ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА ШЕСТОВА - бывшая актриса, дачница, 55 лет.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ ШЕСТОВ - ее бывший муж, книжный иллюстратор, 50 лет.
МАКСИМ ПЛАТОНОВИЧ ШЕСТОВ- их сын, рок звезда со сценическим именем Диоскур, 28 лет.
АЛИНА ШЕСТОВА - вторая жена Платона Алексеевича, 26 лет.
АННА ИВАНОВНА - дачная хозяйка, 47 лет.
НАСТЕНЬКА - ее дочь, 24 года.
САН САНЫЧ - дачный сторож, около 60-и лет.
ВАСЯ,
ГРИША - братья-близнецы (если возможно, но не принципиально) по кличке Корнеплодовы, чуть старше 30-и лет.
НЕКТО
Действие первое.
1.Ночь. Дачная веранда, застекленная, с эркером.
На маленьком диванчике лежит Татьяна Владимировна Шестова, женщина лет пятидесяти пяти. Когда-то она, очевидно, была - нет, не красива, - но чрезвычайно мила, ибо и сейчас сквозь ее увядающее лицо нет-нет, да и проглянет очаровательная наивная девочка. При этом часто, даже в момент сильного эмоционального потрясения, глаза ее смотрят холодно. Иногда, застигнутая в этот момент отстраненности, она вздрагивает и быстро рисует на своем лице приличествующее ситуации выражение.
На тумбочке горит настольная лампа, Татьяна Владимировна читает перед сном. Газета выпадает из сонных пальцев. Татьяна Владимировна моргает глазами, выключает свет. Проходит несколько мгновений. Стук в окно.
САН САНЫЧ. (кричит, барабаня в стекло). Владимировна! Владимировна!
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. (Нехотя снова включает лампу). Вы с ума сошли, Сан Саныч. Ночь на дворе, а вы в окна барабанитесь.
САН САНЫЧ. Открывай, Владимировна!
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Я в постели уже. Страшный, пьяный вы человек! Утром приходите...
САН САНЫЧ. Владимировна, открывай! О тебе же забочусь...
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Господи, какой несносный... Ну что вам? Из-за дверей говорите.
САН САНЫЧ. Не могу я! Не по человечески это! Отопри, комары зажрали насмерть.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Черт-те что...(Встает, покачиваясь, подходит к двери, отпирает. Входит Сан Саныч. Это маленький заросший человечек лет шестидесяти, с помятым лицом.). Вот назло же, ни копейки не дам, нарочно! Вы, Сан Саныч, плохой человек. Ведь только что таблетку приняла, только первый сон видела... Теперь всю ночь проворочаюсь. Вы хоть знаете, что такое три ночи подряд не спать? Когда глаза слипаются, тело ватное, а никак?
(Сан Саныч достает из кармана початую бутылку водки, ставит на столик).
А это что за новости?
САН САНЫЧ. Вот, водку принес. Горькую... Ты сядь, Владимировна. Сядь и только не волнуйся. Выпей лучше.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Это сумасшедший дом какой-то, а не дача для поправки нервов. Лоно природы, лоно природы... Мало того, что бывший благоверный не придумал ничего милее, чем поселиться за забором со своею Алиночкой, так еще ночью меня вытаскивают из постели, чтобы я собутыльничала.
САН САНЫЧ. Только не нервничай.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. У меня невроз - не нервничай! И я только что горсть таблеток проглотила.
САН САНЫЧ. Ты, Владимировна, газеты читаешь?
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Сан Саныч, миленький, я старая больная женщина. Отпусти ты душу мою, сделай божескую милость. Дай горизонтальное положение принять, голову к подушке приклонить. Уйди, Христа ради. Утром побеседуем.
САН САНЫЧ. У тебя, Владимировна, сын погиб.
(Пауза)
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Что?
САН САНЫЧ. Автомобильная катастрофа. (Порывшись в карманах, извлекает оттуда вместе со всяким мусором замусоленную газету). Вон - напечатано.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Что?
САН САНЫЧ. (Берет стакан, наливает водки, протягивает Татьяне Владимировне). Ты выпей, выпей. И только не нервничай.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Ага. (Машинально выпивает, кашляет).
САН САНЫЧ. Читать будешь?
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Ага... (Берет газетный лист, как-то неуклюже крутит его в руках, кладет обратно на столик). Нет, не могу. Не вижу ничего. Прочтите сами, миленький.
САН САНЫЧ. Да что тут... Я и сам без очков. Мне мужики на лодочной станции прочли. Это, говорят, не твоей жилицы сын - Диоскур? Вроде - да, говорю. Фотографию поглядел - точно он. (Тычет пальцем в газетный лист). Вот - это он, а это - поклонники плачут у подъезда своего кумира.
(Пауза).
Сразу и узнал. Была фамилия, как фамилия - Шестов. Очень даже ничего. И что он это сочинил? Диоскур? Потеха...
(Пауза).
Теперь, вроде как, знаменитый. И поклонники плачут - куча-то какая...
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Помолчите, Сан Саныч.
САН САНЫЧ. Ага... (Пауза). Я как узнал, сразу к тебе, Владимировна. Водку у мужиков забрал - не возражали, понимают... Давай-ка с тобой за помин души...
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Помолчи, Сан Саныч, помолчи. (Пауза). Господи, что же я сижу? Там же Платоша ничего не знает... (Рванулась к дверям, заметалась.)
САН САНЫЧ. Владимировна, ты куда босая? В рубашке?
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Некогда, Сан Саныч, некогда. (Облокотилась о стену, что-то тяжело соображает). Подожди, надо же что-то делать! Бежать же надо... Ноги не идут. Смешно... Бежать надо, а ноги не идут. (Собралась с силами, открыла дверь и исчезла в ночной темноте улицы).
САН САНЫЧ. (Один). Поскакала, непутеха... Ну, помин души... (Выпивает). Да-а-а! Дела-а-а! (Резко оборачивается). Пасюк, ты? Ага... Я тебя чую... Чую! Как лето - так как неродной... Не покажешься, не поговоришь... Народу боишься? Не боись...
А как мы зимой-то с тобой... Душа в душу... Я картофану раздобуду, засну, и во сне эдак в нос шибает, как у тещи на блинах... Глаза продеру - а она, картошечка, уже на сковородке дымится. Молодец, Пасюк, знатно готовишь, пальчики оближешь... Вылазь, вылазь... Не хочешь? Бздливый ты, Пасюк, хоть и домовой... Ладно, хоть ты и ссыкун такой, я тебя все равно уважаю. (Залез в холодильник, достал пакет молока, поискал глазами блюдце, налил, поставил в уголок). Молочка тебе владимировниного накапаю, а сам отвернусь. Пей, фря, тварь нечистая... (Или это кажется, или действительно раздается лакающий звук). Ишь, обрадовался, накинулся, лакает, нечисть. Не-е-ечисть ты, Пасюк, не-е-ечисть. Вот возьму тебя и перекрещу. Испугался? Не боись, тварь, шуткую... Мы же с тобой корефаны. Кто мне, кроме тебя, зимой картошечки нажарит? Да... (Снова наливает себе водки, выпивает). Слыхал, дела... Максимка-то того, гикнулся. Хороший пацаненок был, только егозливый больно... Такие не жильцы... (Раздается робкий стук в стеклянную дверь). О! Барабанится кто-то... Сдрисни, Пасюк, а то накроют тебя, неровен час.
(В дверях появляется Платон Алексеевич Шестов, ухоженный мужчина лет пятидесяти. Входит робко, озирается, вкатывая перед собой детскую коляску).
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Таня, Таня...
САН САНЫЧ. Наше вам, Платон Алексеевич. Присоединяйтесь, помянем.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Сан Саныч? Вы что здесь? Таня где? Случилось что-нибудь?
САН САНЫЧ. Да эдак все... Сядь, Алексеич, не маячь.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. А Таня-то где?
САН САНЫЧ. Так вы не встретились? Разминулись, ... Значит, сейчас вернется. Ты садись, садись, Алексеич, обожди, а то на тебе лица нет.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Да, да... (Неловко присаживается на краешек лавки). А я иду - и что-то вдруг сердце не на месте. Бум-бум-бум. Алиночка умаялась, Аркаша-то наш день с ночью перепутал.
САН САНЫЧ. Не спит малец?
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Какое там... Криком кричит, чуть в кроватку его... Мучение. Максюша таким не был.
САН САНЫЧ. Да-а-а. Не был. Это уж точно, не был...
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Я и говорю, Алиночка, ты ляг, отдохни, тебе силы нужны, а сам с коляской по аллейке - туда-сюда. Эдак он усыпает. Прогуливаюсь, и вдруг сердце так и застучит - бух-бух-бух. Что такое? На Танины окна глянул - а тут свет, дверь на распашку... Дай зайду, думаю, может случилось что...
(В наступившей тишине неожиданно с полки упала жестяная миска).
САН САНЫЧ. Пшел отсюда, пшел. Разбаловал, гляди...
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Что?
САН САНЫЧ. А? Я не вам, извините. Я так, свое...
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Да? Я и говорю, может случилось что? Родные же все-таки люди...
(С улицы доносятся голоса Татьяны Владимировны и Алины: "Платоша! Платоша!").
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. (Кричит в распахнутую дверь). Таня! Алина! Я здесь! Здесь!
(Голоса: "Где ты?", "Где он?").
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Я здесь! Здесь! У Тани на веранде.
(На веранду вбегает молодая красивая женщина. Сейчас она растрепана, со сна, но, вообще, очень следит за собой. Ее вполне можно было бы назвать уютной, если бы не вечный холодок в глазах, эдакая корректная недоступность. Это Алина, вторая жена Платона Алексеевича Шестова).
АЛИНА. (Кричит на улицу). Татьяна Владимировна! Он здесь, у вас на веранде. Сюда, сюда.
ГОЛОС ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОНЫ. Бегу, бегу... Ноги не идут. (Подраненной птицей впархивает в дверь, видит Платона Алексеевича и падает к нему на шею. Рыдает.) Платоша. Горе-то, какое! Надо же что-то делать...
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Что? Что стряслось? Таня? Алина...
АЛИНА. Валерьянки, валерьянки надо ей накапать. Где она тут? Черт! Сейчас я, от нас принесу. (Бросается к выходу, в дверях сталкивается с Анной Ивановной, хозяйкой дачи. Это расплывшаяся пятидесятилетняя матрона, наседка, исполненная собственного достоинства).
АННА ИВАНОВНА. При всем моем уважении к вам, Татьяна Владимировна, я откажу вам от дачи. Это же уже ни в какие рамки. Это же форменное издевательство! Второй час ночи и крики, крики... Мы же с Настенькой спим! Надо же уважение иметь! К людям!
САН САНЫЧ. (При появлении Анны Ивановны как-то засуетился, занервничал). Ну, я это... Я пойду...
АННА ИВАНОВНА. И ты здесь! (Заметила початую бутылку водки на столе, стаканы). Сколько я говорила не наливать ему! Не спаивать! Налил глаза, идол. Вот уж от кого не ожидала, так от вас, Татьяна Владимировна. Вроде интеллигентная женщина...
(Вбегает Настенька, это уменьшенная копия Анны Ивановны, доченька).
НАСТЕНЬКА. Мамочка, что ты с ними церемонишься?! Мы им такие хоромы за бесценок сдаем, а они на шею садятся. Нам одно объявление написать - предложениями завалят. И приличные люди, не в пример этим. В таких-то местах, такие-то условия...Ха!
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Замолчите! Замолчите!
НАСТЕНЬКА. Это мы "замолчите"? Нет, это вы замолчите! Ночь на дворе! Не умеете себя вести и нечего!
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Платоша, сделай же что-нибудь. Пусть они замолчат...
САН САНЫЧ. Аня, ты действительно... это...
АННА ИВАНОВНА. Аня?! Я тебе не Аня, идол пьяный, а Анна Ивановна. Держу его, алкоголика паршивого, из милости, а он туда же, "Аня"! Помалкивай, когда не спрашивают!
АЛИНА. (Возвращается с пузырьком и рюмкой). Вот, Татьяна Владимировна, выпейте.
АННА ИВАНОВНА. Что же вы, Татьяночка Владимировна, устраиваете по ночам!? Муж бывший, любовница егойная, крики, пьянство! Приличная же с виду женщина.
АЛИНА. Что вы разоряетесь?
НАСТЕНЬКА. Ты-то кто еще такая, на мать мою рот разевать?
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Замолчите! Замолчите!
НАСТЕНЬКА. Я сейчас замолчу! Я сейчас вам всем замолчу!
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Тихо, тихо, мой ангел...Успокоился...
НАСТЕНЬКА. (Шепотом на ушко Анне Ивановне). Мамочка, Диоскур умер. Вот это да!
АННА ИВАНОВНА. Какой еще Диоскур?
НАСТЕНЬКА. Да ты вообще не знаешь ничего. Ископаемое из прошлого тысячелетия.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Это просто такой жанр, такая драматургия убогая. В ту самую секунду, когда ты узнаешь о смерти своего любимого сына, рядом непременно находятся некие насекомообразные, невыносимо жужжащие над ухом и потирающие лапки с присосками... У него, у этого бездаря, это называется контрапункт. Своим мельтешением они оттеняют твое страдание. Даже не то, что оттеняют, но проявляют. Ибо в том судорожном движении, каким ты пытался схватить хотя бы одну из них в кулак и, поморщившись от брезгливости, об пол бросить, чтоб разбилась насмерть - попытался, но не смог, не попал, не хватило реакции - все твое страдание и проявится.
САН САНЫЧ. А вот и он...
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Кто он?
САН САНЫЧ. Покойничек...
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Где?
САН САНЫЧ. Да вот...
(Из темноты, сквозь витражное стекло, сначала едва различимым белым призраком, но вот все явственнее и явственнее проявляется некто).
АННА ИВАНОВНА. (Кричит истошно). А-а-а-а!
НАСТЕНЬКА. Мамочка, что ты визжишь?
АННА ИВАНОВНА. Я их боюсь... Мертвяков...
(Вот он, этот некто, входит на веранду. Это молодой человек, одетый с некоторым вызовом, с умным, но издерганным лицом. Во всех его словах, жестах сквозит некое пренебрежение, лень, пресыщенность. Зовут его Максим Шестов, сценическое имя - Диоскур).
АННА ИВАНОВНА. Чур меня, чур нечистая. (Крестится, отскакивает, рушится посуда).
САН САНЫЧ. (Шепотом). Цыц, Пасюк, цыц. Это не тебя.
МАКСИМ. Мамочка, я спешил к тебе. Я спешил к тебе всегда, как новенькие кеды. Жми же мне руку и лоб целуй.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Максюша...сынок... Живой...
МАКСИМ. Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Максюша...
МАКСИМ. Довольно влагу лить. Что за сборище у тебя? Ночь на дворе... Не по статусу тебе, мамочка, заполночные сабантуи... И не по здоровью... Гони всех к чертовой матери, я вымотался, как пес, двое суток на ногах... Всех вон, а мне койку стели.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Но, позвольте, кто же это выдумал, что Максюша умер?
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Вот он... Сан Саныч...
САН САНЫЧ. Я что? Мне мужики на лодочной станции: "Не твоей жилицы сын? Разбился, - говорят, - на машине..."
АННА ИВАНОВНА. Знаю я эту компанию теплую. Сторожа! Нальют зенки и давай языками чесать...
САН САНЫЧ. Да вот же! В газете пропечатано! "Похороны намечены на послезавтра...". И вот: "Поклонники плачут у подъезда своего кумира".
МАКСИМ. Плачут, плачут, а главное диски раскупают.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Максюша...
МАКСИМ. Завтра, завтра... Все завтра...
АННА ИВАНОВНА. Ладно, пойдем, Настенька... Хорошо, что хорошо кончается.
(Анна Ивановна и Настенька уходят).
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. (Покачивает коляску). Милая, Аркаша-то уснул... Пойдем и мы потихоньку.
АЛИНА. (Внимательно смотрит на Максима, говорит, будто самой себе). Да... Да...
(Платон Алексеевич и Алина уходят, увозя коляску со спящим младенцем Аркашенькой).
МАКСИМ. (В изнеможении опускается на стул). Ну, вот и все... Знала бы ты, мама , как я устал...
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. (Вдруг бросается на сына с кулаками). Дрянь! Дрянь! Дрянь этакая!
МАКСИМ. (Вяло защищаясь). Не кричи... Сил нет. Постели мне и давай баиньки.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Совесть потерял. Всякий стыд и совесть. А если бы у меня сердце не выдержало?
МАКСИМ. Мамочка, ты пойми, я не мог этим случаем не воспользоваться. Если в руки плывет...
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Господи, где у меня феназепам? Я с тобой наркоманкой стану.
МАКСИМ. Не надо, бабушку вспомни.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Что вспомни, что вспомни? Это ты бы мать свою вспоминал хоть иногда.
МАКСИМ. Утром встанет, покачивается, глаз осоловелый... " Фанечка, ты ночью таблетки принимала?" - " Да" - " Сколько?" - " Не помню. Я тазик вчера купила голубенький. Погляди. Правда миленький?.." Тьфу! Перед глазами стоит...
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. (Достает простыни, стелит постель, слушает в пол-уха). Ну и что?
МАКСИМ. То, что и ты также кончишь. Будешь прихорашиваться да аптеки осаждать. "Продайте упаковочку. Я рецепт потеряла." А глазки бегают...
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Хватит. Сам довел и сам нотации читает. Сговорились все. Ложись, давай.
МАКСИМ. (Развалился на кровати, раскачивается на пружинах). Кроватка моя детская... Маловата... Хорошо-то как...(Вертит в руках потрепанную тряпичную куклу). Степка... Сколько ж я тебя не видел?
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Да уж лет семь сюда носу не кажешь... Что случилось-то, что за случай такой необыкновенный, чтобы мать свою в гроб вгонять?
МАКСИМ. Да бедолага какой-то тачку мою угнал. И повезло ж ему - только на трассу выскочил - разбился, обгорел до уголечков. Шум, конечно - Диоскур погиб! Я же, мамочка, дурак дураком, а звезда. Машину-то опознали, а что за косточки человечьи в салоне дымятся - кому ведомо... Ну и в крик. Просыпаюсь, по радио услыхал, о, думаю, долго жить буду. Тут и братья Корнеплодовы мои тут как тут. " Максюша, это шанс! Мы на твоей посмертной славе тебя до небес поднимем, золотым дождем прольешься".
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Что за Корнеплодовы?
МАКСИМ. Да прилепились тут ко мне одни. Как в сказке - молодцы из сундука - что, новый хозяин надо.
Ты, мам, только представь. Теперь по ящику каждый день меня поминать будут, с водкой и слезьми. Я же в святого превращусь, жертву покушения, шального парнягу, сгоревшего в печке искусства. Красиво, черт подери! Покойничков-то у нас любят. Чувства вызывает смерть молодая. А в нашем деле главное - чувства.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Да, на нервах играть - ты с детства мастер был.
МАКСИМ. Тем и живы в этой мясорубке.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. Сволочь ты, Максюша... Деньгами от матери откупаешься, а чтобы навестить - куда там. Я ж тебя полтора года не видела.
МАКСИМ. Во-во. Я же бегу, бегу, а как твои котлеты пахнут - забыл.. В другой жизни все это было.(С наслаждением втягивает ноздрями воздух.) Запахи, запахи. Самая чувственная вещь. Я хочу, мама, по лесу с корзинкой нога за ногу, потом на просеке на нашей лечь, травинку жевать и слушать, как сосны скрипят корабельные. Я почему на эту авантюру и клюнул - я домой хочу. К себе. Отдохнуть.
Этот человек - ты его не знаешь. У него сердца нет, только нервы и жажда. Славы, адреналина, тел распаренных, новых, чужих. А как он одевается?! Какие-то цветастые тряпки, серьги, кольца. Посмотрите на меня! Это я! Я! Я! Он кричит, он размахивает руками, он так громко кричит, что я своих мыслей не слышу. Прихлопнуть бы его, сволочь такую.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. (Испуганно смотрит на сына). Ты о ком, Максюша?
МАКСИМ. О Диоскуре.
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. О ком?
МАКСИМ. О себе, о себе...
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА. (Подошла, укрыла Максима, подоткнула одеяло). Ты спи, сынуля. Я тебя будить не буду. Ты спи, сколько хочешь.
2.Утро следующего дня. Дворик соседней дачи, которую снимают Платон Алексеевич с Алиной. Платон Алексеевич развешивает детское белье на натянутые между деревьями веревки: ползунки, распашонки, пеленки. Через забор за его работой наблюдает Сан Саныч.
САН САНЫЧ. Стираешь, Алексеич?
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Да... Алиночка умаялась, спит... Аркаша тоже угомонился наконец. Доброе утро, Сан Саныч.
САН САНЫЧ. Доброе, доброе... Это ты молодец. Я, когда у меня дочка маленькая была, ничего жене делать не давал. Сам постираю, сам развешу... И за продуктами там, и укачать колыбельную: "Лучше нету того свету, когда яблоня цветет". А дочка-то спать не спит, а внимательно так смотрит. Глазки у-у-умные.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Ну и как она теперь, где?
САН САНЫЧ. Она-то? На бухгалтера учится... Башковитая, вся в меня...
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. А-а-а.
САН САНЫЧ. Алексеич, ты это, корзинку купи, а?
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Помилуйте, Сан Саныч, зачем мне?
САН САНЫЧ. За грибами сходишь, за ягодами.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Сан Саныч, Да у меня вашего производства корзинами уже вся дача завалена. Солить мне их, что ли?
САН САНЫЧ. Не купишь?
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Нет.
САН САНЫЧ. Ну, тогда десятку давай. Я тебе сколько должен?
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Не помню.
САН САНЫЧ. Вроде, сто восемьдесят. Ну и давай для ровного счета двадцатник.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Сейчас вынесу... (Идет к дому, приговаривая). Ой, горе луковое... Не отдаст ведь никогда, горемыка.
САН САНЫЧ. (Один). Да, Пасюк, что мне этот двадцатник? Это ж на пиво только... Так, баловство... ладно, мы с тобой к мужикам на лодочную станцию пойдем, глядишь чего-нибудь сообразим вместе. И с Глашкой повидаемся.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. (Выходит из дома, неся в протянутой руке две десятирублевые бумажки). Вот, Сан Саныч, держите для ровного счета.
САН САНЫЧ. Я отдам, вот корзинки распродам и верну обязательно. Скоро грибы пойдут, так дачники с руками поотрывают. Ну, бывай... А вот и старшенький твой, покойничек... (Уходит, навстречу ему бредет Максим).
МАКСИМ. Чудесно, сны такие из детства...(Подошел, понюхал пеленки). Обожаю запах грудных детей. Братишка, родная кровь. Как назвали-то?
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Аркашей...
МАКСИМ. Аркаша...
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Что ты брат такое выдумал? Читаю вот статейки о тебе - диву даюсь, да и только... Будто и не мой сын, а инопланетянин какой-то, гуманоид.
МАКСИМ. Это завитушечки, папа.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Завитушечки?
МАКСИМ. Ну да... Кренделя там всякие, виньетки...Кому нужна книжка без картинок и завитушек? Какой дурак купит? Ты как художник понимать должен.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Книжки с картинками?
МАКСИМ. Как же, как же... "Колобок", "Курочка Ряба", опять же. Да еще картинки эдакие объемные... За краешек потянешь - у лисички рот открывается, а у курочки яичко вылезает... Твоя же и работа, если мне память не изменяет.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Так то ж детские...
МАКСИМ. А они дети и есть.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Кто?
МАКСИМ. Люди.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Какие?
МАКСИМ. Все. Те, что в ладоши хлопают, да деньги платят. Они же только так, усы отпустят, груди отрастят, а мозги те же, нетронутые, девственные, десятилетние. (Из дома выходит Алина, потягивается спросонья и замирает, увидев Максима). А вот и мачеха. Красивая у меня мачеха, папаня, любо-дорого.
АЛИНА. Платоша, Максим, будете чего-нибудь?
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Как Аркаша?
АЛИНА. Спит.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Выспалась?
АЛИНА. Вроде, да. Денек-то какой... Ну что, чай, пряники...
МАКСИМ. Спасибо, я только что. Присядь, мачеха. А я положу голову тебе на колени. Папа, ты не возражаешь? Я по-сыновьи...
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Пожалуйста...
МАКСИМ. Благодарствую.(Укладывается.) Погладь меня, девица-красавица, по головушке. По-матерински. Расскажи мне, что я самый умный, самый красивый, самый талантливый.
АЛИНА. Не паясничайте, Максим.
МАКСИМ. И в мыслях не было. Ой, какие коленочки мягкие. Я тебя, папа, понимаю.
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Что ты понимаешь?
МАКСИМ. Все... Я вообще понятливый.
АЛИНА. (Гладит его по голове). Волосы у вас, Максим, на ощупь совсем как у отца.
МАКСИМ. Замечательная интимная подробность.
АЛИНА. Вы и вообще похожи...
МАКСИМ. Ну да, ну да. Сперматозоиды, ДНК там... Иногда ощущаю себя до безобразия Платоном Алексеевичем. Сутулая спина, блефарит, гнусавый голос... Знаешь, что это значит, папа?
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Что?
МАКСИМ. Старость... Поверишь, я порою очень старый человек. Хочется в плед запутаться и не видеть никого. О чем вообще может говорить один человек с другим? Я как-то задумался и не нашел ни одного пристойного ответа
АЛИНА. Это... Это да...О чём? У моего первого мужа было три темы. Первая - о переселении душ, вторая - о машинах дорогих. Он ими торговал и с ума сходил. В трусах из постели выскочит, буклеты какие-то волочет. С картинками...И подробно эдак - с техническими характеристиками, объемами двигателей и прочей чушью...
МАКСИМ. Это очень элегантно - при новом муже немножко лягнуть старого...
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Меня это нисколько не раздражает... Я хочу о тебе, Алиночка, все знать...
МАКСИМ. Ага, ага, дышать одной грудью...
ПЛАТОН АЛЕКСЕЕВИЧ. Максим!
МАКСИМ. Прости, папочка, я о том только, что ты святой просто... Иосиф-плотник.
АЛИНА. А я слушала, и делала вид, что интересно. Даже нет, не вид делала, а правда было интересно. Знаете рассказ у Чехова " Душечка "?