Прянички
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Петр Шерешевский.
ПРЯНИЧКИ.
Пьеса в трех действиях. (Второй вариант).
Действующие лица:
ОБРУЧЕВ КОНСТАНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор, около 30 лет.
ДАША БЕСПАЛОВА - 26 лет.
ВАРЯ БЕСПАЛОВА - ее дочь, 7 лет.
УТКА ФЕДОР ГАВРИЛОВИЧ - главврач больницы, около 50 лет.
УТКА ИРИНА ИВАНОВНА - его жена, чуть за 40 лет.
ТЮТИН ПЕТР - доктор, около 30 лет.
АЛЛОЧКА - медсестра, 17 лет.
ГРАЧЕВА СОФЬЯ СТЕПАНОВНА по прозвищу ГРАЧИХА - квартирная хозяйка, за 60 лет.
ФОКУСНИК.
ЕГО ЖЕНА.
ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА.
МИЛИЦИОНЕР.
ЖЕНШИНА.
ЕЕ ДОЧЬ.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
Пролог.
Вагон поезда дальнего следования.
За окном мелькают бесконечные равнины средней полосы России. Столбы, провода.
Столик в купе. Яйца, курица в газетке, яблоки, коробок с солью. И, конечно же, чай в стаканах с подстаканниками - куда ж без него в дороге. Видно, что люди здесь обжились, завели возможный нехитрый уют - не первые сутки уже едут.
В купе трое.
Константин Обручев - молодой человек лет тридцати с неправильными, но располагающими чертами лица. Он неловок в общении, то скован, то излишне порывист. Когда увлекается, его манеры выдают совершеннейшего ребенка, но Обручев научился это прятать. И впечатления чудака не производит. Так, чуть-чуть не от мира сего, и то, если очень уж пристрастно приглядываться.
Напротив семейная пара. Мужчина - ровесник Обручева, кучерявый малый, живой и насмешливый. Его жена тиха, мила и почти незаметна. Она мгновенно убирает со стола образовывающийся сор. И подотрет, и крошки смахнет. А когда этого не требуется - подопрет щеку ладошкой и влюбленными глазами глядит на мужа.
Мужчина с любопытством наблюдает за Константином. А того, что называется, "понесло". Так случается с людьми, ведущими уединенный образ жизни и обделенными душевным общением: как начнут разглагольствовать - не остановишь.
ОБРУЧЕВ. Подъезжаем уже. Через какой-то час выйду и погружусь в новую жизнь. Чужую. Как это все-таки манко - вон домик, а там люди живут. И так же как ты, а вроде бы иначе. Может умнее, лучше, осмысленнее. Может где-то там судьба твоя ждет, а ты живешь, и даже не догадываешься...
Как-то я за всю жизнь не выезжал никуда. А книжки в детстве любил про путешествия. " Остров сокровищ", " Всадник без головы", " Вокруг света на воздушном шаре".
ФОКУСНИК. Ну, это вы загнули. В окошко-то гляньте: поля, поля... Скука, тишь да гладь. Муха прожужжит - уже событие. Не видать вам здесь ни пиратов, ни индейцев, ни скачек через прерии. И не ищите.
ОБРУЧЕВ Нет уж, вы меня не разочаровывайте. В больнице, когда эта командировка возникла - у меня аж сердечко застучало. Чуть не на коленях вымолил - пустите Христа ради. А потом дни считал крестиками в календарике.
Скучно я живу. Работа - дом. Дома мама с папой, на работе сослуживцы. Не удивляет ничего, а каждый день, как сотни предыдущих. Я, знаете ли, с людьми тяжело схожусь, нигде не бываю. Работаешь - света белого не видишь. Как на дежурство кого подменить - вечно я. Отказывать не умею. А и куда идти-то....
Не современный я какой-то, не своевременный. Ни друзей, ни любви человеческой. Сначала учился: ординатура, аспирантура, - так все некогда было. А сейчас вроде как и поздно. Кто в тридцать лет друзей заводит? Смешно... А женщины - я и не знаю этих подходов. С ними же как-то нужно, смешить, остроумничать.
С вами разболтался как-то, да это потому - не в своей тарелке. В поезд сел - будто кожу сбросил, другим человеком сделался. И все жду чего-то. Скажите, это у меня только или вы тоже? Как в поезд садитесь, кажется: жизнь твоя переменится?
ФОКУСНИК. Не знаю... Это для нас так, обыденность. Я и родился-то на колесах, в придорожном медпункте. И с тех пор всю жизнь так: Омск - Новосибирск, Воронеж - Самара.
ЖЕНЩИНА. А гостиниц этих - и не упомнишь...
ОБРУЧЕВ. Как я вам завидую.
ЖЕНЩИНА. Ой, не завидуйте. Это все быстро приедается. Цыганщина... Хочется, например, картинку повесить, или занавеску новую, а некуда...
ФОКУСНИК. Нет, я, признаюсь, поезда до сих пор люблю. Здесь мне дом родной, здесь мне родина. Это Настюша моя скрипит все. Она у меня не из цирковых, не потомственная. Я ее, как цыган коня, выкрал.
Заслышав про потомственных циркачей, Обручев вскинулся, глазки его разгорелись, как у заядлого рыбака в магазине снастей.
ОБРУЧЕВ. Господи, двое суток едем. А я и не полюбопытствовал... Вы что же, артисты?
ФОКУСНИК. Циркачи мы. Фокусники.
ОБРУЧЕВ. Что же вы раньше-то не сказали? Жалость-то какая. Покажите что-нибудь.
Фокусник недовольно поморщился, но Константин, завидев реакцию, порывисто схватил его за руку.
ОБРУЧЕВ. Нет, нет, не хмурьтесь. Я же понимаю, к вам все эдак пристают. Артист - прикинься.
Просто я с детства мечтал... Вблизи увидеть. Я однажды в цирке был. Вот там фокусник так фокусник! Он и перчатки в голубей превращал, потом плащ снимет - взмахнет - а в руках у него аквариум, а в нем рыбки золотые. Потом из вазы огромной, воды полной, девушки выходили - сухие, в блестках, улыбаются. Как сейчас помню. А начинал он с совсем простенького фокуса. Яблоко берет в руку - раз - а рука-то пустая. А яблоко уже в другой руке.
Больше всего меня это яблоко поразило. Я тогда родителей разорил: целую неделю на представление таскался, в первом ряду сидел. Вот сейчас, думаю, замечу, куда он это яблоко прячет... Так и не разгадал. И до сих пор мечтаю. В близи бы увидеть. Вот как вас сейчас.
ФОКУСНИК. Ну-с, мечты детства должны сбываться.
Фокусник с невинным видом в точности повторил описанный трюк с яблоком. После чего лукаво подмигнул Константину.
ФОКУСНИК. Ну что? Разгадали?
ОБРУЧЕВ. Ловко. А можно еще раз?
ФОКУСНИК. Конечно.
Фокусник снова взял яблоко в руку, неясный жест - и оно растворилось в воздухе.
ФОКУСНИК. Смотрите, все просто. Разгадка-то - вот она. Яблоко я вот здесь спрятал, за ладошкой.
Фокусник пригласил Обручева заглянуть за тыльную сторону руки, но тут же у него самого брови удивленно взлетели вверх.
ФОКУСНИК. Ой, а куда же оно делось? У себя в кармане посмотрите.
Обручев лезет в карман и действительно обнаруживает там яблоко.
ОБРУЧЕВ. Чудеса!
ФОКУСНИК. Уф, устал.
Он наливает газировки в стакан, подносит ко рту - стакан исчезает.
ФОКУСНИК. Что же вы попить не даете?
Достает стакан все из того же кармана Обручева. Не расплескав ни капли. Выпивает. Смеется. Обручев наблюдает за представлением с таким восторгом, будто ему три года, а никак уж не тридцать.
ОБРУЧЕВ. Вы смеетесь... А я на все это гляжу - и мне радостно. Жить радостно. Надежда какая-то. Ведь это же исконные мечты человеческие: становиться невидимым, создавать из воздуха что хочешь, преодолевать время и пространство.
Фокусник, не прерывая беседы, принимается жонглировать яблоками.
ФОКУСНИК. Это что... Это все фокусы. А вот вы, медики, знаете, отчего человек живет. Отчего умирает - это еще вроде понятно, это еще туда-сюда. Сломалось что-то в механизме. Был цыпленок заводной с ключиком, знает такой - тук-тук-тук. Сначала у него крыло откололось, ножки погнулись, а потом и вовсе пружинка лопнула. А вот от чего живет? Я вроде и слыхал: клетки, белки, сердце опять же кровь гонит. А как это со мною связано уразуметь не могу.
ОБРУЧЕВ. Ничего-то я не знаю. Укол могу в попу сделать и по коленке молоточком постучать.
Как-то мне все кажется, будто я и не жил вовсе, не начинал еще... И голова от этого болеть стала. Каждую ночь... Пытка египетская. Что ж, думаю болит-то она. Ядерно-магнитную томограмму себе сделал - это вроде рентгена - портрет мозга.
Обручев достает из портфеля рентгеновский снимок человеческой головы. Снимок черно-белый, а поверх него, в центре, рядом с виском - красным фломастером очерчен черный круг почти правильной формы.
ОБРУЧЕВ. И что же вы думаете? Вот здесь у меня шарик - вроде того, которые вы, фокусники изо рта достаете... Опухоль мозга. Не операбельно. Теперь знаю - всего год-то мне и отмерено... Пожить попробовать. Только волшебнику и под силу-то шарик этот из головы моей вынуть. Или фокуснику вроде вас. Не возьметесь?
Сцена 1.
Почти лето, жарко и пыльно.
Вокзал провинциального городка. Уличные торговки, разложив товар на перевернутых картонных коробках, перекрикивая друг друга зазывают проезжающих. Поеживаясь, Обручев спускается по железным ступенькам и спрыгивает на перрон. На нем новые тупоносые по последней моде ботинки, купленные специально перед поездкой, и коричневый замшевый пиджак. Пиджак этот дед Константина Семен Моисеевич когда-то привез из Болгарии, но носить столь шикарную по тем временам вещь не решался, берег, да так и провисел пиджак в шкафу до самой дедушкиной смерти. Извлеченный же на свободу, оказался чуть устаревшим, но добротно-солидным. И, за неимением лучшего, украсил гардероб Константина.
Обручев опускает с плеча распухшую дорожную сумку и вертит головой. Кто его будет встречать, он не знает и полагается на интуицию. Но никто не ответил на призывно ищущий взгляд ответным - а, это вы, а, это я... - и Обручев придав лицу независимое слегка недовольное выражение, рассеянно оглядывается по сторонам. Вдруг...
... Женщина с девочкой, по виду мать и дочь... Солнце как-то по особенному освещает их, вороненые волосы льются по ветру, голоса их, как музыка...
ДАША. Пря-я-янички! Пря-я-янички!
ВАРЯ. Пря-я-янички!
ДАША. Что смотрите? Берите. Со сгущенкой - пятнадцать, с вареньем - десять. Берите, вкусные, свеженькие. ( Обручев трет себя пальцем по щеке). Что?
ОБРУЧЕВ. У вас щека испачкалась... В саже.
ДАША. Спасибо. ( Вытирает). Все?
ОБРУЧЕВ. Нет. Еще вот здесь осталось.
ДАША. ( Присаживается на корточки, дает дочери платок.) Доча,
вытри. ( Варя старательно вытирает лицо матери).
К Обручеву подбегает Петя Тютин. Это вечно всклокоченный молодой человек с бегающими глазами. Он и всегда возбужден, а сейчас взбудоражен даже больше обычного. Речь его сбивчива, жесты суетливы.
ТЮТИН. Это хорошо, что ты приехал. Очень хорошо! У них здесь ужас, что творится. Главврач редкостная дубина, челюсть - во, а лобик узенький. Утка - фамилия. Умный, как утка. Ну, ты увидишь.
ОБРУЧЕВ.(Медленно перевел взгляд). Здравствуй, Петя.
ТЮТИН. А? А, да, да. Я говорю, хорошо, что ты приехал, хоть один здравомыслящий человек, не лапоть, как все эти. Дерё-ё-ёвня! Ты представляешь, что они удумали? Читать невропатологию воспидрилам детсадовским! За три дня! Три дня читаешь, на четвертый - экзамен. Ты можешь себе представить? Бред...
ОБРУЧЕВ. Так я для этого и приехал.
ТЮТИН. Ну, я и говорю.
ОБРУЧЕВ. Что?
ТЮТИН. Что?
ОБРУЧЕВ. Что говоришь, Петя?
ТЮТИН. Я говорю, хорошо, что ты приехал. (И они пошли. Мимо деревянных домишек и купеческих особняков. Подошли к серому тяжеловесному, похожему на тюрьму зданию детской городской больницы, прошли через проходную и дальше, по коридорам с облупившейся грязно-зеленой краской... На протяжении всего пути Тютин безостановочно болтал ). Это здорово, что невропатологию читать. Этим дурам полезно. Дурынды первостатейные, я тебе доложу! Они уже со вчерашнего вечера тебя дожидаются. Со всего района понаехало. Галдят все, щами пахнут. У всех попы, груди - как у Петрова Водкина. Я все думаю, как они с такими формами в дверь проходят? Загадка, брат. Боком наверное... И где их таких как на подбор выискали?
Я одну потрогал, не удержался. С детства, знаешь ли, мечтал об этаком экскаваторе. Визгу было! Но теперь она так на меня смотрит, так смотрит, на все готовая. Но я пока раздумываю. Не ровен час окочуришься под такой гиппопотамшей.
ОБРУЧЕВ. Ладно, жить-то я где буду?
ТЮТИН. Это все главврач. Я то не знаю. Мы сначала к нему. Но главврач здесь мужик хороший. Простой, знаешь, такой, но правильный.
ОБРУЧЕВ. Ты же говорил, дубина.
ТЮТИН. Да?
ОБРУЧЕВ. Да.
ТЮТИН. Да, ну я и говорю, дубина. И не столько дубина. Сколько волчара. Не прост. Ты с ним поосторожней. Проглотит, не подавится, даже косточек не выплюнет. Желудок луженый, все переварит. Мы с ним на днях раков лопали, с душком. Они, понимаешь, у меня в холодильнике лежали, а он потек, воды по колено. Не выбрасывать же. Они так даже аппетитнее, пикантнее. Так я всю ночь пробегал, а ему хоть бы хны. Зверь мужик.
ОБРУЧЕВ. Так вы приятели?
ТЮТИН. Ну да, ну да. Он у меня знаешь где? Я его вот так держу! Не рыпнется! Он же понимает, с кем дело имеет. Я столичная штучка как никак, почти дипломант, а он из медбратьев, понимаешь! Повышение квалификации-шмалификации, и, пожалуйте бриться, главврач. Но он чует! Чует! Вот он у меня где! Я ему так и говорю, Гаврилыч, цыц. Знай свое разумение неразумное! И он меня слушает, боится.
ОБРУЧЕВ. Да?
ТЮТИН. Да! Он меня, гад такой, в такой клоповник поселил, хозяйка вечно студень варит, вонь, я тебе доложу, не забалуешь! Все пропахло! А у меня койка в углу. Он и тебя так поселить грозился. Я знаю! Я все знаю! Мы с ним друганы. Ничего, говорит, пару неделек поживет, не растает, не сахарный.
ОБРУЧЕВ. Ты же говорил, не знаешь, где меня поселят.
ТЮТИН. Как не знаю? Я все знаю! Я и выбирал! То есть не я, то есть не точно. Просто я говорю, пересели ты меня, Гаврилыч, христа ради. А на мое место Костю, к моей хозяйке то есть. Но это так, это не точно. Это все он! Сноха она ему, что ли... Вроде того. Не знаешь, сноха - что такое?
ОБРУЧЕВ. Не знаю.
ТЮТИН. Да и жалко ее, женщина хорошая, на одну пенсию, да еще на вокзале вроде торгует... Тоже понимать надо! Входить в положение!
ОБРУЧЕВ. Так меня туда?
ТЮТИН. Да я не знаю, откуда мне знать! Это все он. Но ты, как войдешь, сразу кулаком по столу. Дескать, не согласен я у Грачихи жить. А если что, на меня кивай. Он у меня в кулаке, не распрыгается! Знаешь, ты, как войдем, молчи. Я говорить буду! Он меня боится! Я ему покажу, дубине, сноха! А ты, знаешь, улыбайся эдак презрительно, как ты умеешь. Добро?
ОБРУЧЕВ. Добро.
ТЮТИН. Ну, то-то! Не боись! Со мной не пропадешь! А, вот и дверь его. Смелей, смелей, с Петей Тютиным не пропадешь. Улыбайся, давай, и фасон держи. Ну, пошли?
ОБРУЧЕВ. Пошли.
ТЮТИН. С Богом, где наша не пропадала. ( Он перекрестился, поплевал через плечо и робко постучался во взгромоздившуюся перед его глазами дверь. Потом деликатно потянул за ручку, просунул кончик носа в образовавшуюся щелочку и срывающимся голосом, с придыханием, прошептал). Здравствуйте. Федор Гаврилович. Можно к вам или подождать?
УТКА. Заходите. М-да... (Тютин и Обручев вошли в кабинет главврача. Мебель здесь добротная, тяжелая, какого-то темного дерева. Шторы на окнах тоже тяжелые и темные, светонепроницаемые. Сам хозяин кабинета - под стать всей обстановке - человек солидный, рубленный. Говорит густым басом, в каждом движении сквозит барственность, довольство собой. Часто похохатывает, при этом живот его трясется в такт). Здравствуйте, молодой человек. Вы кто?
ТЮТИН. Это Костя Обручев. Однокурсник мой по Питеру. Ну, в смысле молодой специалист. Лекции к нам приехал читать.
УТКА. А! Это, значит, вы и есть. Столичная, понимаешь, наука! Можно подумать, у нас своих нет. Невропатологов, прости господи. Эка невидаль, выдумали. Как вас?
ОБРУЧЕВ. Константин Анатольевич.
УТКА. Анатольевич. Ха. Говорили, кандидат наук приедет. Талант. А приехал, понимаешь, Константин Анатольевич. ( Хохочет).
ОБРУЧЕВ. Простите, я не понимаю.
УТКА. Да ладно тебе, не обижайся. Молод ты просто, как я погляжу, кандидат наук. Вот я с тобой и по-отечески. У нас здесь без всяких этих самых, по-простому. Глушь, понимаешь, провинция. Нечего и фордыбачить. Народ он простоту любит. Вот я тебе как на духу и говорю - не обидим, а если б моя воля, ни копейки тебе б не заплатил, Костя. У меня знаешь, сколько медсестра получает? Фиг, да ни фига. А ты тут приехал, здрасьте, и за две недели ему кучу денег отвали.
ОБРУЧЕВ. Это как-то оскорбительно даже. При чем здесь медсестры?
ТЮТИН. Ты, Костя, не говори. У них, знаешь, какая работа тяжелая, нервная...
УТКА. Во-во, правильно, правильно. В попу иголками тыкать! Вот видите, и товарищ вам свидетельствует. Баловство все это и разврат.
ОБРУЧЕВ. Абсурд какой-то.
УТКА. Ишь ты. Ершистый какой. Ладно, Константин Анатольевич, поселим мы тебя хорошо, там и покормят, и бельишко чистое постелят. Сегодня обживешься, а завтра с утречка милости просим приступать к своим обязанностям. Петя, проводишь товарища?
ТЮТИН. Конечно, Федор Гаврилович.
ОБРУЧЕВ. Вы извините, Федор Гаврилович, но я бы предпочел гостиницу.
УТКА. Так это считайте, Константин Анатольевич, и есть гостиница. Домашнего типа. Отдельная комната, все удобства. (Утка вдруг ласково подмигнул и потер руки). А пока, коньячку, ребятишки...(На столе, как по мановению волшебной палочки, появляется все приличествующее моменту: сыр и шоколад, хрустальные рюмки и бутылка коньяку, конечно.) По рюмахе, за знакомство. Здесь, Костя, у нас коньяк делают - куда там французам. А это - да будет вам известно - вообще коллекционная бутылочка. Мне сам директор заводишка презентовал на юбилей. Тара-то обычная, а льют из особой бочки. Ну?
ОБРУЧЕВ. ( Пригубил). Вкусно. Я вообще в коньяках не очень-то разбираюсь.
УТКА. Учись. По небу пропускай и ноздрями выдыхай. Вот. Так амбр чувствуется. Учись, учись... И в провинции люди живут - не пальцем деланы. Вкус имеют. К жизни. Эх, Костя, перебирался бы ты к нам. Что там в столицах твоих? Шум, грязь, суета, все локтями пихаются. Отделение тебе дам, невропатологическое. Мне, брат, смену себе готовить надо. Я уж умаялся. На пенсию уйду - на кого я больницу оставлю? На Тютина? Так он недоучка-тютя и есть, правильная фамилия. Давай, давай, сырком закусывай. А в выходные мы на шашлычки ко мне на дачу махнем. У меня рецепт особый. Я жене не доверяю, сам замачиваю. Скажи, Петруша, хороши мои шашлычки?
ТЮТИН. ( Поцеловал кончики пальцев). Пища богов.
УТКА. То-то. Я им всем здесь благодетель, отец родной. Они понимают, ценят, хамы неблагодарные.
Сцена 2.
Вечер того же дня.
"Частный сектор" городка, дома здесь сплошь деревянные, покосившиеся развалюхи, сиротливо жмущиеся друг к дружке. Лишь кое-где, нарушая общий ландшафт "деревеньки" в нее вклиниваются каменные особняки за высокими заборами, да на горизонте виднеются несколько блочных домов.
Комната в доме Грачихи. Потолок низкий, фанерный, с облупившейся белой масляной краской. На одной стене ковер с оленями, над кроватью тоже коврик с вытканной лубочной Мадонной с младенцем. Полы скрипучие из длинных крашеных досок
Стук в дверь. Хозяйка с кряхтением поднялась, переваливающейся утиной походкой двинулась к сеням. Это полная рыхлая женщина с грубым некрасивым лицом в засаленном халате. Говорит она громко, почти кричит, все манеры ее грубоваты, но настолько естественны, что не вызывают раздражения.
Грачиха открыла дверь, уставилась на гостей. На пороге Обручев и Тютин.
ГРАЧИХА. А, жилец, ноги вытирай.
ТЮТИН. Здравствуйте, Софья Степановна.
ГРАЧИХА. И ты, малохольный, явился? Что тебе тут, двор постоялый? Съехал, так и не шляйся. Ступай, ступай, ветер в хвост.
ТЮТИН. ( Обручеву, тихо). Она не в духе просто, а так - очень даже душевная женщина, приветливая по-своему.
ГРАЧИХА. Что ты там бурчишь? Пшел, тебе говорят. Заходи, жилец, располагайся. Вот койка твоя, вот полочку в шкафу освободила.
ТЮТИН. (Неуклюже топчется в дверях. Видно, что уходить, расставаться с приятелем ему неохота.) До свидания.
ГРАЧИХА. Иди, иди. Скатертью дорога.(буквально вытолкнула Тютина за порог. И дверь захлопнула.) А ты куда прешь, жилец? Руки мой сначала. Я пока на стол соберу. Угощает Грачиха, радуйся. Сыт будешь. Ты надолго сюда?
ОБРУЧЕВ. На две недели.
ГРАЧИХА. Ну-ка, руки покажи, чисто вымыл?
ОБРУЧЕВ. Вы смеетесь надо мной что ли?
ГРАЧИХА. Покажи, покажи. Нечего грязь об мои полотенца обмазывать. ( Берет его руку). На две недели, говоришь?
ОБРУЧЕВ. На две.
ГРАЧИХА. То-то и видать. Ты закусывай. Студень бараний. Настойка сливовая.
ОБРУЧЕВ. Спасибо, я не голоден.
ГРАЧИХА. Ври, да не завирайся. Лопай.
ОБРУЧЕВ. Что?
ГРАЧИХА. Налегай, налегай. Пирожки домашние с яйцом с луком. Небось, и не +пробовал таких-то. Тебя как звать? Меня Софьей Степановной, но все Грачихой кличут.
ОБРУЧЕВ. Константин Анатольевич.
ГРАЧИХА. А по фамилии?
ОБРУЧЕВ. Обручев.
Обручев взглянул в окно и замер, не донес пирожок до рта. На улице южная черная ночь, а в окне напротив горит свет. И картина в этом квадрате, разрезанном крестовиной рамы видна ясно во всех подробностях. Там голенькая девочка лет семи стоит в синем тазу, а молодая женщина, та самая, которая сегодня на вокзале торговала пряниками, поливает ее из ковша с облупленной эмалью. Вода струится по распущенным волосам дочери, мать в просторной мужской рубахе, рукава закатаны выше локтя, на обнаженных руках хлопья пены.
ГРАЧИХА. Что уставился? Баба дочку моет - не видал никогда? Дашка, непутеха, занавесок закрыть не соображает, а туда же, нос задрала, слово ей не скажи. Ты жуй, жуй, что застыл, малохольный.
ОБРУЧЕВ. Я ее сегодня на вокзале видел.
ГРАЧИХА. Видел - ну, и видел, кто ее не видел. Хоть каждый день ходи смотри, все зенки высмотри. Мы с ней вместе торгуем. Жалею я ее, к делу пристроила по-соседски. А то жалко смотреть, как люди жить не умеют. Опять же, ребятенка жалко.
ОБРУЧЕВ. Кто она?
ГРАЧИХА. Кто-кто... Баба с сиськами, Дашкой звать. Нет, худого не скажу, она добрая только недоделанная какая-то, непутеха. Чумная - страсть. Вечно у нее истории. То понос, то золотуха. Хотела бы, нормально бы жила, не мыкалась. Ан нет, все гордость! А по мне эта гордость - та же глупость, только слово другое. От ума все, образование, черт его задери. Далось оно людям, это образование. Шибко грамотная. Она, видишь ли, на пианинах играет. На пианинах играет, а дите прокормить - кишка тонка. С таким задом да рожей - мужики сплошь облизываются - а ничего лучше, чем глотку на вокзале драть, да от погонов бегать, найти не может. Дура, дура и есть. Зла не хватает.
Обручев уже не слушает, он просто заворожено глядит в окно. Голос Грачихи доносится до него как бы издалека, как гул поезда, как жужжание комара. В это время Даша взяла дочь на руки, отнесла в постель, укрыла. Взяла книжку, чтобы почитать дочери перед сном. Конечно, Костя не моет слышать голоса ее, но до нас он доносится, может, это фантазия Обручева, но ему кажется, что и он разбирает слова.
ДАША. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Если б я была царица -
Молвит первая девица...
А Грачиха болтает, болтает...
ГРАЧИХА. Мне б ее годы, да мордализацию, я б всем показала. Я в молодости так мужиками вертела - будьте нате. Все имела, в свое удовольствие жила. А красоткой такой никогда не была, куда мне. А теперь одна радость - вот наливочку из слив настоишь, да вечерами наклюкаешься. Ты пей, пей, знатная наливка-то. Эх, разнесло меня на старости лет, а все потому - поесть люблю. Да не вот эти все гоголи-моголи, а чтоб борщ - так борщ, чтоб ложка стояла, да на сале топленом. А что ж я, дура, отказываться-то. Какие еще у меня удовольствия в мои-то годы? Пожрать, выпить, да спать завалиться. А что жир на боках нарос - так кому какое дело? Верно говорю? Эй, жилец, я к тебе обращаюсь.
ОБРУЧЕВ. Что?
ГРАЧИХА. Да ты не слушаешь никак? Замороженный какой-то. Спать пора, говорю, я ложусь, а ты чтоб не топал, и дверьми не хлопал. И вперед, чтобы этих ночных шатаний не было у меня. В десять часов изволь спать. У меня строго. Я не посмотрю, что тебя Гаврилыч прислал, выставлю за милую душу. Все. Завтра будешь уходить - ключ под ковриком оствишь. Плетеный такой. (Ушла).
ОБРУЧЕВ. Если б я была царица, третья молвила девица, я б для батюшки царя родила богатыря. Пря-я-янички, пря-я-янички.
Сцена 3.
Прошло несколько дней.
Вокзал. Просторный, полупустой зал ожидания Деревянные лавки по стенам. Серым серо. Тусклое мерцание ламп дневного света только усиливает ощущение полутьмы, неуюта. На одной из скамеек, облокотившись о спинку дремлет Даша. Рот полуоткрыт, синяки под глазами. Рядом - сумки с товаром, картонная коробка.
Ирина Ивановна, ухоженная дама средних лет, одетая с провинциальным шиком и слегка чрезмерно накрашенная усаживается возле нее, хотя лавки кругом пустуют. Поерзала, откашлялась, наконец решилась и дотронулась до Дашиной коленки. Та мгновенно открыла глаза, озирается.
ИРИНА ИВАНОВНА. Даша, можно вас на два слова?
ДАША. Здравствуйте, Ирина Ивановна. (Пауза ). Я слушаю.
ИРИНА ИВАНОВНА. (Порылась в сумочке, вытащила почтовый конверт, не глядя протянула его Даше). Вот, возьмите.
ДАША. Что это?
ИРИНА ИВАНОВНА. Деньги. Это не вам, это для дочки вашей. Фрукты, кружки развивающие, я не знаю... Ребенка растить тяжело, многое требуется.
ДАША. Господи, это он вас прислал?
ИРИНА ИВАНОВНА. Нет, он не знает. Я сама. Я вас вчера с дочкой увидела здесь, так у меня вечером приступ сердечный. Всю ночь не спала. Таблетки кушала. Очень она на него похожа.
ДАША. Простите меня.
ИРИНА ИВАНОВНА. Нет, нет, нет, я не об этом. У нас уж дети выросли, а это не годится так. Чтоб девочка на вокзале. Я хлопотать буду, я вам место найду поприличней. Ее в школу устроим хорошую, чтоб с языками.
ДАША. Простите меня. Я виновата. Очень. Но не надо. Я не приму. Я сама. Поверьте мне, Варечка ничем не обделена.
ИРИНА ИВАНОВНА. Я бы раньше пришла. Я просто не знала, не догадывалась даже. Недавно все открылось. Напели люди добрые. Я и пришла вчера взглянуть. Очень она на него похожа, не ошибешься. Деньги-то возьмите.
ДАША. Нет. Я не могу взять. Простите. И не ходите ко мне больше.
ИРИНА ИВАНОВНА. Глупости какие-то. Я не вам, я ребенку даю. Это даже безответственно, чтобы девочка...
ДАША. Это не его дочь. И вас это не касается. ( Пауза).
ИРИНА ИВАНОВНА. Ну, как знаете. Я из лучших чувств.
ДАША. Оставьте меня в покое.
ИРИНА ИВАНОВНА. Ладно, простите.
ДАША. Это вы меня простите.
Ирина Ивановна поискала глазами что-то на полу, потом неловко встала, шаг, другой, обрела уверенность и стремительно, походкой провинциальной львицы - цок-цок-цок - каблучки по мрамору - вышла из здания вокзала.
Даша выдохнула, достала пудреницу с маленьким карманным зеркалом, пару раз провела пуховкой по щекам, под глазами. Переведя взгляд наткнулась на Обручева, сидящего виз-а-ви. Почему-то по прошлой мимолетной встрече ей запомнился этот неуклюжий человечек. Даша улыбнулась и, чтобы отвлечься от неприятного впечатления, заговорила.
ДАША. А, это вы...
ОБРУЧЕВ. Как торговля?
ДАША. Вашими молитвами. Уезжаете уже?
ОБРУЧЕВ. Нет пока... Выходной у меня... Прогуливаюсь, так сказать. Знакомлюсь с городом... Достопримечательности, там, окрестности...
ДАША. А.. Ничего достопримечательнее, чем вокзал не нашли пока?
ОБРУЧЕВ. Да... То есть нет... Вот вы смеетесь, а меня буквально поразил вокзал. Не этот, а вообще, путь, люди в рыжих безрукавках по колесам стучат, пирожки на платформах, курочка с картошечкой, мороженое... Я ведь давненько не путешествовал, с детства, когда на юг с мамой... Едешь, смотришь, на любом полустанке бы сойти, там жизнь, люди, покой... Может судьба твоя где-то здесь... Я ведь, знаете, до тридцати лет дожил, а не влюблялся ни разу...Так, глупости были всякие, а чтобы по-настоящему - ни разу. Дайте пряничек...
ДАША. Вам какой ?
ОБРУЧЕВ. Все равно...
ДАША. Со сгущенкой берите, он вкуснее.
ОБРУЧЕВ. Угу, давайте со сгущенкой...
ДАША. Пятнадцать рублей.
ОБРУЧЕВ. Вот...(Протянул Даше деньги, взял пряник, повертел в руках.) Я, вообще-то, сладкого не люблю. (Надкусил пряник, пожевал...)
ДАША. Смешной вы... Зачем же купили тогда?
ОБРУЧЕВ. Так... Может, вы? Угощайтесь...
ДАША. Нет, увольте. Я этих пряников видеть не могу, наторговалась.
ОБРУЧЕВ. Что же мне с ним делать? А дочка ваша где? Красивая у вас девочка, на маму очень похожа...
ДАША. Это вы отца не видели...
ОБРУЧЕВ. Возможно, возможно... Но глаза ваши, карие, с поволокой... Вылез я тогда утром из поезда, от тумана ежусь, головой кручу, озираюсь... И вдруг, как видение - красавица мать и красавица дочка. " Пря-я-янички, пря-я-янички..." Вот, думаю, твоя могла бы быть жена, дочка. Жил бы в домике деревянном, с коровой...
ДАША. ( Смеется). Влюбились, что ли?
ОБРУЧЕВ. ( Смеется). Крикните еще раз также: " Пря-я-янички, пря-я-янички."
ДАША. Вот сейчас поезд подойдет и крикну.
ОБРУЧЕВ. А вы так, без поезда, для меня...
ДАША. Выдумаете... Что же я, артистка какая?
ОБРУЧЕВ. ( Кричит). Пря-я-янички, пря-я-янички. ( Смеется). Извините. Вы в деревянном доме живете?
ДАША. Да...
ОБРУЧЕВ. Как я угадал!
ДАША. Да что тут угадывать? У нас полгорода в развалюхах этих ютится... Вы командировочный?
ОБРУЧЕВ. Вроде того...
ДАША. Вроде того... Помечтаете, поумиляетесь, и домой, в столицы... Вы откуда?
ОБРУЧЕВ. Из Петербурга.
ДАША. Вот-вот... " На любом полустанке сойти..." А я, на эти ваши поезда глядючи каждый раз с собой борюсь. Вскочить бы на подножку, и куда глаза глядят, чтоб ни забот, ни мыслей, а только ложечка да подстаканник чтоб стучали...
ОБРУЧЕВ. Что ж, в этом тоже своя поэзия. " Охота к перемене мест."
ДАША. Какая, к черту, поэзия. Так опостылело все, волком взвоешь...
ГРАЧИХА.( Входит, волоча за собой две тяжеленные сумки.) Дашка, поезд идет. Побежали.
ДАША. Я сейчас.
ГРАЧИХА. Хорош лясы точить. Побежали. Говорю, место займу. Ты, жилец, нечего зубы заговаривать. Купил пряник и отойди.