используемых на Хануку - 44.
Материал из Википедии
*** Менгеле Йозеф - немецкий врач, проводивший опыты на узниках лагеря Освенцим во время Второй мировой войны.
**** Аллюзия (лат. - "намёк, шутка") - стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи.
***** Иван Петрович Павлов (1849, Рязань - 1936, Ленинград) - один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года "за работу по физиологии пищеварения".
Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока.
Материал из Википедии
+++
Малая толика мнений о ВЫБОРЕ ...
15 октября 2012, Понедельник, 18:15
Премию по экономике памяти Альфреда Нобеля присудили двум ученым из США: Элвину Роту и Ллойду Шепли
В Стокгольме объявлены имена лауреатов премии по экономике памяти Альфреда Нобеля. Ими стали американские ученые Элвин Рот и Ллойд Шепли. Для многих такое решение жюри стало неожиданностью, поскольку в числе фаворитов нынешнего года они не числились. Рота и Шепли отметили за "теорию стабильных вкладов", ученые исследовали, каким образом лучше подбирать партнеров на рынке.
С точки зрения нобелевского комитета, эта теория затмила достижения других ученых - Роберта Шиллера, предсказавшего нынешний мировой кризис, или Пола Ромера, утверждающего, что кризисное время предоставляет максимум новых возможностей. Обоих считали фаворитами.
Премия по экономике - это не совсем Нобелевская премия, награду учредил 44 года назад Госбанк Швеции. В остальном она ничем не отличается от Нобелевки, включая денежную сумму - 1 миллион 200 тысяч долларов.
http://www.1tv.ru/
Рот, Элвин
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Научная сфера: экономика, теория игр, экспериментальная экономика
- американский экономист, профессор Гарвардского университета, преподает в Гарвардской школе бизнеса. Внёс значительный вклад в теорию игр, теорию устройства рынка и экспериментальную экономику. В 2012 году был удостоен совместно с Ллойдом Шепли Премии Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля за "теорию стабильного распределения и практики устройства рынков".
Элвин Элиот Рот родился в Нью-Йорке, в еврейской семье; его родители были учителями. Учился в средней школе им. Мартина Ван Бюрена в Квинсе, но бросил её в пятнадцатилетнем возрасте, недоучившись. Посещал курсы инженеров при Колумбийском университете и в конце концов был зачислен на инженерное отделение университета, после окончания которого (1971) прошёл магистратуру и аспирантуру при Стэнфордском университете (1974), специализируясь на исследовании операций.
С 1986 по 1995 преподавал в хайфском Технионе, Еврейском университете в Иерусалиме и тель-авивском университете.
Основные работы по "Нобелевской" теме - всего 11 !!! ( маловато для ГЕНИЯ ... и большая часть - статьи в журналах !!! )
Шепли, Ллойд
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Научная сфера: экономика, теория игр
- американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (2012). Сын Харлоу Шепли.
Родился в еврейской семье Харлоу Шепли и Марты Бец.
Служил в Военно-воздушных силах США (1943-1945). Бакалавр (1948) Гарвардского университета; доктор философии (1953) Принстонского университета. Работал в корпорации RAND (1948-1949; 1954-1981), с 1981 г. преподает в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес).
Награжден боевой медалью Бронзовая звезда (1944). Академик Американской академии искусств и наук (с 1974) и Национальной академии наук США (с 1979). Почетный член Американской экономической ассоциации (с 2007).
Лауреат Нобелевской премии по экономике 2012 года совместно с американским экономистом Элвином Ротом - за вклад в теорию устойчивого распределения и практику моделирования рынка.
Основные произведения
1. Gale D., Shapley L.S. College Admission and the Stability of Marriage // American Mathematical Monthly. - 1962. - Т. 69. - С. 9-14. ("Приём в колледжи и стабильность брака" - главный повод для Нобелевской премии)
2. "Концепции и теории чистой конкуренции" (Concepts and Theories of Pure Competition, 1967);
3. Shapley L.S. The St. Petersburg Paradox: A Con Game? // Journal of Economic Theory. - 1977. - Т. 14. - С. 439-442. ("Санкт-Петербургский парадокс: жульничество?"
В общем ТАК - главное в их особенностях это то что они - ЕВРЕИ , других поводов для награждений , ну ищи не найдёшь ...
+++
Премию по экономике памяти Нобеля получили ученые, предсказавшие мировой экономический кризис ( кратко )
Евгения Коробкова, Илья Маршак, Жаннат Идрисова
Опубликовано: 15 октября 2012, 15:28
... именно Шиллер предсказал в свое время мировой финансовый кризис. ( обкакаться !!! ЭТО невозвожно для школы "экономикс" . Кроие того , уже Первые политэкономы ОБОСНОВАЛИ / предсказали неизбежность КРИЗИСОВ в кап.эконимике ... А названия им можно предумывать как нонешному современному "искусству" . )
Ученые работали независимо друг от друга. ШЕПЛИ использовал так называемую теорию кооперативных игр для изучения и сравнения теоретических методов, подходящих для двух сторон. Другими словами, он ПОКАЗАЛ, КАК ОДИН И ТОТ ЖЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ МЕТОД МОЖЕТ ПРИНОСИТЬ ВЫГОДУ ДЛЯ ТОГО ИЛИ ДРУГОГО УЧАСТНИКА РЫНКА.
ЭЛВИН РОТ, в свою очередь, применил результаты теоретических исследований Шепли в изучении практической работы важнейших рынков. На примере опытов Рот и его коллеги показали, что СТАБИЛЬНОСТЬ - ЭТО КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ УСПЕХА ОТДЕЛЬНЫХ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ. ( Ш. - Перевожу : лучше быть богатым и здоровым , чем бедным и больным . Хайль Нобиль !.. ) Работы Рота помогли перестроить принципы работы организаций, которые занимаются подбором врачей для работы в больницах и доноров для пациентов.
В заявлении Нобелевского комитета указано, что сочетание основ теории Шепли и эмпирических исследований, экспериментов и практических моделей Рота создали поле для исследований и улучшения производительности многих рынков. "В этом году премия присуждается за выдающийся пример экономической инженерии", - резюмирует комитет.
Среди других кандидатов на Нобелевскую премию назвались и профессор университета Массачусетса Стивен Росс, которого могли наградить за вклад в теорию образования цен, а также экономисты Оксфордского и Принстонского университетов Энтони Аткинсон и Энгус Дитон. Их работа была посвящена доходам, потреблению и благополучию. Другими словами, экономисты исследовали человеческое счастье. Претендентов на премию среди россиян не было и не предвиделось. ( Ш. - Господи , какой же уровень "гениев" ... )
КОММЕНТАРИЙ
Экономист Михаил Хазин в интервью "ВМ" выразил мнение, что экономическая Нобелевская премия - это своеобразный "междусобойчик некоторой группы экономических моделирователей". Они строят простенькие математические модели, потом называют их элементы какими-то экономическими терминами.
- Дело, конечно, веселое, я сам когда-то этим занимался, только не в экономике , а в биофизике, биохимии, - сказал Михаил Хазин . - Но к реальности это разве имеет какое-то отношение? Разве они предсказали, например, финансовый кризис? Это далеко от реальной экономики.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Свое мнение относительно вручения Нобелевской премии высказал заместитель декана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев
- Что я вам скажу. Решение Нобелевского комитета действительно неожиданное. Оба лауреата не были фаворитами. Это точно. Но никто не говорит, что кандидаты недостойны. Относительно премии по точным наукам у меня особенных претензий нет. У меня есть сомнения относительно Нобелевской премии мира. Она видоизменилась в какой-то современный вариант папской буллы, легитимизирующей государственную деятельность. Однако, что касается премии по точным наукам, то здесь в конъюнктуре заподозрить сложно. Она выдается учеными, которые живут в разных городах.
- Андрей Иванович, но ведь долгое время премии по экономике не существовало именно потому, что научное сообщество не решило, можно ли считать экономику наукой...
- Хе-хе, и это верно. Я сейчас крамолу скажу. Но подумайте сами, в реальности мировой финансовый кризис не предсказал никто! Сколько мы говорим о второй волне кризиса? Но это все на уровне интуиции и догадок. А есть ли что-то в реальности? Вот-вот. Я думаю, что если наука есть, то она должна быть, как бы это сказать, несколько лучше обоснованной.
- Скажите, а почему среди лауреатов премии нет российских экономистов?
- А вы разве не знаете? Вы меня удивили. Наверное, потому, что и в вопросах международных отношений, и в экономике мы на периферии мира. К сожалению.
- Современные экономисты, в том числе, нынешние лауреаты "нобелевки" прогнозируют нам наступление эпохи безденежной экономики. Уже сейчас за получение информации мы расплачиваемся не деньгами, а "лайками". Как в социальных сетях или блогах.
- Я думаю, это утопия. Хотя, кто его знает. В 1972 году в журнале "Наука и жизнь" я прочитал фантастический рассказ, герой которого попал в страну, где вместо денег были пластмассовые карточки. Герой из другого мира не мог без карточки ни поесть, ни попить, пока он не украл у кого-то кусок пластмассы. Тогда я тоже думал, что это утопия и так быть не может. Что касается безденежной экономики... Кажется, Велимир Хлебников об этом давно писал. Он говорил, что мы будем расплачиваться ударами сердца. Чем не "лайки"?
+++
Без изъятий из ЖЖ .
Статья Пола Крейга Робертса
elrat
September 19th, 11:25
Недавно набрел на статью Пола Крейга Робертса. Инфо о нем из вики:
Пол Крейг Робертс (англ. Paul Craig Roberts; р. 3 апреля 1939 года, Атланта (Джорджия)) - американский экономист. Отец "рейганомики", кавалер Ордена Почетного легиона, влиятельный республиканец, бывший помощник министра финансов США в администрации Рональда Рейгана. В настоящее время старший научный сотрудник Гуверовского Института (англ. Hoover Institution), известный публицист, является автором постоянной колонки в газете "The Washington Times".
Я думаю, он подтверждает тезис МЛХ ( Хазин ) о кризисе экономической "науки" и заблуждения непоследнего западного экономиста тоже показательны.
Оригинал статьи взят отсюда: www.vdare.com/users/paul-craig-roberts. Перевод мой: