Давайте выпьем за русскую литературу! Эта нация ни хрена не создала великолепного, кроме литературы и тайной полиции. - В. Аксёнов
Коммунисты - это тaкaя же преступнaя пaртия, кaк нaцисты. С той только рaзницей, что геноцид устроили в своей стрaне. - В. Аксёнов
Начало творческой биографии В. Аксёнова совпало с большими надеждами общества на светлые перемены. Слово "оттепель" вошло в обиход с лёгкой руки писателя И. Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть под таким названием. "Хрущёвская оттепель" - так стали обозначать десятилетний этап в истории СССР после смерти И. Сталина. В 1956 году был развенчан культ личности диктатора и народоубийцы. Стало возможным издавать то, что ранее было написано в стол. В 1958 году вышел в свет первый рассказ В. Аксёнова, в 1959 - повесть "Коллеги", в 1961 - роман "Звёздный билет". После экранизации повести и романа его известность стала всесоюзной. Он был принят в союз советских писателей - золотую клетку для литераторов.
Дети двадцатого съезда проявили себя в различных видах искусств, но ярче всего в литературе. Неизменный интерес читателей вызывали книги прозаиков А. Солженицына, А. Гладилина, В. Астафьева, В. Некрасова, Ю. Домбровского, Г. Владимова, В. Войновича. Большую роль в продвижении новых талантов сыграли журналы "Юность", созданный в 1955 году под руководством В. Катаева, и "Новый мир" А. Твардовского. На период больших надежд пришлось также начало творчества популярных поэтов Б. Окуджавы, Э. Асадова, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Г. Шпаликова, Ю. Кима, А. Галича. Молодые, талантливые, амбициозные, окрылённые успехом у читателей, а спрос на книги в те годы был невероятно высоким, они уверовали в демократизацию общественной жизни.
На их детство выпали самые трагические события - политические репрессии и война. Все они были глубоко травмированы, и эту боль пронесли через всю жизнь. Ею пронизано и творчество В. Аксёнова. Он был лишён отца и матери, репрессированных одновременно. Только через десять лет ему было разрешено поехать к матери в ссылку. Она и посоветовала Василию стать врачом, чтобы легче переносить тяготы лагерной жизни, а другого будущего она не видела для сына двух политических изгоев. Роман Евгении Гинзбург "Крутой маршрут" о преступлениях сталинского режима, рассказы матери о страданиях женщин в тюрьмах и колымских лагерях определили мировоззрение юноши.
В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и работал по специальности, но с 1960 года он становится профессиональным литератором. Он много и успешно пишет, публикуется в журналах, по его произведениям режиссёры снимают фильмы и ставят спектакли. Он стал модным писателем, его приглашают на творческие встречи с читателями, в вузы со студентами. Его имя на слуху столичной интеллигенции, как и поэтов-шестидесятников, Б. Окуджавы, В. Высоцкого.
Успех аксёновских экранизаций, на мой взгляд, объясняется тем, что он первым написал о представителях интеллигенции - выпускниках медицинского института, молодых врачах. Это было ему близко, он сам работал карантинным врачом. Зрители уже насмотрелись на сталеваров, станочников, монтажников-высотников, строителей, механизаторов и подустали от производственной тематики. Людям хотелось простых человеческих радостей после страшной войны и восстановления страны из руин. В 60-е годы выходили на экраны фильмы для интеллигенции, например, А. Тарковского "Андрей Рублёв", "Иваново детство", М. Хуциева "Нам двадцать лет", Г. Чухрая "Чистое небо", а вот об интеллигенции, пожалуй, первый. "Звёздный билет" в прокате шёл как "Мой младший брат" - о выпускниках школы, их взрослении и вхождении в самостоятельную жизнь. В. Аксёнов, будучи молодым интеллектуалом, писал о молодых и для молодых.
В советское время кино было самым массовым и доступным видом искусства. Кинозалы были заполнены с 9 утра до 23 часов, в кинотеатры стояли очереди. Новые фильмы становились темой для дискуссии, на особо популярные картины киноманы ходили по несколько раз. Учитывая, что художественные картины имели многомиллионные просмотры, литературные журналы - миллионы подписчиков, книги издавались тоже миллионными тиражами, писатели могли жить литературным трудом, особенно те, кто входил в ССП. Поэтому молодой специалист В. Аксёнов через четыре года оставил профессию врача и целиком переключился на литературу. Писал он легко и много, его имя было на слуху у книгочеев.
Но... недолго музыка играла. Экспансивный Н. Хрущёв, поддавшись на провокации придворных холуёв, в 1962 году отправился со свитой злорадных журналюг на выставку художников-авангардистов в Манеже, посвящённую 30-летию МОСХ. Там он подверг сокрушительной критике художников и скульпторов, после чего началась кампании против формализма и абстракционизма в искусстве. В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Н. Хрущёв в такой же неприличной форме раскритиковал молодых писателей В. Аксёнова и А. Вознесенского.
В 1964 году неугомонного реформатора Хрущёва свергла группа замшелых ретроградов, и на 18 лет воцарился "дорогой Леонид Ильич". С оттепелью было быстро покончено, начались гонения на диссидентов. В 1966 году состоялся первый политический судебный процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем за публикации в тамиздате. В 1967 году судили А. Гинзбурга и его товарищей по перу Ю. Галанского, А. Добровольского, В. Лашкову за распространение в самиздате общественно-политического альманаха "Феникс-66". В 1968 году русские танки вторглись в Прагу и подавили народное восстание против коммунистической диктатуры. "В 1969 уже исчезли все иллюзии, надо было быть или идиотом или подлецом, чтобы не замечать этого и делать вид, что всё очень хорошо и что можно на что-то надеяться" - писал В. Аксёнов.
Цензура свирепствовала, начинающим литераторам было трудно заявить о себе, опубликоваться в журналах или газетах. Романы В. Аксёнова в 70-е годы тоже отвергали, в 1977 - 1978 годах его издавали в США, что вызывало недовольство чиновников и слежку гебистов. Поэтому группа писателей решила подготовить неподцензурный сборник произведений под названием "Метрополь" (с ударением на второй слог). Составителями его были Василий Аксёнов, Андрей Битов, Виктор Ерофеев, Фазиль Искандер и Евгений Попов. Участниками альманаха стали 24 автора, как известные (Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Ф. Искандер), так и не публиковавшиеся прежде (В. Высоцкий, Ю. Карабчиевский, Юз Алешковский). В 1979 году "Метрополь" увидел свет в двенадцати экземплярах.
Руководство ССП восприняло эту акцию как бунт на корабле: как посмели что-то писать без высочайшего позволения! В первую очередь проучили молодых диссидентов - В. Ерофеева и Е. Попова исключили из ССП. В знак протеста из него вышли И. Лиснянская и С. Липкин. Однако составители не сдались и переслали "Метрополь" на Запад, где он был опубликован в американском издательстве "Ардис". Но только в годы второй политической оттепели, в 1988 году альманах был издан в СССР. Во время работы над альманахом на В. Аксёнова было совершено покушение на Владимирском тракте в Москве. Гэбисты уже говорили ему ранее: "Если ты откажешься от "Ожога", тебе простят "Метрополь". Он понял, что на родине у него не будет больше возможности для творческой работы.
В 1980 году писатель выехал по приглашению в США, где благотворно трудился на должности профессора русской литературы в различных университетах и параллельно журналистом на радиостанциях "Голос Америки" и "Радио Свобода", сотрудничал с журналом "Континент" и альманахом "Глагол". Он постоянно находился в привычной для него творческой среде, ему не пришлось, как другим эмигрантам, мыкаться в поисках куска хлеба - у него уже было имя, широко известное не только в России. Он считал очень важным для полноценной жизни и ощущения счастья жить в среде, соответствующей своему социальному статусу, общаться с коллегами - единомышленниками.
После отъезда его лишили советского гражданства, но у него было безвыходное положение: "Моя эмиграция - это, прежде всего спасение моих романов, спасение моей литературы". В. Аксёнов много и плодотворно работал. Ему не пришлось бедствовать и даже экономить, его труд достойно оплачивался. Он всегда был успешным и самодостаточным человеком и при этом никогда не шёл на сделку с совестью. Тем временем в СССР с приходом М. Горбачёва началась демократизация общества. В 1989 году В. Аксёнов посетил Москву, а в 1990 году ему вернули гражданство. В 2004 году он покинул Америку и жил на два адреса - квартира в Москве и дом во Франции, в Биаррице, где его никто не отвлекал и он мог сосредоточиться на литературной деятельности.
В последние годы жизни писателя его творчество, как и в самом начале литературной стези, привлекало внимание кинодеятелей. Несмотря на судорожные протесты гебистов - сталинистов и прочих вертухаев по мотивам трилогии В. Аксёнова "Московская сага" известным режиссёром Д. Барщевским в 2002 - 2004 годах был снят 24-серийный телевизионный фильм - эпопея с одноимённым названием. Главные роли профессора Градова и его супруги исполнили талантливый актёр Юрий Соломин и блистательная Инна Чурикова. Итогом творческой жизни В. Аксёнова, его художественными мемуарами стала книга "Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках", увидевший свет через три месяца после ухода из жизни самого автора. Ещё через семь лет, в 2016 году режиссёр В. Фурман представил на суд зрителей экранизацию романа - драматический телесериал из 12 серий о времени несбывшихся надежд.
Грустные размышления вызывают судьбы писателей - шестидесятников, как и судьба многострадальной России. Хрущёвская оттепель сменилась гонениями на диссидентов, реформы А. Косыгина - экономическим застоем и вторжением в Афганистан. На смену горбачёвской оттепели и гайдаровским реформам пришёл бандитско-олигархический режим, ограбивший огромную страну, установивший вместо гласности жесточайшую цензуру, поправший все законы, включая конституцию. Политику международной разрядки и взаимовыгодного сотрудничества с Западом сменила разнузданная, шовинистическая пропаганда ненависти ко всему миру и международная изоляция России. Бессудные убийства политических оппонентов и беспрецедентные репрессии против интеллигенции привели к массовому бегству миллионов граждан за границу. Вердикт академика Ю. Рыжова: "У власти в России подонки!" стал обоснованием для эмиграции 200 тысяч учёных в знак протеста против фашистского режима.
Печальная история России с 1917 года свидетельствует о тщетности любых реформ. Все попытки усовершенствовать сложившуюся в 1917 году большевистскую социально-политическую систему закончились крахом. Патриарх Тихон пророчески предсказал, что здание, построенное на песке, без фундамента, неизбежно рухнет. Не могли её реформировать гебисты и коммунисты с деформированным сознанием. Их якобы добрые намерения построить социализм с человеческим лицом, неизбежно приводили к новому витку репрессий. Хрущёв в 1962 году расстрелял рабочих в Новочеркасске, Горбачёв давил людей в Вильнюсе танками и травил "Черёмухой" в Тбилиси, Ельцин убил 300 тысяч чеченцев, про нынешнего гопника, выродка рода человеческого, давно заслужившего смертную казнь, скажу словами В. Новодворской: "Вертухай никогда не построит правовое государство. Вертухай сможет построить только зону".
Реформировать социализм - то же самое, что делать косметический ремонт деревянному бараку столетней давности, сгнившему до основания. Военный историк М. Солонин справедливо и обосновано пишет о России как о раковой опухоли на теле человечества: "Преступники, захватившие государство, превратили его в орудие преступления". Ему вторит политик и общественный деятель М. Полторанин: "Россия - пиратское государство". Коммунисты не могут быть созидателями, потому что они по определению разрушители и убийцы, все 105 лет являются тому доказательством! История советской России - это история её геноцида, как и всех 15 республик, входивших в состав СССР.
Многие историки, исследователи, имевшие доступ к архивам, подтверждают колоссальный масштаб геноцида русского и других коренных народов России. Олег Басилашвили, известный общественный и политический деятель рассказывал: "Когда-то я спросил Александра Николаевича Яковлева, который в то время занимался реабилитацией и выяснением всего, что произошло: "Действительно ли 60 миллионов погибло?" Он ответил: "Если я назову Вам настоящую цифру, Вы сойдёте с ума". Скорее всего, эту "настоящую цифру" озвучил бессменный депутат госдумы Жириновский, когда обличал с высокой трибуны коммунистов в геноциде: "Сто миллионов невинных жертв, в том числе 24 миллиона в ходе Гражданской войны, развязанной большевиками в 1917 - 1922 годах". Во всяком случае, коммунист - миллионер Зюганов в ответ не проронил ни звука. И этот сатанинский план истребления российского населения продолжается до сих пор.
Сегодня, когда я слышу от политических оппозиционеров их планы сохранить "единую и неделимую Россию", понимаю, что с великодержавными имперцами у страны точно нет будущего. Вся надежда на согласованные действия национально-освободительных движений в национальных республиках. Все они, от Карелии до Якутии были захвачены и порабощены московитами с одной целью - уничтожить национальные элиты и вывозить природные ресурсы в Московию. Метрополия утопает в безумной роскоши, а колониальные народы прозябают в нищете и бесправии. Всё "величие" России зиждется на ограблении оккупированных территорий и продаже их природных ресурсов за границу.
Россия - самая большая страна мира по территории, 17 125 191 квадратных километров, и на этом основании имперцы кичатся своим "величием". Но, как образно выразился В. Гюго: "Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом". Сравним минимальный размер оплаты труда в РФ - 165 евро в месяц и в самой крошечной стране мира, находящейся на 193-ем последнем месте, княжестве Монако - 2057 евро, а также в других карликовых странах: в Люксембурге - 2483 евро, в Сан-Марино - 1920 евро, в Андорре - 1309 евро.
По индексу человеческого развития (ИЧР), который является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни Россия находится на 52 месте в мире, уступая маленьким странам Эстонии, Литве и Латвии. Отсюда следует вывод - уровень благосостояния народа не зависит от размеров территории страны и численности населения. Все национальные республики Эрэфии вполне самодостаточны в экономическом, политическом, социальном и культурном отношении. Время империй осталось в далёком прошлом! Посему Карфаген должен быть разрушен!