Жили гвозди железные в тёмной подсобке музейной,
Шляпкой к шляпке уложены - был аккуратен завхоз.
Их ни разу не видел дотошный турист чужеземный -
Лишь электрик тут сиживал, тешась дымком папирос.
Но однажды один из гвоздей извлекли из коробки,
И вознёсся он в чьей-то руке в златочудный музей,
И, вколоченный в стенку, узрел он, смущённый и робкий,
Леонардо да Винчи шедевр на железке своей.
Он вначале робел, а затем подружился с картиной,
Слушал байки её и учил итальянский язык.
Он заслуг за собою не знал и считал - пофартило;
И мадонна не спорила, щурясь на солнечный блик.
Но решило начальство: коль гвоздь на стене не сверхпрочный,
Может Винчи творенье сорваться, слететь, не дай Бог...
И клещами тот гвоздь - из стены, разлучив с непорочной,
Под пудовый его молоток да в крутой кипяток.
Он не ждал сверхзакалки такой... он зашёлся от крика:
"Братцы, стойте, за что... разъети вашу в душу и в дым!..."
Но сказал молоток: "Ты же избран для ноши великой";
"Мы особую крепость - добавил котёл, - придадим".
"Но ведь я не особый - серийной я выделки гвоздик;
Не просил, чтоб избрали - лишь под руку чью-то попал...
Я ль, скажите, виной, что на мне - не рожок и не лобзик,
Я ль, скажите, виной, что во мне - не сверхкрепкий металл?"
"Так торчи же в подсобке - насмешливо клещи пропели, -
Не картина тебе - календарь или кепка под стать".
"Так и надо бы сразу... но мы же сдружиться успели,
Мы с картиной друзья - разве честно друзей разлучать?"
Испытанья огонь иль сложившейся дружбы утрата -
Экзотично звучащий, но очень коварный вопрос;
И вконец растерявшийся гвоздь замолчал виновато -
Он до искусов высших духовно ещё не дорос.
Не дорос - и не сможет: отломленной шляпкою треснул,
Не особенно твёрдой... поточного был он литья.
Вот и всё о гвозде, чьей судьбы поворот интересный -
Отраженье ехидно-жестоких глубин бытия.