Фразеологизм "двуликий Янус" означает двуличного, лицемерного человека, который говорит одно, думает другое, а делает третье. Лицемерие в христианстве считается грехом двоедушия. "В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи - дьявол. Жизнь лицемера не может быть жизнью в Боге, ею всегда управляет злое начало. Не может устоять царство, которое разделится внутри себя". В исламе лицемеров обозначают термином мунафик, который внешне себя показывает набожным мусульманином, но не является верующим. Ислам считает лицемерие худшим грехом, чем неверие. Согласно Корану, после смерти лицемеры будут вечно пребывать в нижнем (самом мучительном) уровне ада.
В предыдущих статьях я уже писала, что Р. Гамзатов постоянно противоречит себе, то одно напишет, то диаметрально противоположное. Поэтому складывается впечатление, что пишут два человека. Он утверждает высоконравственные принципы, а совершает низменные поступки, в которых сам же и признаётся. Я даже предполагала, что переводчики делали такие вольные пересказы. Но, оказывается, в Гамзатове действительно жили два человека, о чём он поведал в поэме "Люди и тени", написанной в 1960 - 1962 годах.
В воспоминаниях и снах к нему приходят люди, которых он прежде знал, подобно тому, как к Гамлету приходила тень его отца. Они ведут диалоги о Сталине и его правлении, осмысливают его с позиции нового времени и открывшихся фактов. На 20 съезде КПСС в 1956 году Н. Хрущёв выступил с докладом о культе личности Сталина и репрессиях против невиновных людей. Для Гамзатова такой поворот событий оказался неожиданным. Им одолела бессонница: "Но почему глаза мои открыты //И нет покоя мыслям в голове?" Его думы были подобны "осатанелой мельнице чертей".
Целых четыре года он не спал, страдал и, наконец, решил написать поэму и сочинял её два года. Это свидетельствует о запутанности проблемы, которую он пытался понять. Древнегреческие мудрецы считали, что познание мира приходит через познание самого себя. "Человек есть душа, управляющая телом, как своим инструментом; а значит, Бог, призывающий его познать самого себя, призывает его познать свою душу". Чтобы оценить разброд его мыслей и душевное состояние, прочитаем несколько строф первой части поэмы:
И со слезами шёпотом усталым
Я мысли пощадить меня молю.
И, с головой укрывшись одеялом,
Лежу как мёртвый, будто вправду сплю.
...И вижу,
сдавшись времени на милость,
Оставшийся с былым наедине:
Я не один в себе, как раньше мнилось,
Два человека ужились во мне.
В дали туманной годы, как планеты,
И, верный их загадочной судьбе,
Раздвоенного времени приметы
Я чувствую мучительно в себе.
Когда и где попутать смог лукавый?
Но кажется: два сердца мне даны -
Одно в груди постукивает с правой,
Горит другое - с левой стороны.
Вот и Расул приходит к выводу, что двоедушие исходит от лукавого, то есть от нечистой силы, но когда и где это случилось? - вопрошает он самого себя. Он возвращается мысленно в прошлое, как бы пролистывая дни календаря:
У славы и бесславия во власти
Летели годы, месяцы и дни,
И, выкормив, держали на запястье
Голубку и стервятника они.
...За много лет до середины века
Не временем ли были рождены
Во мне одном два разных человека,
Враги, не прекращавшие войны?
И памяти распахиваю дверь я.
Порою всемогущ, порою слаб.
В себе познавший веру и безверье.
Любви слуга и ненавистный раб.
Вновь каюсь перед собственной свободой
За то, что мною на виду у всех
Оболган был Шамиль рыжебородый.
Поныне не искуплен этот грех.
В смятенье чувств и помыслов невольно
Смотрю на фотографию свою.
Как ни печально мне, как мне ни больно,
Я сам себя на ней не узнаю.
В его душе и творчестве причудливо сочетаются "голубка и стервятник, добро и зло, и белый цвет и чёрный". Два человека, "два врага" соединились в нём подобно сиамским близнецам, которые не могут оторваться один от другого. "За много лет до середины века", то есть, надо так понимать, что с 1923 года, с момента рождения в нём жили два человека. Как известно, он родился и вырос в семье Гамзата Цадасы, всецело преданного коммунистической партии и советской власти. Но кто, помимо отца, оказывал на него иное влияние, если в школе и педучилище господствовала единая марксистско-ленинская идеология? Только в Литературном институте, с 22 до 27 лет он мог слышать "крамольные" мысли от студентов - вольнодумцев, ну, и в последующие годы жизни в Москве, вращаясь в ЦДЛ. Возможно, читая в школе свободолюбивые стихи поэтов 19 века, он уже почувствовал фальшь советских учебников, но не смел сказать об этом вслух?
"Познавший веру и безверье" - долгие годы Расул был атеистом и только в зрелом возрасте, как известно из его стихов, он открыл дверь в аульскую мечеть. "Любви слуга" - лучше всего ему удавалась любовная лирика, особенно в молодости, что естественно, хотя от стрел Амура он не уклонялся в течение всей жизни. В то же время ему приходилось писать и говорить не то что хотелось, а что требовалось хозяевам, то есть он был "ненавистным рабом". Эта же мысль звучит и в его стихе о красном соколе, который был рождён для свободы, но всю жизнь просидел на белой перчатке. Вот уже десять лет его мучает грех за клевету на Шамиля, которая стала известна всему Кавказу. Он смотрит на свою фотографию и не узнаёт себя, дело не в возрастных изменениях, а во внутреннем, душевном состоянии. Он вынужден был под влиянием внешних обстоятельств играть роль другого человека, лицемерить. И задаётся вечным вопросом: "Кто виноват?"
Кто виноват?
Не ты ли, мой Учитель,
Кремлёвский житель, злая голова,
Доверия людского отравитель,
Поссоривший поступки и слова?
Живой, ты возносился, бронзовея.
И что скрывать - тебе я славу пел
И вынести потом из Мавзолея,
Как делегат партсъезда, повелел.
Почти тридцать лет он "славу пел" тирану, а новый хозяин кремля приказал выкинуть труп из мавзолея, и Расул тут же "повелел", проголосовал, как всегда "за". Ничего-то он не знал, ничего не ведал, а почему же другие знали? Вся Москва по ночам прислушивалась к шуму мотора "чёрного воронка". Когда он въезжал в очередной двор, люди замирали и слушали шаги - на какой этаж, в какую квартиру направляются чекисты с обыском. А утром видели очередную опечатанную дверь. У каждого стоял наготове чемодан с тёплыми вещами и бельём. И так было во всех городах, страх парализовал миллионы людей.
Репрессии были массовыми, внезапно исчезали соседи, коллеги, друзья, родственники. Членов семей "изменников родины" отправляли в лагеря, а детей в детские дома. Освобождались комнаты и квартиры, которые нередко предоставлялись в качестве награды доносчикам. Этого нельзя было не видеть и не знать. И даже в атмосфере всеобщего паралича Осип Мандельштам написал эпиграмму на кремлёвского горца: "Мы живём, под собою не чуя страны", за которую заплатил жизнью. Когда Сталин скончался, политические в лагерях ликовали: "Людоед сдох!"
Из воспоминаний Вадима Туманова: "Однажды майор проходил мимо дворика, в котором я гулял. - Что, Туманов, гуляешь? - Гуляю, гражданин начальник. Он смотрит на меня, хитро улыбаясь: - Ус хвост отбросил! "Ус" - так называли на Колыме Сталина. - Вы это серьезно, гражданин начальник? - спрашиваю.- Разве такими вещами шутят? - ответил майор. Поворачиваюсь от него и бегу в тюрьму. Надзиратели не понимают, почему я так мало гулял. А я кричу во все подряд волчки железных дверей: - Сталин сдох! Сталин сдох! ...Несколько человек радостно выкрикнули: - Так ему, суке, и надо!"
Гамзатов же все эти годы не просто молчал, а писал панегирики вождю, доказывая свою преданность советской власти. Кстати, если сам Гамзатов пишет, что "тебе я славу пел", то где эти стихи? Просмотрев 523 страницы, я не увидела стихов, посвящённых Сталину. Если бы было оглавление и указатели - алфавитный, хронологический, именной - можно было установить это определённо. Но, судя по тому, что нет и стиха о Шамиле, вызвавшем скандал в Дагестане и Ингушетии, то это не "полное собрание", а избранные произведения. Такая цензура не делает чести составителям.
Страшная и подлая система повязывала всех людей кровью, заставляя их принимать участие в собраниях, на которых клеймили "врагов народа", и голосовать за их изгнание из общества, подписывать мерзкие петиции. Многим это было мучительно делать, люди чувствовали себя оплёванными, униженными, но страх за жизнь довлел над совестью. Общество было атомизировано, все боялись друг друга, потому что существовала статья "за недоносительство" - если я не донесу, то на меня донесут. Даже Пастернак, которому Мандельштам прочитал свой стих, сказал: "Ты не читал, я не слышал, и никому больше не читай".
Предполагаю, что не только Расулу, но и очень многим людям было стыдно и омерзительно вспоминать свою трусость, своё соучастие в сталинских преступлениях. Кремлёвский Учитель заставлял говорить слова и совершать поступки, не соответствующие собственным мыслям и совести. Но почему понадобились четыре года, чтобы приступить к написанию поэмы? Или тень Сталина наводила ужас? Или он действительно не понимал масштабов репрессий? Но теперь его невыносимо терзают мысли о прошлом:
Встречал я речки с множеством излучин
И чем-то с ними в этой жизни схож.
Никто меня
так не терзал, не мучил,
Как мысли, от которых не уйдёшь.
И ночи отражая, и рассветы,
Они порою шепчут:
- Погоди,
Быть может, и великие поэты
Несли два сердца смолоду в груди?
Нет, не они вводили эту моду,
Греха такого им не припишу.
В жестокий век прославивший свободу,
Я у тебя прощения прошу!
Диалог двух "Я" - один, хитрый и лукавыЙ, хочет найти оправдание собственной трусости, пытаясь выявить подобное у великих поэтов, а второй, принципиальный и честный, просит прощения у Пушкина, Лермонтова, Махмуда и Блока за своё малодушие. Далее следует вымышленная беседа с А. Фадеевым:
...Ко мне приходит Александр Фадеев,
Седоголовый, статный, молодой.
...- Прошу тебя я, Александр Фадеев,
Мне в прошлом разобраться помоги.
Ах, это время!
Лозунгам и фразам
Пустым и лживым не было конца.
И сокрушался от печали разум,
И ликовало сердце у глупца.
Судья нам совесть - ты запомни это.
И, не окончив вдохновенных дел,
В себе я
пулею из пистолета
Кривое время выпрямить сумел.
Фадеев знал, что не сможет в одиночку противостоять существующей тоталитарной системе, и молчать не мог - совесть не позволяла. Заговори - сломают в застенках Лубянки, а жить с таким грузом невозможно. Так уж лучше одним выстрелом в сердце оборвать эти мучения. Он написал прощальное письмо и нажал на курок, прекратив нравственные пытки. На такой поступок способны единицы. Гамзатов слишком любил красивую жизнь, так несравнимую с жалким существованием миллионов хомо советикус. Подобные примеры для Расула были неприемлемы, смелостью он никогда не обладал. Таким Молчалиным, воспетым ещё Грибоедовым, посвятил в 1963 году замечательное стихотворение "Старательский вальсок" Александр Галич:
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем - доходней молчание,
Потому что молчание - золото!
...Вот так просто попасть в - палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!..
Каждый человек, который трусливо молчит в наши дни, когда рашисты убивают украинцев, бомбят города, инфраструктуру, наносят колоссальный вред экологии, есть палач! Не говоря уже о тех, кто поддерживает войну, развязанную в Украине кремлёвским маньяком, кто с ненавистью обзывает украинцев укропами, хохлами, нациками - это военные преступники, нацисты, великодержавные шовинисты, подонки и отбросы общества! Они не только палачи украинского народа, они хладнокровные убийцы русских солдат, насильно мобилизованных на кровавую бойню. Ну а добровольцы, контрактники, уголовники, кто останется жив в этой мясорубке, будут осуждены как военные преступники. Далее Гамзатов мысленно обращается к наставникам, почему они обходили острые углы, и получает от них ответ:
- Ты времени дитя, ты мальчик века,
Ты шёл по тропам гладким и прямым
И только одного лишь человека
Считал, как все, учителем своим.
Путь Расула всегда был гладким, он не отрицает этого. Естественно, что за свою красивую, обеспеченную жизнь он был благодарен Учителю, как сегодня миллиардеры, ограбившие Россию, благодарны главному вору страны, узурпатору, сидящему в кремле. Гамзатов пытается обвинить военных, судей в сотрудничестве с преступным режимом, но те парируют, что и он виноват не меньше их. Это была коллективная вина и ответственность всех и каждого. Он обращается к отцу и небесам:
- Родной отец,
неся раздумий гору,
Зачем и ты о многом умолчал?
- Боялись сыновей мы в эту пору,
И ты отцом другого величал.
Я небо не оставил без упрека:
- Где ты, всевышний, в это время был?
- Я заклинал: не сотвори пророка,
А ты из смертных бога сотворил.
Гамзат Цадаса прав - родители в присутствии детей не смели говорить о власти, более того, скрывали родословную, если в семье были дворяне, купцы, священнослужители, военные, и уничтожали архивные документы. Боялись, что дети нечаянно проговорятся в школе или товарищам во дворе. Вот так и стали россияне иванами, не помнящими родства. Не только завет: "Не сотвори себе кумира" не знали советские дети, вообще в руках не держали Библию. Это было запрещено в атеистической стране, религиозная литература приравнивалась к порнографической. Поэтому кумирами были все вожди, ни одного достойного, честного, умного, благородного, морального, нравственного, не запятнавшего себя кровью руководителя в России за 105 лет не было. Но извечные рабы падали ниц перед всеми, а поэты, в том числе Гамзатов, сочиняли оды всем. Иного не могло быть в стране, которая в 1917 году отреклась от Бога и присягнула на верность Сатане.
Расул, как в сказке, обращается в поисках ответа и к горным вершинам, но горы ответили ему: "Его орлом именовал ты горным //И пел о том, что взмыл он выше нас!" Бессмысленно обвинять кого бы то ни было, пытаясь снять с себя ответственность. Если каждый человек не осознает свою личную вину, не признает себя презренным трусом, то не будет никакого покаяния. Страна рабов и господ останется таковой навсегда. 105 лет Россия находится во власти тиранов, палачей, деспотов, извергов, и никто не вправе считать себя не запятнанным. Подобные мысли не давали уснуть Расулу много лет. Он мучился, страдал, но изменить свою суть не мог:
Бледнеют звёзды на небе, как жемчуг.
И сон, ко мне на цыпочках входя,
Перед зарёю милосердно шепчет:
- Спи, времени двуликое дитя!
Мысли плавно перетекают в сон, и видит Расул, как ворон тюремный остановился у ворот их дома. Грохот ударов, он открывает входную дверь. "Кровью пахнуло с околышей красных // В свете ночном фонаря". Далее следует описание сатрапов с каменными, непроницаемыми лицами, наглый, бесцеремонный обыск, изъятие рукописей и арест под плач детей и причитания жены. Его привозят в тюремный подвал, где томятся сотни ни в чём не повинных, как он считает, коммунистов, верно служивших партии и её вождям:
А может быть, поэт земли аварской,
Доставлен на Лубянку я,
а тут
Те, что молчали пред охранкой царской,
Любые обвиненья признают.
Клевещут на себя они, на друга
И не щадят возлюбленной жены.
Страна моя, то не твоя заслуга,
Достойная проигранной войны.
Ещё года расплаты будут долги
И обернутся множеством невежд,
И горьким отступлением до Волги,
И отдаленьем брезжущих надежд.
Да, те самые коммунисты, которые убегали из царских ссылок в Европу, сидели теперь в таких казематах, из которых комар не вылетит, и подвергались средневековым пыткам советской инквизиции. Военные, когда им ломали кости и вводили иглы под ногти, подписывали всё, что от них требовали палачи, признавали себя шпионами всех разведок мира и террористами. Их нельзя обвинять, потому что есть предел человеческой боли. Да, клеветали друг на друга, мужья на жён, а жёны на мужей. Рябой осетин не щадил никого - даже жён М. Калинина и В. Молотова отправил в лагеря, а мужья продолжали преданно холуйствовать перед палачом.
"Расплаты будут долги" - на века, а возможно навсегда, ведь это был геноцид. Сатанисты, мизантропы сознательно уничтожали генофонд русского и других коренных народов России, истребляли лучших учёных, писателей, мыслителей - научную, творческую, военную элиту. И это обернулось "множеством невежд", начиная от руководителей высшего ранга до квалифицированных рабочих. Спрос на айтишников в начале 2023 года вырос на 63 процента - тысячи специалистов выехали за границу в связи с войной в Украине. 200 тысяч учёных в знак протеста против фашистского режима покинули Россию. На глазах вырождается народ, подтверждая заключение С. Капицы, что "мы воспитали страну идиотов", численность населения катастрофически снижается. Миллионы мигрантов хлынули с Востока, тихой сапой захватив Сибирь. Лицо Москвы стало азиатским - достаточно взглянуть на пассажиров метрополитена в часы пик.
Тысячи военных специалистов в канун 1941 года были расстреляны, и полками руководили юные лейтенанты, выпускники военных училищ. Не удивительно, что к концу года от пятимиллионной армии осталось восемь процентов, остальные были убиты и пленены. Потому и отступали до Волги, несмотря на приказ Сталина "Ни шагу назад!" и заградительные отряды. Под "отдаленьем брезжущих надежд" следует понимать отсрочку "построения социализма в отдельно взятой стране" вследствие потери 42 миллионов человек и разорённой экономики. Такими колоссальными потерями для СССР закончилась дружба двух диктаторов, двух агрессоров Сталина и Гитлера, развязавших Вторую мировую войну.
Значительное место в поэме отведено "невинным" жертвам сталинских репрессий: Антонову-Овсеенко, Бубнову, Косареву, Крыленко, Тухачевскому Якиру, Постышеву и другим. Но если обратимся к их биографиям, то узнаем, что все они сами прежде принимали участие в репрессиях, и наказание в виде расстрела вернулось к ним бумерангом. В. Антонов-Овсеенко и М. Тухачевский подавляли Тамбовское восстание крестьян с применением боевых отравляющих веществ. А. Бубнов участвовал в подавлении Кронштадтского восстания моряков. Н. Крыленко выступал обвинителем на сфабрикованных политических процессах: "Шахтинское дело" (1928), процесс "Промпартии" (1930), "Процесс Союзного бюро меньшевиков" (1931). И. Якир в 1938 году выступил за исключение, предание суду и расстрел Н. Бухарина и А. Рыкова. П. Постышев - один из организаторов политических репрессий 1937-1938 годов. Это был настоящий серпентарий, где все ненавидели всех и рыли один другому ямы. Нельзя построить государство на крови, об этом в 1918 году предупреждал Ленина патриарх Тихон!
И повеленьем грозного владыки -
Как под метёлку до одной души,
Чеченцы выселяются, калмыки,
Балкарцы, карачаи, ингуши.
Бросают на тюремные полати
Мужей учёных,
к торжеству ослов.
Вавилов умирает в каземате.
И Туполев сидит. И Королёв.
Ну, надо же, как прозрел Расул! А до 1960 года кавказец ничего не знал о депортации народов? И про репрессии против научной, творческой, военной элиты не слышал? И про тысячи женщин с передачами в очередях перед тюрьмами, когда эшелоны с арестантами шли на восток? А тут резко переобулся и сам вошёл в образ жертвы сталинизма. У него явные артистические способности, он способен перевоплотиться в кого угодно. После войны он изображал себя солдатом, четыре года просидевшим в шинели в промёрзшем окопе. Здесь половину поэмы посвятил своему мифическому аресту, пыткам в подвалах Лубянки, общению с зэками. Да он самостоятельно, без благословения ЦК и строчки бы не написал. Просто получил задание от нового хозяина - Н. Хрущёва, и стал служить ему так же преданно, как Сталину. Это ярко подтверждает следующая строфа:
Хоть произвол неистов,
А страх людские затыкает рты,
Советский строй мой, невиновен ты,
И в нас не уничтожить коммунистов,
Признания высокого черты.
Такова была официальная установка - ошибиться или совершить преступление может любой человек, но только не коммунистическая партия и не советская власть. Социалистическая система априори превосходит западную, капиталистическую систему, и здесь не может быть никаких сомнений. Эти постулаты вбили в головы ватников сорокадюймовыми гвоздями, которые вросли в их мозг. Совки не способны думать иначе, ибо кроме России они нигде никогда не были, им не с чем сравнивать свою убогую жизнь. Объяснять что-либо этим зомби бессмысленно, у них один ответ: "Такого не может быть, потому что такого не может быть никогда". Для дебилов даже объяснения академиков с мировым признанием, нобелевских лауреатов пустой звук. Они затыкают уши и закрывают глаза на очевидное, горбатого может исправить только могила.
Гамзатов, в отличие от совкового одноклеточного плебса, получил высшее гуманитарное образование в столичном вузе, объехал весь мир. Он не мог не прийти к выводу о несовершенстве советской системы. Но ему была дана установка: "Критиковать от сих до сих и ни шагу в сторону". Н. Хрущёв подтвердил это публично, устроив порку А. Вознесенскому и В. Аксёнову, которые посмели нарушить границы дозволенного. Очень скоро наивные, доверчивые шестидесятники поняли, что их надежды на самовыражение и демократию оказались тщетными, особенно с приходом Л. Брежнева. В отличие от них Расул был очень осторожным и прагматичным человеком, всегда держал свой нос-рубильник по ветру.
Кстати, возникает естественный вопрос: "Почему в интернете нет ни одной фотографии Гамзатова со Сталиным, Хрущёвым, Брежневым, Горбачёвым, Ельциным, другими партийными бонзами? Ведь его многократно награждали высочайшими наградами в Кремле. Этих снимков тоже нет, только с Путиным - то они дружески беседуют, сидя в креслах, то Путин вешает ему цепь на шею. Нет ни одного снимка в качестве депутата Верховного Совета СССР - ни в зале заседаний, ни в кулуарах. Нет документальных свидетельств его участия в многочисленных съездах писателей, в составе делегаций в различных странах и так далее. Нет даже ни одного фото со студентами в бытность его учёбы в Литературном институте.
В целом поэма "Люди и тени" мне не очень понравилась. Во-первых, все факты давно известны из произведений А. Солженицына, В. Шаламова, многочисленных публикаций, документальных и художественных фильмов. Во-вторых, интереснее читать первоисточник, а не пересказ. Поэтому поэма "Остров женщин" была для меня более познавательна - поездка в Мексику советской делегации, где Гамзатов был участником и свидетелем. В-третьих, поэма слишком растянута, что хорошо для гонорара, но не для читателя. Предпочтительнее, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, ведь краткость - сестра таланта. Приведу в заключение ещё две строфы, имеющие, на мой взгляд, принципиальное значение.
Одна строфа посвящена капитану НКВД, мастеру заплечных дел, палачу, выбивавшему из несчастных жертв ложные признания в смертных грехах. Все эти садисты и вертухаи получали хорошие зарплаты и продовольственные пайки, государственные квартиры, награды, путёвки в санатории и персональные пенсии. При таком качестве жизни каратели дожили до наших дней и красовались, увешанные орденами и медалями, с главным гебистом на Красной площади в дни победы, а точнее победобесия:
А где теперь он?
Слышал я: в отставке,
На пенсии, в покое, при деньгах.
Охранные в кармане носит справки
И о былых мечтает временах.
Более того, те былые времена, о которых они мечтали, вернулись. Цитирую мнение Юрия Пивоварова, профессора, академика, которое я полностью разделяю: "Нынешний неототалитаризм или неосталинизм имеет общее и с нацистским режимом, и с советским режимом. ...все эти три режима - аккумуляция зла, жестокости, безжалостности, бессердечия... Главное - это отношение к человеку, абсолютное насилие над человеком. Все эти режимы схожи, потому что всё равно, где человека пытают: в НКВД под лозунгом Третьего интернационала, или в гестапо под лозунгом Третьего рейха, или как сажают и мучают Навального или Кара-Мурзу под лозунгом Русского мира". И последняя строфа:
О, вера в тюрьмы заключённых
И сосланных на край страны!
Ещё немало заключённых
Ему - Иосифу - верны.
Не только в 60-е годы, но и сегодня очень многие люди по своей глупости, невежеству, незнанию истории молятся на Сталина. Это, как правило, потомки тех палачей и вертухаев, о которых писал Гамзатов. Пожилые люди, не отягощённые интеллектом, тупо ссылаются на своих родителей, которые очень хвалили Сталина. За семьдесят лет советской власти через лагеря прошли миллионы заключённых. Тогда и родилось крылатое изречение, что половина страны сидит, а половина охраняет. Возможно, соотношение было и не фифти-фифти, но близким к правде. Во всяком случае, четыре миллиона доносов написали почитатели Сталина. Думается, что и сегодня последыши палачей и вертухаев исчисляются миллионами. Ведь они расстреливали лучшую часть общества, а сами не только остались живы, но и расплодились, наводнив страну генетическими подонками. Это и есть отрицательная селекция, продолжающаяся 105 лет.
Так вот у меня большие сомнения относительно Р. Гамзатова, окажись он сегодня живым. Кого бы он поддержал в войне с Украиной? Зная его биографию, нет никаких оснований сомневаться в том, что Путина. Тем более что он не осудил ни взрывы домов в 1999 году, ни две чеченских войны, ни сознательное затопление АПЛ Курск, ни Норд-Ост, и за это принял из рук ирода драгоценный орден - очередные "тридцать серебряников". И сегодня он, как всегда, стоял бы в рядах известных лизоблюдов, а потом напился до чёртиков и каялся в своём двуличии и малодушии.
Теперь вернёмся к капитану-палачу, который "На пенсии, в покое, при деньгах. // Охранные в кармане носит справки". Так ведь и Гамзатов, первейший пропагандист преступного режима, остался при наградах и материальных благах. Если он так категорически осудил сталинизм, то делом чести было вернуть все сталинские награды и привилегии в виде дворца в Махачкале и квартиры в Москве. Вместо этого правительство Дагестана намерено выкупить этот дворец под мемориальный музей - гамзатовщина торжествует победу над здравым разумом: "Сталин и теперь живее всех живых!"