Интересные выводы напрашиваются после ознакомления с так называемым "полным собранием стихов и поэм Р. Гамзатова". Анонимные составители не обременили себя распределением произведений в хронологической последовательности, но при этом часть из них явно удалили. На 523-й, последней странице указан 1969 год (?), но почти все стихи, кроме нескольких в конце, не датированы. Это "собрание" подобно барабану, в котором вращаются лотерейные билеты - без всякой систематизации. Если бы все, подчёркиваю ВСЕ произведения, были расположены в хронологической последовательности, то было бы понятно в какой период, при каком генсеке был написан стих и какому событию посвящён, какой год был наиболее плодотворным в творчестве писателя, как изменялась стилистика, тематика стихов, а главное - как менялся внутренний, духовный мир автора.
Сам Гамзатов, осуждая культ личности Сталина, признаёт, что посвящал ему стихи, но их почему-то нет. Хотя за книгу "Год моего рождения" в 1952 году он получил Сталинскую премию. Не может быть, чтобы там не было стихов о нём. Ленинскую и Сталинскую премии получали артисты, режиссёры, художники, писатели за воплощение образа вождей в кино, театре, живописи, литературе. Значит, составители просто выбросили эти стихи. Но то, что написано пером, то не вырубишь топором, книги-то в библиотеках хранятся. Есть покаянные стихи за клевету на Шамиля, есть хвалебные стихи в адрес имама, но нет того самого скандального стиха, вызвавшего возмущение всего Кавказа. В одной из статей я прочитала, что был у него сборник "Пламенная любовь и жгучая ненависть", но его тоже нет среди перечисленных книг.
Нет упоминаний руководителей государства, кроме одного посвящения А. Даниялову, председателю СНК ДАССР и первому секретарю Дагестанского обкома КПСС, сыгравшему главную роль в профессиональной и общественно-политической карьере Расула. В интернете нет фотографий Гамзатова с политиками, депутатами, коллегами по ССП. Промелькнул лишь снимок, где он раздаёт автографы окружившим его дамам. Думается, что это сделано с целью заретуширования общеизвестного факта, что Р. Гамзатов был придворным писателем. Таким же, как, например, С. Михалков и его продажный сын, пресмыкающийся перед каждым главой государства, а потом поливающий помоями ушедшего покровителя.
Анонимные цензоры, выбросив почти всех политиков, оставили двоих - Ленина и Путина. Гамзатов встречался с Путиным в его сочинской резиденции "Бочаров Ручей", куда прибыл с двумя дочерьми и внучкой по случаю своего 80-летия и вручения ему ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Ленину Гамзатов посвятил несколько стихов, ниже рассмотрим один из них. Предполагаю, что цензоры исходили из собственных предпочтений и оценок этих деятелей и тем самым оказали Расулу Гамзатовичу медвежью услугу. Уж лучше бы они оставили Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина, репутация которых при всех изъянах всё же приличнее выше названных одиозных персонажей. Итак, "Горцы у Ленина", 15 строф:
В это время уже в дагестанских горах
Люди песни о нём и слагали и пели,
С этим именем на пересохших губах
Умирали бойцы в Араканском ущелье.
В тесноте наших дымных и бедных лачуг
Узнавали легенды о нём друг от друга.
И когда пел о Ленине песню ашуг,
Снова петь эту песнь заставляли ашуга.
Знали имя его,
Но в горах никогда
Не видали хотя б небольшого портрета...
В Дагестане тяжёлые были года,
Были жаркие битвы и жаркое лето.
Прочитала про "бедные и дымные лачуги" и подумала, что дагестанцы отапливали свои жилища по-чёрному. Посмотрела экспонаты Музея дружбы народов России в Махачкале, где хранятся старинные предметы быта народов Дагестана. Там представлена типичная горская сакля, написано, что все экспонаты подлинные. Пристенный камин с трубой, водоносные кувшины, деревянные мерки для зерна, сандук (сундук, ларь) для хранения муки, медные блюда для еды. Полюбопытствовала, как были устроены сакли у вайнахов. Угловой камин с трубой, аналогичная посуда. Трубы, наверняка чистили от сажи, как в России и Европе. Трудно поверить, что семья Гамзата Цадасы жила в закопчёной хибаре, это явное преувеличение. Думается, что Расул прибеднялся, мол, жили в грязи и нищете, а при большевиках разбогатели и окультурились. Почему же в таком случае по всему Кавказу и по всей России вспыхнули восстания, и началась Гражданская война, в которой миллионы недовольных людей были убиты большевиками при помощи пулемётов, артиллерии и газовых атак?
Далее повествуется о том, что дагестанцам постоянно снился Ленин, он представлялся им сказочным великаном, от которого "враги разбегаются в страхе". Они решили послать в Москву к Ленину ходоков с подарками: огромной буркой, шашкой, и трубкой с алмазами. И пошли они "через горы, поля, города" и добрались до столицы. Удивились, что богатырь оказался человеком невысокого роста. Разговаривал он с ними запросто и даже совета спрашивал. Вручили ходоки вождю свои подарки, принятые с благодарностью, а взамен попросили в качестве бесценного дара его фотографию.
И посланцы народа спешили домой,
По пути обсуждая идеи и планы.
И несли они горцам портрет дорогой,
Где написано Лениным:
"Красному Дагестану".
Поскольку стих не датирован, можно предположить, что Расул заимствовал эту тему у художника Владимира Серова (Раппопорта) "Ходоки у Ленина". Об этом писали и другие художники, как до Серова, так и после него. Но хрестоматийной стала именно его работа, за которую он получил повторно Сталинскую премию в 1951 году. Работа хранится в музее Ленина на Красной площади в Москве. Думаю, что пламенный патриот и почитатель Ленина Гамзатов бывал там не раз, чтобы почерпнуть творческое вдохновение и революционный энтузиазм. Для понимания, как много значили для Расула сакральные места, связанные с вождями, прочитаем ещё один стих "Кремль", 6 строф с небольшим сокращением:
Я не спал всю ночь, -
С вокзала прямо.
Молча, с непокрытой головой,
Как стоят у нас пред мудрым самым,
Я сейчас стою перед тобой.
Я ведь знал, что рано или поздно
Доведётся увидать и мне,
Как горят рубиновые звёзды
Чуть ли не в небесной вышине.
...И куда ни шёл бы, где бы ни был,
Маяком светила мне всегда
Не звезда с полуночного неба,
А Кремля великого звезда.
Солнце золотистою указкой
Над столицей вспыхнуло вдали.
Время по часам на башне Спасской
Проверяют люди всей земли.
Вот такие великодержавные, имперские мысли рождались в голове 22-летнего абитуриента, примчавшегося прямо с Павелецкого вокзала на Красную площадь - центр планеты и всего мироздания! Что там Вселенная с её неисчислимыми галактиками - рубиновые звёзды на башнях затмили творения Всевышнего! Большевики объявили: "Красная звезда - это звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Пять лучей - это пять материков, которые скоро объединятся под знаменем коммунизма". Звучит как насмешка, но фанатики типа восторженного Расула верили в эти бредовые лозунги, а клинические идиоты и сегодня верят. Кто-то может подумать: "Легко рассуждать о том, что было 80 лет назад. Молодой Расул не мог знать того, что известно сегодня". Но ведь он так думал не только в 22 года, но и в 80 лет.
Хотя другие его ровесники мыслили иначе. Например, писатель Владимир Солоухин задумался и прозрел ещё в молодости, читая книгу М. Шагинян "Семья Ульяновых", литературу 19 века, изучая и анализируя дореволюционную и советскую статистику - ведь голова дана человеку не только для того, чтобы папаху носить. Во времена второй "оттепели" он опубликовал книгу о Ленине "При свете дня" - плод его многолетних изысканий и размышлений. Она написана хорошим русским языком, легко и с интересом читается, доступна каждому в интернете. В качестве анонса предлагаю несколько цитат:
"Я узнал, что в последней четверти XIX века в России были протянуты все основные нитки железных дорог, которыми, кстати, мы пользуемся до сих пор, крича, что мы великая железнодорожная держава. ...Профессором Вернадским был разработан план электрификации всей России, который большевики, бессовестно присвоив, назвали Планом ГОЭЛРО. Была построена КВЖД, которую дураки подарили потом Китаю. К 1913 году в России был построен самый большой в мире самолёт "Илья Муромец", а его конструктор Сикорский, вынужденный эмигрировать, многие годы и десятилетия оплодотворял своими идеями самолётостроение Запада. Царские ледоколы, переименованные в "Красиных", долго еще служили советской власти. Царские линкоры, переименованные в "Маратов" и в "Парижские коммуны", долго ещё состояли на вооружении советского военного флота. Россия уже наладила производство своих автомобилей".
В. Солоухин приходит к выводу на основании анализа статистических показателей, что Россия по уровню экономического развития занимала достойное место в ряду ведущих мировых держав: США, Великобритании, Германии, Франции. Он также приводит в качестве примера мнение о столице России известного норвежского писателя Кнута Гамсуна, который в сентябре 1899 года совершил поездку через Россию на Кавказ и написал книгу "В сказочном царстве":
"Я побывал в четырёх из пяти частей света, ...но чего-либо подобного Москве я никогда не видел. ...Москва - это нечто сказочное. В Москве около четырёхсот пятидесяти церквей и часовен, и когда начинают звонить все колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на Земле может существовать подобный город: всё кругом пестреет красными и золочёными куполами и шпицами. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет всё, о чём я когда-либо мечтал. Мы стоим у памятника Александру Второму и, облокотившись о перила, не отрываем взора от картины, которая раскинулась перед нами".
Вандалы, захватив власть в октябре 1917 года, уничтожили не только памятник Александру II Освободителю - Болгарии от Османской империи, крестьян от крепостного права, но и многие другие, а также храмы и монастыри, исказив неповторимый облик не только Москвы, но и всей России. Запретив религию, сатанисты лишили людей морали и нравственности: если Бога нет, то всё дозволено. "Не знаю, чем объяснить особенную лютую ненависть В. И. именно к церкви и духовенству. Возможно, это месть за унижение деда, который был вынужден ради профессии и должности фельдшера (впрочем, и ради равноправного положения в российском обществе) отречься от собственной религии (иудаизма), даже от собственного имени и принять чужую веру, а вместе с тем чужие имя и отчество. Перешла ли ненависть к христианству во Владимира Ильича сама собой, вместе с генами?"
Художник Ю. Анненков, работая над портретом Ленина, запомнил его высказывание: "Говорить правду - мелкобуржуазный предрассудок. Ложь, напротив, часто оправдывается целью". "А пользоваться ложью Владимиру Ильичу требовалось на каждом шагу, потому что ложью была сама основная концепция, будто в России произошла пролетарская революция, будто власть взял пролетариат, будто в стране установлена и действует диктатура пролетариата. ... Делалось всё именем пролетариата, ибо не могли же они сказать в открытую, что Россию завоевала группа эмигрантов, приехавшая через Германию (и с германскими деньгами) в запломбированном вагоне. В этом вагоне тоже не было ни одного пролетария". Ложь пронизывает всю историю России с 1917 года. Лгали все, от Ленина до Путина, последний узурпатор превзошёл всех - ни одного слова правды за 23 года. Продажные, лицемерные пропагандисты писали лживые учебники истории. Трусливые и малограмотные учителя вбивали ложь в головы детей.
В годы застоя, когда страна сидела на талонах, улицы были запружены очередями, а общественный транспорт не справлялся с людским потоком, партийные функционеры, одетые с иголочки, ездили на "Волгах", получали просторные квартиры в престижных домах и районах, лечились в партийных клиниках, больницах и санаториях, отоваривались в специальных магазинах. Трудовой люд, глядя на это, роптал: "Ленин-то был образцом скромности". Сегодня, возмущаясь, что олигархи разворовали Россию, стенают: "Сталина на них нет!" И невдомёк одурманенным с детства ватникам, что эта система была создана Лениным, Сталиным и их подельниками, что так было изначально, все 105 лет.
Во всех учебниках пропагандисты расписывали, как царское правительство "гнобило" молодого Ильича то в Кокушкино, то в Шушенском не поясняя, что Кокушкино было имением его дедушки-помещика Бланка, а в сибирское село он ехал не под конвоем, как принято, а самостоятельно, останавливаясь по пути в разных городах на несколько дней для отдыха. В Шушенском он получал на питание одного барана и восемь рублей в месяц, а корова в то время стоила пять рублей. Кроме того, ему дали ружьё для охоты, это ссыльному-то! Помнится, кто-то живописал, как жалостливый Ильич, якобы, не смог во время охоты выстрелить в оленя. А вот Крупская поведала, как он "охотился" на зайцев, застигнутых ледоставом на крошечном островке: "прикладом ружья набил столько зайцев, что лодка осела под тяжестью тушек". Вспомним, как некрасовский дед Мазай спасал бедных зверушек в такой же ситуации, а "сердобольный" Ильич садистски убивал беззащитных зайчат.
Главное, что не от нужды он их безжалостно уничтожал, а от внутренней жестокости, которая была свойственна ему уже в детстве. М. Шагинян писала, что Володя с детства был вспыльчивым, агрессивным, беспричинно злым ребёнком. Например, однажды без всякой видимой причины он в нервном припадке сорвал с себя нагрудный крестик. Его психическим состоянием были обеспокоены домашние. Эти детские комплексы, развиваясь с возрастом, сделали его мизантропом, истеричным садистом, воинствующим атеистом.
В Шушенском он регулярно получал от матери посылки с волжской рыбой и прочими деликатесами, часто обращался к ней с просьбами прислать то сто, то двести рублей - очень большие деньги. Родные радовались, что Володя за три года в Шушенском "очень сильно укрепил здоровье" - на свежем воздухе при качественном натуральном питании. Как пишет Солоухин: "пельмени в Сибири мешками стояли на морозе, заготовленные на всю зиму. Русское масло (топлёное, цвета чистого золота, про которое мы уж совсем забыли) стояло кадками. Сиговые рыбы хариус да ленок малосолили в чанах". Ленин никогда не бедствовал, а в 47 лет, когда вернулся из Европы в Россию, имел три года адвокатской практики - весь его трудовой стаж, но всю жизнь жил на широкую ногу за счёт наследства дедушки-помещика.
В. Ульянов провёл три года в Шушенском, как на курорте, к тому же с молодой женой, которая явилась в качестве невесты скрасить одиночество ссыльного революционера, брата террориста, готовившего покушение на царя. Целыми днями он читал книги, присылаемые матерью, писал, гулял с Наденькой по окрестностям, наслаждаясь живописными видами и вдыхая упоительный, настоянный на хвое и травах воздух. "...Иногда Владимир Ильич охотно ездил повидаться с товарищами в другое село вёрст за 50, за 100 или встречался с ними в Шуше. ...В разных сёлах и деревнях Минусинского уезда жили 27 ссыльных социал-демократов. ...В. И. Ленин наладил с ними обширную переписку, установил связи с социал-демократическими группами России и Западной Европы". Получается, что их переписку даже не перлюстрировали? Просто отправили подальше от столиц, что не мешало им заниматься подготовкой к захвату власти.
Многие, наверное, помнят россказни про то, как Ленин в кремле пил морковный чай без сахара с чёрным сухарём, как очередные ходоки привезли ему огромную рыбу, а он передал её в детский дом и тому подобные байки. А вот архивные документы: "только за ноябрь 1920 года семье Ленина было отпущено 24,5 кг мяса, 60 яиц, 7,2 кг сыра, около 1,5 кг сливочного масла, 2 кг зернистой икры, 4 кг огурцов, более 30 кг муки и круп, 5 кг сахара и 1,2 кг монпансье, килограмм сала и 100 папирос". Кто не знает легенду, как нарком продовольствия А. Цюрупа упал на работе в голодный обморок? Этот "голодающий" большевик "только за 3-4 ноября 1920 года получил со склада ВЦИК 20 кг хлеба, 8 кг мяса, 5 кг сахара, 1,2 кг кофе, 3,4 кг сыра, 22 банки консервов, 4 кг яблок и др." Я цитирую по статье д.и.н., профессора А. Данилова, он же даёт ссылки на фонды госархива.
В 1921 году, когда миллионы россиян умерли от голода, когда обезумевшие люди дошли до людоедства и трупоедства, "в рацион обычного кремлёвского обеда включались мясо, дичь, рыба, крупы, макароны и картофель, масло сливочное и растительное, сало и т.п. Для дежурных и лиц, занятых сверхурочно (таковыми были практически все представители руководства), выдавались также дополнительно сливочное масло, мясо, сыр, ветчина, колбаса, чёрная икра, яйца и сардины".
"С окончанием Гражданской войны ассортимент и возможности питания для партийной элиты ещё более расширились. Г.С. Кравченко, сноха члена Политбюро Льва Каменева, с ностальгией вспоминала о кремлёвских обедах: "Пятьсот рублей вносили на месяц за человека, и я ездила за обедами. Обеды были на двоих... но девять человек бывали сыты этими обедами... В "кремлёвке" к обедам давалось всегда полкило масла и полкило чёрной икры. Зернистой. Вместе с обедом или вместо него можно было взять так называемый "сухой паёк" - гастрономию, бакалею, спиртное. Вот такие рыбины. Чудные отбивные. Всё что хотите. Если нужно больше продуктов, всегда можно было заказать".
А. Данилов рассказывает и о шикарных апартаментах, в которых жила партийная номенклатура, и о машинах, в которых они колесили, куда хотели на государственном бензине, и о бесплатном отдыхе на морях, и прочих атрибутах красивой жизни. Пока самозванцы, назвавшие себя "партией пролетариата и крестьянства", купались в роскоши, положение рабочих и крестьян становилось день ото дня всё хуже. Рабочие быстро поняли, что их одурачили, и в 1918 году на Путиловском заводе в Петрограде организовали манифестацию против большевиков, которая была жестоко расстреляна из пулемётов. Также были подавлены восстания рабочих и крестьян по всей России. Банда убийц, захватившая силой власть, залила страну кровью, чтобы удержать эту власть.
В. Солоухин делает вывод, что Ленин провёл в России чудовищный, целенаправленный геноцид, будучи человеком с больным, поражённым мозгом, а значит и с больной психикой. Это общеизвестный факт, не оспариваемый ни медиками, ни учёными историками, ни писателями-документалистами. К этому следует добавить и ещё одну его особенность - нетрадиционную сексуальную ориентацию, которую долгое время тщательно скрывали. Но в годы гласности были открыты архивы, и российский исследователь, изучавший фонд репрессированных партийных деятелей, кандидат исторических наук И. В. Соколов обнаружил в деле Григория Зиновьева (настоящее имя Овсей-Гершон Аронович Радомысльский) его переписку с Лениным. Она однозначно свидетельствует об интимных отношениях двух партийцев, а также о том, что Ленин имел и ещё одного партнёра, Льва Троцкого (фамилия при рождении Бронштейн). О шалостях красных комиссаров И. В. Соколов опубликовал ряд статей в СМИ, есть она и в интернете.
Академик И. Павлов, гордость русской и мировой науки ужасался: "Если то, что делают Ленин и большевики с Россией, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы даже лягушку". Он неоднократно призывал Ленина образумиться: "Вы напрасно верите в мировую революцию. Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было". Но Ленин оставался фанатиком своей безумной идеи: "Пусть 90 процентов русского народа погибнет, лишь бы 10 процентов дожили до мировой революции". Так продолжалось при Сталине, то же самое происходит сегодня.
В. Солоухин задаётся вопросом: "Я хочу спросить: что же было в Ленине русского и почему же он "русский", если он не только не любил, но ненавидел Россию? Россия ведь не просто звук, это - люди. Они делятся на сословия ("на классы", как делил их сам В. И.). И вот мы только что перебрали всё, что можно было в России перебрать, и увидели, что В. И. не любил русского царя, и его семью, и весь его род, не любил русское дворянство, русскую интеллигенцию, духовенство и саму церковь, купечество, крестьянство и, наконец, российский пролетариат. Он всё это не только не любил, он это всё ненавидел лютой ненавистью и, когда появилась возможность, истреблял миллионами, морил голодом, расстреливал, топил живыми в баржах, живыми зарывал в землю, отдавал распоряжения: "Чем больше мы сумеем расстрелять этой сволочи, тем лучше". Что же он в России любил, любовь к чему давала бы ему право называться русским? Ни-че-го".
В отличие от писателя В. Солоухина писатель и общественный деятель, политик Р. Гамзатов, объехавший весь мир, не в состоянии был думать, анализировать увиденное, сопоставлять факты и делать самостоятельные выводы. Он жил в точном соответствии с установками партии: сказали, что Шамиль плохой, он без тени смущения пишет на него пасквиль. Через два года изменилось официальное мнение, он становится апологетом имама. 30 лет Расул жил при Сталине, захлёбываясь от счастья и воспевая вождя, но как только партия сказала про культ личности и репрессии, он сразу "прозрел" и начал писать обратное. Это же циничная, не скрываемая беспринципность. Неужели в его мозгу никогда не зародилась даже тень сомнения? Как мог он не видеть того, что видели миллионы людей, либо сами попавшие под каток репрессий, либо их родные, близкие, коллеги, друзья, соседи?
Почему это видели, понимали и обличали А. Солженицын, В. Шаламов, В. Астафьев и сотни других писателей, оказавшихся в ГУЛАГе? Почему тысячи зэков ликовали в лагерях, узнав, что "людоед сдох", а Расул продолжал оставаться в счастливом неведении ещё три года до 20 съезда в 1956 году? А на 22 съезде в 1961 году, будучи его делегатом, он, как и все, дружно голосовал за вынос саркофага с телом вождя из мавзолея. По-видимому, чтобы у делегатов не осталось никаких сомнений в правильности решения партии, выступила член КПСС с почти шестидесятилетним стажем Лазуркина. Она заявила, что накануне советовалась с Ильичом, который будто бы "стоял перед ней как живой" и говорил, что ему "неприятно лежать в гробу рядом со Сталиным, принёсшим столько бед партии". Ну, как тут не вспомнить Терешкову с "обнулением!" Таких маразматиков специально держат для экстремальных ситуаций.
Итак, про сталинские репрессии власти народу поведали. А как же ленинские репрессии, инспирированный Лениным голодомор, массовое истребление людей лишь по признаку принадлежности к социальным группам? Изгнание из страны учёных и писателей, а затем и уничтожение рабочих и крестьян именем "партии пролетариата и крестьянства?" Историки пишут примерно о 16 миллионах, бессменный депутат думы Жириновский назвал 24 миллиона жертв ленинского произвола.
Трудно представить, что Расул Гамзатов, вращаясь среди депутатов, делегатов, учёных, продвинутых писателей, никогда в кулуарах даже краем уха не слышал разговоров на эту тему. Неужели за границей он не заходил в книжные магазины, где мог, если не купить, то хотя бы полистать книги русской эмиграции, например, И. Бунина "Окаянные дни", или С. Мельгунова "Красный террор в России"? Почему он, как член ССП и делегат всех съездов писателей, не интересовался творчеством писателей-диссидентов, хотя бы прежде, чем голосовать за их исключение? Откуда такая индифферентность?
Ведь поэт это провидец, который должен находиться в авангарде общества и "глаголом жечь сердца людей", а не тащиться в арьергарде, в конце обоза! Он же пишет, что не расставался с "милым томиком Пушкина", а самое главное так и не усвоил. И Некрасова не помнил: "Поэтом можешь, ты не быть, // Но гражданином быть обязан". Ведь главное в поэзии - гражданская позиция автора, а не описание горных фиалок и русских берёзок. Поэт - это выразитель дум и чаяний своего народа, а не слуга власти! Именно это качество было первым признаком русского интеллигента! Только большевики выхолостили суть понятия и стали именовать этим словом всех подряд "образованцев".
Расул Гамзатов, по всей видимости, не интересовался не только русской эмиграцией и советскими диссидентами, но и творчеством земляка, кавказца, чеченского писателя, историка А. Авторханова, имя которого было у всех на устах в годы перестройки. В 1991 году ему было присвоено почётное гражданство Чечено-Ингушской АССР. Авторханов был личным представителем президента Ичкерии Дудаева. Его именем была названа одна из улиц Грозного. В октябре 1992 года Дудаев посетил его в Германии. И тогда Авторханов убеждал его, что Чечня получит свободу только через освобождение России. Возможно, эта мысль привела генерала к пониманию того, что искрой, из которой возгорится пламя, станет Украина. Он не верил в русский народ, убедительно это обосновывал и оказался прав. Приезжал Дудаев и к Гамзатову, но поддержки не получил, хотя подарок в виде белой "Волги" был с благодарностью принят.
Волей-неволей напрашивается вывод - или Гамзатов был человеком недалёкого ума, или аморальным, безнравственным гражданином, чуждым к проблемам народа, а возможно, и то и другое. Либо, как говорят в народе, "валял Ваньку", то есть прикидывался незнайкой, что тоже не делает ему чести, а свидетельствует об изощрённой хитрости от лукавого. Но поэтом и интеллигентом в классическом понимании этого слова он точно не был. Он всю жизнь трусливо отсиживался в кустах, не примыкая ни к каким вольнодумным, то есть свободным, независимым течениям, ни организационно, ни даже мысленно.
Более определённо понять Р. Гамзатова и сделать объективные выводы о нём и его творчестве можно только на основании анализа ВСЕХ стихов и поэм, а также прозы, публицистики и дневников, которые 20 лет ждут расшифровки. Но сегодня, исходя из имеющегося материала, сравнивая его наследие с произведениями других советских писателей, включая антагонистов: демократов и почвенников, западников и деревенщиков, следует признать, что он был "нияким". Обычно в народе про таких людей говорят: "Ни то ни сё", "Ни рыба, ни мясо", "И нашим, и вашим, и мордвам и чувашам", то есть нечто невразумительное, неопределённое, человек без моральных устоев, без чётко выраженной жизненной позиции, не способный на самостоятельные действия, не имеющий собственного мнения, всегда ведомый и никогда не ведущий, не способный к лидерству.
Например, В. Солоухин, В. Распутин, В. Шукшин, А. Иванов, Ф. Абрамов были деревенщиками, а В. Аксёнов, С. Довлатов, Ф. Искандер, А. Битов, В. Быков, В. Шаламов - западниками, но читать интересно и тех, и других, потому что у каждого была своя позиция, которую они яростно отстаивали. Главное, что это были неординарные писатели, хотя придерживались разных взглядов на будущее России. Поэтому очень хочется почитать публицистику Р. Гамзатова, возможно, там он как-то проявил свою гражданскую позицию, но, исходя из его поэзии, напрашивается вывод, что он был приспособленцем, слугой режима, похожим на медузу, а не на вольного сокола, как он мечтал в детстве. Красивую мечту он променял на золотую клетку совписа.
Сравниваю творчество Р. Гамзатова и других российских писателей, например, В. Дудинцева "Белые одежды". Книга о "лысенковщине", о невежестве в науке, о гонениях на истинных учёных, о беспринципных приспособленцах, предавших науку ради сиюминутных благ. Тетралогия Ф. Абрамова о беспросветной нужде советской архангельской деревни. Девушка уходит на тяжёлую работу в леспромхоз, чтобы помочь семье. Приезжает на побывку домой и привозит младшим братьям и сёстрам белый хлеб и рафинад - это было счастье, люди никогда не видели таких деликатесов. В. Астафьев в романе "Прокляты и забыты" показал суровую, жестокую правду о Второй мировой войне, о бездарных военачальниках и бессмысленных потерях миллионов солдат. А. Солженицын в повести "Один день Ивана Денисовича" и романе "Архипелаг ГУЛАГ" отразил ужасы сталинских концлагерей, через которые прошли миллионы советских граждан.
Вот по таким книгам надо изучать в школах историю России, а не по лживым псевдопатриотическим учебникам. А у Гамзатова сплошная тишь, гладь и Божья благодать. Он всегда обходил острые углы, не знал настоящую жизнь, потому что сам катался как сыр в масле то в особняке в Махачкале, то в московской квартире, то в бесконечных заграничных поездках. Я всё больше склоняюсь к мысли, что он не читал книги своих коллег, ни прозаиков, ни поэтов. Да у него времени не было вычитать собственные книги, хорошо, что был штат переводчиков и помощников. Корреспондент задал ему вопрос, когда он успевает писать стихи, на что "гигант мысли" отшутился, что его мозг работает круглосуточно, что бы он ни делал, чем бы ни занимался.
Моё мнение, что Расул Гамзатов - это кривое зеркало советской литературы и советского образа жизни, потому что искажает реальную жизнь в СССР. Как можно считать его Народным и "всенародным", если он служил не народу, а исключительно власти, коммунистическому режиму и собственной семье? Он очень любил родителей и посвятил им трогательные, полные сыновней благодарности стихи. Он горячо любил дочерей и внуков. Благодаря ему большая семья материально обеспечена. Все получили прекрасное образование, достигли профессиональных успехов, младший брат, дочь и зять стали академиками. Поэзия Р. Гамзатова, на мой взгляд, имеет право на существование в ряду сотен такого же уровня поэтов, но не более.
Р. Гамзатов по праву заслужил звание "Верноподданный власти", причём, не народной власти, ибо таковой в России никогда не было, а преступной, антинародной, истребившей десятки миллионов людей. Гамзатов воспевал Ленина, молился на организатора геноцида, замирал от восторга перед кремлём - осиным гнездом народоубийц. Рекомендовать такие стихи детям в школе, на мой взгляд, недопустимо. Школьники должны знать правду. Хватит уже вбивать в юные головы заведомую ложь и псевдопатриотические лозунги, как прекрасно отдавать молодые жизни за бандитскую власть. Учителя хотя бы на минуту включили мозги и подумали: "Почему никто из отпрысков чиновников всех рангов, от кремля до районных администраций не служит в армии и не пошёл воевать в Украину? Почему все эти чада живут, учатся и работают в странах НАТО?" И Расул из этой же когорты - в армии не служил, не воевал, роскошествовал то в Европе, то в США, то в Японии.
Тем, кто действительно хочет знать правду о Ленине, коммунистах, советской власти, гражданской войне, я бы посоветовала почитать, хотя бы выборочно что-то из следующих книг: С. Мельгунов "Красный террор в России"; Е. Данилов "Тайна российского сфинкса". "Ленин. Тайны жизни и смерти". "Владимир Ленин: Вождь/Убийца/Личность"; Л. Колодный. "Ленин без грима"; Е. Гусляров. "Ленин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний, документов, эпохи. Версии историков". Очень интересно и познавательно послушать лекции, интервью, почитать статьи в интернете российских учёных историков: академика, профессора Ю. Пивоварова, д.и.н. профессора А. Данилова, д.и.н. А. Зубова, д.и.н. С. Мироненко, д.и.н. В. Орлова, д.и.н. Б. Илизарова, д.ф.н. профессора В. Кантора.
Аркадий Райкин когда-то шутил: "Забудьте школу, как кошмарный сон!" Что касается учебников по истории и литературе, то в них, действительно надо многое забыть и заново учиться, заниматься самообразованием. Если пользоваться интернетом с умом, то из него можно почерпнуть много полезной информации. Главное - выключить навсегда телевизор, мощное оружие массового поражения мозга. Всё больше людей это осознают, ежегодно российское ГеббельсТВ теряет миллион зрителей. Это прекрасно - даёт надежду на просветление умов новых поколений. Я верю, что Россия в обозримом будущем станет свободной и осуществится мечта Е. Евтушенко: