Го́лем (ивр. גולם) - персонаж еврейской мифологии. Существо из одной из основных стихий (или их смеси, к примеру, лава=земля+огонь), оживлённый каббалистами (или другими магами) с помощью тайных знаний, наподобие Адама, которого Бог создал из глины (праха земного, земли, материи) (при том, что Адам не называется големом).
Значения слова
Согласно одной из гипотез, "голем" происходит от слова гелем , означающего "необработанный, сырой материал" либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. 139:16) в слове галми (ивр. גלמי), обозначающем "моя необработанная форма". Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение "истукан", "глупый и неповоротливый человек", "болван", перекочевавшее и в современный иврит.
Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (, индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (пуля) и MAR (огонь), слово - Голимар (процесс обжигания глины).
Легенда
Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёвдля защиты еврейского народа.
Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке ("големе"), созданном из глины для исполнения разных "чёрных" работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.
Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю, который оживил истукана, вложив ему в рот т. н. шем, или тетраграмматон. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века. Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. Так, например уже в некоторых текстах "Большого Ключа Соломона", написанных в XVI веке, присутствуют методики по созданию "камня", который создается из глины, крови и иных примесей, этому комку придается форма человека и провозглашается пародийная фраза "да будет человек"[2].
В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои "полномочия", заявляет свою волю, противоречащую воле его "создателя": искусственный человек делает то, что по закону "неприлично" или даже преступно для естественно-живого человека.