ГВЕЛЬФЫ и гибеллины - политические направления в Италии 12-15вв., возникшие в связи
с борьбой за господство в Италии между "Священной Римской империей" и папством. Гвельфы,
поддерживавшие римских пап, в основном выражали интересы пополанов, а гибеллины, сторонникиимператора, - интересы нобилей (знати). Однако в ходе борьбы нередко ориентация
менялась: пополаны переходили в лагерь гибеллинов, нобили - гвельфов.
С 14 в. во Флоренции и ряде других городов гвельфы разделились на черных ("партия" нобилей)
и белых ("партия" богатых горожан).
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Гобелен
вытканный вручную ковёр-картина (шпалера).
В строгом смысле - изделие действующей понынепарижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 как королевская; включила рядчастных шпалерных заведений, в том числе
мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, основана в 1697). Её главным зданием стала мастерская известных с XV в. красильщиков Гобеленов(Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и её изделиями. Гобелены выполнялись цветнымишерстяными и шёлковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой Ш. Лебрена, а в XVIII в. - Ф. Буше, Ж. Б. Удри и др. Гобелены ткались наспециальных ручных станках методом выборочного ткачества, т. е. по отдельным участкам, которые затемсшивались тонкой шёлковой нитью. Характерная особенность гобелена - рубчатая поверхность лицевойстороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами инитями утка. Высокие художественные достоинства гобеленов XVII-XVIII вв. (с историческими, мифическими, религиозными и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что гобеленами сталиназывать вначале подражавшие им шпалеры, а в XIX в. вообще шпалеры и даже машинное обивочноеполотно плотного плетения. В XIX в. художественный уровень гобеленов резко снизился. В конце 1930 - начале 40-х гг. искусство гобеленов возродилось на новой художественной основе в мастерских Обюссона. Ж. Люрса и ткач Ф. Табар стали ткать гобелены, исходя из принципов композиции, особенностей материала итехники стенного ковра, используя более толстые нити и сократив количество цветов до 40 (вместо несколькихтысяч). Картоны для гобеленов в первой половине XX в. создавали А. Матисс, Ф. Леже, Ле Корбюзье, Ж. Пикар-Леду и др. Бурный расцвет искусство гобеленов переживает с первой половины 1960-х гг. в связи споисками новой пластической выразительности, проявившимися в разработках рельефно-фактурныхэффектов ткани. Распространяется более свободная (в отличие от классического) система переплетения, обнажающая основу и саму структуру ткани; вводится ажур, аппликация, коллаж; наряду с традиционнымиткацкими материалами применяется синтетическое сырьё, металлические нити, шнур, кожа. Отличаясьразнообразием фактур, тональным богатством цвета, гобелен наряду с активной декоративной функциейрешает и сложные идейно-образные задачи (работы советских мастеров Н. З. Еремеевой, Э. В. Вигнере, Г. Л. Кандарели).
Литература: В. И. Савицкая, Современный советский гобелен. (Альбом). М., 1979; The book of tapestry: historyand technique, N. Y.-L., 1978; Thomson F. P., Tapestry; mirror of history, L., 1980. См. также литературу при статьеШпалера.
(Источник: "Популярная художественная энциклопедия." Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство"Советская энциклопедия", 1986.)