Сцена вторая, в которой Волошину во сне является его покойный дедушка.
Дедушка. Холодно...
Волошин. Дедушка!? Как мы давно не виделись...
Дедушка. Холодно...
Волошин. Давай пледом тебя укрою...
Дедушка. Как делишки?
Волошин. Собаку завел...
Дедушка. Не имела баба хлопот, да купила порося.
Волошин. Он хороший, добрый...
Дедушка. Чуть что, небось на постель с ногами...
Волошин. Я его в трамвае подобрал. Знаешь, бывают унылые такие дворняги. Улегся в трех шагах, в глаза смотрит. У меня хлеб с собой был, протягиваю. Из рук не взял, только с пола. Хочешь, говорю, со мной пойдем. Понял... Рядом лег. Я выходить, он за мной. И плетется шагах в трех, не верит, ждет - прогоню. Дома тряпку ему кинул - улегся сразу, хвостом завилял...
Дедушка. Ты его любишь?
Волошин. Я? Люблю, наверное. Да, люблю. Дед, не знаю, что со мной, я ничего не чувствую.
Помнишь, когда ты был уже очень болен, я приезжал к тебе на дачу. Просидев всего несколько часов, я заскучал. Что-то наврал и стал прощаться. Я поцеловал тебя и пошел по дорожке. А ты стоял у калитки в своей вытянутой майке и семейных трусах и смотрел мне вслед. Дорожка была очень длинная. Через несколько минут я обернулся. Ты стоял в той же позе. И вдруг я понял, что вижу тебя в последний раз. Ты уйдешь за горизонт и больше я не увижу тебя никогда. Я понял это отчетливо, но ничего не почувствовал. Я не вернулся, не побежал к тебе обратно, чтобы до конца остаться с тобой живым. Мне только тягостен стал твой взгляд. Лишь бы ты скорее скрылся. И я свернул с дорожки и еще быстрее зашагал на станцию, чтобы не опоздать на электричку.
Я успел.
Дедушка. По-ми-дор...
Волошин. Что значит "помидор"?
Дедушка. Это первое слово, которое я научился говорить после инсульта...
Волошин. Дед, я ненормальный?
Дедушка. По-ми-дор...
Сцена третья, в которой Волошин просыпается рядом с Анной в ее квартире, в ее постели.
Волошин. Помидор.
Анна. Что значит "помидор"?
Волошин. Так, овощ...
Анна. Мне сон приснился. Странный. Будто всюду мои волосы. Весь мир опутан ими как паутиной. Я пытаюсь умыться. Раковина переполняется, вода бежит через край. Сток забит моими волосами. Я раздеваюсь голая, отряхиваюсь. Мне кажется, что я освободилась, что я чистая. Я иду и увязаю в собственных волосах. По щиколотку, по колено, по пояс, по горло. Я паук, запутавшийся в собственной паутине.
Волошин. Побрейся наголо.
Анна. Ты знаешь, я беременна?...
Волошин. Теперь знаю...
Анна. И что же? Рад?
Волошин. Этого еще не знаю...
Анна. Скоро меня раздует, как воздушный шарик. Черты лица деформируются и одна страсть будет владеть мною - страсть к соленым огурцам...
Волошин. К маринованным помидорам. По-ми-дор...
Анна. Странно. Мы говорим сейчас с тобою, мы думаем, что мы наедине. А между тем, нас трое. Кто-то сидит во мне и подслушивает.
Волошин. Притча. Вспомнил. Жила семья. Человек, его жена, дети. И все было бы неплохо, если бы человек этот не мечтал о счастье. Счастье возвышенном, неземном. А от людей слышал он, что где-то далеко на земле стоит волшебный город Эльдорадо. И если попасть туда, то сбудутся все мечты твои, все потаенные желания. Там-то и найдешь ты свою истинную судьбу.
И однажды ночью человек встал, оделся и ушел от своей семьи. Он ушел искать судьбу, сужденную ему Богом. Он долго шел, и, чтобы не сбиться с пути, засыпая ложился всегда ногами в ту сторону откуда пришел, а головою туда, куда держал путь.
И однажды ночью, ворочаясь во сне, он перевернулся вокруг себя. И проснулся. И продолжал путь. И не заметил ошибки.
И на какой-то день пути человек увидел родной двор. И собаки не залаяли, а облизали ему лицо. И вышла женщина, как две капли воды похожая на его жену, взяла за руку и повела его в дом. А за столом сидели дети, как две капли воды похожие на его детей. Только волосы отрасли и вихры растрепались. И все было так же, как в прежней жизни, но чуточку лучше. И человек понял, что он нашел свое счастье, свое Эльдорадо. И остался с этой женщиной и с этими детьми. И прожил всю жизнь свою счастливо. Но до самой старости исподволь тосковал по той, первой своей семье, которую он оставил когда-то.
Анна. Красивая легенда. Послушай, принеси мне яблоко. В авоське, за окном. Выбери самое большое и красное.
Волошин выходит, находит, моет, приносит.
Вкусно!
Волошин. Вкусно! Я предлагаю тебе быть моей женой. Я делаю предложение.
Анна. Черт побери!
Волошин. Черт побери!
Анна. Черт побери! Я всегда представляла себе, что все будет иначе. Что однажды в дверь раздастся звонок. И он войдет, красивый как Бог, с огромным букетом роз. И встанет на колени перед моей мамой, и будет просить руки, и я буду стоять под дверью и подслушивать, и мама ответит, как я решу. И я влечу. И он закружит меня в вальсе. И все будут кричать "горько" и посыпать нас рисом и розовыми лепестками. И он возьмет мою туфлю и выпьет полную водки. И...
Волошин. И вы будете жить долго и счастливо. И умрете в один день.
Анна. И умрем в один день. . .
Cцена четвертая, в которой Волошин говорит с самим собой.
Волошин. Мне кажется, счастливей нет на свете...
Мне кажется, несчастней нет на свете...
Меня... Меня? Меня, меня, меня!!!
Я говорю с собой - симптом неважный,
И чтобы не сочли меня кретином...
Считать-то некому, чтоб сам себя не счел я,
Допустим, говорю сейчас я с Богом...
Всевышний, как, доволен ли твореньем?
Довольство признаком дилетантизма
Считается достойными умами...
А кто ты, как не дилетант, создатель?
Служу ли я тебе? А сам не знаю...
Служить бы рад, прислуживаться тошно,
Прислушиваться к тайным отголоскам...
Ты в простоте же ничего не молвишь,
Как я сейчас с тобою по душам
Поговорить считаешь больно жирно...
А!... Все не то, не то, не то, я брежу...
Бежать, бежать, бежать - смешное бегство
Я объясню не мудростью японской
Раз в десять лет менять жену, квартиру,
Профессию, страну и способ мыслей,
Но трусостью привязываться слишком...
Потом - больнее. Что ж, пока не поздно
Жди меня и я вернусь,
Только не к тебе.
Пусть твоя застынет грусть
Каплей на губе.
Пусть твоя застынет грудь
У Мадам Тюссо,
В этом восковом гробу
Спи. Да будет сон!
Пусть их, что давно пусты
Сумки почтарей,
Ты настенные часы
Заводи, старей.
Изредка деля постель
С почтарем худым,
Говори себе: "Поспей
Замести следы".
И саму себя за то
Яростно кляня,
Чтобы повторить потом,
Помни, ждешь меня.
Сцена четвертая, в которой читатель знакомится с обитателями замка Отара Шалвовича.
Марина. А что Гурам?
Федюшка. Его из петли вынули, он был
Безумно пьян, кричал: "Все бабы- ведьмы",
Это, похоже, белая горячка
Или почти что белая горячка.
Марина. Он прав. Мы - ведьмы все без исключения...
Когда смежает сон глаза Адамов,
Мы вылетаем, рассекая воздух,
На наших метлах. Мы оплетены,
Опутаны своими волосами.
На нас одежды нет, но нет и срама,
Так волосы скрывают от случайных
И, впрочем, невозможных дерзких взоров...
Мы оглашаем воплями - все внемлет.
Усталый астеничный мертвый город
Как будто расправляет свои камни...
Лишь ковыляющим по жизненной дороге
Бродягам нищим - вам, Адамам, вам, -
Вооруженным палкой и мешочком,
Не суждено узреть полет волшебный,
Для этого один и есть лишь способ -
До чертиков допиться...
Федюшка. Пусть, пускай
Порой ночною отрастает хвост
У каждой бляди, а у нас - рога...
Не повод в петлю лезть.
Марина. Допейся.
Я посмотрю, куда полезешь ты...
Федюшка. Мы отобрали у него одежду,
Связали, заперли и бросили до срока
Чтоб приходил в себя.
Марина. Гуманно...
Федюшка. Он
Распутался и вылез по трубе
Через окошко в парк. Его забрали,
Когда он нагишом плясал в фонтане
Под струями...
Марина. Мне нравится... Его бы
Я прокатила на своей метле...
Федюшка. Сейчас сидит в крестах за оскорбленье
Эстетики и вкуса горожан...
Отар Шалвович вносит окровавленного и не подающего признаков жизни Волошина.
Отар. Марина, позаботься, к сожаленью
Беднягу обглодали наши псы...
Марина. "Непруха, так непруха, "- так сказал бы
Наверно он, когда бы умер...
Отар. Впрочем,
Хотелось бы, чтоб он остался жив.
Марина. Идеалист, Отар! Сейчас пред нами
Не больше, чем кусок парного мяса.
Гуманнее дать нашим псам дожрать,
И обглодать сырые кости, им
Катастрофически добычи не хватает
Живой и теплой. Бедные зверюшки!
Инстинкты тают и хиреют псы.
У них сплошные комплексы и страхи...
А этому ты не поможешь...
Отар. Делай,
Что говорят.
Марина. Федюшка, рви рубаху.
В берлоге этой днем с огнем не сыщешь
Ни одного приличного бинта.
Федюшка. Отар Шалвович, я конечно человек маленький, можно сказать, вошка, но если мне позволено говорить, то вы - сумасшедший, не хуже Гурама. У вас, наверное, тоже белая горячка. Вы же себя губите. Зачем вы притащили в квартиру труп? Если это всплывет, вам не отмыться вовек. Одним прохожим больше, одним меньше, не мне вам это объяснять. Он попал в житейской мясорубке под нож. Жаль беднягу. Но абсолютно незачем вешать на себя вину. Виноват Создатель или случай. Кому как больше нравится. Дело наше и так на волоске. Вы искушаете судьбу. Волосок лопнет. И за вами, Ваше Величество, в Тартар полетим и мы.
Отар. Ты, Федюшка, ты. О себе переживаешь.
Федюшка. Да, я. А я хоть и вошка, а жить хочу. Люблю я это дело безумно. Ближе самого себя у меня и нету никого. О ком же мне и заботиться?
Отар. Верно говоришь. Да кто сказал, что для меня ты дороже хоть этого обглодыша? Я уж не говорю о Боге. Которого из двух червячков Создатель больше любит? Тебя? Ой ли, завидное самомнение.
Марина. Отар, не дразни собачонку, кусит.
Волошин или звук издал, или рукой шевельнул, ногой...
Жив...
Отар. Марина, спирт возьми. Оботри его. Если не подохнет, то выживет...
Федюшка. (Ворчит) Бог... Бог... Сами-то вы, небось, себя избранником считаете. А я, может, нужнее всех вас вместе взятых...
Пауза. Из этой напряженной паузы Отар заговорил, взвешивая каждое слово.
Отар. Что ты сказал?
Федюшка. (Напуган) Ничего...
Отар. Повтори.
Федюшка. Ничего я не говорил.
Отар. Может быть у меня галлюцинации? Федюшка, похож я на невменяемого идиота, которому слышатся голоса? А? Я не слышу?
Федюшка. (Мычит)
Отар. Что?
Федюшка. Нет...
Отар. Что: "Нет"?
Федюшка. Не похожи на невменяемого...
Отар. Так... И что же ты сказал?
Федюшка. Я сказал, что вы себя избранником считаете...
Отар. Допустим. И все?
Федюшка. Все...
Отар. Напряги-ка память, милейший.
Федюшка. Вы же сами все слышали... Зачем?
Отар. Федюшка, когда тебя спрашивают, надо отвечать. Элементарная вежливость... Тебя как родители воспитывали? Учили вставать в присутствии дам, есть ножом и вилкой, старших уважать?
Федюшка. Я сказал, что я для Бога поважнее вас всех вместе взятых. Для меня, может, и весь мир придуман...
Пауза.
Отар. (Захохотал) Марина, ты слышала, слышала?
Марина. (Хохочет) Вот он идет, Федюшка, по морю яки посуху. Венчаем Федюшку на царствие Божие.
Распахивается дверь, входит Кара. Она прекрасна. Все замолкают.
Кара. Покоя в этом доме не будет. Не будет и сна. Я приняла целую горсть таблеток. Я замираю от усталости. Четверо дней и ночей я раскладывала пасьянс Марии Стюарт. ОН сошелся у этой бедной женщины всего два раза. Первый раз перед тем, как ее возвели на престол, второй - на эшафот. Короли звали меня разделить ложе, дамы пели мне колыбельные, но я не спала. Я не имею права спать. Если я усну, так и не сложив пасьянс, нам всем отрубят головы. Валеты хохотали надо мной, а шваль кидала в меня свои пики. Все мои глаза исколоты этими пиками. Но я стояла на страже покоя этого дома. Я замираю от усталости. Но я не заслужила покоя. Так ты считаешь, Отар?
Отар. Прости, Кара...
Кара. Я прощу. Я только и делаю, что прощаю. Но я хочу, чтобы ты понимал. В этой войне с провидением мне-то было не до смеха. Ради вашего покоя я убила свой сон. Уж я-то знаю, что если не буду продолжать эту изнурительную борьбу со случаем, войну, которую могу вести лишь в одиночку, приемы и тайны которой известны только мне, вам - крышка... Вам - гроб... Но я просто не в силах уже жить в этом хаосе. Едва я, выполнив свой труд, с великим трудом засыпаю - вы устраиваете хохот и вакханалию. Марина, сделай мне коктейль.
Отар. Кара, тебе не нужно пить.
Кара. .Я сама знаю, что мне нужно и чего не нужно. Когда я смыкаю глаза, мне снятся кошмары, но стоит мне размежить веки, я вижу, что жизнь пострашнее любого кошмара. (Указывая на Волошина) Что это?
Отар. Человек...
Кара. Я еще не ослепла, хотя могла бы. Я вижу, что это человек.
Федюшка. Его наши псы загрызли. И Отар Шалвович принес сюда.
Кара. Труп в доме. Что может быть прелестнее. Узнаю тебя, Отар. Всегда найдешь, чем порадовать свою любимую Кару. Марина, где мой коктейль? Федюшка, вынеси это пока еще темно, и брось подальше от дома.
Отар. Он останется здесь!
Кара. (Сделав большой глоток) Федюшка, почему я должна повторять? Убери грязь из гостиной...
Отар. ( Вырывает бокал из рук Кары) Он останется здесь!
Кара. Хорошо... Тогда уйду я. Милый, ты знаешь, мне снилось, что я беременна... Не от тебя.
Отар. (Хватает ее за руку) Куда ты пойдешь ночью, одна, босая, в ночной рубашке...
Кара. (Плюет ему в лицо, он инстинктивно отпускает ее руки. Кара поднимает бокал, разбивает, приставляет осколок к своему горлу) Я не советую тебе прикасаться ко мне. Это неприятно. Я намерена прогуляться. И в мои планы не входит, чтобы ты составил мне компанию. (Имея ввиду осколок у горла) Отар, ты знаешь, я это сделаю. Дай мне выйти. (Уходит)
Сцена пятая, в которой Отар говорит с Богом.
Отар. Господи, за что? За что ты послал мне сумасшедшую? За что она пьет из меня все соки, парализует мою волю? Сделай так, чтобы рассудок вернулся к ней, или положи предел моей любви. Нет! Тьфу, тьфу, тьфу! Эти слова в молитве не считаются. Я этого не говорил! Я этого не хочу! Ты слышишь, не хочу! Не хочу! Не хочу!
Сделай так, чтобы все было как прежде. Тебе нужны жертвы? Я готов. Хочешь, я сожгу картину Гурама? Все его картины, которые есть у меня. Ты, только ты, знаешь, что они значат для меня. Я готов умереть в пятьдесят восемь, а не в шестьдесят восемь лет, как мы договаривались. Видишь, я отдаю десять лет жизни. Десять лет!
Да, я торгуюсь с тобой, торгуюсь, как лавочник. Да, мои молитвы больше похожи на купчую крепость. Каюсь, каюсь, каюсь. Но что делать, если в глубине своей души я не способен не делить и не умножать, не высчитывать проценты. Любое удовольствие, любое горе, любовь, предательство, ненависть, - все складывается во мне в циферки, нолики, крестики. Я ненормальный? Да, наверное, но я не могу служить тебе иначе. Иначе я перестану быть собой. Иначе я не смогу быть сердцем своего дела! Я знаю, что сердце находится в мозгу! Мир рационален! За все можно заплатить! Цена?
Я с этой секунды не буду есть орехов. Я безумно люблю орехи, но больше не возьму в рот ни единого. Сделай только, чтобы к Каре вернулся разум. Не сразу. Я понимаю, что ты не хочешь дискредитировать себя чудесами. Я готов ждать.