Киноведы утверждают, что из тысяч игровых фильмов остаются в золотом фонде кинематографа не более пяти процентов картин, имеющих художественную, эстетическую, историческую ценность. Именно они пополняют сокровищницу высокого искусства, становятся достоянием мировой культуры. Андрей Тарковский удостоился войти в число десяти лучших режиссёров советского кино и в список 75 лучших режиссёров авторского кино всех стран и народов. Его творчество изучают во всех киношколах мира, его фильмы смотрит уже третье поколение зрителей.
Их актуальность с годами не только не устарела, но стала ещё более злободневной. То, что мы наблюдаем только сегодня, он видел сквозь время. Поразительно - кинокритики и социологи, философы и психологи, историки и филологи, религиоведы и искусствоведы 60 лет пишут о нём статьи, диссертации, монографии, пытаясь разгадать зашифрованные тайны его фильмов-пророчеств. И это замечательно, значит, фильмы Тарковского не стареют, если интерес к ним не угасает.
Не менее интересно читать развёрнутые мнения зрителей, коих сотни под каждым фильмом. О таких благодарных, думающих людях мечтал сам режиссёр: "настоящий зритель должен обладать пониманием того, что кино - это искусство, которое помогает человеку найти самого себя, ощутить чувство, о котором писал еще Аристотель - ЧУВСТВО ПОТРЯСЕНИЯ, катарсиса. Через него, через катарсис, душа человека становится способной для восприятия добра и мира других людей, она открывается всему лучшему, что есть в этом мире и внутри самого человека. В этом, собственно, и заключаются функции искусства".
"Найти самого себя" чрезвычайно важно, ибо сказано: "Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную". Через микромир ощутить макромир, раствориться под звёздным куполом неба во Вселенной - это головокружительное чувство прекрасно выражено стихами английского поэта У. Блейка:
Увидеть мир в одной песчинке
И Космос весь - в одной травинке!
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолётном вечность!
Фильм-притча "Сталкер" снят на киностудии "Мосфильм" в 1979 году по сценарию братьев Стругацких, написанному по мотивам их же повести "Пикник на обочине". Это два самостоятельных произведения, первое - фантастическое, а второе - философское. Сталкер, главный герой фильма организует нелегальные экспедиции в Зону - место, где лет двадцать назад упал метеорит. Возможно, это был не метеорит, а космический корабль с посланцами другой планеты, потому что там стали происходить аномальные явления и пропадать люди.
Поэтому его обнесли колючей проволокой и поставили военные кордоны. Но слухи о таинственной комнате, где могут исполняться самые заветные, искренние, выстраданные желания, будоражат умы людей. Сталкера нанимают проводником для прохода к таинственной комнате Профессор и Писатель. Оторвавшись от военного патруля и преодолев ряд опасных ловушек, персонажи попадают в Зону и добираются до желанной комнаты.
Здесь выясняется, что целью Профессора является уничтожение комнаты, для чего он принёс в рюкзаке мощное взрывное устройство. Своё намерение он объясняет благородной целью - предотвратить возможное желание фанатиков-террористов уничтожить планету. Сталкер убеждает его, что в этой комнате исполняются только благородные, гуманные желания, и нельзя лишать людей надежды, мечты на лучшую жизнь. Профессор соглашается с его доводами, разбирает устройство и выбрасывает детали в воду. Циничный Писатель, находящийся в творческом кризисе, понимает, что его цели не столь высоки и благородны, чтобы они могли быть воплощены в жизнь. Так и не решившись войти в комнату желаний, вся троица благополучно возвращается из Зоны.
Лично у меня при слове "зона" сознание невольно вызывает из памяти ряд ассоциаций. В первую очередь, это "Зона. Записки надзирателя" - повесть Сергея Довлатова, в которой рассказывается о жизни заключённых и их охранников. Ну и разумеется вся лагерная проза, прежде всего А. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" и В. Шаламова "Колымские рассказы". Пространство вокруг зелёной Зоны оказывает гнетущее впечатление и мрачные ассоциации. Вот так же и весь Союз был концлагерем за колючей проволокой с автоматчиками на вышках и злобными овчарками, рвущимися с поводков в руках вертухаев. Страна жила за железным занавесом, отделённая от всего мира как заповедник, как сегодня Северная Корея.
Впрочем, почему жила? - живёт. Как сказал мудрый Гегель: "История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса". То, что происходит в России в последнее двадцатилетие - это именно фарс, зазеркалье, буффонада, гротеск. Безумные реалии превзошли сарказм Салтыкова-Щедрина и фантазии Оруэлла. Кто бы мог подумать, что два фигляра - Никчёмыш и Нипричёмыш уничтожат страну и принесут горе и страдания миллионам людей в других странах! 24 февраля 2022 года в связи с военной агрессией в Украину весь цивилизованный мир осудил фашистский режим России и ввёл против неё беспрецедентные санкции. Страна оказалась изолированной от всего мира, вновь за железным занавесом. 29 июня 2022 года Мадридский саммит НАТО принял декларацию, в которой назвал Россию наиболее серьёзной и прямой угрозой евроатлантическому миру и стабильности. Одним словом, чумной барак, вызывающий ужас всей планеты.
Через девять лет после выхода на экраны "Сталкера" случилась жуткая Чернобыльская катастрофа как предвестие краха империи зла. Глядя на разрушенный энергоблок, многие сочли фильм Тарковского пророческим предсказанием трагедии. Огороженная 30-километровая закрытая зона являет собой такую же мрачную иллюстрацию, как в "Сталкере". Сегодня этот фильм ещё более пророческий - кадры сожжённых, ржавых танков и машин на зелёном лугу, покосившихся телеграфных столбов, взорванных зданий, разрушенных коммуникаций - всё это мы видим ежедневно в многострадальной Украине. И даже больше - миллионы беженцев и тысячи трупов под завалами и на полях сражений. Случилось то, чего так боялся Профессор - безумный маньяк, кровавый палач, мизантроп, возомнивший себя вершителем мира, страдающий комплексом Герострата, решил сжечь всю Европу.
Почему так получилось, что один человек стал гениальным режиссёром-гуманистом, а второй - человеконенавистником, убийцей, садистом, вором, лжецом и узурпатором? Психологи справедливо пишут, что характер человека формируется к семи годам. Тарковский очень хорошо помнил своё детство и считал его самым важным периодом своей жизни, определившим последующие впечатления взрослого человека. Детство влияет на всё будущее человека, особенно если оно связано с творчеством, искусством, с внутренними, психологическими проблемами.
Он был воспитан матерью в трудные, голодные годы войны. Дом его детства, где он жил до войны и в эвакуации с мамой, бабушкой и сестрой, остался в его памяти на всю жизнь и стал олицетворением семьи, домашнего очага. Отчий дом является метафорой во всех его фильмах, он тосковал по нему в Италии, говорил, что деревенский дом для него дороже московской квартиры. Его понятие родины отождествлялось именно с этим домом, и он мечтал и планировал туда вернуться. Конечно, он не предполагал, что жизнь оборвётся внезапно, в 54 года, когда он был полон творческих планов.
Андрею не хватало отца, хотя он навещал детей, предлагал сыну жить с ним, но он отказался. Мать - это святое, и дети всегда на стороне матери. Ведь это отец ушёл из семьи, а не мать, значит, теперь его обязанность помогать матери, бабушке, младшей сестре - мальчик рано повзрослел, стал единственным мужчиной в семье. Ответственность за тех, кто рядом, руководила им, когда он, любя отца, всё же отказался идти в чужую семью. Матери он был обязан всем, чего достиг в жизни, он получил одновременно с общим художественное и музыкальное образование, а потом и высшее кинематографическое - ВГИК. Бедный ребёнок познал в голодном детстве цену простому куску хлеба, поэтому он был сострадательным к другим людям. Всем лучшим, что у него имелось, он был обязан матери, которая всю жизнь любила мужа и детей, рождённых в страстной любви.
Какие потрясающие, прекрасные стихи Арсений посвящал любимой, он буквально боготворил её, но жестокая "судьба по следу шла за нами, Как сумасшедший с бритвою в руке". В фильме "Зеркало" есть эпизод прощания детей с отцом, уходящим на фронт - на глазах отца слёзы, как знать, возможно, он видит их в последний раз. К счастью, он вернулся после тяжёлого ранения и впоследствии искренне радовался успехам сына. Он привил ему любовь к поэзии, философии, и его стихи звучат во всех фильмах Андрея. В память и благодарность к матери мы слышим в его картинах божественную музыку Баха, Бетховена, видим иллюстрации любимого Леонардо да Винчи и других великих мастеров кисти. Мать привила ему любовь и к высокой литературе - Достоевскому и Толстому. Ещё он был благодарен Богу, и религиозные, библейские мотивы пронизывают все его фильмы и книги. Хотя и трудным было его детство, но он жил в духовной атмосфере.
Благодаря интеллигентным родителям, окончившим Литературный институт, собственному качественному образованию и неустанному труду с ранних лет Андрей стал интеллектуалом, эрудитом, гуманистом. Борьба за духовность, против вульгарного материализма и Вселенского Зла была смыслом его жизни, главной идеей всех его фильмов. Он дружил с людьми своего интеллекта и социального статуса: режиссёрами Т. Гуэрра, Р. Брессоном, В. Шукшиным, А. Кончаловским, поэтами А. Вознесенским и В. Высоцким, прозаиком В. Некрасовым, артистами А. Солоницыным, О. Янковским. Это способствовало их взаимному творческому обогащению и духовному росту.
Антиподом гуманисту Тарковскому является торжествующий Хам, о котором предупреждал Д. Мережковский. Хам, олицетворяющий Вселенское Зло, Люцифер, противостоящий Творцу и Светлым Силам Вселенной. Он не был желанным ребёнком, зачатым в любви, а появился на свет от неизвестного проходимца, лжеца, обманувшего его мать. С его генами он впитал в себя навсегда ложь, она для него естественна как воздух, он не может без неё прожить ни дня. Матери-одиночке удалось всё же выйти замуж за грузина и поселиться в горной деревушке. Однако хилый байстрюк, лишний рот не нравился отчиму и он его нещадно бил. Злоба к отчиму заполнила всё его сердце и с годами переросла в ненависть к более сильным, успешным, красивым мужчинам, а потом переродилась в мизантропию - ненависть ко всему человечеству.
Несчастная женщина вынуждена была отвезти сына в Ленинград к своим родственникам, бездетной паре. Он её больше не видел, а его отношение к женщинам никогда не было уважительным, но только потребительским. Мальчик плохо говорил по-русски, поэтому ему отписали два года, чтобы он мог начать учёбу в школе с нуля - так сказать, обнулили в первый раз. Его вырастила улица, питерская подворотня, где он познакомился со своими будущими подельниками-олигархами. Вместе с ними хулиганил и занимался спортом под руководством уголовника, ему хотелось быть сильным и мстить обидчикам. Мстительность стала доминирующей чертой его характера, впоследствии началась с убийства политических оппонентов, а завершилась войной против украинского народа. Закомплексованный с детства неудачник, зверёныш превратился в злобного гоблина, желающего испепелить весь мир в ядерном пламени.
Голодное военное детство не озлобило юную душу Андрея, потому что он питался любовью и духовной пищей от матери и бабушки, от классической литературы. А мальчик, лишённый родителей, дитя улицы со всеми её пороками, не имел духовной пищи, поэтому став взрослым, он был зациклен исключительно на материальных благах: "Бабки делать надо, бабки делать надо!", как вспоминал экс-депутат Ленсовета Н. Андрущенко. Ежедневный полив сухого дерева в течение трёх лет в "Жертвоприношении" означает, что рано или поздно оно зацветёт и даст плоды. Об этом же говорит и народная мудрость: "Воля и труд дивные всходы дают". Если же растение не получает достаточно воды, то вырастает кривым, чахлым, уродливым и бесплодным. Так и питерский бастард, не получив в детстве полива, то есть любви и ласки, вырос моральным уродом.
А как поступают с деревом, не дающим плодов? - Христос проклял бесплодную смоковницу, и она тотчас засохла. Толкователи Библии так объясняют эту притчу: Все люди разные. Один подобен тому дереву, которое каждый год приносит плоды, но есть люди, подобные и той смоковнице, о которой Иисус Христос сказал в притче, что стояла она среди сада, и три года приходил к ней хозяин посмотреть: не уродилась ли хотя одна смоква на ней, и ничего не находил. Это люди, у которых не найдёшь ни одного доброго дела и они даром занимают место между людьми. Вот так и получилось: Тарковский оставил на земле духовные плоды своей жизни в виде фильмов и книг, а другой мальчик вырос и стал вором, убийцей, террористом, лжецом, сатанистом, и будет навеки проклят Богом и людьми.
В течение всей своей творческой жизни Тарковский утверждал приоритет нетленных духовных ценностей над материальными благами: "По-моему, смысл жизни заключается в том, чтобы возвысить свой духовный уровень за то время, которое нам даётся прожить. ...Задача искусства заключается для меня в том, чтобы выразить идею абсолютной свободы духовных возможностей человека. По моему мнению, искусство всегда было оружием в борьбе человека против материи, угрожавшей поглотить его дух..." Это напрямую согласуется с Нагорной проповедью Христа: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут".
Советский Союз всегда проводил агрессивную политику по отношению к другим странам, навязывая свою идеологию, экономическую модель и образ жизни народам, находившимся на гораздо более высоком уровне развития. Тарковский видел ничтожество чиновников во власти и никогда не пресмыкался перед ними: "Какая хамская власть! Разве нужна ей литература, поэзия, музыка, живопись, кино? ...Худшая ошибка, которую мы сейчас совершаем, состоит в том, что мы хотим учить других, а сами, однако, учиться не желаем. ...А как мы можем рассчитывать на какие-то изменения, если мы сами не чувствуем себя достаточно духовно высокими?"
Режиссёр очень болезненно переживал из-за финансовой зависимости от государства. Его фильмы шли на экспорт, продавались на Западе за очень большие деньги. "Сталкер" был разрешён только потому, что его закупила Германия, как только он был запущен в производство. Когда же комиссия решала, сколько напечатать копий для Союза, один из невежественных "экспертов" хамски заявил: "Да кто будет смотреть эту чепуху". Решили ограничиться 196 копиями, из них три на всю Москву. Тарковский был очень расстроен: "Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств - оно очень зависит от денег... не от того, что фильм дорого стоит, а от того, что фильмами торгуют, как жевательной резинкой, как сигаретами... Как грустно жить на белом свете! Я завидую всем, кто способен заниматься своей работой независимо от государства".
Тарковский писал, что кино - это самый молодой вид искусства, но "в лучших своих образцах не только достигло уровня классических жанров искусства, но и утвердилось наряду с поэзией, музыкой, драмой. Говорят, что кино быстро стареет. Это не правда. Стареют только плохие картины. ...Кино - это тайна как всякое искусство". Тарковский так объяснял процесс творчества: "Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он делает то или другое, пишет именно об этом, рисует именно это. ...творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа". Эту главную суть личности Андрея лаконично сформулировал Шарль-Юбер де Брант - французский учёный, поэт: "Человек вертикали, обращённый вверх, духовно обращённый".
Творческая элита создаёт свои произведения для народа, но преследует при этом разные цели. Одни обращаются к благородным чувствам человека, другие потакают дурновкусию толпы ради пополнения собственного кошелька. Размышлял на эту тему и Тарковский: "Гёте говорил, что прочитать хорошую книгу так же трудно, как её написать. Для этого надо иметь нечто в сердце. Я всегда считал, что процесс восприятия искусства и процесс его создания, сотворения - две стороны одной и той же медали. ...Я хотел бы видеть зрителя человеком, который идёт в кино не только развлекаться. ...Я хотел бы, чтобы люди шли в кино для того же, для чего они снимают с полки книгу Толстого и Достоевского и вновь перечитывают известное".
"Нечто в сердце" - это как у Экзюпери: "зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь". Тарковский имел в виду душевные качества человека: "Речь идёт о том, что искусство апеллирует не к образованности человека, не к уровню образования, а к развитости его духовного мира, - оно воспринимается "одухотворённым" человеком. Высокоразвитой душой может обладать самый простой человек, пусть у него и четырёхклассное образование. И наоборот, человек с высшим образованием может быть внутренне, духовно очень бедным".
Как же он был прав - если пятьдесят лет назад были бездуховные люди с дипломами о высшем образовании, то ныне их пруд пруди - достаточно посмотреть на сборище аморальных, растленных чиновников, называемое государственной думой, да и на всю вертикаль власти от кремлёвского маразматика до районных глав администраций. Приведу один, но типичный пример их аморальности со слов бывшего депутата Саратовской областной думы В. Мальцева: "Политика - это самый высокооплачиваемый бизнес ... минимальная взятка в кремль 30 миллионов долларов. Такую сумму заплатили Путину за Аяцкова, и то по звонку Ельцина". Солженицын давным-давно дал точное определение этим персонажам - образованцы - люди с дипломами, но без совести и без души.
Тарковский настаивал на том, что в тоталитарном обществе особенно велико значение творческой интеллигенции, которая призвана пробуждать в людях высокие, благородные чувства: "Роль художника в современном обществе колоссальна! Не будет художников - не будет общества. Потому что художники - это совесть общества". О том же писал мыслитель и поэт Д. Мережковский: "Сила русской интеллигенции - не в intellectus'e, не в уме, а в сердце и совести". Тарковский своим творчеством боролся против бездуховности - ложного мировоззрения, атеизма, внедрённого большевиками-коммунистами в умы граждан через систему светского образования. Прямо говорить об этом не позволяла цензура, поэтому он выражал эти мысли метафорически.
А что мы видим сегодня? - Не совесть общества, а легион новоявленных иуд, продажную аристократию помойки на службе у воровского режима: все эти михалковы, машковы, гергиевы, безруковы, басковы, киркоровы, боярские, расторгуевы, дюжевы, газмановы и прочие негодяи присосались как пиявки к государственному бюджету и пьют кровь трудового люда. Получают ордена, медали, звёзды героев, звания и славословят мерзавца, какого не было во всей истории России. Степень моральной деградации этих шовинистов зашкаливает за черту, отделяющую адекватных людей от клинических идиотов. Только эти антихристы из зомбоящика не имеют никакого отношения к русской интеллигенции.
Интеллигенцию в России представляют в первую очередь учёные. За последние годы из страны выехали 200 тысяч учёных в знак протеста против фашистского режима, уничтожившего образование, экономику и культуру. Их мнение громогласно выразил академик Ю. Рыжов: "Пришли к власти на всех уровнях люди, сознание которых, интеллект которых ниже плинтуса. Это просто подонки. ... Они все временщики, они воруют для того чтобы создать запасной аэродром. Я не уверен, что он их спасет, если, как говорится, буря нагрянет".
Академик предвидел бурю, которая уже нагрянула: сотни миллиардов долларов, а также роскошные яхты и шикарные дворцы, нажитые "непосильным воровским трудом" благодаря дружбе и покровительству всемогущего тирана, арестованы и конфискованы за пределами России. Его подельники, словно крысы с тонущего корабля, убежали в Турцию, ОАЭ, но и там на них началась охота спецслужб США и Великобритании.
Юрий Рыжов говорил о том, что уровень функционеров власти на всех уровнях чрезвычайно низок профессионально, морально, интеллектуально, и это неизбежно приведёт к полной потере управляемости страной. Это уже случилось, военная авантюра в Украину показала всему миру, что миф о "второй армии мира" - мыльный пропагандистский пузырь. Масштабы хищений астрономические. Никаких танков "Армата" в природе не существует, воюют советскими, давно устаревшими танками 60-х - 30-х годов, которые сгорают мгновенно под ударами Байрактаров и Хаймарсов. Удивляться не приходится, если армией руководит оленевод, не имеющий военного образования и военного стажа, а его пять заместителей также не служили ни одного дня в армии.
Академик Ю. Рыжов пророчески предупреждал: "Когда случайный человек приходит во власть, это для страны очень плохо. Когда этот случайный человек обретает абсолютную власть, это для страны трагедия. Гнать надо к чёртовой матери ту шайку, которая сидит на шее у страны. Они доведут страну до социально-политического обвала. Это будет катастрофа". Эту катастрофу, агонию фашистского режима мы сегодня наблюдаем - Россия у края пропасти, и спасти её может только чудо.
Надо отдать должное и представителям творческой интеллигенции, таким как Л. Ахеджакова, Н. Фатеева, С. Садальский, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук, А. Макаревич, М. Галкин, А. Пугачёва, Б. Акунин, Ю. Дудь, В. Меладзе и многие другие. В условиях жесточайшего террора и цензуры они защищают честь русской интеллигенции, именно они и есть совесть нации, в отличие от прихлебателей у трона палача. Многие деятели культуры ушли со своих постов или были уволены за их принципиальную позицию по этому вопросу.
Подписавшего антивоенное письмо работников культуры К. Райкина уволили из собственной театральной школы, а также и всех подписантов - сотрудников различных музеев. После обращения Д. Козловского к Путину с просьбой прекратить "спецоперацию" исчезли все спектакли с его участием. Народного артиста Д. Назарова и его жену актрису О. Васильеву за их антивоенную позицию лишили работы в МХТ имени Чехова. Их коллега А. Белый в знак протеста против войны ушёл из театра и уехал из страны. Таких примеров много, но средства массовой дезинформации замалчивают антивоенное движение. То же самое происходило в 1933 году в Германии.
В фильмах Тарковского мы видим руины на месте храмов, символизирующие разруху в головах, отсутствие веры, духовности, торжество атеизма-сатанизма. Сегодня в глазах пестрит от обилия церквей, только нет в них ни Бога, ни святости, а уж главный храм Минобороны с фуражкой Гитлера и жуткими фресками - это даже не языческое капище, а настоящий храм Сатаны. Что ещё мог построить антихрист Гундяев, многолетний агент КГБ-ФСБ Михайлов, миллиардер, назначенный лжепатриархом!
Двадцать лет назад В. Новодворская произнесла пророческую фразу: "Вертухай никогда не построит правовое государство. Вертухай сможет построить только зону". Так и произошло - один вертухай возглавляет светскую власть, второй вертухай возглавляет церковную власть и вместе они создали Зону, концлагерь за колючей проволокой, в которой живут миллионы рабов. Не могли бесы-атеисты-коммунисты стать христианами. Об этом предупреждал Христос: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные". Многие слабые умом россияне прельстились и стали фашистами, но придёт время, когда они будут горько раскаиваться перед своими детьми и внуками, перед Богом и людьми всего мира за то, что на них кровь сотен тысяч христиан-украинцев. Ибо Господь уже вынес им приговор: "и будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся".
Андрей Тарковский обладал невероятным магнетизмом. Он излучал такую энергетику, что все, кто с ним работал, попадали под его обаяние. Он буквально гипнотизировал всех своим умом, тактом, эрудицией, и это мистическое влияние ощущается во всех его фильмах. Иначе чем объяснить вот такой, например, комментарий мужчины: "Теперь вообще крах, что в кино, что всюду. Тарковский - очень простой по смыслу и работы его о совести и простоте. Невероятный Он. Жаль, я не могу с ним поговорить. Он мне нужен. Возможно, понял бы и согрел пониманием меня". Это так трогательно: "Он мне нужен". Нужен, как самый близкий человек, которому можно доверить свои тайны и проблемы. Как любящая мать, как понимающий отец, наконец, как Бог! Тут словами даже не объяснишь, наверное, это и есть катарсис.
Радостно, что в этой безумной стране фашистов, нацистов, шовинистов, рабов и сатанистов есть люди, которые смотрят картины Тарковского и пишут прекрасные комментарии: "Он понимал кино как высокое искусство. Этим всё сказано. Хорошо, что не видит, что сейчас произошло с кинематографом. Великий человек и личность. Он снимал кино для человечества. Он делал поступок". "Мораль и нравственность, поступки и ответственность - как в воду глядел. Гений, трудяга, творец... И ведь ни грамма пафоса". "Великий человек, отдавший всё для кино. Он не считал себя лучшим но... Он им был". Эти люди живут с Богом в душе, и они обязательно спасутся в нынешнем Армагеддоне.