Чтоб игрушкою, встарь отобранной, к нам вернулся святой закон
Детских сказок, где добрым - доброе, а злокозненный в прах сметён;
Чтоб от подлого рынка ценностей, где на выбор - хоть яд, хоть мгла, -
Мы вернулись к той строгой цельности, что велит: отвращайся зла;
Чтоб усвоилась вновь надёжная - твёрже лат на младой груди, -
Мысль извечная, непреложная: беспощадного - не щади!
Чтобы - словно на дно утянуты, - вновь живую послали весть
В град земной, лжедобром обманутый, справедливость, возмездье, честь.
Чтоб, лжеценностей сбросив вервие, исцелившись от их шипов,
Отделили мы пласт их мертвенный от заветов твоих, любовь,
И, исторгнув живым Везувием очищающий блеск огней,
Истребили тысячезубую гидру зла из среды своей.
Завершено в 2010
К этой поэме я посчитал нужным дать четыре примечания.
(1) "...не здоровые имеют нужду во враче, но больные..." - Евангелие от Матфея, 9, 12. Это о "мытарях и грешниках", но - по крайней мере, - УЖЕ кающихся.
(2) Кто-то подумает, что я клевещу на украинского хрестоматийного героя, но вот цитата из Гоголя (гл. 12 - это описание последнего похода Тараса): "...Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц: у самых алтарей не могли спастись они; зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огненного пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых бы подвигнулась самая сырая земля и степная трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя...". sic!!!
(3) В принадлежащем перу С. Ф. Рыскина оригинале, послужившем основой для известной песни, герой, описывая предстоящие подвиги, сначала говорит о расправе со сторожем - "ни слова он не скажет, отведав кистеня". Но это - куда бы ещё ни шло! Сторож - на то и сторож, он должен быть вооружён, и с ним, согласно разбойничьей этике, расправиться не зазорно. Дальше же читаем:
"И выйдет мне навстречу и ХИЛЫЙ и СЕДОЙ,
Постылый муж зазнобы, красотки молодой,
И он не загородит собой дороги к ней,
Была бы только ночка сегодня потемней".
Этого ХИЛОГО и СЕДОГО удалец именно убьёт, а не просто оттолкнёт, ибо, окончив героическую часть мероприятия,
"Войдёт тогда к желанной лихая голова,
Промолвит: будь здорова, красавица ВДОВА...".
Это выделяется даже на фоне культивируемой тогда разбойничьей романтики, ибо не все ходоки по чужим жёнам убивали слабых стариков. Герой песни "Меж крутых бережков" увёз жену всё-таки у "воеводы лихого", с которым потом и схватывается и от руки которого погибает...
(4) Его звали штабс-капитан Снегирёв. Митенька, выпимши, оттаскал его развлечения ради за бороду и обозвал "мочалкой", т. е. унизил, можно сказать, запредельно. О последствиях этого эпизода для самого Снегирёва и для его сына (Илюши) - во второй части романа.