Шестакова Раиса Викторовна : другие произведения.

Расстрелянное Детство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Раиса Шестакова
  
   90-летие великого русского режиссёра А. Тарковского
  
   РАССТРЕЛЯННОЕ ДЕТСТВО
  
  Неужели это не самая последняя война на Земле?
  Андрей Тарковский
  
  "Иваново детство" был первым полнометражным фильмом молодого режиссёра Андрея Тарковского. Он имел ошеломляющий успех у зрителей и кинокритиков. Премьера картины состоялась в 1962 году на Венецианском кинофестивале. Жюри присудило ей главный приз - "Золотого льва". В 1963 году фильм получил ещё две награды: премию за режиссуру Международного кинофестиваля в Сан-Франциско и приз "Золотая голова Паленке" в Акапулько, в Мексике.
  
  Первым оценил своего ученика режиссёр М. Ромм весной 1962 года на дискуссии о киноязыке, где был представлен весь цвет советского кинематографа: "Запомните это имя - Андрей Тарковский". Знаменитый шведский кинорежиссёр Ингмар Бергман после просмотра "Иванова детства" был в восторге от талантливого коллеги: "Дебютная работа Тарковского - чудо, и я могу назвать его самым величайшим режиссёром". Французский философ Жан-Поль Сартр писал о главном персонаже фильма: "Иван не герой и не чудовище, но самая маленькая жертва войны. Он живёт не в настоящем, а в прошлом, которое может видеть в снах. Грёзы не являются, как считают некоторые критики, просто изысками режиссера. Он окружает героя разбитой нежностью, рассказывая о себе и своём поколении".
  
  Тарковский на вручении главного приза в Венеции так охарактеризовал свою работу: "Наш фильм направлен против войны, которая нарушает естественный ход жизни и убивает не только физически, но и духовно. Это фильм о расстрелянном детстве, в котором заложено всё наше будущее и будущее всего мира". Невозможно даже представить, сколько возможных учёных, писателей, лётчиков, космонавтов, военных специалистов, артистов, спортсменов были убиты во время войны! Генофонду страны был нанесён непоправимый ущерб на столетия.
  
  В 2019 году дебютная картина Тарковского заняла третье место в списке лучших фильмов мирового кинематографа о Второй мировой войне, составленном американским кинотелепорталом Skreen Rant. Значит, поднятая тема не утратила своего значения. Необычность фильма заключается в том, что война показана глазами ребёнка - 12-летнего мальчика. В определённой мере киноповесть является автобиографической - Андрею в 1941 году было девять лет, а к окончанию войны тринадцать. И хотя он с мамой и бабушкой находился в эвакуации, у него сложилось своё, отроческое, резко негативное отношение к войне. Несомненно, на формирование его мировоззрения оказал влияние и отец, вернувшийся с фронта после тяжёлого ранения.
  
  Действие киноленты разворачивается незадолго до форсирования Днепра в 1943 году. В землянку комбата, лейтенанта Гальцева часовой привёл задержанного мальчика, Ивана Бондарева, который убеждает лейтенанта позвонить в штаб и сообщить о нём. Гальцев уступает настойчивым требованиям Ивана, и вскоре появляется разведчик Холин. Комбат узнаёт, что мать и сестра мальчика убиты в деревне на противоположном берегу Днепра, отец-пограничник тоже погиб, а сам он полон ненависти к врагам и решимости отомстить за родных.
  
  Подполковник Грязнов, несмотря на слёзные протесты юного разведчика, хочет отправить его в Суворовское училище. Тогда он сбегает и добирается до сожжённой деревни, где беглеца и настигли офицеры. После гибели старшины Катасонова командование полка согласилось с доводами Ивана отправить его в тыл врага для сбора сведений о передвижении немцев. Финальная сцена фильма происходит в Берлине, где офицеры разбирают немецкий архив и обнаруживают личное дело Ивана с приговором: казнён.
  
  Наряду с реальными сценами в фильм вмонтированы кадры прошлой жизни Ивана в виде его снов. Этот приём Тарковский впоследствии использовал и в других фильмах. Явь плавно перетекает в сновидения. Например, рука спящего мальчика свисает с кровати, и с неё капает вода. Камера медленно движется, и зрители видят сруб колодца изнутри, снизу, а наверху на фоне солнечного дня смотрят в колодец Иван с мамой. То есть, довоенная, спокойная жизнь осталась там, наверху, а внизу суровые реалии войны. Иван смотрит со дна колодца вверх и видит летящее вниз ведро, но успевает отшатнуться. Следующий кадр - лежащая ничком мама, одно наполненное водой ведро на срубе, а из колодца выплёскивается на неё вода от стремительно упавшего ведра с размотанной цепью. Вот так была убита мама Ивана - то ли осколком снаряда, то ли шальной пулей.
  
  В этом фильме, как и в последующих картинах, режиссёр активно использует в качестве метафоры воду: Днепр, колодец, дождь, болото. Ивану снится, как они с сестрой бегают наперегонки по мелководью. Очевидно, Тарковский видел в этом образе себя и свою сестру Марину. Фильм заканчивается этим кадром: солнечный день и счастливые дети резвятся у реки, но внезапно на экране возникает чёрное, сухое дерево и заслоняет солнце - стоп-кадр, конец фильма и конец жизни детей, так и не ставших взрослыми.
  
  Миллионы убитых и не родившихся детей отражены в регрессивной демографической пирамиде в виде скорбной урны,
  напоминающей ныне живущим потомкам о многомиллионных потерях детей и молодёжи 80 лет назад. И через каждое поколение повторяется низкая рождаемость, это особенно ярко видно на примере Белоруссии, потерявшей каждого третьего жителя - до сих пор не восстановлена довоенная численность населения.
  
  Другой сон - Иван с сестрой едут в кузове машины на яблоках под тёплым слепым дождём. Обычная картина для сельской жизни - собранный урожай везут на завод, но теперь она воспринимается как метафора счастливого, мирного, спокойного существования и в то же время как запретный плод той райской жизни, которой будут лишены миллионы мальчиков и девочек. Это рай во сне и ад наяву. Райская метафора подкрепляется следующим кадром: задний борт кузова падает, и яблоки высыпаются на землю. Их с явным удовольствием поедают лошади, символизирующие красоту, неукротимую свободу, грациозность, бесстрашие и, как сказано в Библии, воплощение совершенного творения Божьего.
  
  В подвале разрушенного храма лейтенант Гальцев предлагает Ивану полистать альбом гравюр Альбрехта Дюрера. Рассматривая гравюру "Четыре всадника Апокалипсиса" мальчик, говорит о всаднике первого плана: "Вот этот худущий на лошади - я точь-в-точь такого на мотоцикле видал - тоже топчет народ". Указывая на портрет Ульриха Варнблюлера Иван спрашивает: "Это кто такой? Фриц? - Это не то врач, не то писатель немецкий. - У них нет писателей. Я видел, как они книги жгли на площади. Бензином облили и подожгли. Неделю потом сажа летала". Этот диалог был вполне характерным для понимания ребёнком немцев как нации, он мыслит логически - если жгут книги, значит, не признают литературу, следовательно, у них нет писателей.
  
  Живопись присутствует во всех кинокартинах Тарковского в виде альбомов, картин, фресок, икон. Например, в автобиографическом "Зеркале" прототип Андрея в детстве листает альбом Леонардо да Винчи, в "Жертвоприношении" на стене висит его картина "Поклонение волхвов", в "Андрее Рублёве" это иконы и фрески великого иконописца. В "Солярисе" репродукции "Святой Себастьян" Антонелло да Мессина, "Охотники на снегу" Питера Брейгеля и так далее. Андрей обладал тонкой поэтической, музыкальной, художественной душой благодаря учёбе в музыкальной и художественной школе и влиянию отца - поэта Серебряного века Арсения Тарковского.
  
  Следует заметить, что не только в "Ивановом детстве", но и во всех фильмах Тарковского нет целых храмов - только разрушенные. Этим он подчёркивал бездуховность общества коммунистического атеизма. Хотя, как мы теперь знаем, наличие храмовых зданий не прибавляет духовности, если в них нет Бога, Святого Духа, истины и справедливости, если попираются христианские заповеди. Псевдопатриарх Гундяев, он же агент КГБ-ФСБ Михайлов хвалился, что в стране ежедневно открываются три храма. Вот только пустуют они, а на Рождественский молебен в 2023 году в храмы пришли 0,9 процента россиян. Люди ногами проголосовали против РПЦ, предавшей Христовы заповеди: "Не убий!" и "Возлюби ближнего как самого себя".
  
  Главная идея фильма "Иваново детство" - несовместимость войны и детства, войны и женщин, протест против войн как способа решения политических проблем. В конце фильма звучит фраза: "Неужели это не самая последняя война на Земле?" Увы, за 77 лет после 1945 года в мире было около 250 войн и вооруженных конфликтов. СССР и Россия принимали участие в 30 войнах, сколько в них пало жертв с обеих сторон можно только предполагать, данные засекречены. Человеческая жизнь в нашей стране во все времена не стоила ломаного гроша, поэтому никто их не считал и не сберегал: "Бабы ещё нарожают" - крылатая фраза маршала победы.
  
  Данные о потерях скрывают до сих пор, чтобы обелить бездарное руководство военачальников. Сталин говорил, что погибли шесть миллионов солдат, Хрущёв - 20, Горбачёв - 27, два года назад в госдуме обнародовали новые данные - около 42 миллионов. Так что ближе всех к истине был писатель-фронтовик В. Астафьев, который называл 47 миллионов: "Сталин за победу сжёг народ в огне войны". Поэтому, считал писатель, "...вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощение за бездарно "выигранную" войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови".
  
  В. Астафьев был одним из немногих писателей-фронтовиков, которые честно рассказывали о том, что видели собственными глазами и в чём принимали непосредственное участие, в отличие от лживых борзописцев, воспевавших "гениального генералиссимуса" и мнимые победы. Таких пропагандистов и сегодня как блох на бродячей собаке. Он гневно разоблачал этих графоманов и организаторов победобесия: "Я не был на той войне, что описана в сотнях романов и повестей. Я был на совершенно другой войне..." Он, чудом уцелевший, имел моральное право от имени миллионов павших говорить их устами: "Помним? Гордимся? Враньё. Ничего мы не помним. Особенно главного. Что гордиться нечем. Только скорбеть".
  
  В. Астафьев открыто обличал власть имущих, какой она была и тогда в СССР, и сегодня в России: "Власть всегда бессердечна, всегда предательски постыдна, всегда безнравственна". Он видел шкурных военачальников в машинах с коврами, наевших розовые щёки, прятавшихся за спинами солдат: "советская военщина - самая оголтелая, самая трусливая, самая подлая, самая тупая из всех, какие были до неё на свете. Это она "победила" 1:10! Это она бросала наш народ, как солому, в огонь - и России не стало, нет и русского народа".
  
  Рассказывал знаменитый писатель о том, как на солдатской крови старшие офицеры делали карьеру, увешивая себя многочисленными наградами, как погибали лучшие, а выжили всякие вертухаи, приспособленцы, каратели из заградительных отрядов, жили долго и рассказывали о мифических победах, не имея к ним никакого отношения: "Так всегда было. После всякой войны бросали и предавали тех, кто добыл победу и спас шкуры власть имущих". С горечью и сарказмом он писал: "отнимая нашу победу, повысовывалось вперед столько всякого народу, что мы оторопели: вот, оказывается, кто подвиги-то совершал - журналисты, артисты, кинохроникёры, контрразведчики, тыловики всех мастей, а генералы так прямо носом землю рыли на передовой, ну а уж комиссары, те просто только и кричали: "Коммунисты, вперёд! Коммунисты, вперёд!"
  
  80 лет пропагандисты врут о войне, и чем дальше от неё, чем меньше живых ветеранов, тем больше наглого вранья. И вот уже какое-то ничтожество, которое и в микроскоп разглядеть нельзя, в окружении опереточных персонажей возглавляет марш в день Победы! Какие-то половозрелые особи разукрасили германские Мерседесы, Ауди, БМВ надписями: "На Берлин за немками!", "Можем повторить!" Что же вы, недоумки, недоразвитые патриоты, так и не научились производить приличные автомобили? Почему вы 105 лет ездите на американских, германских, японских, корейских машинах? Если сильно повезёт, то за весь день встретишь на дороге одного 80-летнего пенсионера на советских "Жигулях".
  
  Виктор Петрович прозорливо предупреждал: "Тот, кто врёт о войне прошлой, приближает войну будущую". Так и случилось. Вступая в третье тысячелетие, наверное, никто не задумывался о том, что Россия под барабанную дробь фантастических обещаний входит в полосу фашизации страны. Чем меньше было реальных дел, тем громче трубили и врали о Второй мировой войне. Сознательно были уничтожены наука, образование, система здравоохранения и социального обеспечения, культура, 78 тысяч промышленных предприятий, 30 тысяч деревень, все демократические завоевания второй "оттепели". Для того чтобы окончательно добить страну, нужно было создать образ врага и переключить внимание слабоумных с внутренних проблем на внешние "угрозы".
  
  Мудрый писатель предчувствовал неизбежность национальной трагедии: "Одного хочу - не дожить до следующей войны. Мне не перенести её будет, ибо я знаю, что ждёт наших детей, внуков и русский народ, точнее, остатки его, уже раздробленные, полуассимилированные, деморализованные". Он, как и все его ровесники, ветераны Второй мировой войны, его собратья по перу: Виктор Некрасов, Василий Гроссман, Александр Солженицын, Борис Васильев, Булат Окуджава, Василь Быков не дожили до самой позорной войны в российской истории. Зная это заранее, Виктор Астафьев выразил свою гражданскую позицию: "Повторись война, я нынче ни за что не пошёл бы на фронт".
  
  Роман В. Астафьева "Прокляты и убиты" недавно признан лучшей книгой о Великой Отечественной войне. Русский ПЕН-центр открытым голосованием провёл выборку из 200 произведений. Книга Виктора Астафьева набрала больше голосов, чем не менее известные в литературном мире повесть Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" и роман Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Недавно антинародная власть продлила секретность военных архивов до 2040 года. Так откуда возьмутся правдивые учебники о войне 80-летней давности, если руководство скрывает правду об Афганской, Чеченской войнах, о потерях в Грузии, Приднестровье, Украине?
  
  Министр обороны Афганистана Ахмад Шах Масуд в своём письме советскому послу Ю. М. Воронцову от 2 сентября 1989 года писал, что поддержка Советским Союзом НДПА привела к гибели более 1,5 миллионов афганцев, а пять миллионов человек стали беженцами. По данным исследования, проведённого офицерами Генерального штаба ВС СССР под руководством профессора Валентина Рунова, безвозвратные людские потери 40-й армии составили 26 000 человек, хотя официально признаны 15 000 погибшими. В советской и российской статистике правды ещё меньше чем в греческой мифологии.
  
  Чеченская республика Ичкерия в результате двух войн потеряла 300 тысяч убитыми, в том числе 40 тысяч детей. В Сирии погибло 69 494 только мирных жителей, среди них 11 493 - дети и 7 371 - женщины. Война продолжается, и данные о потерях постоянно изменяются. В Украине уже погибли десятки тысяч мирных граждан, сотни детей. Потери со стороны России по данным ВСУ более 130 000 тысяч солдат за год. Счёт тяжело раненных с обеих сторон (инвалидов без рук и ног) идёт на сотни тысяч. Эта страшная гуманитарная катастрофа - результат злодейства безумных политиков-милитаристов.
  
  Любая война - это преступление против будущего, лишение миллионов человек жизни, тем паче детей, младенцев - это тягчайшее преступление против человечности, против Творца, давшего жизнь всем этим людям. Никто не вправе, кроме Господа, лишать жизни кого бы то ни было, даже самого себя. Об этом постоянно размышлял Тарковский: "Мне кажется, драматизм нашего времени заключается в том, что мы находимся в разрыве, в конфликте между духовным и материальным. В этом и есть причина, которая привела к нынешнему положению в нашей цивилизации - драматическому и, я бы сказал, трагическому положению..."
  
  Мне думается, что это так и есть - даже в Союзе, несмотря на бедность, отсутствие элементарных благ, люди на бытовом уровне были гораздо милосерднее друг к другу, соседи общались, родственники дружили. Люди в трудовых коллективах совместно проводили свободное время. С уничтожением промышленности на смену коллективизму пришёл индивидуализм в наихудшем понимании этого слова. Население оказалось не готово к тем материальным благам, доступ к которым стал возможен после распада СССР. Деньги затмили сознание многих, и люди утратили нравственные ориентиры: всё продаётся и всё покупается.
  
  На мой субъективный взгляд доминирующей чертой большинства русских является зависть: "Не так жалко павшую корову, как то, что у соседа жива". Не умеют они радоваться успехам коллег, соседей, родственников, не развито у них чувство эмпатии - зависть разъедает их изнутри и делает злобными. Вторая черта - лень, блестяще показанная И. Гончаровым на примере Обломова, Н. Гоголем в образе Манилова. Вкупе с пьянством она приводит к плачевным результатам деятельности: всё тяп-ляп, через пень-колоду. Ничего не умеют делать: ни самолётов, ни машин, ни дорог, ни компьютеров, ни телефонов - всё импортное. Разучились производить даже то, что делали в Союзе. Зато в воровстве и коррупции им нет равных во всём мире. Живут исключительно за счёт природных ресурсов.
  
  Именно чёрная зависть к Украине, ставшей на путь демократических преобразований, где выборы президента проводятся через каждые пять лет, где народ сверг кремлёвского ставленника, уголовника Януковича и явилась главной причиной агрессии в суверенную страну. Мстительность закомплексованного карлика общеизвестна. Он вложил колоссальные средства в продвижение своей марионетки, на подкуп чиновников и внедрение агентов ФСБ во все государственные структуры Украины - и такой неожиданный облом, народ сделал самостоятельно свой выбор!
  
  Провозглашённая чекистом СВО, а по факту полномасштабная война в суверенной Украине, преследовала цель "демилитаризации, денацификации и расширения границ так называемых ДНР и ЛНР". На самом деле, прикрываясь высокопарными лозунгами о защите "русского мира", агрессор предусматривал исключительно меркантильные, хищнические, захватнические планы, о которых поведал миру не просыхающий алкоголик, пучеглазый Нипричёмыш.
  
  "Зампред Совбеза заявил, что Россия продолжает работать над достижениями целей СВО. Украина потеряла территории, которые обеспечивали ей около 40% национального промышленного потенциала и около 15% ВВП до конфликта, доступ к запасам полезных ископаемых на более чем $12 триллионов, включая 63% месторождений угля и 42% металлов. Также "в пропасть летит" и сельское хозяйство Украины, где зафиксировано "резкое падение урожая", отметил Медведев. По его данным, общие потери страны от столкновения с Россией достигли $830-850 миллиардов".
  
  Что это, если не признание для Гаагского трибунала? Вот она истинная цель - захват месторождений на 12 триллионов долларов! Клинический идиот признал, что Россия нанесла урон Украине в размере 850 миллиардов долларов и тем облегчил работу экспертов трибунала. Вот эту колоссальную сумму Россия и заплатит в качестве репараций Украине. Да ещё оплатит иски за каждого погибшего украинца - дети, внуки и правнуки нынешних россиян будут пожизненно расплачиваться за авантюру кремлёвских шизофреников. Для русских имперцев, шовинистов, ксенофобов и мизантропов наступит горькое похмелье.
  
  Эта катастрофа никогда бы не случилась, если бы послевоенные поколения россиян изучали историю Второй мировой войны не по лживым, шапкозакидательским учебникам истории, а по книгам Виктора Астафьева, если бы они смотрели на войну глазами Вани Бондарева из фильма Андрея Тарковского "Иваново детство". Им бы точно не захотелось "повторить". Не сомневаюсь, что в обозримом будущем тема фашизации России и расстрелянного детства станет доминирующей для учёных историков, социологов, философов, психологов, писателей, драматургов и режиссёров.
  
  Шестакова Раиса
  Кандидат исторических наук, доцент
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"