Шестопалов Юрий : другие произведения.

Заключительные мысли к дискуссии об интеллигенции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  Заключительные мысли к дискуссии об интеллигенции
  
  В конце концов замечание Бориса Цветкова, сделанное им когда-то мимоходом, привело (по крайне мере, автора этих строк) к мысли, что понятие интеллигенции лучше оставить в прошлом. К сегодняшнему дню оно, похоже, не применимо. Более того, ассоциация с ним определённой группы людей принесет больше вреда, поскольку тем самым им будет по умолчанию дано приоритетное право высказывать своё мнение об обществе и путях его развития. А это право надо ещё заслужить, и постоянно доказывать правильностью своих советов и прогнозов. А правильность, к слову сказать, определяется практикой, том числе и общественного строительства. Так что предлагается закончить дискуссию на том, что понятие интеллигенции утратило своё былое наполнение и его использование следует ограничить довольно коротким периодом второй половины девятнадцатого и самого начала двадцатого веков, и только применительно к России. Какой-то однозначной оценки, хорошее это было явление, или не очень, дать трудно - процесс проходил достаточно противоречиво. Как явление, в какой-то мере способствующее интеллектуальному развитию, может и положительное. В своей конкретной реализации, когда результатом этого движения стали весьма оторванные от жизни, а зачастую радикальные, экстремистские противоправительственные настроения, это движение безусловно способствовало развалу страну и приходу к власти сначала недееспособных либералов, а затем и большевиков. Последствия последнего события, в какой-то мере тоже неоднозначные, хорошо известны. Однако при всей своей исторической противоречивости, всё же можно с уверенностью сказать, что для страны было бы намного лучше, если бы большевики никогда не пришли к власти.
   Что касается интеллигенции в советское время, то вряд ли стоит искать преемственность с дореволюционным движением. Какие-то слабые отголоски можно заметить, но качественно это было другое образование. И скорее всего, злокачественное. Какие-то доказательства можно найти в заметках, подготовленных А. Кирьяко для предыдущего номера. Однако, как мне представляется, каждый здравомыслящий человек может привести много своих примеров, подтверждающих этот тезис. Можно также сослаться на книги А. Зиновьева, который тоже занимался этим вопросом. В них он высказывал аналогичное мнение. Чего стоит одно его замечание, как обращались друг к другу интеллигенты раньше, и в советское время. В то же время, несмотря на отсутствие каких-либо серьёзных оснований и значимых конструктивных идей общественного развития, советская интеллигенция считала себя вправе учить жизни всех остальных. Что из этого вышло, некоторые из ныне живущих ещё помнят, хотя, конечно, пройдёт совсем немного времени, и глубоко трагические исторические события тех лет будут полностью переписаны в розово-голубой палитре. Так что вот такой интересный пример получился, как терминология может оказывать влияние на судьбы не только одной страны, но и мира (разумеется, вкупе со многими другими факторами).
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"