Щеткова О. А. : другие произведения.

И доднесь тяготеет над жизнью?'*'

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Судьбы духовенства в начале ХХ века в Зауралье описаны недостаточно... Хотелось бы пробудить генетическую память людей и вместе осознать и переоценить прошлое не для расшатывания основ страны, а для извлечения опыта, с тем, чтобы никогда подобного больше с нами не случилось...

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей
  
   С.В. Плотников, О.А. Щеткова
  
   Южно-Уральская Ассоциация
  
   генеалогов-любителей
  
   города Челябинска.
  
  
  
  И доднесь тяготеет над жизнью...
  
  
  
   От автора:
   История нашей страны претерпела такие катаклизмы... Непролетарские сословия дореволюционной России, - дворяне и духовенство выкорчёвывались из памяти народной.
   Вновь созданная советская стана строила новое общество, в котором не было места буржуазным элементам несоответствующего происхождения.
   Я постаралась восстановить исторические события, имена священников и учителей Введенского прихода с 1777 по 1926 годы.
   В настоящее время село Введенское относится к Мишкинскому району Курганской области. А до 1943 года оно относилось к Челябинскому уезду. Поэтому эта статья будет интересна жителям той и другой областей.
   В процессе сбора документов к книге 'От Вас беру воспоминанья, а сердце оставляю Вам...' (Лазуко Н.А., Щеткова О.А) об исчезнувшей деревне Суханова, подобралось большое количество неопубликованных документов, касающихся истории Введенского прихода Челябинского уезда Оренбургской губернии. Их я и предоставляю Вашему вниманию.
   О. Щеткова.
  
  
  
  
  
  
  
   Оглавление:
  
  1. Священнослужители церквей в селе Введенское
  Челябинского уезда с 1757 по 1916 гг
  2. Список духовных лиц и жителей села Введенского
  за период с 1873 по 1916 гг
  3. Н. Кудрин. 'Очерк Таловского сельского училища
  Челябинского уезда
  4. С.В. Плотников. Любимый пастырь Таловского
  прихода.
  5. Священник села Введенского Василий Данилович
  Шипулин
  6. С.В. Плотников. Флоро-Лаврская церковь села
  Скоблино Челябинского уезда Оренбургской губернии.
  Отец Павел.
  7. Выписки из Клировых ведомостей Введенского
  прихода за 1908 год.
  8. Епархиальные перемещения духовенства в селе
  Введенское Челябинского уезда Оренбургской
  Епархии с 1907 года.
  9. Схема церковной иерархии.
  10.В заключении.
  
  
  
  
  
  
  
   ***
  
   'Люди позднейшего времени скажут мне, что
  
   всё это было и быльем поросло и что, стало
  
   быть, вспоминать об этом не особенно полезно.
  
   Знаю я и сам, что фабула этой были
  
   действительно поросла быльем, но почему же,
  
   однако, она и до сих пор так ярко выступает
  
   перед глазами от времени до времени? Не
  
   потому ли, что, кроме фабулы, в этом
  
   трагическом прошлом было нечто ещё, что
  
   далеко не поросло быльем, и продолжает и
  
   доднесь тяготеть над жизнью?'
  
   М.Е. Салтыков-Щедрин
  
   'Пошехонская старина'.
  
  
  
  
  
  
  
  
   1. СвященнослужителиЧелябинского уезда
   с 1757 года по 1916 гг.
   О. Шеткова
  
   Пересматривая Оренбургские Епархиальные ведомости (О.Е.В.) за 1872-1916 гг., архивные материалы и метрические книги, невольно обращаешь внимание на то, сколько места в жизни крестьянина занимала церковь. Метрические книги - это ЗАГС в современном понимании - записи актов о рождениях, смертях, венчаниях. Там же можно найти записи пристава, если смерть крестьянина была преждевременной. Оренбургские Епархиальные ведомости выпускались только с благословения Святейшего Синода - главного органа церкви, информировали о событиях в приходах, в Российской империи и за её пределами. В них печатались материалы о наиболее ревностных священнослужителях, об их опыте, об открытиях школ, были упоминаемы и простые крестьяне, отличившиеся свом трудом на благо Отчизны. Все художественные и учебные материалы Священный Синод дозволял, одобрял, рекомендовал, осуществлял цензуру. Государь-Император награждал наиболее отличившихся церковнослужителей. В подчинении у Священного Синода были три митрополита, епископы подчинялись митрополитам, благочинные - епископам, священники - благочинным. Словом - жёсткая иерархия!
   ...В Челябинском уезде в 1757 году в селе Введенском была построена православная деревянная церковь с колокольней, ее освятили 19 ноября 1759 года. В церкви было 2 священника, 1 дьякон, 2 дьячка и 2 пономаря. При церкви находилось большое количество лавок из соснового и березового леса для торговли в базарные дни по средам на каждой неделе и в ярмарочные дни. Прокопьевская ярмарка проводилась с 6 по 9 июля, Луковская - с 16 по 19 октября, Введенская - с 17 по 22 ноября, перед рождественским постом. В больших селах (таким было и село Введенское), ярмарки проводились чаще, чем в маленьких селениях, куда приезжали крестьяне из ближайших волостей и деревень. Ведь каждому крестьянину надо было нажить 6 рублей, чтобы заплатить налог за землю (три рубля платили весной и три - осенью). За аренду лавок церковь получала с торговцев 150 рублей ассигнациями в год.
   Приход в церкви в 1757 году был большой - 1618 душ, свободного состояния люди - 35 душ. Бедным крестьянам церковь оказывала помощь от прихожан.
   В состав православного Введенского прихода входили деревни Суханова, Ёлшина, Быдина, Мишкина, Пестова, Речкалова, само село Введенское. (Из семи перечисленных деревень в настоящее время не существуют пять!).
  
   Приход православной церкви рос вместе с увеличением жителей ближайших деревень. К 1872 году число прихожан православной церкви составило 3425 душ.
   К единоверческой церкви с 1840 года относились жители части села Введенского, отдельные семьи из сел Коровье, Пепелино, Пески, единоверцы из деревень Введенской и Маслейской волостей.
   С 1777 по 1801 гг. священниками во Введенской православной церкви были Петр Максимов и Михаил Пантуев, дьяконом - Матфей Инфантьев, дьячком - Алексей Комаров, пономарем - Дмитрий Библецкой.
   С 1800 года в селе Введенское будет служить священник Савва Матвеевич Инфантьев (почти 50 лет). Инфантьевы - это династия священнослужителей. По Челябинскому уезду Оренбургской губернии эта фамилия встречается очень часто в списках священников, дьяконов, псаломщиков.
   В 1840 году в селе Введенском была построена новая каменная церковь с каменной колокольней и такой же оградой. Находилась она в центре села на видном месте. Церковь эта была построена на средства прихожан. У крестьян собирали яйца и замешивали на них раствор для строительства. Делалось это для прочности. Деревянную церковь отдали единоверцам. С тех пор в селе Введенском было уже две церкви.
   В 1846 году 16 мая в новой каменной церкви освятили придел во имя Святого Праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, поэтому Прокопьев день считается в селе Введенском престольным праздником. В 1859 году освятили второй придел во имя Пресвятой Богородицы.
   У духовенства 'усадебной земли в отводе' не было, но малою частью она использовалась при 'домовладениях. Писцевой земли, записанной в вечное владение церкви', пахотной и сенокосной, также не было. 'В 1845 году хотя и отмежевано священнослужителям по 2 штата 198 десятин', но ею не пользовались, так как священнослужителям некогда было заниматься крестьянской работой. Поэтому земля, предназначенная духовенству, попросту отдавалась безвозмездно крестьянам, наиболее работящим и многодетным.
   В 1872 году священнослужители от казны получали казенное жалованье:
   старший священник - 144 рубля серебром в год,
   младший священник - 108 рублей серебром в год,
   дьякон - 54 рубля серебром в год,
   дьячок - 36 рублей серебром в год,
   пономарь - 24 рубля серебром в год.
   Дома у православных священников в селе Введенское, дьячка и пономаря были общественные, а у дьякона - собственный.
   Дом православного протоиерея Г.Н. Образцова до сих пор сохранился в селе Введенском.
  
   Сверх того священникам от прихожан положена хлебная руга (надбавка к жалованию): 'пшеница и ярица'.
   После раскола Русской православной церкви в XVII веке, верующих, придерживающихся старой веры, так и называли старообрядцами. В годы правления Петра I старообрядцев обложили двойным налогом, отсюда произошло новое народное название старообрядцев - двоедане (платящие царю двойную дань). Впоследствии часть старообрядцев объединились и признали православное духовенство. Заключили договорённость о том, что бывшие старообрядцы будут ходить в православную (единоверческую) церковь, в которой сохранялись старописные иконы и старопечатные богослужебные книги.
   Единоверцы в церкви молились по-своему, но признали церковные обряды.
   Единоверцы негласно считали православных отступниками от веры истинной. На Съездах духовенства в Оренбурге, Уфе и Челябинске в числе постоянно укоряемых были единоверческие священники. Властям непременно хотелось добиться полного единства с православной церковью. И этому в Оренбургских Епархиальных ведомостях уделялось особое внимание единству церкви и борьбе с расколом.
   С 1930 года, когда почти все церкви закрыли (в том числе и единоверческие), единоверия, как такового не стало. Единоверцы снова оказались без священников.
   К единоверческим церквям ХХХII-го благочиннического округа в 1881 году относились следующие церкви:
   Спасская в селе Сладко-Карасинском,
   Воскресенская в селе Березовском,
   Богородская в селе Красный Яр,
   Введенская в селе Введенском,
   Вознесенская в селе Редутском,
   Покровская в пос. Харлушевском, а в 1889 году к ним еще присоединилась Гавриило-Архангельская церковь в селе Ерохине.
   Благочинным ХХХII благочиннического округа был священник Николай Гордеев и проживал он в селе Сладко-Карасинское Челябинского уезда. По-соседству с селом Введенским. Николай Гордеев приезжал в единоверческую церковь села Введенского на службы.
   В 1882 году на место священника Николая Гордеева единоверческой церкви в селе Сладко-Карасинское определен священник православной церкви села Введенского Иоаан Инфантьев. Николай Гордеев определен по собственному прошению на праздное место в слободу Кочердыкскую Челябинского уезда.
   За период с 1930 по 1941 годы в Челябинской области закрыли и разрешили сносить, перестраивать под клубы, склады и гаражи 49 православных храмов, в том числе и в Мишкинском районе - 15. Кроме того, в селе Сладкие Караси и в селе Введенское закрыли две единоверческие церкви. Из перевезенного деревянного здания Введенской единоверческой церкви построили начальную школу в совхозе имени 8-го Марта. В стенах закрытой Введенской православной кирпичной церкви в 1942 году смонтировали и пустили в эксплуатацию спиртозавод. В послевоенные годы церковь стояла полуразрушенная. Здание обветшало и стало, якобы, опасным для случайно забегающих туда детей. Это было стандартной причиной для разрушения церквей, ведь даже разрушенные храмы не давали властям покоя. Большой, красивейший храм в селе Введенское Челябинского уезда решили снести.... Тракторами старались растащить стены церкви, но они не поддавались, - строились-то на века!.. Потом, конечно, все снесли. Простояла эта церковь чуть больше ста лет.
   Быть только священником во Введенском округе - это огромная нагрузка. Мы с сетрой видели эти огромные тома метрических записей по поводу смертей, рождений и венчаний. Их невозможно было за 2 полных дня просто перефоторгафировать, не говоря уже о том, что в то время писали перьевой ручкой и пользовались чернилами. Священник выполнял у себя в приходе 7 функций:
   1. Просветительскую. Законоучителями при
   церковно-приходских школах были местные
   священники. Они же содержали в порядке сельские
   библиотеки и руководили выдачей литературы на руки
   прихожанам.
   2. Психотерапевтическую. После богослужений
   священник отвечал на все вопросы своих прихожан и в
   некоторых случаях, это занимало больше времени, чем
   само богослужение. Священник был знаком со всеми
   своими прихожанами, знал их нужды и всегда оказывал
   посильную помощь.
   3. Воспитательскую. В каждом номере 'Оренбургских
   епархиальных ведомостей' были публикации
   священников на тему борьбы с пьянством и
   табакокурением. На всех церковных проповедях
   говорилось об этом зле. Священники пропагандировали
   здоровый образ жизни и своим примером должены были
   не только призывать к трезвому образу жизни, но и
   полностью соответствовать ему.
   4. Медицинскую. Случалось священникам
   присутствовать и при смертях, и при родах. Врачей и
   фельдшеров в то время на все деревни не хватало.
   Единственная надежда простых людей - это сила
   молитвы священнослужителя.
   5. Административную. Записи актов гражданского
   состояния осуществляли священники, так как
   другого административного учреждения в деревнях на
   то время не было. Копии метрических книг на 1908 год
   хранились при Введенской церкви за прошедшие 126
   лет. Не было в наличии только данных за 1785 г. и
   частично за 1786 г.
   6. Духовную. Это и исполнение треб своих прихожан, и
   ежедневное ведение богослужений.
   7. Учётно-экономическую. Ежегодно духовенство
   заполняло Клировые ведомости, где отчитывалось
   перед Оренбургской Духовной консисторией за
   движимое и недвижимое имущество церкви.
  
   А теперь представьте всю эту нагрузку, увеличенную в несколько раз (по числу приходов ХVII - го благочиннического округа) - это и будет служение благочинного Г.Н. Образцова. Он получал огромное число благодарностей и других наград от Епископа Оренбургского. Думается, что выполнять свою работу вполсилы он не мог. А для того, чтобы справиться со своими обязанностями, Образцов Григорий Николаевич должен был с утра до вечера работать. Частыми были его поездки в Оренбург, Уфу, Челябинск и в села своего благочиннического округа.
   За 1891-92 учебный год при поддержке протоиерея Григория Образцова были открыты церковно-приходские школы в селах: Столбове, Птичьем, Мыркае, Мало-Дюрягине. В церковно-приходской школе в слободе Птиченской (беднейший приход) была открыта столовая для учащихся из малообеспеченных семей. Школьный обед состоял из одного или двух блюд. Меню состояло из щей, каши, горошницы или похлебки, при этом детям выдавалось достаточно хлеба. Также и в бедном приходе единоверческой церкви села Березовского был открыт пункт бесплатного питания для учеников. В условиях неурожая крестьяне волей-неволей отдавали своих детей в школы грамоты. Ведь ребенок - лишний рот в семье и очень важно было кормить детей любым способом. Так голод явился другом обучению. Содержание одного ученика обходилось Оренбургскому попечительскому совету 1рубль 50 копеек в месяц. В год страшного голода 1894 года, священник села Птиченское Челябинского уезда Серафим Георгиевич Евзоров очень помогал своей пастве, об этом печатается в Оренбургских Епархиальных ведомостях.
   Отдельно стоящих школьных домов по Челябинскому уезду было очень мало, поэтому классы находились в наемных частных домах или в квартирах заведующих школами. Очень интересен перечень предметов, которыми пользовались в церковно-приходских школах и училищах с 1876 по 1891гг.:
   1) Колодезь и железный якорь для вытаскивания из колодезя
   упавших предметов.
   2) Тренога для зажигания ночных фонарей с оковою.
   3) Воз моху для забития на зиму подпольных окон.
   4) Зажигательные спички по 25 копеек за коробок.
   5) Гусиные крылья для обмётывания пыли.
   6) Кошма - войлок для обития входной двери в здании школы.
   7) Медный колокольчик для ученического класса.
   8) Воз песку для мытья полов.
   9) Гвозди: полушпили, четвертные, вершковые, полувершковые.
   10) Чугунные умывальники и железные тазы для умывания.
   11) Чернильница фарфоровая с механически закрывающеюся
   Крышкою. Стоимость 20 копеек.
   12) Фаянсовая посуда для трудно-больных (ватер-клазет).
   13) Штоф под воду.
   6 мая 1908 года Государь-Император 'всемилостивейше соизволил удостоить' наградой - орденом Святого Владимира 4-й степени - церкви села Введенское Челябинского уезда протоиерея Григория Образцова.
   К 1908 году начинается сложное время для России. В газетах пишут об ослаблении веры среди прихожан. В 'Оренбургских Епархиальных ведомостях' вышла статья, автор которой пожелал остаться неизвестным. Подпись: 'Священник', статья под названием 'Одиночество'. В ней сельский священник рассказывает о том, как трудно грамотному, культурному человеку оставаться в захолустье. 'Ведь огонь огнем загорается. А ведь тут не с кем словом перекинуться.... Поневоле застынешь. Хочется единения, а его и нет'. Далее автор статьи предполагает, что именно благочинные могли бы объединить вокруг себя образованных и жаждущих общения людей. И такие мотивы одиночества становятся преобладающими в прессе.
   Место первого священника в селе Введенское занимает Дмитрий Ильин. Некоторое время остается незанятым место второго священника. Затем, с 30 сентября 1908 года 2-е священническое место при церкви села Введенское Челябинского уезда занимает окончивший курс Тобольской духовной семинарии Павел Иванов.
   20 июля 1912 года Григорий Николаевич Образцов умер, закончив свой жизненный путь в селе Введенское. Его похоронили в ограде такой почитаемой им и такой некогда богатой в своем убранстве церкви села Введенское! Не мог он и предполагать, что после революции в годы воинствующего атеизма могилы его и других духовных лиц будут разграблены. По воспоминаниям местных жителей села Введенского, могила одного из священников была вскрыта. Это происходило приблизительно в 1930 году, когда разразилась в СССР антирелигиозная вакханалия. На теле покойника было священническое облачение, была заметна борода, а также красные сафьяновые сапоги, очень хорошо сохранившиеся. Большой золотой крест с груди его был снят гробокопателями и продан местной жительнице за бутылку водки....
   В 'Оренбургских епархиальных ведомостях' 1912-13 гг., в памятных книгах по Оренбургской губернии за этот же период я не нашла некролога по поводу кончины Образцова Григория Николаевича. ...Предвоенная обстановка в России была накалена до предела. Бурлила и революционная прослойка в обществе. Все шло к Великому расколу страны.
   После революции 1917 года церковное кладбище в селе Введенское сровняли с землей и вместе с памятниками превратили в пустырь. С церкви сбросили кресты. Пришли новые советские деятели. ...Много ли найдется теперь биографий хоть сколько-то похожих на биографию протоиерея Г.Н. Образцова? Найдется. И очень много. А сколько ещё историй судеб не опубликовано и канет в лету....
   Лица духовного звания после революции 1917 года расстреливались без суда и следствия. Молодое советское правительство направило свой главный удар на духовенство и дворянство. Потом добило крестьянство...
   ...Дочь Образцова Г.Н. - Ольга Григорьевна (в замужестве Троицкая) с 1900 по 1916 гг. жила в селе Чистом Челябинского уезда, где был священником ее муж Троицкий Михаил Федорович. У них была хорошая многодетная семья. Троицкий М.Ф. умер в 1916 году, а на его место приехал служить священник Троицкий Григорий из села Сладко-Карасинского. По-видимому, они находились в родстве между собой. Родных во Введенском у Григория Николаевича Образцова не осталось. Никаких воспоминаний в этом селе о нем мне не удалось найти. Это и понятно - священники должны были или выжить и уехать, или умереть. Гонения распространялись и на детей духовных лиц. Поиски родственников этого удивительного человека, гражданина, проповедника, учителя, основателя Введенской школы и всех школ грамоты в своём большом благочинническом округе, протоиерея Григория Образцова дали результаты. Я рада сообщить, что нашлись родственники этого удивительного человека. Его внучка Маричева Любовь Александровна, правнук Александр и праправнучка Лизонька из Санкт-Петербурга, а также правнук Рогачёв Александр Адександрович, проживающий во Ржеве.
   Есть ещё родственники в Кургане, но контакта с ними не получилось. Есть надежда, что не будет безвестно и незаслуженно забыт Великий человек, основоположник народного образования на территории современного Мишкинского и Юргамышского районов Курганской области.
  
   И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А:
  
   От Вас беру воспоминанья, а сердце оставляю Вам..., г.
   Челябинск 2007 г.
   Сычев А., Морозов Е. Село Введенское в прошлом.
   // 'Искра', 1996, ? 19, 13 марта.
   Сухина Е.Н., Челябинская старина, г.Челябинск, 2005 г.
   Сухина Е.Н., Челябинская старина, г.Челябинск, 2006 г.
   Малая родина. Мишкинский район. Очерки истории. - 1998 г.,
   Мишкино, с.21.
   ГУ ОГАЧО. Клировые ведомости 1843, 1872 гг.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1880 г., ? 23,
   1 декабря, с. 955.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1894 год, с. 61-62.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1898 год, с. 212.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1908 год, с. 280,
   с. 660.
   Сычев А., Морозов Е. Село Введенское в прошлом. //'Искра',
   1996, ? 19, 13 марта.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1881 год, с. 377, с. 379.
   Сычев А., Морозов Е. Село Введенское в прошлом. //'Искра',
   1996, ? 19, 13 марта.
   Оренбургские Епархиальные ведомости. 1880 г., ? 13, 1 июля,
   с.480.
   Там же, 1883 год, с. 90.
   Там же, 1885 год, с. 760.
   Там же, 1883 год, с. 485.
   Там же, 1883 год, с. 853.
   Там же, 1887 год, с. 131.
   Там же, 1885 год, с. 774.
   Там же, 1886 год, с. 264.
   Там же, 1887 год, с. 604.
   Там же, 1886 год, с. 264.
   Там же, 1888 год, с. 108.
   Сычев А., Морозов Е. Село Введенское в прошлом. // 'Искра'
   1996, ? 19, 13 марта.
   Оренбургские Епархиальные ведомости 1888, с. 811.
   Там же, 1888 год, 1 мая, с. 239.
   Там же, 1890 год, с. 320.
   Там же, 1894 год, с. 37, с. 61-62.
   Там же, 1900 год, с. 312.
   Там же, 1907 год, с. 53, с. 337.
   Там же, 1908 год, с. 145.
   Там же, 1908 год, с. 160.
   Там же, 1908 год, с. 172.
   Там же, 1908 год, с. 218
   Там же, 1908 год, с. 280.
   Там же, 1908 год, с. 478.
   Там же, 1908 год, с. 204.
   Ступников А.А. Генеалогия государственных крестьян.
   //Известия русского генеалогического общества.
   С.-П.(б), 20, ? 9.
   Базаров А.А. Кулак и Агрогулаг. Челябинск,
   1991.
   Ступников А.А. Генеалогия государственных крестьян.
   //Известия русского генеалогического общества.
   С.П(Б), 20, ? 9, с. 98-100.
   Постановлением президиума Челябинского облисполкома от 11
   июня 1935 года для выполнения плана продажи водки
   предусматривалось установить зависимость размера заработной
   платы работников торговли от количества проданной водки
   с сохранением гарантированного минимума зарплаты.
   (ГУ ОГАЧО. Ф.274. О.3. Д. 351. Л. 31).
   ( ГУ ОГАЧО. Ф. 88. О.1. Д. 63. Л. 87-87 об.).
   Подлинник. Челябинская область 1917-1945 гг. Сборник.
   г. Челябинск 1999 г., с. 148.
   ____________________________
  
  
  
   2.Встречающиеся фамилии в селе
  Введенское Введенской волости
  Челябинского уезда Оренбургской Епархии
  с 1777 по 1926 гг.
  в метрических книгах Введенской
  православной и единоверческой
  церквей.
   О.Щеткова
  
  Дворяне: Тихоновский (проживающий в селе Введенское,
   см. 31.01.1890 г. в разделе 'Рождения').
  Лица духовного сословия:
   Авраамов (Аврамов)
   Алекторов
   Анциферов
   Агафонов
   Бахтиаров
   Бурдин
   Библецкой
   Владыкин
   Глинский
   Горин
   Гордеев
   Емельянов
   Инфантьев (в том числе, единоверческая церковь).
   Ивин (единоверческая церковь).
   Ильин
   Иванов
   Колокольцев
   Кремлёв
   Комаров
   Ложкин
   Лепоринский
   Миролюбов (единоверческая церковь).
   Малышев
   Максимов
   Образцов
   Покровский
   Протасов
   Правдухин
   Подгорбунских (единоверческая церковь).
   Плечев (единоверческая церковь).
   Пантуев
   Словцов
   Сперанский
   Тимашёв
   Фетисов
   Шипулин (единоверческая церковь).
   Шабуров
   Эпикетов
  Учителя: Шаромазов
  Фельдшер: Карбушев (см. 13.05.1894 г. в разделе
   'Рождения').
  Волостной Введенский писарь: Брызгалов (возможно, проживал в
   деревне Вилкино. Большая часть Брызгаловых
   проживала в селе Карасинском, ныне - Караси).
  Купец: Рылов (из Челябы, проживающий в селе
   Введенское в 1876 г.).
  Мещане: Оболенский
   Пермяков (Шадринский мещанин, проживающий
   в селе Введенском. В 1912 году и в 1914-1916 гг.
   Василий Пермяков был избран церковным
   старостой в православной церкви села
   Введенского).
  Крестьяне: Акимов (Сданный в военную службу в село
   Введенское крестьянин).
   Андриев (Андреев)
   Аникин (родом из деревень Суханово, Быдино);
   (Аникин Федор Иванович - церковный староста с
   1902 по 1910 гг. в селе Введенское в
   православной церкви).
   Бадагов (в том числе, родом из деревни
   Шемелиной (Токаревой), см. август 1888 года в
   разделе 'Умершие').
   Буров
   Багин
   Бердников (Берников) (в ближайшем селе
   Кислянском эта фамилия сохранилась).
   Баёв (Боёв, Боев) (проживали также и в
   ближайших деревнях Пестово, Окулово).
   Барановский (Барановских); (из польских
   мятежников, польские поселенцы, см.
   7.04.1889 года в разделе 'Родившиеся').
   Боровский (Боровских, Баровский); (из польских
   мятежников, польские переселенцы. См.
   07.04.1889 г.в разделе 'Родившиеся').
   Вавилов ( в том числе и военные).
   Воронцов
   Васильев
   Гридин (единоверцы, в том числе и военные).
   Грачёв
   Дружинин ( в том числе и единоверцы).
   Дюрягин
   Дмитриев
   Екимов
   Еговцев
   Егоров
   Зуев
   Звонарёв
   Зубакин (в том числе военные, см. август 1888
   года в разделе 'Умершие').
   Ивин (в том числе единоверцы, военные).
   Ильин
   Кувалдин (в том числе военные).
   Курбатов
   Курочкин (раскольники поморской секты,
   беспоповской секты, присоединенные к
   православию в 1872 году).
   Казанцев
   Казицын (Козицын)
   Константинов (в том числе военные, см. апрель
   1890 года в разделе 'Родившиеся').
   Кириллов (Кирилов); (в том числе и военные).
   Коротовских (Коротовский)
   Коробейников (в том числе и военные).
   Кузнецов (в том числе и военные).
   Клопов (в том числе и военные); (в том числе
   родом из деревни Клоповой Карасинской
   волости, см 22.1.1889 года в разделе
   'Родившиеся').
   Косарев
   Лабутин (в том числе и военные).
   Лаптев (в том числе и военные).
   Максимов (в том числе и военные).
   Масарёв (единоверцы)
   Манаков (Монаков); (в том числе и военные).
   Машуков (Мишуков)
   Мальцев ( в том числе и военные).
   Мыльников (в том числе, и военные, и единоверцы
   Фрол Мыльников в 1908 году был назначен в
   единоверческую церковь церковным старостой. В
   1914-16 гг. в единоверческой церкви села
   Введенского церковным старостой избран Макар
   Мыльников).
   Мошнин (в том числе военные).
   Нестеров (в том числе и военные).
   Окулов
   Окунев
   Омутов (в том числе родом из деревни
   Черноярской, см. 25.1.1889 г. в разделе
   'Родившиеся').
   Осинцева (см. 17 июля 1890 г. в разделе
   'Родившиеся').
   Пятков (Петков)
   Падерин
   Павлов (Федор Павлов в 1909 году был избран
   церковным старостой православной церкви села
   Введенского).
   Пономарёв (Панамарёв, Понамарев, Паномарев)
   Паньков*
   Подгорбунских (в том числе и военные).
   Протасов (в том числе и военные).
   Сивков (в том числе и военные).
   Слуднов (в том числе военные, см. 19.8.1888 г. в
   разделе 'Умершие').
   Струнин
   Самохвалов (в том числе родом из Чумлякской
   слободы. См. 1.10.1888 г. в разделе
   'Умершие').
   Сафронов
   Смирнов (Смирных).
   Светлов (в том числе и военные).
   Салтыков
   Темерязев (Темерязов, Темерезов).
   Токарев
   Ульянов (см. 12.1.1890 г. в разделе
   'Бракосочетания').
   Ушаков (в том числе и военные).
   Шабуров*
   Шелковников (в том числе и военные).
   Худобородов
   Чирков (в 1908 году пожертвовал в местную
   церковь икону Божьей Матери Иван Чирков).
   ________________________________________
  
  *Звёздочкой выделены крестьяне, часто приглашаемые на крестины и свадьбы жителей села Введенского и его округа. На венчаниях и крестинах у них были в поручителях священники, дворяне, купцы, сельские старосты, лица духовного сословия.
  
  
  Н. Н. Кудрин. Очерк Таловского
  сельского училища Челябинского уезда.
   О.Щеткова
  
   ГУ ОГАЧО. Ф. Р-627, о. 1, д. 82.
   'Челябинский краеведческий музей'.
  
   (Выкопировка статьи 'Оренбургских
   губернских ведомостей' за 1869
   год, ? 21 от 24 мая).
  
  
   Училище в Таловской слободе было открыто в сентябре 1845 года.
   Цель: распространение между крестьянами религиозно-нравственного воспитания и нужных для каждого сословия знаний по письму, чтению и математике.
   За детей государственных крестьян - никакой оплаты не взимается, а с посторонних лиц - 3 рубля в год. Училище помещается в частном доме. Первым наставником училища был Константин Озерцовский - священник слободы Таловской, который оставался в этом звании до 1850 года, а в этом году определен и до настоящего времени состоит Капитон Семенов Протасов. Помощник наставника - дьячок Еланский.
   В настоящее время частным помощником состоит бывший ученик здешнего училища, а потом 4-го класса гимназии Н.Н. Кудрин, которым помощник вполне доволен.
   В 1845 году учеников было 20 душ, в 1846 году - 25, в 1847 г. - 23, в 1848 г. - 20, в 1849 г. - 34, в 1850 г. - 34 мальчика и 4 девочки, в 1851 г. - 41 мальчик и 6 девочек, в 1852 г. - 57, в 1853г. - 52, в 1854 г. - 41, в 1855 г. - 48, в 1856 г. - 49 мальчиков и 3 девочки, в 1857 г. - 70 мальчиков и 4 девочки, в 1858 г. - 58, в 1859 г. - 51 мальчик и 4 девочки, в 1860 г. - 44 мальчика и 1 девочка, в 1861 г. - 33 мальчика и 1 девочка, в 1862 г. - 33, в 1863 г. - 41, в 1864 г. - 35, в 1865г. - 44 мальчика и 2 девочки, в 1866 г. - 44 мальчика и 2 девочки, в 1867г. - 38, в 1868-69 г.г. - 35 мальчиков.
   В 1863-64 учебных годах училище было закрыто по недостатку содержания, но несмотря на это, учение продолжалось наставником безвозмездно. В числе обучавшихся в училище 45 сирот, которые обучались за счет училища. Попечителем училища является Н.Н. Кудрин, который бесплатно покупает книги в общую библиотеку, преподает церковное пение, арифметику, чтение и письмо.
   Весьма больших результатов достигло училище села Таловское при Капитоне Протасове. Об этом говорит тот факт, что весьма большое количество проверяющих из уезда остались довольны результатами образования учащихся'.
   Далее Николай Кудрин повествует о том, что главным желанием учителей училища является одно: чтобы народ сам хотел обучаться и тянулся к знаниям, 'дабы не сидеть праздно дома или еще хуже - не ходил бы по миру. И тогда может и у нас будут свои Ломоносовы, Кулибины, Демидовы, Строгановы'.
  
   (Текст значительно сокращён Щетковой Ольгой).
  
  
   4. Любимый пастырь Таловского прихода.
   С.В. Плотников
  
  В ограде Таловской церкви, вблизи алтаря, сказывают старожилы, было три могилы с крестами, а бывший староста церковной общины Тихон Иванович Кутиков, ныне покойный, говорил своей племяннице Клавдии Васильевне Полынских, что могилы были накрыты мраморными плитами. Здесь погребены тела священников. Кто они? Хорошо известно имя священника Капитона Семеновича Протасова. Он окончил курс Уфимской семинарии в 1846 году, и в том же году рукоположен во священника в Таловский приход, в этом приходе он служил 31 год. Скончался 7 февраля 1878 года.
  О его службе написал в некрологе в 'Оренбургских епархиальных ведомостях' (15 марта 1878 г.) Куртамышского прихода помощник настоятеля священник Александр Орлов. 'Он был пастырем в истинном значении этого слова: близко входил и в нужды духовные и в потребности семейные каждого своего прихожанина. Он всем существом своим слился с паствою, а потому и пользовался самою искреннею любовью и неограниченным доверием. До чего простиралось его влияние на паству можно видеть из того, что ни одно почти общественное дело не решалось без его совета и благословения. Потеря такого пастыря очень чувствительна для прихода, и огромное стечение народа на погребение о. Капитона из всех деревень Таловского прихода показало, что приход чувствует, какую утрату понес он в лице своего любимого пастыря.
   Не меньшей любовью и уважением пользовался покойный и от окружного духовенства. До избрания его в должность благочинного он был духовником 12 лет. С введением выборного начала он был избран на другое же трехлетие благочинным против его же желания и только вследствие усиленной просьбы духовенства он согласился проходить эту должность. Вторичные выборы показали, каким доверием он пользовался от всего духовенства, получив только два неизбирательных шара их 116. В должности благочинного он более всего заботился об умиротворении духовенства своего округа. Покойный всегда находился примерять недовольных мерами кроткими и необидными для обеих сторон. Впрочем, ему никогда и ни в чем не приводилось прибегать к крутым мерам. Но что особенно заботило его, о чем он, кажется, думал и день, и ночь - так это раскол. Раскольники - это любимая тема его разговоров со священниками. Много проектов он и предполагал, и предлагал, и представлял куда следует об ослаблении раскола, но к крайнему огорчению не многое он успел сделать при своей жизни: приобретение противораскольнической благочинной библиотеки, впрочем, очень богатой и разнообразной, со старопечатными книгами, несколько публичных собеседований с раскольниками - вот все, что он успел сделать.
  Вообще деятельность о. Капитона, как благочинного, была очень благотворна и, нужно надеяться, по времени принесет свои плоды. Уже одно то дорого, что он в лице своем, если можно так выразиться, идеализировал должность благочинного - по выбору. В обращении с подчиненными он не был начальником в буквальном смысле этого слова, он был только старшим по опытности и авторитетности, проистекающей из того уважения, которым он пользовался решительно от всех. Мир духу твоему доблестный служитель слова Божия; да будет твоя жизнь, твоя деятельность образцом для нас - твоих почитателей'.
  Прихожане, надеюсь, очистят могилки, поставят кресты, да помянут священника во храме, служению в котором он отдал всю жизнь.*
  
  _____________________________________________________
   * В настоящее время крест на могиле священника поставлен.
  
  
  5. Священник села Введенского Василий Шипулин
  
   О.Щеткова
  
   Более ста лет назад в Зауралье и во всём Челябинском уезде кипели нешуточные страсти. В ту пору в близлежащих деревнях проживали старообрядцы всех толков. Если и посещали церковь, то только единоверческую, строго соблюдали и чтили традиции предков. Моя родня испокон века придерживалась православной веры, единоверец в ней был один - Курбатов Иван.
   В литературных источниках того времени шла непрерывная дискуссия о вере, чья сильней и правильнее. Не обошла стороной эта борьба за души верующих и наше село Введенское Челябинского уезда.
   В статье 'Священники и деревенская культура', напечатанной в Оренбургских Епархиальных ведомостях за 1910 год пишется:
   'Одной из характерных черт русского человека является его разгильдяйство, распущенность, неумение взять себя в руки и выполнить начатое дело до конца, систематически и строго.
   Результатом чего является 'переползание изо дня в день'. Вместо живой и красочной жизни - вечное откладывание дел в долгий ящик.
   Холера, война, чума застают нас, как всегда врасплох.
   Чем культурнее русский человек, тем несуразнее и медлительнее идёт его жизнь.
   Русский мужик перед лицом своего дела стоит, так сказать, распоясанным. Он почти всегда ничего не ждёт, ни к чему не готовится, а потому почти всему, разиня рот, удивляется и всегда никуда не успевает.
   Мужик не успевает по утрам прийти вовремя на работу, уступая своё место татарину, еврею, китайцу.
   Опаздывает он и отвезти больного к врачу, пригласить священника к умирающему. Не потому только, что в деревнях плохи пути сообщения, а мужик физически подавлен работой - нет! Коренная причина мужицкого разгильдяйства лежит и в мужицкой безалаберности и в мужицкой некультурности.
   В деревне единственным и главным воспитателем культурных навыков и единственным искоренителем народного разгильдяйства является священник...
   К сожалению, деревенский священник в большинстве случаев не любит подтягивать себя в своём деле и чаще склонен относиться к нему с наибольшей простотой: по-домашнему, патриархально.
   В деревне самое обычное явление, что к богослужению звонят уже около часу, а батюшка только что начинает собираться в церковь. Сборы его на службу значительно замедляются всякого рода неожиданностями: то футляр от очков куда-то запропастился, то шляпы нет, а народ ждёт-ждёт! Очень часто в зимнюю пору - ждёт в холодной церкви, летом - в духоте и тесноте, при этом не теряет терпения...
   Многие из батюшек недостаточно аккуратны и в письмоводстве. А летописи - это высококультурное создание нашей церкви - страдают от небрежности летописца.
   А ведь священник - это свеча, поставленная на высоком месте. Все видят свечу, и если она светит - идут к ней. И отходят, если она горит недостаточно ярко или совсем погасла...
   Смысл строгого и систематического отношения к своему делу не в том, чтобы любое дело 'заморозить', а наоборот в том, чтобы была она достаточно стройна, упорядочена, легка и красива'. (Сокращено мной, ведь раньше писали много и длинно. О.Щ.). Вот таким-то светочем в начале ХХ века в селе Введенское и был священник Василий Данилович Шипулин. Хотя по поводу статьи - могу поспорить. Барин, живущий на всём готовом - пишет о лености русского мужика... Парадокс.
   16 января 1911 года в соборном храме города Челябинска после публичной беседы Епархиального миссионера священника Дмитрия Александрова, при громадном стечении народа, было торжественно совершено присоединение к Православной церкви старообрядческого 'австрийского' священника Василия Даниловича Шипулина.
   Чин присоединения совершил отец Дмитрий Александров.
   Этому событию предшествовал следующий факт: 15 января этого же года в Челябинск прибыл начётчик австрийского толка В.Г. Усов, который отказался беседовать с Шипулиным В.Д., хотя последний настаивал на этом разговоре. После этого, Василий Шипулин обратился к православному священнику за помощью и разъяснениями своих сомнений.
   Священник Василий Шипулин за всё время своего служения в Челябинске пользовался любовью и уважением среди своей паствы. Его влияние на старообрядцев было велико: многие из беспоповцев, как в Челябинске, так и в его окрестностях, под влиянием его бесед приняли белокриницкое священство. Его духовными детьми были прихожане в Челябинском, Троицком, Верхнеуральском и других уездах.
   Шипулин В.Д. родился в 1866 году, был крещён в православной церкви, но родителями был переведён в старообрядчество. Ещё с молодых лет он обратил на себя внимание старообрядческого 'австрийского епископа' Антония Пермского и Сибирского, которым в 1898 году Василий Шипулин был рукоположен в сан священника в село Салбу Енисейской губернии. Из Салбы Антоний вскоре перместил Шипулина Василия в Амурскую область, Завитинскую волость, а в 1905 году - в Челябинск.
   Изучив старообрядческие старопечатные книги, отеческую литературу, Василий Шипулин стал сомневаться в законности раскола, был не согласен и с белокриницким священством. За разъяснениями он обращался к своему епископу Антонию устно и письменно, но ответа не получал.
   Те мотивы, которые побудили Шипулина оставить раскол и присоединиться к Православной церкви, он высказал своей пастве во время проповеди в своём единоверческом храме. Перед присоединением к Православной церкви он также обнародовал собственные убеждения перед прихожанами челябинского православного храма.
   Отслужив 16-го января 1911 года в своём храме последнюю литургию Василий Шипулин во всеуслышание заявил своим пасомым, что он больше им не пастырь, так как сан, носимый им, он признаёт незаконным и, поэтому, оставляет его.
   Старообрядцы были поражены заявлением своего любимого священника. Особенно сильное впечатление произвело на них заявление Шипулина о подложных мощах, выдаваемых за мощи святых мучеников Дады, Гавведая, Гаргала и Коздои, которые оказались, по его твёрдому убеждению, не мощами святых мучеников, а черкесскими трупами. Причём, Василий Шипулин прочитал своим пасомым письма старообрядческих епископов Анастасия Измаильского и Антония Пермского.
   Сдав в общину храм и утварь, Василий Шипулин мирно простился с прихожанами, которые публично в храме своём выразили ему благодарность за прежнюю службу.
   В 2 часа пополудни Василий Шипулин прибыл в храм православной церкви, где проводил беседу Епархиальный миссионер отец Дмитрий Александров.
   В связи с тем, что старообрядческий начётчик Усов не выступал на собеседовании, пришлось слово взять отцу Шипулину. Он заявил, что, как 'старообрядческий' иерей, убедился в незаконности австрийского священства и истину видит только в Православной Греко-Российской церкви.
   Вот слова из речи Василия Шипулина: 'Я оставляю белокриницкое священство... Тщательно рассмотрев историю возникновения нашего священства, я увидел, что полнота нашей иерархии и самоё существование нашей 'церкви' пошло только с 1846 года, когда известные наши иноки Павел и Алимпий, сманив безместного и запрещённого греческого митрополита Амвросия, привезли его в Белую Криницу (в Австрии) в монастырь, где Амвросий, которого предки наши считали еретиком, был принят, как еретик, вторым чином через таинство миропомазания в наше старообрядческое сообщество беглым иеромонахом Иеронимом.
   Принятый к нам Амвросий стал уже нашим святителем и рукоположил 6 января 1847 года некоего Киприана Тимофеева, с именем Кирилла, в сан Епископа, затем был рукоположен другой епископ - некто Аркадий. И вот таким образом организовалась наша иерархия, которая от того времени и от тех лиц стала существовать.
   Но разве Христопреданное священство существует только с 1846 года? Нет. Оно ведёт свое начало от Христа и Святых Апостолов.
   У нас же до 1846 года не было главного чина, чина епископов, не было священников. Приходили к нам от чужих священников всякие ереси.
   Так беззаконно возникло наше священство, беззаконно и продолжает существовать!
   Наш священник Стефан Загороднов отыскал останки черкесских трупов на станице Алхан-Юрт на Кавказе и выдал их нашему Московскому Архиепископу Антонию за святые мощи Дады, Гавведая, Гаргала и Коздои.
   О том, что это не мощи, а остатки черкесских трупов, писал нам Епископ Анастасий нашему же Епископу Силуяну.
   Я сам осматривал в октябре 1905 года частицы этих мнимых мощей в присутствии наших священников: Пимена Огнева из города Екатеринбурга, отца Иоанна из Нижнего Тагила, отца Андрея Бердышева и дьякона Ивана Сготкина, тут же был и Епископ Антоний. Последний, перекрестившись, поцеловал эти кости и сказал: 'Слава Богу! Теперь у меня есть мощи, а то какой я был Епископ без мощей-то?'...
   Чтож я увидал? - Тёмную кость внутри с кожицей, похожей на червячка и с острым, тяжёлым запахом... Я пришёл в смущение...'.
   После своей пламенной речи Василий Данилович Шипулин был присоединён к православной церкви. Скорее всего, это признание далось ему нелегко, ведь выступать против своей веры - дело очень трудное.
   Письмо
   старообрядческого Епископа Анастасия
   к Епископу Силуану Кавказскому о мощах.
   (Письмо подлинное,
   хранится в музее
   Ставропольского
   Епархиального Церковно-
   Археологического
   общества на Кавказе).
   ...Нужно было отцу Стефану, этому отчаянному священнику, сфабриковать таковое
   странное дело...
   Прошу и умоляю Ваше Преосвященство, расследовать это дело со тщанием.
   Прося Ваших Святых молитв, искренно уважающий Вас Анастасий, Епископ
   Измаила. 25августа.
   Письмо
   Василия Шипулина к Екатеринбургскому
   Австрийскому протопопу Пимену Огневу.
  ... При осмотре мощей, помните ли? - Я заявил тут же Владыке, что мощи были забальзамированы, а он мне ответил, что это благодатью пахнет? Я ничего не стал более говорить... Я до сих пор не осмеливался тебя спросить, как ты? Какого об этом мнения?
   Посоветуйте мне, что делать? Совесть моя повредилась... Или уж всё забыть, выбросить из головы?
   (24 декабря 1910 года, город Челябинск).
  
   Письмо
   старообрядческого Епископа Антония
   к Василию Шипулину.
   (Подлинник хранится у
   Епархиального миссионера
   о. Дмитрия Александрова -
   город Оренбург).
   4января 1910 года. Кунгур.у. Перм. г. дер. Шамары.
   Честный отец Василей!
   ...Я получил сведение, что ты имеешь сумнение о мощах.
   Не смущайся и не спеши судить...
   ...Приветствую ти по Бозе...
   Старообрядческий Епископ Антоний.
   ***
   Как видно, старообрядческий епископ Антоний был не в состоянии доказать, что останки эти - истинные мощи святых мучеников, а епископ Анастасий успокаивал Василия Шипулина тем, что 'от подлогов никто не застрахован. Святость веры свидетельствуется не 'неизвестными костями', а останками святых мучеников, источающих чудеса'.
   Потом крестьянский сын священника Василия Шипулина Еремия Васильевич Шипулин 20-ти лет, брат его Игнатий 15-ти лет, и сёстры их Марфа 10-ти лет и Акилина 7-ми лет были присоединены к православию из старообрядческой секты. Присоединение совершено священником со станции Челябинск Иоанном Евстратьевым. Помимо семейства Шипулиных к православию были присоединены ещё 12 человек из разных мест Челябинского уезда.
   Авторитет старообрядческого священника Василия Даниловича Шипулина среди народа был настолько велик, что старообрядцы целыми семьями начали переходить в православие.
   В Оренбургских епархиальных ведомостях за 1912 год писали: 'Крестьянин деревни Васильевки Таловской волости Спиридон Тельминов 32-х лет из поморской секты присоединён к православию на правах единоверия священником села Введенского Челябинского уезда Василием Шипулиным 13 августа сего года'.
   И таких записей находится множество, как в 'Оренбургских епархиальных ведомостях', так и в метрических книгах Введенского единоверческого прихода, куда священник Василий Шипулин был назначен 20 марта 1911 года, после присоединения на правах единоверия к православию.
   И потянулись в село Введенское сотни старообрядцев, для присоединения с православием. И причиной тому был огромный авторитет священника Шипулина Василия Даниловича.
  
  
   6. Флоро-Лаврская церковь села Скоблино
   Челябинского уезда Оренбургской Губернии.
   Отец Павел.
   С.В. Плотников.
  
   Церковь в селе Скоблино была построена в 1911 году на средства прихожан. Строили её скоблинские крестьяне, их договор с сельским обществом о строительстве церкви хранится в госархиве Курганской области. Церковь была деревянной. Посвящена мученикам Флору и Лавру. Стояла на правом берегу речки Таловки, между краями села Пережёгиным и Логовушкой. С этого же времени восточнее села основано местное кладбище.
  Первым священником был Александр Емельянов, но, как рассказывают старожилы, он оказался непригоден для службы.
  Первого августа 1913 года провел свою первую службу священник Павел Дьяконов. Его помощником был псаломщик Д. Бобров.
  О семье о. Павла рассказала мне К.В. Полынских: 'Матушка отца Павла - Анна Михайловна. Откуда они, не знаю. Жили в селе Скоблино. Жила с ними и мать о. Павла. Старший сын Александр жил в Тюмени. Дочь Лиза [Елизавета Павловна, по мужу Потапова] работала учительницей начальных классов в Куртамыше. А в детстве, после всенощной или после обедни, Анна Александровна приводила нас с Лизой домой. Я играла и ночевала у них. Ложились спать после вечерней молитвы, никто не должен был говорить. Младшую дочь о. Павла звали Таей. Тая была вся в отца, походила на него. Отец Павел был смуглый, белые волосы и бородка. Проповеди читал со слезами на глазах. Церковь закрыли, но он остался верен Богу. В 1934 году у нас родился Иванко. Отец Павел тайком, берегом реки пришел к нам и крестил его в большой бадье, крестил в подполе, чтобы никто не видел'.
   Благодарные прихожане построили для о. Павла добротный деревянный дом. Он выделялся по архитектуре среди соседних домов. В нём сейчас живет школьный учитель. При советской власти о. Павел купил пятистен в Горелке, он стоял на улице крайним, напротив современного моста через речку Таловку. Трагически окончилась его жизнь - арестовали и куда-то увезли, возможно, в Челябинск. Домой он не вернулся. Невозможно понять, почему о. Павел был арестован, но соответствующего дела в архиве на него не сохранилось. После ареста семья священника была раскулачена. Старожилы села рассказывали мне, что раскулачивал Сёмка Кочкин (так называли они Семёна Александровича Бабушкина, коммуниста, активного участника компании раскулачивания в селе): 'Подушки из створки выбрасывал - только пух летел'.
   Священник Павел Дьяконов - родитель Таисии Павловны Дьяконовой, заслуженной учительницы школы РСФСР, бывшей пионервожатой Юргамышской средней школы. Церковь при советской власти закрыли. Говорят, в 1931 году председатель сельсовета Владимир Ефимович Фатеев (родом из Падуна) сбросил с неё церковные колокола. После закрытия хранили в ней государственное зерно, затем оборудовали машинно-тракторную мастерскую колхоза 'Искра', позднее построили из неё дом в Пережёгином краю.
   В 1996 году мне рассказала о событиях тридцатых годов в селе Скоблине Марфа Николаевна Пережогина - старожил села: 'Арестовали в одну ночь о. Павла и двоеданского попа Петра Фёдоровича Репина. Посадили их на дрожки и увезли неизвестно куда. После войны мы с Григорием Романовичем Пережогиным сеяли пшеницу на пашне почти у Тарасовки. Сели обедать, он и говорит: 'Садись ближе, расскажу что-то'. Я забоялась и говорю: 'Рассказывай, услышу'. Пашня рядом с Падериным колком. В колке был колодец. 'Открыли его, - сообщил Григорий, - человек вешается вниз головой, черный весь, не узнать его. Только по длинным волосам определили, что это был поп'.
   Бывшая учительница местной школы и старожил села Татьяна Ильинична Падерина рассказывала мне, что когда вывели о. Павла из дома, то за ним вышла Анна Михайловна и все дети, мы жили на противоположном берегу речки и слышали, как все они ревели. Где снесли голову о. Павлу - в застенках ли НКВД в Челябинске, или в темном лесу вдали от села,- остаётся тайной. Клавдии Васильевне идёт 86-й год. Она, пожалуй, единственная вспоминает своего духовного наставника раннего детства, в день Петра и Павла - 12 июля - молится об упокоении о. Павла - невинно убиенного, пострадавшего за веру Христову, матушки Анны Михайловны, детей их: Елизаветы, Таисии и Александра.
  Она обеспокоена тем, что не перенесены его останки на приходское кладбище, не погребены по обряду христианскому.
   Я нашёл материал о Павле Дьяконове в книге 'Осуждены по 58-й' (Курган, 2006). Его осудили на 10 лет. Писем от него не было. А дело Петра Фёдоровича Репина всё ещё не найдено....
   Выписка из этой книги: Дьяконов Павел Трофимович, род. 1886, Оренбургская область, русский, беспартийный. Священник Скоблинской церкви Юргамышского района. Арестован 18.09.1937 по обвинению в антисоветской агитации. Тройкой УНКВД приговорён по ст. 58-10 к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован Курганской областной прокуратурой 29.09.1989.
   Ясно одно - после заключения под стражу домой он больше не вернулся. В селе Скоблино говорили, что он умер в Челябинской тюрьме...
  
  
   7. Выписки из клировой ведомости Введенского
   прихода за 1908 год
  
   О.Щеткова
  
   Священник Павел Васильев Иванов - 24-х лет. Сын мещанина города Челябинска. Окончил курс Тобльской Духовной Семинарии
   По представлении Правления Ишимского Духовного училища, согласно резолюции его Преосвященства Гавриила, Епископа Омского и Семипалатинского, утверждён в должности надзирателя за учениками с 1906 года Января 3-его Дня.
   По постановлению Правления училища, согласно разрешения Его Преосвященства Гавриила, Епископа Омского и Семипалатинского утверждён в должности учителя чистописания и черчения в означенном училище с 1907 года Сентября 1-го Дня.
  Согласно прошения уволен от занимаемой должности 1908 года Августа 15-го Дня.
  Согласно Резолюции Его Преосвященства Преосвященнейшего Иоакима, Епископа Оренбургского и Уральского предоставлено место второго священника в селе Введенское Челябинского уезда в 1908 году Сентября 30-го Дня.
  Рукоположен во священника в 1908 году Октября 26-го Дня.
  В семействе у него жена его Лидия Маркелова 17-ти лет.
  Указ и грамоту имеет.
  
  Недвижимого имения ни у него, ни у его жены не имеется.
  
  Очередных проповедей не назначалось.
  
  Поведения отлично хорошего.
  
  Духовенству в приходе никому не в родстве.
  
  Под следствием и судом не был и не состоял.
  
  __________________________________________________________
   Псаломщик Василий Иванов Владыкин - 42-х лет, сын дьякона, вышедший из 2-го класса Челябинского Духовного училища. Определён по прошению Резолюцией Преосвященного Вениамина за ? 237 временно-исправляющий должность псаломщика к Покровской церкви села Коровьего с 1884 года Июля 7-го Дня.
   Утверждён в должности по Указу Оренбургской Духовной Консистории за ? 866-ой в 1886 году Февраля 12-го Дня.
   Преосвященнейшим Епископом Макарием посвящён в стихарь в 1887 году в июле.
   Указом Оренбургской Консистории переведён на настоящее место в 1890 году Октября
  4-го Дня.
   Ко исполнению высшей повинности являлся при призыве 1887 года. По вынутому ? 88 жеребья зачислен в ратники ополчения, в чём имеет свидетельство Челябинского уездного по Высшей повинности присутствия за ? 919-го.
  Указ и грамоту имеет.
  
  В семействе у него жена его 2-я Таисья Геннадиева 38 лет.
  Дети от первой жены - Анфиса 18 лет - (Обучается в Оренбургском Епархиальном училище).
   От 2-ой жены: - Александра 16-ти лет - (Обучается в Оренбургском Епархиальном училище).
   Надежда 9-ти лет.
   Михаил 7-ми лет.
   Порфирий 4-х лет.
   Татьяна 3-х лет.
  Недвижимого капитала ни у него самого, ни у его жены не имеется.
  Предметы своего служения знает хорошо. Уроков пения не ведёт.
  Поведения отлично хорошего. Дети поведения отличного.
  Духовенству в приходе никому не в родстве.
  Под судом и следствием не был и не состоял.
  
  __________________________________________________________
  
   Псаломщик Пётр Константинов Словцов - 52-х лет. Сын дьячка Константина Семёнова, уже умершего. По окончании курса в Челябинском Духовном училище в 1874 году Июля 28-го Дня инспектором народного училища определён учителем Министерской школы в деревню Пески Таловской волости Челябинского уезда с 1876 года Февраля 2-го Дня.
   Переведён в таковую же должность в слободу Таловскую Челябинского уезда в 1877 году Сентября 20-го Дня.
   Переведён на таковое же место в село Введенское в 1879 году Апреля 1-го дня.
   Указом Оренбургской Духовной Консистории определён псаломщиком в село Введенское ко Введенской православной церкви в 1880 году Декабря 23-го Дня. По вопросам повинности приписывался в Куртамышевский участок Челябинского Указа, по вынутии жеребья причислен ко второму разряду и зачислен в ополчение. Ополченское свидетельство представлено в Оренбургскую Духовную Консисторию при прошении об определении на псаломническое место в 1880 году
  Декабря 6-го Дня.
  Указ на должность имеет.
  В семействе у него жен 2-я Анна Стефанова 52-х лет.
  Дети: Николай - 25 лет. Священник в селе Кислянское
   Василий - 21 год - обучается в Оренбургской Духовной Семинарии.
   Анфиса - 26-ти лет
   Юлия - обучается в Оренбургском Епархиальном училище.
   Виктор - 13-ти лет - обучается в Челябинском Духовном Училище.
   Кронид - обучается в Челябинском Духовном Училище.
  Недвижимого имения ни у него самого, ни у жены его не имеется.
  Предмет своего служения знает отлично.
  Поведения отлично хорошего. Дети поведения отличного.
  Духовенству в приходе никому не в родстве.
  Под следствием и судом не был и не состоял.
  
  __________________________________________________________
   Сироты духовного звания:
   Дочь умершего священника Якова Петрова Тимашёва девица Алевтина 51-го года, состоит просфорней. Жалованья получает 24 рубля в год из сумм церковных. Отец ея состоял на службе с 15 октября 1840 года по 2-е февраля 1899 года.
  Имеет деревянный дом. Поведения отлично хорошего.
  Духовенству в приходе никому не в родстве.
  Сестра просфорне вдова священническая жена Александра Яковлева Лукина - 40 лет.
  Поведения отличного.
  Дети её: Александр 21 года.
   Николай - 19 лет. Обучается в Оренбургской Духовной Семинарии.
   __________________________________________________________
  
  Исключён из Духовного звания села Кочердыка дьячка Владимира Протасова сын Константин 53-х лет. По исключении из Челябинского духовного училища проживает в селе Введенском. Жена его Татьяна Иванова 49 лет. Сын ея - Андрей 12-ти лет.
   __________________________________________________________
  
  Церковным старостою состоит крестьянин Фёдор Иванов Аникин с июня 1902 года.
   __________________________________________________________
  
   8. Епархиальные перемещения духовенства
   в селе Введенское Челябинского уезда
   Оренбургской Епархии с 1880-го года и др.
   информация о священстве Челябинского уезда
   О.Щеткова
   (Выписки из 'Оренбургских
   епархиальных
   ведомостей' (О.Е.В.).
  
  
  *** Движение по Епархиальной службе: Учитель Введенского сельского училища Петр Словцов резолюцией Его Преосвященства от 23.12.1880 г. за ? 4849 определен во Введенский приход на псаломническое место. И.д. псаломщика Введенского прихода Иван Глинский за смертию 22.11.1880г. исключен из списков. (О.Е.В. за 1881год, с. 58).
  __________________________________________________________
  ***Движение по Епархиальной службе: И.д. псаломщика единоверческой Богородицкой церкви села Введенское Яков Инфантьев определен на такую же должность к Спасской церкви села Сладко-Карасинское 17.2.1881г. Дьякон Сладко-Карасинского прихода умер 11.4.1881г. (О.Е.В. за 1881год, с. 483).
  __________________________________________________________
  ***В ХХХII благочинническом округе ,..., от 29.11.1881г. за ? 4801 благочинным вместо Николая Гордеева определен священник села Введенского Челябинского уезда Иоанн Инфантьев. Священник Николай Гордеев в следствии его прошения переведен на праздное место в слободу Кочердыкскую (О.Е.В. за 1882год, с.6).
  __________________________________________________________
  ***Псаломщик Введенской единоверческой церкви Николай Миролюбов переведен в церковь поселка Чебаркульского (О.Е.В. за 1882год, с.464).
  __________________________________________________________
  ***Настоятель Стариковского прихода священник Алексей Алекторов и помощник настоятеля Введенского прихода Иоаков Ложкин перемещен один на место другого.
   (О.Е.В. за 1883год, с.329).
  
  ***Посвящен в сан диакона сын псаломщика Александр Инфантьев к Введенской единоверческой церкви села Введенского Челябинского уезда. (О.Е.В. за 1888год, с. 288).
  __________________________________________________________
  ***Епископу Макарию от священника Максима Худоносова.
   Почтительнейший рапорт.
  О том, что дети крестьянина села Коровьего Никиты Матвеевича Белоусова: Тихон 12 лет, Евдокия 15 лет, Акилина 10 лет, Епистимья 8 лет и Зинаида 5 лет до настоящего времени находились не присоединенными к русской православной церкви; рождены они были в расколе, хотя отец их 5 лет назад был присоединен из раскола к русской православной церкви. Дети Никиты Матвеевича стали часто посещать церковь, говели и они выразили свое усердное желание присоединиться к церкви. 3 апреля эти 5 отроков сообщили в церкви при стечении прихожан, что желают присоединиться от 'всего сердца'. Отец их в первый раз в жизни на третий день пасхи принял в дом иконы, отслужил молебен и дом их был окроплен святой водою.
   3 мая сего же года дочь раскольника Филиппа Ивановича Белоусова Анна 7 лет была приведена в православие через миропомазание. В их семье полтора года назад произошло настоящее чудо: выздоровели дети. Жена Филиппа по настоянию мужа не могла крестить детей в церкви. Дети очень болели. Жена в тайне от мужа приносила ко мне десятимесячную Татьяну. Миропомазание было совершено 8.11.1886г. Через неделю девочка выздоровела.
   Священник Максим Худоносов
   5 мая 1888г. ? 39 село Коровье
   Челябинского уезда.
  
   Резолюция Епископа:
   С истинною радостию и благодаря Господа прочитал я рапорт сей. Мое пастырское благословение священнику М. Худоносову. ( О.Е.В. за 1888год, с.397-399).
  
  
  ***Перемещен священник Коровинского прихода Челябинского уезда Максим Худоносов в село Костылево того же уезда 14.2.1889г. (О.Е.В. за 1889 год, с.43).
  __________________________________________________________
  
  *** Должностные передвижения:
  ***Священник Виталий Колокольцев перемещен из Алданского прихода в село Введенское Челябинского уезда 27.5.1889 г.
  ***Священник села Введенского Челябинского уезда Василий Гордеев перемещен в село Куликовское того же уезда 24.5.1889г. (О.Е.В. за 1889 год, с.167).
  __________________________________________________________
  ***Исключен из списков умерший священник с. Введенского Челябинского уезда Дмитрий Сперанский с 5 мая 1900г. (О.Е.В. за 1900год, с.128).
  ***Определен на место священника в с. Введенское Александр Бахтиаров - заштатный священник с 26 мая 1900г. (О.Е.В. за 1900год, с. 134).
  __________________________________________________________
  *** Исключен из списков за смертию заштатный священник села Введенского Челябинского уезда Иаков Тимашев с 11 ноября 1901 года. (О.Е.В. за 1902 год, с. 16).
  
  ***Благочинным ХХIV-го благочиннического округа в селе Введенское Челябинского уезда является священник Пётр Холмогорцев. Благочинным XXVII-го благочиннического округа (единоверческие церкви) является священник Александр Инфантьев. (О.Е.В. за 1907 год, с.358)
  __________________________________________________________
  ***Утверждён в должности церковного старосты в единоверческой церкви села Введенского крестьянин Фрол Мыльников с 17 мая 1908 года. (О.Е.В. за 1908 год, с. 172).
  __________________________________________________________
  ***Предоставлено псаломническое место учителю Дмитрию Фетисову при единоверческой церкви села Введенское Челябинского уезда с рукоположением в сан дьякона с 31 и юля 1908 года. (О.Е.В. за 1908 год, с. 245).
  В 1909 году Дмитрий Фетисов перемещён в село Карасинское Челябинского уезда. (О.Е.В. за 1909 год, с. 42).
  __________________________________________________________
  ***Перемещён священник села Введенское Челябинского уезда Александр Правдухин в село Ново-Симбирское Орского уезда. Место священника в селе Введенское объявляется праздным. Количество прихожан в селе Введенское 2804 души, жалованье 312 рублей, земли 166 десятин, школ - 1. (О.Е.В. за 1909 год, с.76-77).
  __________________________________________________________
  ***Предоставлено место в селе Введенское Челябинского уезда священнику Симбирской Епархии Михаилу Эпикетову с 18 февраля 1909 года. (О.Е.В. за 1909 год стр. 84).
  __________________________________________________________
  ***Рукоположен Его Преосвященством, Преосвященнейшим Феодосием, Епископом Оренбургским и Тургайским, крестьянин Василий Шипулин в священника к единоверческой церкви Челябинского уезда села Введенского от 20 марта 1911 года.(О.Е.В. за 1911 год, с. 133).
  __________________________________________________________
  ***Рукоположен в сан священника псаломщик села Введенского Челябинского уезда Леонтий Подгорбунских на священническое место к церкви села Берёзова Челябинского уезда. (О.Е.В. за 1912год, с. 56).
  __________________________________________________________
  ***Преосвященнейшим Феодосием, Епископом Оренбургским и Тургайским преподано Архипастырское благословение с грамотою бывшему церковному старосте православной церкви села Введенского Челябинского уезда Петру Павлову за беспорочное и усердное прохождение должности церковного старосты.
  Утверждён в должности церковного старосты от 07 августа 1912 года Введенской православный мещанин Василий Пермяков. (Стр.346-347, О.Е.В. за 1912г.)
  __________________________________________________________
  ***От 19 января 1913года священник села Введенского Челябинского уезда Павел Иванов перемещён на священническое место в хутор Воронежский Челябинского уезда. Место священника в селе Введенское Челябинского уезда объявлено праздным. Количество прихожан 2328 душ. Казённое жалование священника 300 рублей, земли 167 десятин, школ - 4. (О.Е.В. за 1913год, с.12-13).
  _________________________________________________________
  ***Рукоположен в сан дьякона псаломщик села Введенского Челябинского уезда Александр Бурдин от 30 января 1913 года. (О.Е.В. за 1913 год, с. 45).
  ***С марта 1913 года место 2-го священника в селе Введенском Челябинского уезда объявлено праздным.
  __________________________________________________________
  ***Священника Агафонова Василия переместить в село Введенское Челябинского уезда с 30 марта 1913 года.
  ***Присоединена к православию крестьянская девица Вера Мануилова 21-го года из беспоповской секты священником села Введенское Челябинского уезда Василием Шипулиным. О.Е.В. (118-119, О.Е.В. за 1913год, с. 118-119).
  __________________________________________________________
  ***Утверждён от 4-го апреля 1913 года исполняющим делами псаломщика села Введенского Челябинского уезда Яков Горин и утверждён в занимаемом приходе в должности штатного псаломщика. (О.Е.В. за 1913 год, с. 146).
  __________________________________________________________
  ***Список священно-церковно-служителей,
  умерших во втором полугодии 1912 года, за
  смертию коих в первом полугодии 1913 года
  взыскивается с каждого протоиерея и
  священника по 5 рублей, и с каждого
  дьякона и псаломщика 2 рубля 75 копеек:
  
   а) умершие протоиереи и священники:
   1. Образцов Григорий Николаевич, протоиерей села Введенского Челябинского уезда, умер в 1912 году 20 июля.
  .....
   4. Образцов Иоанн, протоиерей, умер 9 сентября 1912 года.
  .....
  Постановление духовенства Оренбургской Епархии от 21.02.1912г.: С 1 апреля 1913 года из похоронной кассы будут выдаваться пособия осиротевшим семьям духовенства Оренбургской Епархии Уральской области и Самарской Епархии после смерти о.о. протоиереев и священников - 350 рублей, дьяконов и псаломщиков - 190 рублей в год. (О.Е.В. за 1913год, с. 148).
  __________________________________________________________
  ***Благочинный Птиченского округа священник Александр Русанов. (О.Е.В. за 1913 год, с. 417).
  __________________________________________________________
  
  
   *** Новости из жизни староверцев.
   Присоединение Челябинского старообрядческого священника отца Василия Шипулина к святой православной церкви, как и следовало ожидать, вызвало сильное волнение среди старообрядцев города Челябинска и в его окрестностях. Были распространены слухи, что о. Шипулин повесился. Старообрядцам-австрийцам было обидно и больно, что их духовный учитель присоединился к православию и начинает его защищать.
   Совокупно с о. Василием Шипулиным 16 января 1911 года присоединились к православию и два его сына Игнатий и Ермий, а через 2 дня присоединились и жена его с двумя дочерями-девочками.
   Осталось у него ещё 2 сына. Старший сын Павел, который до 1913 года находился в Восточной Сибири, работал в экспедиции около Охотского моря, а младший Еремей находился на военной службе.
   Занятый по горло работой, Павел Васильевич не думал, что тоже может пойти, как и его семья, по пути православия.
   Это дало повод австрийским старообрядцам позлословить на счёт Василия Шипулина.
   И вот, в начале 1913 года Павел Васильевич приехал к отцу и после бесед с ним решил присоединиться к православию. Дело было перед Святой Пасхой.
   25 апреля в молитвенном доме Челябинского переселенческого пункта был присоединён к Святой Православной Церкви на правах единоверия через таинство святого миропомазания Павел Васильевич Шипулин. Этот чин присоединения к православию совершил священник-миссионер Василий Демидов.
   Священник В. Демидов.
   (О.Е.В. за 1913 год, с. 639).
  __________________________________________________________
  
  *** Епархиальные передвижения: утвердить в должности церковных старост по Птиченскому округу... на трехлетие с 1914 по 1916 гг. к единоверческой церкви села Введенского Челябинского уезда - Макар Мыльников, к православной церкви села Введенского Челябинского уезда Василий Пермяков. К Птиченскому округу причислены церкви: села Островного, села Мишкина, села Введенское, села Маслейское, села Мыркай, села Птичье, села Хохлы, села Петухова, села Столбова, Шумихи, Коровино, Мало-Дюрягино.
  Взносы с церквей ХХIV благочиннического округа сдал протоиерей П. Холмогорцев за 1913 год. (О.Е.В. за 1914год, с. 12).
  __________________________________________________________
  ***Псаломщик села Введенского Челябинского уезда Александр Бурдин перемещен в церковь Никольскую поселка Оренбургский Форштадт. (О.Е.В. за 1914год, с.96).
  __________________________________________________________
  ***Его Преосвященством, Преосвященнейшим Феодосием, епископом Оренбургским и Тургайским преподано архипастырское благословение с грамотами членам Введенского церковно-приходского попечительства Птиченского округа:
   Стефану Иванову Ивину,
   Никите Иванову Корыстину,
   Алексею Васильеву Шабурову,
   Андрею Иванову Иванову, за их труды на пользу Введенской православной церкви села Введенского Челябинского уезда с 1 марта сего года.
   (О.Е.В. за 1914 год, с. 109).
  __________________________________________________________
   *** Список священнослужителей, удостоенных
   награждения ко Дню Святой Пасхи 1914 года.
  .......
  Набедренником:
  ........
  ?26. Дьяконов Павел. Село Скоблино Челябинского уезда
  .......
  Скуфеёю:
  .......
  ?20. Агафонов Василий. Село Введенское Челябинского уезда.
  .......
   (О.Е.В. за 1914 год, с.114).
  __________________________________________________________
  *** В отчете Оренбургского Епархиального наблюдателя говорится о том, что в Челябинском уезде в селе Введенском усердно занимался пением с воспитанницами духовного училища Горин. Из учеников создан отличный хор, который может быть украшением городских храмов. (О.Е.В. за 1914год, с. 222).
  __________________________________________________________
  ***Протоиерей села Старикова Челябинского уезда Яков Ложкин исключен из списков за смертию его в июне 1914 года.
   (Стр. 229, О.Е.В. за 1914г.).
  __________________________________________________________
  ***Все учащиеся, окончившие двухгодичный курс VII дополнительного класса, получили свидетельства, из них, с золотой медалью... Инфантьева Валентина.....из села Введенского Челябинского уезда. (О.Е.В. за 1916год, с. 40).
  __________________________________________________________
  ***Исключен из списков Оренбургской Епархии псаломщик единоверческой церкви села Введенского Челябинского уезда Симеон Плечев - за переходом на службу в Екатеринбургскую Епархию. (О.Е.В. за 1916год, с. 155).
  __________________________________________________________
  ***Отъезд протоиерея Максима Худоносова в действительную армию с 22 апреля сего года с разрешения и благословления Его Преосвященства для служения в действующей армии. Должность благочинного по 1-ому округу Челябинского уезда временно передана Владимиру Пальмову. (О.Е.В. за 1916год, с. 209).
  __________________________________________________________
  ***За понесенные труды по обстоятельствам военного времени объявлена благодарность села Введенского Челябинского уезда священнику Василию Малышеву, священнику села Введенского Челябинского уезда Василию Шипулину, села Скоблина Челябинского уезда священнику Павлу Дьяконову. (О.Е.В. за 1916год, с. 402).
  ***Объявлена благодарность дьякону прихода Чумлякского дьякону Якову Горину. (О.Е.В. за 1916год, с. 408).
  __________________________________________________________
  
  ***С 1914 по 1915 уч. год в личный состав служащих духовного училища г. Челябинска входил председатель совета протоиерей Петр Георгиевич Холмогорцев. Образование: студент духовной семинарии. Оклад: годовое содержание 60 рублей на разъезды. При училище служит с 13 ноября 1913 года. Сторонние штатные должности: соборный протоиерей и благочинный Градо-Челябинского округа. (О.Е.В., приложения за 1916год, с. 3).
  __________________________________________________________
  ***В 1926 году в селе Введенское служил священником Яков Горин, псаломщиком Василий Шабуров. (Из метрических книг в музее посёлка Мишкино Курганской области).
  __________________________________________________________
  
  
   10.В заключении
  
   В истории СССР нам, советским школьникам, насаждалось, что образования в дореволюционной России не было. Как безусловную истину вынесли мы из школьной программы то, что грамотность несли в массы советские учителя, направленные на ликвидацию безграмотности сразу поле свержения царского режима.
   Надеюсь, этой статьей нам удалось доказать лживость советской истории. Считаем, что подлинными российскими учителями являлись сельские священники - стойко и терпеливо преподающие крестьянам основы Закона Божьего, а поначалу, когда не было учителей в деревнях, то и - письма, чтения, математики. Ценность трудов священников по сохранению истории в виде оставшихся после них Метрических книг, Ревизских сказок, Исповедных росписей, Обывательских книг и Летописей сел и деревень не поддаётся никакому сомнению. Сколько было уничтожено документов безбожной советской властью, для которой не существовало ничего святого... Давайте будем помнить об этом!
  
   5 сентября 2007 года.
   Краевед поселка из поселка
   Юргамыш Курганской области
   Сергей Васильевич Плотников.
  
   Член Южно-Уральской
   Ассоциации генеалогов-любителей
   города Челябинска
   Щеткова Ольга Анатольевна.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"