Хари́ты (др.-греч. Χάριτες от χάρις, "изящество, прелесть") - в древнегреческой мифологии[1] три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Соответствуют римским грациям.
Хариты, как богини изящества, прелести и красоты, были даровательницами вдохновения и приближенными к искусству.
Три хариты
Согласно Гесиоду и Ономакриту - дочери Зевса и Евриномы. Упоминаются Пиндаром:
Агла́я (греч. Ἀγλαϊα, "ликование", либо "красота", "блеск"). Жена Гефеста. Вестница Афродиты[9].
Евфроси́на (греч. Εὐφροσύνη, "радость", либо "благомыслящая").
Та́лия (греч. Θαλία, "изобилие").
Другие предания о харитах
Согласно Антимаху, хариты - дочери Эглы и Гелиоса. По Гермесианакту, одна из них - Пейто. Согласно Каллимаху, дочери Илифии. По Сервию, дочери Диониса и Афродиты. Иногда именуются дочерьми Океанаи Эвриномы, либо Диониса и Корониды.
Пасифея - одна из харит, согласно Гомеру. Упоминается у Катулла и Павсания. Возлюбленная Гипноса. Именуется дочерью Диониса.
Таким образом, имена харит - Пасифея, Аглая и Харита, а на сосуде 5 в. до н.э. даны их по-видимому нарицательные имена: Гелазия (нежная улыбка), Комазия (приятная собеседница) и Лекори (блестящая красота). До римского времени изображались одетыми и стоящими лицом к зрителю, взявшись за руки. как знак единства и целостности образа (стела в Лувре и др.).
Спартанский поэт Алкман называет их Фаенна (Блеск) и Клета (Звук). Храм им на берегу Тиаса воздвиг лакедемонянин Харит, дав им эти имена. Либо почитание установил Лакедемон.
По афинянам, это Авксо ("Прославляющая, умножающая") и Гегемона (либо у афинян их звали Весна и Осень). Восходит к культу Адониса.
Первый ватиканский мифограф называет одну из харит Евгиала, очевидно, это ошибка вместо Аглая.
У римлян харитам соответствуют грации.
В быту харит и граций призывали в возлияниях на пиру и на уроках философии, прося придать гармонию и тихое веселье этим событиям. А также при рождении и воспитании детей и в особенности девочек, что известно из эллинистических романов III - II вв. до н.э.