Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. - М.: Русский язык.
З. Е. Александрова. 2011.
Вахлак
сущ., кол-во синонимов: 43
• аутсайдер (8)
• балда (102)
• бестолочь (181)
• ваган (5)
• варвар (22)
• дедовник (4)
• деревенщина (23)
• деревня (39)
• дурак (275)
• дурачина (94)
• дурачок (112)
• дурила (37)
• дурилка (36)
• дурында (55)
• колпак (39)
• лопух (113)
• мордвинник (4)
• мямля (34)
• невежа (43)
• недотепа (38)
• недотыка (16)
• никчемушник (12)
• обалдуй (93)
• облом (55)
• олух (93)
• остолоп (104)
• пентюх (112)
• простофиля (52)
• растение (4422)
• растяпа (57)
• рохля (48)
• серяк (8)
• сиволап (5)
• татарин (6)
• тетеря (22)
• теха (15)
• тютя (22)
• тюфяк (41)
• удод (12)
• фетюй (11)
• фетюк (14)
• чиплан (4)
• шляпа (57)
гобсек - скряга Словарь русских синонимов. Гобсек см. скряга Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 ...
Словарь синонимов
ГОБСЕК - (фр. Gobseck) герой романа "Гобсек" (1830), входящего в эпопею "Человеческая комедия" Оноре де Бальзака. Ростовщик Г., которого Бальзак называет то человеком автоматом, то человеком векселем, окружен ореолом таинственности.
***
gumer.info»Электронная Библиотека Гумер»Culture/Mariten/03.php
Маритен Ж. Ответственность художника
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ИСКУССТВО И МОРАЛЬ
Глава II. ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА
Глава III. ИСКУССТВО ДЛЯ НАРОДА
( отрывок )
Рассмотрим теперь девиз, обратный девизу "Искусство для Искусства", девиз, строящий свою притягательность на духовном благе послушания социальным, политическим или гуманистическим инстанциям.
Он гласит:"Искусство для народа", или "Искусство для общества".
Я знаю, что подобная формула в некоторых случаях относитсяисключительно к намерениям художника, вдохновляемого благороднымичеловеческими целями, в то время как его художническая потенция правильным
образом работает на благо произведения; таким может быть, в частности,
случай художника, который поставил перед собой задачу нести радость красоты
не только классу привилегированных, но и массе непривилегированных. Такое
желание отвечает глубинной потребности и сущностной необходимости. Но
разрешите мне в скобках заметить, что оно оказывается наилучшим образом
исполненным, когда художник больше заботится о грядущих поколениях и о
духовной всечеловеческой общности, нежели о публике своего времени, и когда,
с другой стороны, великие произведения искусства, раз возникнув, через
библиотеки, музеи и различные современные средства коммуникации становятся
доступными для всех - для всех, кого общество благодаря либеральной системе
образования научило (или должно было научить) ими наслаждаться; но все это -
дело общества, а не самого художника. В действительности попытки поставить
самое творческую деятельность на службу простого народа (common people) по
большей части провалились.
Что ж! Если девиз "Искусство для народа" понимается в том смысле, как я
только что предложил его понимать, я ничего против него не имею. Но когда
этот лозунг применяется в реальности, он оказывается в связи с претензиями
тех, кто, выступая от имени человеческого общества, желал бы возвести
потребности или идеалы своего общества в ранг правила творчества, правила,
которое действует в самом процессе продуцирования произведения. Взятый в
этом смысле девиз "Искусство для народа" безоговорочно игнорирует, мир
искусства как такового, ценности творческого интеллекта, факт, что художник
есть художник.
Верно, что в конечном счете искусство служит благу человеческого
общества - в некоем глубинном и таинственном смысле, который я попытаюсь
очертить в конце этой главы. Но ошибка состоит в данном случае в том, что
эту истину ложно понимают, злоупотребляют ею и в итоге приходят к убеждению,
что моральная или социальная ценность произведения должна войти в самое
сферу творчества, как ее высший регулятор.
Глава IV. ПОЭЗИЯ И СОВЕРШЕНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
ПРИМЕЧАНИЯ
Книга Ж. Маритена "Ответственность художника", появившаяся на английском языке в 1960 г. и в следующем году переведенная друзьями Маритена на французский, выросла из курса лекций, прочитанного им в 1951 г. в Принстонском университете (США), где он в то время был профессором философии.