Решил не ради оригинальности токмо , примечания давать без "предметной" привязки свободным изложением . Поскольку ВСЁ в одну тему . Если Вам не понравится , больше ТАК делать не буду ... наверное .
Во время переписи 2001 года -
71 % лондонцев отнесли себя к белой (европеоидной) расе, из них 60 % считали себя британцами (то есть англичане, шотландцы, валлийцы),
3 % - ирландцы (остальные белые - 8,5 %);
10 % лондонцев - выходцы из Южной Азии и с Ближнего Востока;
1 % - китайцы, 2 % приходится на остальные национальности (по большей части, это филиппинцы, японцы, вьетнамцы).
27 % лондонцев родилось за пределами Евросоюза.
Для каждого третьего лондонского школьника родным языком является не английский.
При оценке 2007 года ситуация в целом осталась прежней:
69,0 % жителей отнесли себя к белой расе. 57,7 % - к британцам,
2,4 % - к ирландцам, и 8,9 % были классифицированы как "остальные белые".
Выходцев из Южной Азии и Ближнего Востока насчитывалось 13,3 %.
10,6 % - представители негроидной расы включая 5,5 % - выходцев из Африки.
По данным 2008, 40 % жителей города принадлежали к т. н. "этническим меньшинствам"
Из верований наибольшей популярностью пользуется
христианство - 58,2 %.
Следом за ним идут ислам - 7,8 %;
индуизм - 4,1 %;
иудаизм - 2,1 % и
сикхизм - 1,5 %.
Довольно много в Лондоне атеистов - 15,8 %.
Места компактного проживания лондонских мусульман - Тауэр-Хэмлетс и Ньюхэм.
Крупная индуистская община расположена в северо-западных округах Харроу и Брент,
сикхи проживают в основном в восточных и западных районах,
а иудеи - в Стэмфорд-Хилле и Голдерс-Грин, располагающихся в северной части Лондона.
Наиболее известное лондонское просторечие, распространённое среди низших социальных слоёв населения города - кокни. Для кокни характерно упрощённое произношение слов, неправильное использование или пропуск некоторых звуков. Диалект кокни в Англии часто служит темой для анекдотов и шуток.
Другой известный вид местного произношения - Estuary English, распространённый не только в Лондоне, но и в бассейне Темзы в целом. Кроме того, с наплывом иммигрантов из Центральной Америки получил распространение ямайский креольский диалект.
По данным переписи 2001 г., 747 285 человек классифицировали себя как пакистанцы. 55 % из них родились в Великобритании, 36,9 % - в Пакистане и 3,5 % - в других странах Азии.
На 2010 г. в стране проживает около 1,2 миллиона Пакистанцев, что составляет примерно половину от их общей численности в Европе.
Материал из Википедии
... еврейского населения Великобритании до 270 тысяч человек, из которых две трети живут в Лондоне
Всеобщее возмущение вызвали высказывания мэра Лондона Кена Ливингстона (заметим, недавно отправленного лондонцами в отставку), сравнившего еврейского журналиста с нацистом, а затем и "Ликуд" с ХАМАСом. Тогдашнему премьер-министру Тони Блэру пришлось публично осудить своего болтливого подчинённого.
( Обратили ВНИМАНИЕ - евреев критиковать НЕЛЬЗЯ . Они же не стыдясь не просто УБИВАЮТ безоружных палестинцев , включая ДЕТЕЙ и женщин , НО даже официально угрожают смертью Главам соседних Государств , примеры :
- Израильское правительство премьер-министра Ариэля Шарона публично объявило о своем намерении убить Ясира Арафата, - всенародно избранного президента Палестинской национальной автономии.
ua-left.narod.ru»arafat.htm
- Израиль угрожает убить лидера ХАМАСа.
konflikt.ru»index.php...
- Власти Израиля угрожают убить президента Сирии Башара Асада. Издание The Jerusalem Post сообщает, что Израиль предупредил президента Сирии Башара Асада, что убьет его
pravo.ru»Интерправо»news/view/56629
И никто !!! не даже не осуждён !!! либирастами ВСЕХ стран ... )
Но у еврейской диаспоры есть и свои достижения. Большинство евреев Великобритании в настоящее время - обеспеченные люди, а в числе 500 богатейших людей страны - 50 евреев . В распоряжении диаспоры Лондона - 200 синагог.
jewish.ru»История»2008/08/news994265803.php
"Лондон - этнический состав"
Лондон - это город, в котором смешаны сотни национальностей и все мыслимые рассы. Каких только людей тут нет. Это видно, в частности, на примере моей работы. В одном лишь нашем отделе работают: индус, итальянец, нигериец, португалец, пакистанец, полька, несколько французов, несколько британцев, три китайца, мадагаскарец, румынка ну и я за русского.
И так повсюду, т.е. в Лондоне собрались люди буквально со всего мира. Некоторые успешно интегрировались в британское общество и живут как обычно, другие стараются селиться компактно, как например бенгальцы, восточные европейцы, евреи, пакистанцы и т.д. Причем районы их поселений практически не перекрываются. Это хорошо видно, когда едешь на автобусе, вдоль какой-нить длиной улицы.
Вот идет толпа тетенек индусок в сари, кругом индуские магазины, надписи на хинди. Через 5 остановок картина совершенно другая - кругом ортодоксальные евреи в широкополых или мохнатых шляпах с пейсами, дети в кипах и надписи "кошер" да звезды Дауда (алейхи салям) на магазинах. Еще через 5 остановок можно попасть в конкретно такой черный район, где ни одного белого лица. Кто играл в ГТА, тот меня поймет. В общем, все очень контрастно, но при этом никто никому жить не мешает, и нет никакой межэтнической напряженки.
Как-то так получилось, что мы поселились в районе, где куча выходцев из стран бывшего СССР. Часто слышна русская речь, но в основном это выходцы из прибалтики. Литва, Латвия, Эстония - это же теперь Европа, можно сесть на самолет, прилететь жить и работать безо всяких виз. К сожалению, при таком подходе, вместе с нормальными людьми едет много сброда, который при ином раскладе сидел бы у себя на хуторе и лязгал бы семки. В 2005 году, будучи в Польше, я удивлялся огромному числу курсов английского языка. Их тогда только приняли в Евросоюз, и теперь понятно, зачем они язык учили... :).
Недавно познакомился в нашем районе с тремя туркменками - студентками местного колледжа. С турком из кебабной - гражданином Болгарии, который 2 года жил и работал в Москве, хорошо говорит по-русски и вообще, хороший парень.
Еще тут есть очень странные пакистанцы, которые очень уверенно говорят на непонятно каком языке, думая, что говорят на английском, и удивляются, когда их не понимают.
В общем вот такая вот многонациональная, многоконфессиональная, так сказать, этническая ситуация. Posted by Bashir Magomedov at 2:05 AM
Labels: London, UK
magomedov.co.uk»2010/06/blog-post_17.html
Сионизм - это еврейское национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается
Бунд был лево-социалистической партией, выступавшей за далеко идущую демократию и обобществление средств производства, и следовал традициям демократического марксизма. Бунд выступал за национально-культурную автономию для восточноевропейского еврейства, создание светской системы просвещения, поддерживал развитие культуры на языке идиш. Члены Бунда верили, что благодаря этому евреи не ассимилируются и сохранят свою обособленность. Бунд был антирелигиозной партией и выступал против репатриации евреев в Палестину. ( Т.е. построение социализма для отдельно взятой , богоизбранной , нации на территории народов , живущих в СВОИХ Государствах !!! Это и есть Национал-Социализм в чистом виде . Так что Гитлер знал чему следовать . И методы те же . Просто он проиграл , посему и виновен . )
Территориализм - еврейское общественное движение начала XX века. Территориалисты, как и сионисты, требовали создания еврейского государства со своей территорией. Однако, в отличие от сионистов, они не настаивали на том, чтобы это государство находилось именно в Палестине. В частности, предпринимались попытки создания еврейского государства в Австралии, Канаде, Кении, Ливии.
(Скромно , да ? А вот "цветочки" ... позабытые .
Статья : Недавний скандал, связанный с учебником Вдовина и Барсенкова "История России", был подхвачен и за рубежом, где особо заметили интересную, важную и болезненную главу советской истории, связанную с Еврейским Антифашистским Комитетом, планами создания Крымской еврейской республики и с высылкой крымских татар.
Сороковые годы двадцатого века увидели внезапный рост еврейского влияния в России и его не менее внезапное падение. Созданный в 1941 году ЕАК сыграл полезную роль во время войны, проводя советские интересы в Америке и наводя мосты между советским руководством и влиятельной американской еврейской общиной. Однако после войны ЕАК попытался играть роль проводника американских еврейских интересов в СССР, роль "еврейского лобби".
Недавно опубликованные материалы показывают, что 15 февраля 1944 года руководство ЕАК уже требовало создать в Крыму "еврейскую советскую социалистическую республику", то есть такую же по статусу союзную республику, как Украина и Россия. Эти требования, видимо, учитывались при депортации крымских татар, произведенной в мае 1944 года. Об этом - интересная и остроумная статья Евгения Лобкова в обработке Исраэля Шамира.
"Евреи пишут письмо Сталину"
Евгений Лобков
Трое евреев , руководители ЕАК - Михоэлс, Фефер и Эпштейн - написали письмо. Послали его Сталину, а спустя неделю еще и Молотову. Жанр - не то прошение, не то требование. Просили превратить Крым в Еврейскую Советскую Социалистическую Республику, то есть приравнять в правах с Украиной и Россией. Это был апогей самомнения лидеров ЕАКа, которые стали считать себя не только представителями советского еврейства за рубежом, но и эмиссарами американской еврейской общины в СССР.
Отношения советской власти с еврейством знали свои подъемы и спуски. Надир был достигнут в 1940. В предвоенные годы советское руководство старалось сберечь непрочную дружбу с сильным и агрессивным соседом, а мировое еврейство заняло активную антигерманскую позицию и подталкивало к войне. Поэтому многие настроенные антигермански евреи были отстранены от своих постов, некоторые были арестованы.
С нападением Гитлера на Россию все переменилось. Возникла идея стратегического союза с еврейством. Раз американские евреи подтолкнули Вудро Вилсона к вступлению в первую мировую войну на стороне Англии в обмен за декларацию Бальфура, сейчас, в 1941 году, решило советское руководство, надо договориться с евреями, чтобы те обеспечили поддержку Соединенных Штатов - России.
Сперва были вытащены из тюрем двое ведущих польских бундовцев (Бунд - еврейские социалисты-националисты) Виктор Альтер и Хенрик Эрлих. Они предложили создать Еврейский Антифашистский Комитет, в который вошли бы представители евреев всех стран, оккупированных Германией. Советское руководство догадалось, что такая организация может оказаться слишком сильной, слишком независимой от Москвы, а значит - бесполезной. Альтер и Эрлих были возвращены в тюрьму и со временем расстреляны.
ЕАК возник позднее, в 1942, и он представлял только советских евреев. Задача осталась той же - мобилизовать американских евреев на поддержку Советского Союза в его войне с Гитлером. В народной памяти осталась триумфальная поездка Михоэлса и Фефера в США в 1943 г.
Почему были избраны именно они? Может быть, Михоэлс и Фефер пользовались всенародной известностью среди американских евреев? Вряд ли. Госет в Америке не гастролировал, фильмов-спектаклей не было, американцы могли оценить дарование Михоэлса только по эпизоду в антиамериканском фильме "Цирк". Поэт Ицик Фефер - мастер одной темы - счастье еврейского народа при самой правильной в мире советской власти. Сколько у него было (по)читателей в Штатах - затрудняюсь сказать. Командировали не красавца-романтика Маркиша, не автора превосходных детских стихов Квитко, но агит-поэта. Почему отправили Михоэлса и Фефера? Ведь имеются Эпштейн, Ватенберги, Тальми, которые знают Америку, знают не только идиш, но и английский. Потому и не подходят, что американские коммунисты. Нужны были преданные, но с коммунизмом не ассоциирующиеся советские евреи.
Поездка долго и тщательно готовилась, арендованы залы, предупреждена пресса, установлена договорённость с видными деятелями о встрече. Однако, летели шесть недель, американцы не установили визиту высокую важность. Нельзя сказать, что американцы сроду не видали советских евреев - там были дипломаты (до полпреда включительно), торговые представители, корреспонденты и др. Но они представляли государство. А тут - еврейские "народные дипломаты", и говорят на идише.
Тем не менее - их принимают не как "представителей", а как настоящих политиков. Советские руководители, в отличие от американских, соображениями Михоэлса-Фефера в общеполитических вопросах никогда не интересовались. В Америке оба сделали неожиданное для себя открытие: оказалось, что они крупные политические фигуры, мнение которых по самому широкому кругу вопросов стремятся узнать американские государственные деятели и лидеры международных еврейских организаций. Чья заслуга в феноменальном успехе поездки? Михоэлса и Фефера или людей, чьи фамилии в титрах не упомянуты?
Заслуга, скорее, концепции. Каждый день сначала "белая", а потом и гитлеровская пропаганда твердила, что "евреи правят Совдепией". Пропаганда имела успех. Столкнувшись с Михоэлсом и Фефером, американцы подумали, что вот перед ними очень влиятельные евреи. Возможно, американцы полагали, что через советских евреев можно повлиять на советское руководство, активировав еврейское лобби в Москве.
В результате поездки - восстановлены прямые контакты американских и советских еврейских организаций, прерванные в период "большой чистки". ЕАК, в отличие от Озетов и Евсекций - организация некоммунистическая, которую возглавляют популярные в народе лидеры, имеющие прямой выход к высшему руководству страны. Открылся независимый канал финансирования, без предъявления условий. Но - американские евреи дают деньги не Сталину и Молотову (или Уманскому и Литвинову), а советским евреям. Значение ЕАК резко возросло. Немалая часть советской элиты (не только еврейской) надеется на усиление американского влияния. Вожди ЕАКа решили, что они - не просто политические деятели, но - политические мыслители государственного масштаба.
Несколько лет назад Николай Анисин в своей интересной книге "Звонок от Сталина" подробно описал один из возможных вариантов интриги, которую вели, по его мнению, Лозовский и жена Молотова, Полина Жемчужина. Но в реальной жизни именно Михоэлс и Фефер испытали головокружение от успехов американской поездки. Превосходные результаты поездки были оценены. Финансирование, квартиры, дачи, командировки, пресса и пр. Но они хотели большего. Попросили Крым . Но не в смысле дачи, а в смысле республики.
Откуда у них взялась эта идея? Посоветовали американские евреи ? Но американские евреи не просили у Рузвельта ни Флориду, ни Аляску... И английские не предлагали Черчиллю задуматься над организацией автономного графства. Тех привлекала Палестина. Неужели они планировали запасной вариант - на случай неудачи сионистского проекта?
Сначала письмо Михоэлса, Фефера и Эпштейна о еврейской автономии в Крыму было послано Сталину - лучшему другу советских евреев . Через две недели отправили такое же письмо Молотову. Странно - сделали бы наоборот - всё было бы логично, сперва - важному лицу, затем - Весьма важному лицу... Текст не меняли - что Сталин, что Молотов - всё одно... И люди они были сведущие: все трое пережили "великую чистку" не "под чуждым небосводом". Очищение страны от врагов народа активно и публично одобрили. Сталин и Молотов не имели репутации людей безотказных. Да и само письмо!...
Если бы Сталин хотел разжечь "государственный" антисемитизм - ему для этого достаточно было опубликовать это письмо в центральных газетах "в дискуссионном порядке". Если бы я прочёл этот текст в менее авторитетном издании, я бы подумал, что это неловко сделанная антисемитская фальшивка. Такая коллективка не имела аналогов. В военное время, когда Крым все еще оккупирован немцами, руководители ЕАК проанализировали работу советского правительства в отношении еврейского населения, и нашли в его работе серьёзные недостатки. Предложены пути исправления.
Письмо предельно деловое. Никаких комплиментов, никаких благодарностей, никаких гарантий. Такое письмо смелые подчинённые пишут начальнику, о котором точно известно, что его вот-вот снимут "по статье". В таком тоне и стиле можно писать и зиц-председателю. По идее - просьба, а по стилю - жалоба в Страсбургский суд.
Вначале - о Холокосте, в котором виновен Гитлер. Логическая нестыковка: Холокост устроил Гитлер, а Крым должен отдавать Сталин. Кстати, обвинения в адрес сталинского руководства занимают в письме вчетверо больше места, чем в адрес Гитлера. Подписанты упрекают Сталина: еврейская интеллигенция вытесняется с кафедр, из НИИ, из КБ кадрами неевреев, а еврейские кандидаты и доктора заняты на неквалифицированных работах. (Это уже пришла гостья из будущего - из Израиля 1990-х годов, будто читаешь письмо председателя Сионистского форума Щаранского премьер-министру Рабину.) Как тут поможет Крым ? Имеется ли в пяти вузах Крыма достаточное количество рабочих мест для еврейских кадров, вытесненных из 500 вузов СССР?
Затем следует жалоба на крайний недостаток учреждений еврейской культуры. А вот делать конкурирующую газету, открывать ещё пять театров, восстанавливать школы и техникумы вовсе не нужно. Не для того пишут, чтобы вместо Крыма получить собрание Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина на идише... (Кстати, в том же 1944 году, когда страна испытывала нехватку буквально всего, Совнарком уплатил 60 тысяч долларов авторских зятю Шолом-Алейхема Бенциону Гольдбергу, хотя международного авторского права СССР не признавал. На мой взгляд, этот факт противоречит тезису о "государственном антисемитизме" в СССР.)
У части евреев обострились буржуазно-националистические пережитки, от которых, по мнению авторов письма, Крым излечит-исцелит. В советской традиции людей, страдающих буржуазно-националистическими пережитками, лечили отнюдь не в крымской природной зоне.
Нужны не хлеб и зрелища, а земля. Дополнительными финансовыми вливаниями в Биробиджанскую автономию заниматься тоже не стоит. Далеко этот Биробиджан. Земля - это Крым. Со статусом Крыма - всё ясно, не автономные районы или область, а союзная республика. Со столицею не в Армянске, а в Симферополе. Больше ничего не требуется.
Насколько соответствует экономическая структура Крыма профессиональной структуре еврейского населения в СССР? О проблеме занятости речь вообще не шла. Это в Палестине можно профессору вручить метлу и объявить это реализацией принципов сионизма и воплощением заветов основоположника. Местечковая беднота стала жертвой Холокоста. Она же была носителем языка идиш. Уцелели высокообразованные русскоязычные евреи - инженеры, врачи, научные работники, журналисты и т.д. Они не стремились перейти в сельское и гостиничное хозяйство. Их вполне удовлетворяло право на летний отдых в Крыму . Как отнесётся нееврейское население Крыма к еврейской республике? Не почувствует ли оно классовую солидарность с палестинскими арабами?
Руководители ЕАК знают, что идея ЕССР в Крыму пользуется исключительным успехом среди еврейских народных масс... И среди лучших представителей народов СССР... А кто будет разъяснять правильность решения "не лучшим"? Тов. Михоэлс и Фефер? Или товарищ Маузер? А кто профинансирует переселение в Крым ? Наркомфин Зверев пусть находит деньги? Товарищу Звереву не надо беспокоиться - деньги на переселение и организацию госстуктур дадут "трудовые евреи ", - имеются в виду рабочие и крестьяне. Нетрудовые евреи дадут для Палестины, трудовые - для Крыма . Кто больше?
Но главное - письмо написано с позиции силы. С позиции силы политической. В 1944 умные люди сходились мыслями, что после войны СССР будет в зависимости от США, и товарищ Сталин, если хочет остаться номинальным главой СССР, вынужден будет исполнять заокеанские рекомендации. А эти рекомендации продиктуют американские евреи . План Маршалла уже витал в небе. Товарищ Сталин хотел остаться номинальным главой СССР, но ещё больше он хотел оставаться реальным правителем - и план Маршалла вместе с американско-еврейским диктатом был отклонен.
Пока решение Сталина не выяснилось, из Крыма успели депортировать татар, армян, греков... Все же их положение было куда лучше, чем у палестинцев - со временем они смогли вернуться.
israelshamir.net»ru/Lobkov.htm
Вроде бы довольно , НО :
"Крым и евреи ..."
VicRus " 25 июл 2008 11:52
Из форума "Полигон":
Момент истины: КРЫМ - разменная монета, несостоявшийся Израиль
" : 01 Июля 2008, 11:02:34 "
Оказывается, крымских татар Сталин не из-за сотрудничества с немцами выселил, а... чтобы расчистить Крым для нового Израиля в Крыму - Крымская Еврейская Калифорния - Новый Израиль.
На этом настоял "Джойнт" (Американский Еврейский Объединенный Распределительный Комитет - American Jewish Joint Distribution Committee).
Кроме Крыма в этот Новый Израиль должны были войти земли Сочи до границы с Абхазией, Херсонская и Одесская области...
Земли Крыма давались как залоговые по долговым обязательствам американским евреям ещё при Ленине. Так что Сталин унаследовал проблему Крыма от Ленина.
С 1922г. Джойнт выдавал кредиты советскому правительству России по $10,000 в год в течение 10 лет под залог крымских земель (всего $ 100,000). Были оформлены векселя за подписью Правительства России, т.е. должником была Россия. Срок погашения долгов или передачи Крыма евреям США в случае непогашения деньгами - 1945-1954г.г. Сталину очень не хотелось отдавать евреям Крым и юг России и Украины по советским долгам для строительства Израиля - поэтому он был рад, что евреи на конференции в Базеле решили создавать Израиль всё же в Палестине, а не в Крыму - и поэтому Сталин всячески поддержал и признал образование Израиля в Палестине в 1948г..
С 1922г. 100 тыс. бездомных евреев были переселены в Крым из Белорусии, Украины, Болгарии. В Крыму создавались еврейские колхозы. Больной Ленин даже посетил и одобрил выставку еврейских крымских поселенцев, как и саму идею строительства еврейских колхозов и еврейского государства в Крыму .
Со стороны местного населения, особенно крымских татар, начались недовольства и погромы еврейских поселенцев. Татары блокировали поезда с прибывающими в Крым евреями и отправляли их обратно.
В 1928 г., для разрешения ситуации в Крыму , была создана Еврейская АО на ДВ. Но евреям не понравилось это место, они настаивали на землях Крыма и юга России, Украины (территориях бывшего Хазарского каганата).
Розенберг от Джойнта настаивал на кандидатуре Михоэлса как главы Еврейского независимого государства в Крыму , Сталин предлагал Кагановича в качестве руководителя ЕАР в составе СССР.
Еврейский Джойнт настаивал на передаче Крыма евреям , выселении крымских татар, выводе ЧФ из Севастополя, образовании НЕЗАВИСИМОГО еврейского государства в Крыму . Причём, открытие 2-го фронта в 1943г. еврейское лобби увязывало с выполнением Сталиным долговых обязательств перед Джойнтом. Об этом И.Сталин сказал И.Б.Тито в 1943г. - есть документы.
Сталин, под давлением еврейского Джойнта, принял решение выселить из Крыма татар в Среднюю Азию. Но! Евреев он решил также выселить из Крыма - на Новую Землю.
Было запланировано также выселение евреев из Москвы (на Шпицберген) в 1953г., причём Екатерине Фурцевой было поручено составить списки на депортацию евреев из Москвы и проконтролировать операцию.
Операция "Белая куропатка" - депортации евреев из Крыма на север - частично состоялась: 17 пароходов евреев было отправлено из Крыма на Новую Землю в 1953г..
Композитор Тихон Хренников дал об этом интервью ("о советском холокосте") и разрешил разместить его в СМИ после его смерти - что Караулов и сделал в программе "МИ".
"Со смертью Сталина не состоялся холокост евреев на Шпицбергене" - восхищался Караулов и Хренников евреями-отравителями .
Передачу Крыма Украине в 1954 году - к сроку погашения долгов американским евреям Россией - осуществил Хрущёв именно по "домашней заготовке" Сталина - чтобы ни Крым , ни долги -> еврейскому Джойнту не отдавать: Украина как "другой субъект", ничего у США не занимала, обязательств перед евреями не имела.
---
Об этом говорилось в передаче "Момент истины" у Караулова вчера, сегодня будет повтор, по ТВЦ, в 13:40. (15-минутная тема в середине программы)
В передаче Караулова участвовал Полторанин, рассказавший о знании им архивов КГБ.
Попцов назвал сенсацию от Полторанина "фантасмагорией", но посоветовал Полторанину написать свою сенсационную книгу об этом.Сознание определяет бытие!
VicRus
"Ракурс Истории"
Вилен Люлечник
Крым , Дальний Восток и далее... Израиль
Вопрос о создании еврейского национального образования на территории СССР обсуждался в течение многих лет. В какой-то мере это объяснялось несколькими факторами. Во-первых, в довоенное время евреи были одним из крупнейших этносов страны, не имевших при этом своей государственности. Во-вторых, создавая еврейское национальное образование, большевики стремились тем самым ликвидировать сионистское движение на территории своей страны. И, в-третьих, после образования Государства Израиль и явной переориентации еврейского государства на США Сталин стремился создать в противовес этому новому государственному образованию еврейскую республику на Дальнем Востоке.
Вначале были Крым и Белоруссия...
Начиная с 20-х годов проблемой создания национальной государственности евреев занимались специально созданный Государственный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР (КомЗЕТ), который возглавлял тогда П.Г.Смидович. Был еще общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ) во главе с Ю.Лариным (М.А.Лурье). Именно Лариным разрабатывалась идея организации еврейской республики в Крыму и поселения на ее территории для создания большинства в этом районе - 280 тысяч евреев . Но это была не единственная попытка. В начале тех же 20-х годов при поддержке Еврейской секции РКП(б) было задумано создание Белорусской еврейской республики. В ноябре 1923 года появился новый проект руководителя еврейской секции РКП(б) А.Брагина, предложившего образовать автономную область евреев на территории Северного Крыма , степной полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до границ Абхазии.
На Западе в лице Джойнта объявился богатый спонсор, обещавший в октябре 1922 года, что вместе с другими еврейскими благотворительными организациями выделит на это 1 млн. 240 тысяч долларов. Так что проекты колонизации степной части Крыма и малонаселенных территорий на юге Украины возникли отнюдь не на пустом месте. Идею создания еврейского национального очага поддержали Троцкий, Каменев, Бухарин, Чичерин, Калинин и даже председатель Всеукраинского ЦИКа Г.И.Петровский. Есть весьма веские основания считать, что и Сталин на первых порах был отнюдь не против этой затеи. Но, как отмечает Геннадий Костырченко в своей работе "Русско-еврейский вопрос в советскую эпоху", существовала и сильная оппозиция этому намерению. Решительно выступал против создания не только национального образования, но и против создания КомЗЕТа нарком земледелия РСФСР А.П.Смирнов. Его поддерживали некоторые украинские руководители, прежде всего нарком юстиции Украины Н.А.Скрыпник и секретарь ЦК компартии Украины Э.И.Квиринг.
И тем не менее КомЗЕТ принял решение о заселении свободных площадей в районе уже существовавших еврейских колоний на юге Украины, а также Северного Крыма. Решения были приняты и на более высоком уровне. 11 февраля 1926 года была создана под председательством Калинина комиссия, по представлению которой Политбюро (!) 18 марта приняло решение, которое гласило: "I. Держать курс на возможность организации автономной еврейской единицы при благоприятных результатах переселения". Присутствуя на проходившем в ноябре того же года съезде ОЗЕТ, Калинин приветствовал идею автономии "в рамках большой задачи сохранения еврейской национальности", для решения которой, по его словам, необходимо было "превратить значительную часть еврейского населения в оседлое крестьянское, земледельческое, компактное население, измеряемое, по крайней мере, сотнями тысяч". Заявление советского "всесоюзного старосты" в западной прессе окрестили по аналогии с декларацией Бальфура "декларацией Калинина". (Г.Костырченко).
В 1922-1936г.г. были выделены большие земельные площади для еврейских поселений. Именно в это время в Крыму и Украине было создано 5 еврейских национальных районов, 213 еврейских колхозов с 11 тысячами хозяйств, более четырех десятков земледельческих поселений. Общая численность евреев на полуострове накануне войны достигла 65 тысяч, что составляло 8% городского и 3% сельского населения.
И тем не менее еврейская республика в этих районах не состоялась. Кроме ряда факторов, обусловивших такое развитие событий, был основной, решающий - рост массового антисемитизма в связи с попытками создания еврейского национального очага. Дело в том, как замечает Г.Костырченко, что на юге Украины, где, как и в Крыму , проводилось землеустройство евреев , насчитывалось до 5 млн. безземельных крестьян из числа коренного населения. На их глазах еврейские колонисты получали бесплатно земельные угодья, заграничную сельскохозяйственную технику, семена, породистый скот, тогда как им власти предлагали искать лучшую долю в обширных пространствах за Уралом.
"Отсюда - обостренная антисемитская реакция, которая усугубила и без того критическую общую ситуацию с массовой юдофобией, сложившуюся в стране во второй половине 20-х годов. Тому же способствовали и низкий в целом уровень жизни населения, и массовая бытовая неустроенность. Но еще более серьезными последствиями обернулся слом частнопредпринимательского сектора в экономике. Бруцкус тогда отмечал, что "борьба советской власти с частным хозяйством является в значительной мере борьбой против еврейского населения". В тот период, в отличие от дореволюционного времени, когда в рабочей среде антисемитизма почти не наблюдалось, эта разновидность национальной ненависти проникла на очень многие заводы и фабрики. Именно тогда в рабочей среде закрепилось суждение о том, что евреи "хлеб отнимают". (Г.Костырченко. "Русско-еврейский вопрос в советскую эпоху").
Вот так под давлением всех этих факторов была похоронена идея создания еврейской автономии в Крыму . В годы войны, по данным НКВД, на территории Крымского полуострова немцы истребили 67 тысяч евреев , караимов, крымчаков. Еврейское население Крыма исчезло. И тем не менее идею Крымской автономии еврейского народа пытались реанимировать. Но теперь уже против этой идеи выступил сам Сталин. А тех, кто пытался эту идею поддержать, жестоко покарали. Чуть не лишился своего поста и Молотов. На одном из пленумов ЦК по поводу Молотова вождь народов сказал: "Молотов - преданный нашему делу человек. Но нельзя пройти мимо его недостойных поступков. Чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям ?.. Товарищу Молотову не следует быть адвокатом еврейских претензий на наш Советский Крым ... Ясно, что такое поведение члена Политбюро недопустимо.." (Г.Костырченко. Миф о депортации).
В этом выступлении обращает на себя внимание то, что Сталин не признает евреев частью советского народа, говоря о еврейских претензиях на Крым . Да и сам факт поддержки идеи о создании автономии возведен им в ранг преступления. Но это уже был конец 40-х годов прошлого столетия. А мы возвратимся в 20-е годы, когда идея Крыма была отвергнута в силу указанных выше причин. Но тут же отметим, что, кроме объективных факторов, не способствующих заселению евреями Крыма , чувствовалось, что и едут туда еврейские поселенцы весьма неохотно. И тогда решили испытать другой вариант. Вот в таких условиях и был разработан Биробиджанский проект.
Евреи - на Дальний Восток!
Итак, Крымская еврейская автономия так и не была создана. Весной 1927 года в качестве альтернативы было избрано переселение евреев на Дальний Восток. Для этой цели постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 28 марта 1928 года было удовлетворено подготовленное КомЗЕТом ходатайство о закреплении за ним 4,5 млн. гектаров земли в Приамурской полосе Дальневосточного края с целью начать массовое переселение евреев на добровольных началах. Следует отметить, что район, где предполагалось расселить евреев, был беден, изолирован от остального мира и уже только в силу этого не мог привлечь значительного количества переселенцев или удержать большинство тех, кто уже приехал в те края. Вдобавок, этот район кишел насекомыми и паразитами, страдал от непрерывных дождей, а зимой - от лютых морозов, а эпизоотия уничтожала значительную часть лошадей - главной тягловой силы в народном хозяйстве области. И тем не менее еврейскую автономию решили создавать именно здесь. Кстати, и "заграница" поддерживала этот проект. Все отлично понимали, что причиной создания еврейского национального очага была боязнь популярности сионизма среди советских евреев . И хотя новая "еврейская родина" была расположена на восточных окраинах СССР в районе Биробиджана, в малопригодной для обитания местности вблизи китайской границы, тем не менее советская пропаганда, захлебываясь от восторга, всячески благодарила "вождя народов" за то, что он "пожаловал" советским евреям новую Родину. И на протяжении многих лет советская власть поддерживала иллюзию, что Биробиджан - альтернативная родина евреев не только из СССР, но и со всего мира. И, кстати, не следует думать, что ее, эту идею, не восприняли на Западе. Об этом чуть ниже.