Бенефи́с (фр. bénéfice - доход, польза) - спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актёров (например, как выражение признания мастерства бенефицианта[1]) или работников театра. Доход от таких представлений полностью поступал в пользу этого человека - за вычетом расходов по спектаклю.
Первый бенефис состоялся во Франции в 1735 году.
Поначалу это были представления в счёт единовременной материальной помощи какому-либо актёру, но со временем превратились в род неофициальной надбавки к жалованью.
В России были введены с 1783, а до 1809 предоставлялись не только актёрам, но и драматургам и композиторам. Бенефисы на русской сцене устраивались, как правило, в честь выдающихся актёров или для материальной разовой поддержки какого-то актёра (именно такой бенефис был дан в Малом театре в Москве для Аграфены Гавриловны Рыкаловой по смерти её мужа актёра Василия Васильевича Рыкалова). У бенефицианта было привилегированное право самостоятельного выбора пьесы, хотя обычно в системеИмператорских театров репертуаром ведала Контора императорских театров. Пьесы, как правило, выбирались с расчётом на кассовый успех; часто выбор падал на долгожданные премьеры известных авторов. Например, в 1835 году Михаил Семёнович Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в "Венецианском купце" У. Шекспира; 5 февраля 1843 года в Малом театре прошла премьера пьесы Гоголя "Игроки" тоже в бенефисМ. С. Щепкина; в том же Малом театре для бенефисов Прова Михайловича Садовского были впервые поставлены две пьесы Островского - "В чужом пиру похмелье" - 9 января 1856 года, "Горячее сердце" - 15 января 1869 года; премьера оперы Чайковского "Воевода" состоялась 30 января 1869 г. в Большом театре в Москве, в бенефис певицы Александры Меньшиковой.
В Императорских театрах несколько раз предпринимались попытки отменить подобные спектакли-сборы. Они запрещались, но потом возрождались вновь. В 1908 бенефисы в Императорских театрах были ликвидированы. В провинциальных частных антрепризах бенефисные спектакли не запрещались, существовали всегда, но их вопрос решался на уровне антрепренёров или директоров. Так же и в столичных частных театрах: так, петербургский театр Суворина (ныне на этом месте Большой Драматический театр имени Г. А. Товстоногова) показал постановку "Сирано де Бержерак" 10 февраля 1898 в бенефис Л. Б. Яворской, а в Москве в саду Эрмитаж у предпринимателя Якова Васильевича Щукина до самого 1917 года неоднократно проводились бенефисы Ф. И. Шаляпина и др. артистов.
В дальнейшем, когда все театры при Советской власти были национализированы, форма бенефисов, предусматривающая персональное материальное вознаграждение, была упразднена в 1925 году постановлением V Всесоюзного съезда профсоюза работников искусств[2].
В настоящее время театральные бенефисы возрождаются.
Постепенно появился второй, переносный смысл слова. Так стали называть любое удачное выступление - не только актёрское, а, скажем, спортивной команды, а порой удачное и ставшее главенствующим участие в каком-либо деле.
***
Бенефи́ций (от лат. beneficium - благодеяние) -
(1) в Средние века условное срочное пожалование (преимущественно в виде земельного участка) за выполнение военной или административной службы;
(2) в католической церкви начиная со Средних веков до Второго Ватиканского собора доходная должность при храме, пожалованная за заслуги перед церковью.