В Германии и землях, находившихся в сфере германского культурного влияния (Австрии, отчасти в Швейцарии, Чехии, Польше, Дании, Швеции) в XVII-XVIII веках, - общее наќзва-ние клавишных музыкальных инструментов - клавикорда, клавесина, фортепиано, орќгана и их разќноќвидќноќстей. Пример такого словоупотребления - 3 сборника Clavierübung (Клавирных упражнений) И.С. Баха (1731, 1735, 1739). С конца XVIII века словом "клавир" принято называть только фортепиано. Производным от последнего значения является современный термин "клавирист", которым называют музыканта-аутентиста, исполнителя на старинном фортепиано.
КЛАВИР
У этого слова два значения. Одно -- общее название всех клавишных инструментов. Им пользовались раньше, в основном до XIX века, когда были распространены клавесины, клавикорды, клавицимбалы, спинеты. Позднее, когда был изобретен рояль, общим названием для рояля и пианино стало фортепиано. Это слово передает то главное качество, которым рояль и пианино отличаются от клавесина и его современников -- на них можно менять динамику звука, играть то громче (форте), то тише (пиано).
А слово клавир осталось в другом значении. Это -- сокращение длинного немецкого слова клавираусцуг (Klavierauszug -- дословно -- извлечение для клавира). Так называются переложения для фортепиано оркестровых и симфонических произведений, опер, балетов, оперетт. Постепенно для удобства вторую половину этого чересчур длинного слова произносить перестали, и теперь в нотном магазине вы может услышать: "Покажите мне, пожалуйста, клавир "Пиковой дамы"". "А клавир "Лебединого озера" к вам не поступал?" Определение "клавирная музыка" означает, что имеется в виду музыка, написанная для любых клавишных инструментов, чаще всего -- предшественников рояля. В наше время она, как правило. исполняется на фортепиано.
Искусство - это умение, которое способно вызвать восхищение.
( Ш. - прочёл в "Википедии" и вспомнил старый анекдот .
Его мать ставит его на стул ( передницей к суду , задницей к остальным ) , снимает штанишки отстегнувши помочи и , теребя орудие преступления , обращается к суду:
- Господин судья! Посмотрите на этого маленького мальчика и его мизЕрную пипиську.
Как он, по-Вашему, мог вот-ЭТИМ вот-самым изнасиловать эту несуразную бабищу !?
Моня ( сквозь зубы на ухо матери ):
- Маманя, не теребите писю - можем процесс проиграть !