Аннотация: Монументальная история группы Iron Maiden. (Пока что не завершена. только до 1992 года)
Дмитрий Щербинин
"IRON MAIDEN
-UP THE IRON`S-"
Пролог.
“Iron Maiden” - сейчас это имя знакомо практически каждому.
И даже людям, далёким от рок музыки представлялась возможность столкнуться с этим названием, выведенным корявыми буквами где-нибудь на стенке лифта, на бачке общественного унитаза; на цистерне бетономешалки; на ковше экскаватора; на борту самолёта; на льдине в Северных морях; и даже - на поверхности Марса.
Что же это за группа такая?.. Ну, коли Вы приобрели этот фолиант, то в основном Вам всё же должно быть известно, что “Iron Maiden” - это британская группа, одна из первых, и одна из самых выдающихся рок и металл групп из Британии, да и из всей Земли (и, как минимум, нашей Метагалактики).
Никогда не гнались они за модой. Несмотря на то, что и в рок среде менялись приоритеты. То грандж, то тяжёлое техно, то "нью метал" - “Maiden”-ы всегда оставались Maiden-ами со своим легко узнаваемым и неповторимым стилем. "Неповторимым" потому, что для сочинения таких композиций нужен незаурядный талант, который и не подделаешь и не пропьёшь.
Уже тридцать лет прошло с того дня, как Стив Харрис впервые взял в руки бас, и двадцать два с момента выпуска их первого альбома. За это время они выпустили 12(!) полноценных студийных релизов; и ещё пять официальных концертников. Суммарный тираж всех альбомов и синглов перевалил за 50 миллионов копий, что, конечно же, более чем впечатляющая цифра.
Как известно, любителей рока особо не прошибёшь массированной рекламой (благодаря чему раскручиваются всякие "поп-звёзды" типа Джексонов и Мадонн). Если они покупают диск, то покупают именно за музыку, а не за то, что его покупают другие, не из-за моды. Таким образом, эти 150 миллионов экземпляров - лучшее подтверждение тому, что мировая рок-общественность сказала “Maiden”: "Да".
Остаётся добавить, что для меня большая честь представлять историю “Iron Maiden” на русском языке. Здесь я постарался быть как можно более объективным и использовать максимально возможное количество фактов. Итак, отправимся на 30 лет назад, в 1972 год, когда...
Глава 1
"Корни Железной Девы"
...В 1972 году Стив Харрис (Steve Harris) впервые взял в руки бас-гитару.
Имя Стива Харриса неразрывно связано с именем “Iron Maiden”, он, единственный из всего состава, был с группой от самого начала и до наших дней; ни разу не покидая её ряды. Сразу отмечу, что вторым "долгожителем" является гитарист Дейв Мюррей (Dave Murray), который также ни разу не покидал Maiden, но он присоединился к ним только в 1976 году. Помимо того, Стив является автором 70 процентов всего материала “Iron Maiden” (а если быть более точным, то 76.6% всего материала).
Родился Стив Харрис 12 марта 1956 года. В детские годы несказанно увлёкся футболом. Так и теперь, на вопрос: "Какое изобретение самое важное?", он полушутливо отвечает: "Ясное дело, футбол!"
Так, ещё в возрасте 14 лет, Стив начал тренироваться со своей любимейшей футбольной командой, которая называлась “West Ham”: "Я был зачислен в их штат, и числился там в течении девяти месяцев. В то время я играл каждый день. Матчи проходили между “West Ham-ом” и различными школьными клубами. А по субботам, после обеда, и я играл в составе клуба “Melbourn Spots”, а по воскресеньям - для команды под названием “Bearmont Youth” - там, кстати, я познакомился с Wally Serpa, который, в последствии, стал лучшим нападающим “West Ham”... Но, в возраст 14 лет - это шаловливый возраст. Так и я начал употреблять тогда пиво. Знаете ли, сразу за двумя птичками не угонишься. Подобные увлечения плохо состыкаются с карьерой профессионального футболиста. Постоянно надо держать себя в хорошей форме. Понимаете, о чём я?.. Однако ж, хочу добавить, что этот клуб West Ham и поныне является моим любимейшим..."
Да, словам Стива Харриса вполне можно доверять. Так, например, если посмотреть на нынешний бас Харриса, то на нём можно увидеть логотип West Ham-a. Да и сам клуб не забыл своего игрока, который, в последствии стал одним из известнейших музыкантов на этой планете. И их клич звучит так: "Up The Irons!" - также называется и официальное концертное видео “Iron Maiden”, также называется и крупнейший их фэн-клуб.
Кстати, примерно в то же время в составе “West Ham” играл некий паренёк, по имени Деннис Страттон (Dennis Stratton) - советую Вам запомнить это имя, так как мы ещё вернёмся к нему в нашей истории. Пока же вернёмся к Стиву Харрису.
Итак, 1972 год. Стив только-только окончил колледж, и устроился на работу чертёжником. В свободное же от основной работы время он осваивал навыки игры на бас-гитаре, а также - играл в лондоской команде, под названием “Influence”. В общем - это была небольшая, по своему значению групп. Одна из тех бессчётных групп, которые имеются, пожалуй, в каждой школе, в каждой стране планеты Земля. Конечно, большинство из этих групп бесследно исчезают, и даже их участники не помнят, что когда-то светились в подобных составах; ну а из некоторых всё же выходят настояшие звёзды. Так и в случае со Стивом Харрисом.
Название “Influence” быстро наскучило молодым музыкантам, и они решили сменить его на более, по их мнению, звучное “GYPSY'S KISS”, т.е. "Цыганский поцелуй". Произошло это замечательное событие в ноябре 1973 года. Состав группы был следующий: Paul Sears - Барабаны, Bob Verschoyle - Вокал, Dave Smith - Гитара, Steve Harris - Басс, Tim Wotsit - Гитара. Помимо многочисленных репетиций ребята отыграли аж 6 (шесть), концертов; после чего завещали нам долго жить.
Первый сценический опыт пришёлся Стиву по душе. Но, конечно, “Gypsy`s Kiss” нельзя было назвать серьёзной командой. Стив же чувствовал в себе незаурядную творческую потенцию. Он искал более солидных музыкантов, и вскоре таковых нашёл. Если ребята из “Gypsy`s Kiss” были его приятелями из коллежда, то люди из следующей в его творческом пути группы “Smiler” были на несколько лет старше Стива. Steve Harris - Бас, Dennis (Den) Wilcock - Вокал, Doug Sampson - Барабаны, Tony Clee - Гитара, Mick Clee - Гитара.
По стилистике их "произведения" представляли смесь из традиционного рока и рокабилли, и отличались простотой исполнения. Стив предложил свой материал, однако музыканты “Smiler” отнеслись к молоденькому бассисту довольно-таки заносчиво; отвечая, что его материал неоправданно навороченный, и вообще "никуда не годится". Вообще в самом начале Стив предложил два трека: “Innocent Exile” и “Burning Ambition”, и, если вещь “Innocent Exile” ему всё же удалось пропихнуть для концертных исполнений “Smiler”, то вещь “Burning Ambition” пришлось засунуть в ящик до лучших времён, что для амбициозного Стива было, конечно же, обидно. Да и вещь то получилась, не в пример основному материалу “Smiler”, ударной.
В последствии, справедливость всё же восторжествовала и трек “Burning Ambition” был представлен на сингле Iron Maiden “Running Free” (1980 год), а, в последствии - переиздавал на CD-компиляции синглов.
Лирическая часть “Burning Ambition” весьма грозная:
"Так ты думаешь, что можешь владеть мною?
Но лучше тебе подумать ещё раз.
Тебе лучше пойти в другую сторону, женщина.
Ведь стану совсем другим сейчас.
Что-то горит внутри меня,
Что-то, что сделает меня свободным.
И, прежде чем я выпущу это,
Тебе лучше бежать от меня".
Такая вот "романтика"...
Что касается вещи “Innocent Exile”, так её можно услышать на втором полноформатном Maiden-овском альбоме “Killers”. В лирическом плане эта вещь является прямым продолжением “Burning Ambition”:
"Моя жизнь пуста. Незачем жить.
Мой разум помутнён. Я - вне закона.
.........
.........
Они сказали, что я убил женщину,
Но это - не правда. Они сами создали меня..."
В конце 1975 года, Стив Харрис справедливо решил, что в группе “Smiler” ему никуда не пробиться, и пора самому собирать группу, в которой он был бы главным, и сам указывал музыкантам, какие вещи играть, а какие - нет. Итак, со “Smiler” было покончено, и, после вполне стандартных поисков в местной музыкальной среде, Стивом была собрана группа, со следующим составом: Dave Sullivan - Лидер/Ритм гитара, Ron 'Rebel' Matthews - Барабаны, Paul Day - Вокал, Terry Rance - Лидер/Ритм гитара, Steve Harris - Бас. Официально о рождении новой группы было объявлено в мае 1976 года, и фигурировала она под ныне всем известным названием Iron Maiden.
Название Стив взял из фильма "Человек в железной маске" (The Man In The Iron Mask), который расказывал о временах инквизиции.
В средние века "железной девой" называли орудие пытки - вылитую из железа женскую фигуру; изнутри которой имелась полость, а также - шипы. Пытаемого помещали в указанную полость, а затем - части железной фигуры смыкались. Шипы пронизывали жертву, но не до смерти, а только так, чтобы причинить страданья и увечья. Несчастный, испытывая сильнейшую боль, начинал конвульсивно дёргаться, отчего шипы глубже погружались в его плоть, и служили причиной ещё больших страданий. В Железной Деве имелся и специальный сток для крови, и маленькой зарешёченное отверстие на уровне рта, через которое допрашиваемый в любое мгновенье мог выкрикнуть требуемое от него признание, и избавить себя от мучений.
Кстати сказать, в средневековье пресвятая инквизиция использовала "Железную Деву" не столь уж часто, из-за чрезмерной громоздкости, и сложного устройства. Зато в ходу были иные "милые" приспособления, с помощью которых добивались показаний. Вот, например, список наиболее распространенных в Германии XVI века пыток:
"1. Тиски для больших пальцев, применявшиеся вместе с
2. Зажимами для ног.
3. Бичевание пытаемого (в том числе и в подвешенном состоянии).
4. "Лестница" - одна из форм дыбы.
5. Колодки, уснащенные железными шипами. Это орудие пытки можно было применять в течении шести часов.
6. Дыба.
7. Трение жесткой веревкой шеи до тех пор, пока не откроется кость.
8. Ванны из холодной воды.
9. Испытание горящими перьями, которые следовало держать подмышками или у паха, предварительно обмакнув их в горящий сульфур.
10. "Молитвенная скамеечка" с острыми деревянными рёбрами.
11. Насильственное кормление сильно солёной сельдью с одновременным отказом в питьевой воде.
12. Ванны из кипятка, в которые добавлялась известь.
Основные репрессии проходили с 1450 по 1750 года. Мания "охоты на ведьм" охватила всю Европу. За это время, предварительно подвергнутые вышеуказанным истязаниям, было сожжено (или повешено, как в Англии), более 100 тысяч человек, в основном - женщин. Чёрная страница в истории человечества, которая, однако, была повторена в "культурном" XX веке с его концлагерями, гулагами и еврейскими погромами...
* * *
Ну, а мы возвращаемся из мрачного средневековья в "гуманный", ядерный двадцатый век. Итак, в Лондоне появилась новая, никому ещё не известная группа “Iron Maiden”. Позднее говорили, что, мол, Стив Харрис, выбирая название, имел в виду вовсе не средневековое орудие пытки, а известнейшую тётку Маргарет Тэтчер, которая являлась наипервейшей фигурой в политической жизни Великобритании, конца 70-х, начала 80-х; и, которую, за несгибаемую волю, упрямый характер и жесткие меры также прозвали "Железной Девой". И, хотя в последствии художник Деррик Риггс, вдоволь постебался над этой ассоциацией (о чём смотрите ниже), на самом то деле, в то время, когда “Iron Maiden” появились, Маргарет Тэтчер ещё даже не входила в состав правительства.
Первое выступление "Железной Девы" состоялось в мае 1976 года, в маленькой таверне “Cart&Horses”, которая расположена в пригороде Лондона Стрэтфорде. Среди прочих вещей прозвучали ныне всем известные боевики, наподобии “Iron Maiden”, “Transylvania” (гитарно-ориентированный инструментал), а вдобавок: “Innocent Exile” и “Burning Ambition”, которые Стив записал ещё в составе Smiler. В общем - это был хард-рок, тяжёлый и невиданно по тем временам скоростной.
К сожалению, в 1976 года подобная музыка была мало кому интересна. Первая Волна Британского Хард Рока пришлась на начало 70-х годов; и тогда действительно сияли, и ценились, и занимали первые строчки всевозможных (не только специализированных!), хит-парадов альбомы таких групп, как “Black Sabbath”, “Deep Purple”, “Led Zeppelin” и “Uriah Heep”. Однако, к 1976 году все эти коллективы либо оказались в глубоком кризисе, потеряв лучших своих участников; либо, совратившись золочёными лаврами, спившись и обкурившись, записывали альбомчики - слабые копии ранних, искренних шедевров. Были, конечно, исключения, но не об них сейчас речь. Если те, крупные группы ещё могли более-менее сносно прожить, пожимая плоды прежних побед, то у новоявленных, почти дворовых команд наподобии Iron Maiden, практически никаких шансов не было.
Публике надоели эти высокомерные hard-rock звёзды, и они, а также и критики и обозреватели из журналов судорожно выискивали что-нибудь эдакое, сенсационное, желательно грязное. И как нельзя лучше к этому подошло punk движение, которое до этого было наиболее отдалённым, наиболее вызывающим в отношении всего общества. Их стрижки-ирокезы; их раздолбайский образ жизни - всё это было вызовом общепринятой культуре; культу денег; сложившимся традиционным общественным нормам; ну и всему прочему. Панки абстрагировали себя от денег, и, когда им не хватало на жизнь - либо попрошайничали, либо - воровали. Были среди них и музыканты, такие как Ramones и Sex Pistols. Вот их то и выбрали в качестве новых идолов. Какие они неккомерческие, какие грязные, вонючие, и играть не умеют! Зато, какие задорные, какие искренние! Ах! Ах!.. И началась так называемая “punk” - революция, которая породила много pop-панк групп, что является противоречием по своей сути. Тоже самое, что говорить: "коммунист-феодал", "грайндкорист-попсовик" или "непьющий алкоголик". Ныне это направление представлено такими группами “Green Day” и “Offspring”, которые, хоть и не зовёшь бездарными - явно не бездомные детки из помоек; а звёзды покруче отечественных Филей и прочих Алён....
Кстати, вот шутливый отрывок из рецензии на панк-группу “Stoned” из отечественного “Rock-City”: "...Когда же дело доходит до мэйдоновского “The Trooper” (кавер, сделанный “Stoned”), возникает такое чувство, что “Iron Maiden” в своё время совершили большую ошибку, ибо рождены они были именно для панк-рока. А.К". Это, конечно, шутка, потому что “Maiden” все мы любим, такими какими они есть, но шутка примечательная!
И вот, в это неблагоприятнейшее для hard-rock-a время и появились “Iron Maiden”. Конечно, некоторым из музыкантов хотелось славы, лимузинов, поклонниц; а вместо этого были полупустые пивнушки, в которых, пьяные, мало что соображавшие посетители без особого интереса пялились на сцену, тянули пивко, и вели нудные разговоры о тяжёлой английской жизни. Первым группу покинул вокалист Пол Дей. После этого ему пришлось поскитаться по самым разным коллективам (например, “More” и “Wildfire”). Ну, а в конце 80-х годов он попал за микрофонную стойку в очередной реинкарнации “Sweet”, что и является вершиной его карьеры.
Новым вокалистом “Iron Maiden” стал старый знакомый - Dennis Wilkock, который уже хорошо был знаком с Харрисом, по составу “Smiler”. И именно Dennis Wilkock порекомендовал группе ещё одного гитариста, по имени Дайв Мюррей (Dave Murray).
Дайвид Михаэль Мюррей родился 23 Декабря 1956 года в Эдмунтоне, Лондон. Что касается супружеской четы, которая его породила, то одна половинка этой четы была Шотландской крови; а вторая - Ирландской. И, также как и Стив Харрис, который родился всего-лишь в нескольких милях езды по дороге, проходила возле его дома, Дэйв Мюррей в мальчишеские годы был фанатичным футбольным игроком и фэном. Однако ж семья, в которой он воспитывался, была бедной; его отец был искалечен; матери приходилось перебиваться с работу на работу. Так что семья никогда не оставалась по долгу на каком-либо месте, и Дэйв не мог проявить себя ни в какой из школьных команд.
Впервые Дэйв заинтересовался рок-музыкой в возрасте 15 лет. Тогда он услышал по радио вещь “Voodoo Chile (Part 2)” , в исполнении Джимми Хендрикса.
Вскоре он приобрёл себе гитару, и отныне каждую ночь практиковался в игре на ней в свой спальне. "Я никогда специально не изучал музыку, я просто сидел, слушал, и пытался копировать". И первая группа, в состав которой он вошёл, называлась “Stone Free”, помимо иных участников в её составе присутствовал и школьный товарищ Дэйва, по имени Эдриан Смит (Adrian Smith), который жил на соседней с ним улице. О, Эдриане, который в последствии стал гитаристом “Iron Maiden” у нас ещё зайдёт особый разговор, пока же вернёмся к Дэйву Мюррею.
Stone Free, как и следовало ожидать, вскоре распались, и Дэйв переиграл ещё в нескольких школьных составах, прежде чем в 1976 году Стив Харрис не пригласил его вступить в “Iron Maiden”.
Сейчас Стив Харрис говорит: "У меня никогда даже и мысли не возникало, чтобы Дэйв оставил нашу команду. Он лучший гитарист, с которым мне доводилось работать. Он один из тех парней, которые могут играть на гитаре хоть при помощи своих зубов".
Всё бы ничего, да тут проявилась такая малоприятная вещь, как зависть. Дело в том, что, когда Дэйв вступил в составе “Iron Maiden”, гитаристы Dave Sullivan и Terry Rance, быстренько заметили, что Дэйв играет соло куда лучше их двоих вместе взятых.
И, вместо того, чтобы упорно заниматься, они подвалили к Стиву Харрису с таким предложением: "Либо в группе остаётся один этот новичок Мюррей; либо - мы двое". Стив был краток, - просто выставил из состава.
Навым гитарист вскоре был найден, и звали его Bob Sawyer (он же Bob D`Angelo). После этого группа начала активную концертую деятельность по клубам и пивнушкам восточного Лондона. Поклонников hard-rock-a было совсем не много, но всё же они были, и те кто были, заценили новую группу.
Однако, в составе "Железной Девы" продолжались малоприятные для любого коллектива перетрубации. Прежде всего, опять таки наглядно было продемонстрировано, сколь неприятная это штука - зависть. Bob Sawyer постоянно соревновался с Дэйвом по части; а так как не мог достичь его уровня, и был как бы в его тени - постоянно напрягался, и, в конце-концов решил, что лучше всего ему из состава Iron Maiden удалиться.
В конце 1976 года произошёл ещё один казус: Дэйв крепко поругался с Дэннисом Уилкоком, и ушёл из “Iron Maiden”. После этого Дейв присоединился к группе Urchin, художественным руководителем которой являлся Adrian Smith (там он исполнял функции гитариста и вокалиста). Но, как уже говорилось об Эдриане и его проектах мы поговорим позже, а пока вернёмся в стан “Maiden”.
Стив и Деннис утомились постоянными конфликтами, которые возникали меж гитаристами, и порешили, что одной гитары в составе "Железной Девы" более чем достаточно. Итак, новым гитаристом заделался Terry Warpam. Ну а ещё в группе появились следующие персонажи: клавишник Tony Moore, и барабанщик Barry Graham (он же Barry Purkis, он же Thunderstick).
Этот состав оказался крайне недолговечным, и отыграл всего один единственный концерт весной 1977 года; после которого Харрис заявил, что клавишным в его группе не место и попросил Tony Moore удалиться. Такой расклад крайне не понравился любителю клавиш гитаристу Terry Warpam - и он последовал за Tony Moore.
Стив вспомнил, каким клёвым гитаристом был Дэйв Мэррей, и попросил его вернуться. Так как дела у “Urchin” шли совсем плохо, Дэйв согласился.
“Iron Maiden” продолжали давать концерты по всяким клубам и пивнушкам в восточной части Лондона. Конечно, хотелось им прорваться на более крупные площадки, однако каждый раз они получали отказ: на крупных площадках и в концертных залах выступали молодые punk звёзды и звёздочки.
Хард-рок был в подполье, музыканты не получали ни внимания, ни любви, не говоря уж о деньгах. И эта неприкаянность заставляла их играть всё тяжелее и агрессивнее...
Среди небольшого круга любителей хард-рока, попадались и случайные посетители. Одним из таких случайных посетителей оказался ныне забытый журналист из музыкальной газеты “Sounds”. В середине 1977 года он опубликовал в своём изданию большую статью, главными героями которой являлись “Iron Maiden”. Однако он был либо сильно пьян, либо же вообще не разбирался в музыке, ибо назвал “Iron Maiden” "энергичной панк-группой с большим будущим". Вот таким образом пришла к "Железной Деве" первая слава - хотя и заслуженная, но не совсем так, как хотелось бы музыкантам.
В это время Деннис Уилкок решил, что такой музыки с него более чем достаточно, и покинул Iron Maiden. Но перед тем как уйти, он сделал один бесценный подарок: придумал символ группы - монстра-обаяшку, под именем Эдди. Ну к Эдди мы ещё в своё время вернёмся, пока же надо добавить, что, после ухода из “Maiden”, Уилкок, вместе с любителем клавиш, гитаристом Terry Wapram основал группу “V1”.
Ну, а у “Iron Maiden” продолжались испытания на прочность. Следующим, кто решил покинуть безденежный, неприкаянный состав, был Барри Грэм. Несколько месяцев группа пребывала в замороженном состоянии, никаких концертов, ничего: только лишь Стив Харрис да Дэйв Мюррей продолжали поиски музыкантов. Через некоторое время нашли барабанщика Дуга Сэмсона (Doug Sampson), который прежде лупил по барабанам в группе “Smiler”, в 1974-1975 годах.
А вот поиски достойного вокалиста затянулись, и продолжались аж до середины 1978 года. И, вот, наконец, новый вокалист был найден. Да какой вокалист - Пол Ди`Анно (Paul Di`Anno)! Обладатель сильного, красивого голоса; и не менее могучего торса, который вполне подходил для создания имижда "рабочего парня". И некоторые поклонники “Iron Maiden” считают наиболее удачными именно два первых альбома этого коллектива, на которых как раз и пел Пол. Но об этих альбомах ещё не мало будет сказано...
Итак, Пол Ди`Анно родился в 1959 году, и, единственная группа, в составе которой он значился до вступления в “Iron Maiden”, называлась “BIRD OF PREY”, но - это была всего лишь ещё одна школьная группа, от которой не сохранилось никаких записей. Также Пол грезил о карьере тенниста: "Я не мало времени провёл дома, у зеркала, размахивая теннисной ракеткой".
Но вот состоялось первое прослушивание. Пол разучил и исполнил песни “Iron Maiden”, Стив был в восторге, и тут же сказал, что отныне Пол - их вокалист.
С новым вокалистом “Iron Maiden” заслужили большую популярность; и среди "лондонских клубных хард рок-групп" стали одними из самых посещаемый (что вовсе не значит, что на их концерты приходило много народу).
Таким образом, нашим героям даже удалось собрать денег на запись первого демо. Запись происходила в Кембриджской студии “Spacewood”. Запись началась утром 30 декабря, и завершилась сутки спустя, т.е. в непосредственной близости от Нового Года. Всего было записано 4 композиции: “Prowler”, “Invasion”, “Iron Maiden” и “Strange World”. Всего за запись было уплачено 200 фунтов стерлингов, что, по меркам тамошней студии было чрезвычайно мало. И действительно: ребята выбрали предрождественские деньки, потому что тогда действовали большие скидки. Но, впрочем, уплаченные 200 фунтов полностью опустошили их копилки, и оказалось, что им не на что выкупить мастер-плёнки.
За неделю музыканты наскребли требуемую сумму, вернулись в студию, где и выяснялось, что, в следствии Новогоднего дебоша, драгоценные плёнки были просто-напросто утеряны. Впрочем, остались кассетные копии - их то и пустили в оборот.
Демка не особо шибко расходилось, до тех пор, пока Стив, Пол и Дэйв не вручили одну из кассет лондонскому ди-джею Нилу Кею. Нил работал в клубе Bandwagon, устраивал там концерты тяжёлых групп и проводил экстремальные дискотеки в зале “Soundhouse”. В андеграунде имя Нила гремело, и его мероприятия пользовались огромнейшей популярностью. Получив плёнку от “неких мэйден”, он не стал торопиться с её прослушиванием. Лишь спустя три недели Нил удостоил эту запись внимания.
"Я чуть со стула не упал!" - признался он журналистам: "Я носился по квартире, кричал, словно безумец; заводил кассету вновь и вновь. А на следующий день я позвонил Стиву и сказал: "На этой записи можно загрести кучу денег!" Ну, а Стив рассмеялся в ответ. Он думал, что я шучу".
Нил поставил демо на своей дискотеке, и публика начала требовать повтора. Он поставил. Они требовали ещё...
После этого “Maiden” получили возможность регулярно играть в “Bandwagon”, а их аудитория стремительно расширяться.
Одна из кассет попала к человеку по имени Род Смоллвуд, и он предложил свои услуги в качестве менеджера. В течении короткого времени Роду удалось организовать группе множество концертов по всей Англии. Поступило несколько предложений от независимый лейблов, которые предлогали Maiden контракт на запись диска, но с одним условием: группа должна начать играть панк. Надо ли говорить, что эти предложения были отвергнуты, и группа делала упор на концертную деятельность.
К осени 1979 года ситуация на музыкальной сцене Великобритании начала изменяться. Панк медленно, но верно отходил на второй план, а на его место приходили молодые и более тяжёлые группы. Эти группы получили название - "новая "новая волна британского хэви-метал". “Iron Maiden” оказались на самом гребне этой волны, и их популярность росла с каждым днем. Еще летом журналист Джефф Бартон (в будущем основатель популярнейшего еженедельника "Kerrang!") опубликовал в "Sounds" большую статью по хэви-метал, в которой “Maiden” отводилось немало места. Кстати, именно там впервые появился термин NWOBHM.
3 сентября они выступили "разогревом" на секретном концерте “Motorhead” в клубе "Music Machine". А 6 сентября с группой случился неприятный курьёз. За пять минут, до того как Maiden-ы в очередной раз должны были выйти на сцену “Hammersmith” в Лондоне, Пол ДиАнно был арестован, за ношение оружия (у него был обнаружен нож), в результате “Maiden-ы” вынуждены были отыграть инструментальный сет, что, конечно же, не пришлось по душе ни поклонникам, ни самим музыкантам (а на некоторых вещах там всё же пел сам Харрис).
А 13 октября "мэйден" впервые выступили в роли главной группы на концерте в престижнейшем лондонском зале "Marquee", причем билеты на их выступление бьли полностью распроданы к семи часам вечера (Marquee свободно вмещал 700 человек). На концерте присутствовал Джон Дарнли, представитель крупной пластиночной корпорации EMI, который был настолько впечатлен выступлением, что сразу же предложил группе контракт на несколько альбомов. Естественно, Maiden не стали отказываться, и контракт был подписан 20 ноября.
Несмотря на это, первый сингл группа издала на собственном лейбле Rock Hard Records 4 дня спустя. Сингл назывался "The Soundhouse Tapes" (в честь заведения Нила Кея) и включал в себя 3 песни с уже упоминавшейся демо-ленты - "Prowler", "Invasion" и "Iron Maiden". Было напечатано 5000 копий, которые разошлись в считанные месяцы, несмотря на то обстоятельство, что купить пластинку можно было только на концертах группы или заказать по почте.
Тем временем Maiden-ы искали второго гитариста. В начале 1979 года на эту должность был взят Paul Cairns, но через 3 месяца он ушел из коллектива. Осенью был найден еще один музыкант - Paul Todd, но его девушка не хотела отпускать его на гастроли, так что в группе он пробыл всего два дня.
Лишь в конце 1979 года в группе появился более-менее постоянный гитарист - Тony Parsons, с которым “Iron Maiden” сделали первые записи для EMI - песни "Sanctuary" и "Wrathchild". Они вошли в сборник "Metal For Muthas", который появился в начале следующего года и помимо “Iron Maiden”, включал треки групп “Angelwitch”, “Praying Mantis” и “Saxon”.
Для Тони Парсонса эта запись оказалась первой и последней в составе "железной девы". На сцене он выглядел неуверенно, да и ему самому концерты не очень нравились.
Чуть позже из группы ушел и барабаншик Дуг Сэмпсон - напряжение нескольких месяцев беспрерывных гастролей неблагоприятно отразилось на его здоровье. Новым гитаристом становится Dennis Stratton (прежде он играл в Remus Down Boulevard, а также - был игроком и фанатом небезызвестной West Ham), а барабанщиком Clive Burr.
Барр до прихода в "мэйден" записался на самом первом в истории сингле "новой волны британского хэви-метал" - "Mr. Rock N Roll" группы “Samson”.
Этот новый состав и был увековечен на дебютном альбоме “Iron Maiden”, однако, ещё перед этим они записали сингл “Running Free”. Продюссером выступил Will Mallone. Вещь “Running Free” - одна из лучших в раннем творчестве “Iron Maiden”, и долгое время являлась украшением всех их концертов. Так что неудивительно, что сингл забрался в английский Top-50 (если быть точным - добрался до 34-ой строчки). На второй стороне сингла была представлена ранняя вещь Харриса - Burning Ambition.
Помимо замечательной, по достоинству оценненой музыки, на обложке этого сингла впервые появился монстр Эдди (полное имя - “Edward The Head”).
Изначально имя Эдди носила театральная маска, которая висела сзади сцены над ударной установкой, и извергала воду в какой-то момент концерта.
На бумаге этот образ воплотил художник Дерек Риггс (Derek Riggs), который с того время, и до диска “Fear Of The Dark” оформлял все синглы и альбомы “Iron Maiden”.
Родился Дерек Риггс 13 Февраля 1958 года. Родился в цыганской кибитке, на берегу моря, так как родители его были настоящими цыганами. Его отец впервые построил дом, когда Дереку исполнилось 3 года. Тогда они решили, что больше кочевать не будут. Почти с младенчества Дерек был странным ребенком. Точнее, у него были странные глаза, способные видеть то, чего другие просто не замечали. Таким был случай с облаком, когда однажды, гуляя возле дома, мальчик увидел вместо облака лицо чудовища. Оно плыло по небу с разинутой пастью, и у него были злющие глаза. Мальчик влетел в дом, отец удивился: Что стряслось? Дерек схватил скалку и ответил: Там чудовище, я должен его прогнать. Дерек считает, что странное и необъяснимое окружает нас повсюду, чудеса ходят рядом с нами, нужно только уметь рассмотреть их...
А вот что сам Дерек рассказывает о начале своего сотрудничества с “Iron Maiden”:
"Эдди не был нарисован для “Iron Maiden”. Он был создан мной где-то за полтора года до того, как я встретился с ними, даже до того, как у них был контракт на записи. Это было во времена английского панк-рока - как движения конца 70-х и начала 80-х. Я эксперементировал с символизмом - так, чтобы картины могли читаться, как рассказ. Размышляя о философии времени и идее того, что молодость тех дней уничтожалась обществом, я взял эту идею загубленной молодости и воплотил ее в Эдди. Вначале он был задуман для обложки панк-группы, так что его волосы были короткими, рыжими и торчали прямо вверх. Образ сам по себе был взят с фотографии, которую я как-то нашел, на ней была запечатлена высохшая, гнилая голова, которая помещалась на танк и использовалась как пропаганда и в Мировой войне, и в войне во Вьетнаме. Я взял этот образ, одел его в футболку, а потом поместил в городскую обстановку, потому что я хотел, чтобы он жил прямо на улице за углом, а не в миллионах миль вдали от всех. Эта улица была комбинацией двух мест, где я жил в Лондоне. Картина оставалась в моей папке еще полтора года. Я дал ее агентам на некоторое время, но они вернули мне ее назад через пару месяцев и сказали, что они не думают, что она выглядит достаточно коммерчески.
Менеджер “Iron Maiden”, Род Смоллвуд, прочесывал тогда офисы “EMI” в Лондоне в поисках оформителя обложек для первого мэйденовского сингла/альбома. Ему представился случай увидеть некоторые странные постеры, которые все еще висели там на стене, из сюрреалистических картинок, что я сделал для кое-каких джазовых фьюжн-альбомов год назад, и он поинтересовался моим портфолио. Когда мне позвонили с “EMI”, я швырнул в свою папку несколько работ, поколебался немного, включить ли туда картинку с Эдди, решил взять ее в любом случае и отправился в “Wessex Recording Studio”, где группа записывала свой первый альбом. Они увидели картинку, и она им сразу же страшно понравилась, они попросили меня нарисовать ему побольше волос, чтобы он получше подходил для хэви-метал, и эта картинка стала обложкой первого альбома “Iron Maiden”, который так и назывался - "Iron Maiden""
Что касается самого Эдди, то его имя позаимствовано из старого английского анекдота: "У одной счастливой пары родился ребенок, которого они назвали Эдди. Его единственным недостатком было то, что он родился с небольшим уродством: у него не было тела, рук, ног - только голова. Но, тем не менее, родители его очень любили и заботились о малыше, частенько дарили ему различные подарки, надевали на него шляпы и колпаки для вечеринок по праздникам. Так продолжалось до его шестнадцатилетия, когда один доктор, к которому пришли родители, не сказал, что он может дать Эдди нормальное тело. Счастливые родители от счастья чуть не сошли с ума, но все же совладали с собой и быстрее побежали домой, чтобы рассказать об этом Эдди. Они пришли домой очень возбужднные этой новостью и с порога крикнули ему: "У нас есть для тебя сюрприз! Самый лучший подарок, который только есть на свете!", но Эдди вдруг закричал: "Не-е-ет! Только не еще одна чертова шляпа!"
Вскоре после выхода сингла телокомпания BBC предложила группе выступить в передаче "Top Of The Pops". Группа не стала отказываться, но настояла на том, чтобы выступить на передаче живьем. До этого на такое решались только The Who в 1972 году.
Глава 2
"Iron Maiden - первый удар"
Первый студийный полноформатный диск “Iron Maiden” был выпущен 4 апреля 1980 года. Сразу же он захватил четвёртую строчку в британском хит-параде, и вызвал множество восторженных рецензий от критиков. Например журнал “Record Mirror” назвал “Iron Maiden” “истинными королями хэви-метал”.
Итак, дебютный альбом “Iron Maiden”. Студийный состав: Вокал: Paul Di'Anno Гитара: Dave Murray Гитара: Dennis Stratton Басс: Steve Harris Барабаны: Clive Burr Продолжительность записи: 40:49.
Альбом был представлен на виниле, а в 1987 году, вкупе с остальными, выпущенными к тому времени дисками Maiden, был переиздан и на CD.
Открывает альбом энергичная песня “Prowler”, которая была представлена ещё на “Soundhouse Tapes”. Однако, между версией с “Soundhouse Tapes” и с винильного полноформатника заметно различие, и, прежде всего, в качестве записи. Тут дело в студийном бюджете (напомню, что на запись “Soundhouse Tapes” было потрачено всего $400).
Следом за “Prowler”, идёт “Remember Tomorrow”, которая долгое время являлась любимейшей для концертного исполнения самими музыкантами “Iron Maiden”. Музыку написал Харрис: печальная, красивая, и медленная вначале, к середине песне она постепенно утяжеляется. Что касается лирики, то она принадлежит перу Пола Ди`Анно, и является очень для него личной. Посвящена она деду Ди`Анно, который умер незадолго до её написания (напомню, что вещь исполнялась ещё в 1979 году).
Освободи цвета пред моими глазами,
Вчерашнее горе, сегодня печалью светлою стало,
Смотрю в горизонт, облака вверх меня забрали,
Я смогу вернуться из пламени...
Слёзы воспоминанья, и радости слёзы.
Слёзы для кого-то, и для этого одинокого мальчика.
Прочь из безумия, всё увидит око.
Мерцанье нам нами небо озаряет...
Надо сказать, что эту песню исполняли на своих концертах не только Майдены, но и сам Ди`Анно, когда он уже ушёл из их состава. И, более того, “Remember Tommorow” стал неотъемлемой и главнейшей частью всех его концертов. Вполне определённо можно заявить, что - это важнейшая из написанных Полом композиций.
Следующая вещь “Running Free”, которая также несомненно является “Maiden-овской” классикой, и, несмотря на обилие написанного ими материала, исполняется на всех их концертах.
Сам Харрис говорит, что эта вещь изначально была записана им на басу, а затем уже, основываясь на басовой линии была придумана и основная мелодия. Это быстрая, заводная композиция. Лирика вновь принадлежит Полу Ди`Анно, и, в некоторой мере является продолжением темы, начатой на “Remember Tomorrow”:
Всего в шестнадцать лет, забрался в машину,
Лишённый денег, лишённый удачи.
Никто не скажет, что ему принадлежу,
Нажал на газ, - вперёд я мчусь.
Я мчусь свободно, да!
Я мчусь свободно, да!
Я мчусь свободно, да!
О, я мчусь свободно!
Ночь проведённая в Л.А.;
Тюрьма, сирен завыванье.
Им не понять, и не взять им меня;
Я бегущий дикарь, я мчусь свободно!..
“Phantom Of The Opera”
Эту вещь Харрис написал, находясь под впечатлением от одноимённого фильма и книги. Автором романа "Призрак Оперы" является Гастон Леру.
Гастон Леру родился 6 мая 1868 года. Ещё в школьные годы Леру начал писать короткие рассказы и небольшие сценические драмы. Однако же, несмотря на столь очевидные литературные наклонности сына, отец Леру решил, что Гастон должен стать адвокатом. И сыну пришлось подчиниться воле отца, и спустя некоторое время, он преобрёл юридическое образование. Однако, в свободное от работы время, Гастон продолжал свои литературные поиски.
Жизненная колея писателя сделала резкий поворот, после того, как его отец внезапно умер, и оставил сыну наследство почти в миллион франков. Конечно, Гастон оставил ненавистную юриспруденцию, и окунулся в светскую жизнь. Он страстно любил театр, ну а мир французской богемы стал его вторым домом. Помимо прочего, Леру был страстным игроком, и в течение года промотал в покер всё своё состояние.
Но надо было зарабатывать на жизнь, и Леру устроился в газету "Эко де Пари", став одновременно и судебным репортёром и театральным критиком. Вскоре он приобретает известность на журналистском поприще, а его статьи о злоупотреблениях полиции и коррупции вызывают острую общественную реакцию.
В 1907 году Леру пишет роман "Тайна железной комнаты", тогда он находился под влиянием Конан Дойла. Журналистские исследования Леру ложились в основу его детективных историй. В 1911 году выходит его роман "Призрак Оперы", являющийся, якобы, результатом мистических событий произошедших в Парижской опере в 1880 году.
Всего Гастоном Леру было написано свыше 60 романов, однако ж они не принесли ему финансового благополучия. Продавались они вяло, зато критика не скупилась на негативные рецензии.
В 1925 году появляется американский фильм "Призрак Оперы", с актёром Лоном Шаней в главной роли, благодаря которой он стал крупной звездой в немом кинематографе. Леру, будучи в Париже, лицезрел экранизацию своего романа, однако ж она ничего не изменила в положении писателя. 15 апреля 1927 года Гастон Леру умер в Ницце в полном забвении.
Ну а колоссальный успех фильма "Призрак Оперы" послужил толчком к создании серии театральных постановок, и ещё три киноверсии, которые оказали значительное влияние на развитие жанра "фильмов ужасов".
Такова предыстория создания песни “Phantom Of The Opera” - одной из жемчужин дебютного альбома “Iron Maiden”. Песня вышла что надо - 7 минутный эпик, с длинным гитарным отступом в центральной части.
Сам Харрис, считает эту вещь лучшей на альбоме (также называет и заглавную “Iron Maiden”). Железнодевцы долгое время исполняли “Phantom Of The Opera” на концертах, однако, надо признать, что современному музыкальному люду "Призрак Оперы" известен всё же прежде всего в интерпретации английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера, автора многих музыкальных спектаклей, среди которых "Иисус Христос - суперзвезда", "Евита", "Кошки". В 1986 году его мюзикл "Призрак Оперы" был представлен в Лондоне. Там он имел колоссальный успех, и с этого началось его триумфальное шествие по сценам многих стран мира. Кстати, это подхлестнуло интерес и к имени Гастона Леру - стали появляться переиздания и новые переводы этого и иных его романов. Знаменитая партия призрака и девы, из Уэбберского мюзикла пришлась по душе многим романтично настроенным рокерам из девяностых, и начала нового тысячелетия. Так, можно отыскать версию этой песни, скажем, на альбоме Dreams Of Sanity “Masquerade” (1999), и на новом релизе Nightwish “Century Child”. Но это уже некоторый отход от темы. Замечу только, что и майдоновского "Фантома..." обрабатывали на всяческих интересных и совсем неинтересных трибьютах, которых в 90-х развелось намеренное количество.
Следует за "Фантомом..." инструментал “Transylvania”.
Изначально “Transylvania”, была задумана не как инструментал, а как песня, с вокалом, естественно. Так и мелодическая линия подстроена в ней под вокал, однако, когда музыканты исполнили “Transylvania” в инструментальном варианте, то оказалось, что звучит она очень хорошо и без голоса. Так что решено было остановиться на варианте без вокала.
Вообще же слово "Трансильвания" неразрывно связано с вампирами, и, прежде всего, с легендарным графом Дракулой. Венгерский Граф Дракула был реальным историческим персонажем; и жил в XIV веке. Даже в те кровавые времена он отличался лютой жестокостью. Он умерщвлял не только "неверных", но и христиан, своих врагов. Придуманные им казни отличались особой изощрённостью. Молва о нём дошла даже до Руси, где в том же XIV веке была написана "Повесть о графе Дракуле"; где описывалось, скажем, как "у женщин вырезались срамные места...". Так-то. Звали его, кстати, ещё и Драконом. Он умер, но простой люд верил, что такой страшный злодей всё ещё обитает в своём древнем замке, где то в Трансильванских горах. Он вампир, он пьёт кровушку людей. Легенда о Дракуле получила вторую жизнь благодаря роману Брэма Стокера, а также - благодаря многочисленным экранизациям; среди которых попадаются как и шедевры, вроде фильмов Хичкока или Каполлы, так и откровенная американская шняга, наподобие "Дракулы 2000".
Что касается Maidon`овской "Трансильвании" то, помимо альбома 80 года, её можно услышать и на концертнике “A Real Dead One”, который был издан в 1993 году.
Очередной номер “Strange World”, который также очень любили исполнять на своих концертах “Maiden-ы”. По словам Харриса, особенно нравится она Дейву Мюррею, которому просто в кайф играть соло в центральной её части. Вместе с “Remember Tommorow” - ещё одна красивая баллада на этом альбоме.
Затем идёт “Sanctuary” - настоящий рок-н-рольный номер, который “Maiden-ы” и поныне время от времени исполняют на своих концертах. Хотя изначально “Sanctuary”, был предназначен исключительно для сингла, потом музыканты решили, что вещь достаточно клёвая, чтобы включить её и на альбом.
Очередной номер “Charlotte the Harlot”. Здесь и музыка и лирика принадлежит Дэйву Мюррею. Это первая из четырёх глав истории проститутки Шарлоты (история продолжена в песнях “22 Acacia Avenue”, “Hooks In You” и “From Here To Eternity”). Кстати, привет героям отечественного рока из "Арии", с их хитом "Улица Роз" 1987 года. Сами "Арийцы" говорят, что в то время находились под большим влиянием "Ирон Маден". No comments... Впрочем, параллели в творчестве этих двух замечательных коллективов - тема отдельного исследования, которое, впрочем, кажется уже было предпринято кем-то из наших журналистов...
Завершает альбом вещь “Iron Maiden”. Это несомненный хит, который является своеобразной визитной карточкой группы. Сам Харрис говорит, что, сколько он помнит, они всегда завершали свои сеты именно этой композицией.
Ты войдёшь в мою комнату,
Я покажу тебе все свои прелести.
Я просто хочу увидеть твою кровь,
Я просто буду стоять и смотреть.
Увижу, как начнётся кровотеченье,
И как кровь на пол потечёт...
Ох, да, где бы ты ни был,
Железная Дева найдёт тебя.
Железная Дева возьмёт тебя,
Не важно, как далеко ты уйдёшь...
* * *
Итак, дебютный альбом был реализован. Пора было пожимать благодатные плоды. Однако, когда 16 мая был представлен поддерживающий альбом сингл “Sanctuary”, возникли некоторые проблемы с цензурой. Здесь уж постарался Дерек Риггс. На очередном своём полотне, он изобразил "обаяшку" Эдди, в роли жестоко маньяка, убивающего существо женского пола, кое (существо), как две капли воды похоже на уже упомянутую Маргарет Тэтчер.
К тому времени, кстати, "железная леди" от политики вызвала своей жесткой экономической политикой многие недовольстве в простом рабочем люда. Так что Maiden-ы, заработали себе дополнительные очки в среде рабочего люди. Мол - вот так ей, получи от нашего Эдди! Ну, а сама Тэтчер, как то ни странно, была не в восторге от появления данной обложки. Впрочем, и внимания этому много не уделила - были дела поважнее. Просто многие радиостанции отказались крутить “Maiden-овские” вещи. Однако, и без радиостанций сингл “Sanctuary” смог вскарабкаться на 29-ю строчку Британского хит-парада. А вообще, надо заметить, повезло “Maiden” - демократичная всё-таки страна Британия. Выпусти они сингл с эдакой обложкой на просторах тогдашнего эс-эс-эс-эра, да с Эдди разделывающем объёмную тушу товарища Брежнева, так загремели бы в психушку на неопределённый срок; и там постигла бы их участь Эдди с обложки “Piece Of Mind”.
Но обитали они в Британии, а поэтому продолжили своё благодатное существование. В мае 1980 года они отправились в большое английское турне, открывая концерты “Judas Priest”. А затем - в новое, где выступали в качестве хэдлайнеров.
Перед выступлением в Эдинбурге приключился один трагико-комичный случай. Дело в том, что Клайв Барр заработал расстройство желудка. Дело было настолько серьёзным, что он заявил, что не может играть. Однако, руководитель гастрольной команды Вик Велла, а под его руководством и иные дорожники, показали звериный лик капитализма. Они решили, что раз концерт организован, и дело стоит в деньгах, то какой-то там барабанщик должен отыграть, будь у него хоть преждевременные роды. Итак, бедный Клайв лежал в отведенной ему комнатушке, и ожидал, когда же усмириться его организм. Тут дверь распахнулась, и на пороге предстал безжалостный Вик Велла и его ребята. Несмотря на то, что Клайв Барр, пытался сопротивляться, они схватили его, и на накаченных своих ручках отнесли на сцену, усадили за барабанную установку, и повелели "играй!". Что же - концерт уже начинался, и страдальцу Клайву не оставалось ничего иного, как взять в руки свои барабанные палочки (хорошо, хоть вибраторов ему вместо палочек не подсунули, как то было с “Manowar-овским” Скоттом Коламбусом в 1987 году!). Концерт он отыграл, однако ж, по окончании его Клайв так и не смог подняться из-за барабанной установки - грохнулся в обморок. История умалчивает, какими эпитетами Клайв наградил Вика Веллу, но, надо думать - слова "милый" и "родной" там отсутствовали.
20 июня произошло ещё одно приятное событие в жизни наших героев. Они впервые отыграли в качестве хэдлайнеров в настоящем концертом зале. Называлось это место “Rainbow”, а территориально располагалось в английском городе Лондон.
3 июля 1980 года - это ещё один важный день в карьере "Железной девы". В клубе Marquee, что всё в том же английском Лондоне, состоялся очередной концерт Maiden, который снимали ребята из крупной кино-компании “Twentieth Century Fox”, и эта запись была представлена на экранах некоторых коммерческих телеканалов 17 августа 1980 года.
18 августа “Maiden” заполучили контракт с американскими звёздами Kiss, на то, чтобы открывать их концерты в течении 2 месяцев. Радости ребят не было предела: ведь Kiss всё ещё были звёздами первой величины, и на их концерты собирались громадные толпища рок-люда. А помимо того, Kiss колесили по всему свету, так что и у “Maiden” появился прекрасный шанс показать себя во многих странах.
23 августа. Перед тем как отправиться в турне с “Kiss”, “Maiden” отыграли на “Reading” фестивале.
24 августа. Сразу же после выступления на “Reading” фестивале, “Maiden-ы” перелетают в Португалию, и дают свой первый в этом государстве концерт. (также это первый концерт на разогреве у “Kiss”).
30 августа. Первый концерт в Италии (на разогреве у “Kiss”)
11 сентября. Первый концерт в Германии (на разогреве у “Kiss”).
23 сентября. Первый концерт во Франции (на разогреве у “Kiss”)
28 сентября. Первый концерт в Шотландии (на разогреве у “Kiss”).
5 октября. Первый концерт в Голландии (на разогреве у “Kiss”).
9 октября. Первый концерт в Швеции. (на разогреве у “Kiss”).
11 октября. Первый концерт в Австрии. (на разогреве у “Kiss”).
13 октября. Первый концерт в Норвегии (на разогреве у “Kiss”).
На этом успешный тур в поддержку “Kiss” был завершён. Интересно, могли ли тогда предположить железнодевцы, что в 1988 году уже сами “Kiss” будут открывать их выступление на фестивале “Monsters Of Rock”, перед лицом 107 тысяч фэнов?..
Однако, когда гастроли были завершены, Дэннис Стрэттон заявил, что он уходит из “Iron Maiden”. Он был самым старшим из всех участников коллектива, и, быть может, именно поэтому предпочитал более спокойную музыку (что-то в духе “Toto” или Journey”). После ухода из Maiden Деннис собрал собственную группу “Lionheart”, которая просуществовала с 1980, по 1985 годы. Состав у группы был следующий: Jess Cox (“Tygers Of Pan Tang”) на вокале; Страттон - гитара; Steve Mann - гитара; Rocky Newton - бас; и Франк Ноон (“Def Leppard”, а позднее - “Waysted”) на барабанах. По звучанию они напоминали классический рок, в стиле Eagles и выпустили единственный диск, который назывался “Hot Tonight”. Ещё он значился в проекте “All-Stars NWOBHM” (1990), в состав которого, как следует из названия, входили одни звёзды. Если конкретно, то бывшие участники таких коллективов, как “FASTWAY”, “SAMSON”, “GIRLSCHOOL”, “IRON MAIDEN”, “PRAYING MANTIS”, “WHITESNAKE”, “BLIZZARD OF OZZ”, и так далее. Они записали альбом “ALL-STARS NWOBHM”, который был представлен в 1990 году.
В 1990 году, когда реформировалась ещё одна легендарная группа Praying Mantis, Деннис Страттон, вместе с Полом Ди`Анно присоединился к ним, и выступал в серии Японских концертов, которые были увековечены на диске “Live At Last”. Затем он присоединился к “Praying Mantis” уже в качестве постоянного вокалиста, и гитариста. Его можно слышать на их альбоме 1991 года “Predators In Disguise”.
* * *
Новым гитаристом “Iron Maiden” становится одноклассник Дейва Мюррея Адриан Смит (Adrian Smith), который родился 27 февраля 1957 года в Лондонском районе “Hackney”. Его отец был художником, а мать - декоратором. И он был самым младшим из трёх детей в семье.
В детстве он был фанатом футбольной команды “Manchester United”, и на стенах его спальни был развешены плакаты тамошних героев George Best-a и Bobby Charlton-а. Однако, когда Адриан прослушал альбом “Deep Purple” “Machine Head” - эти плакаты были заменены на иные: “Jimi Hendrix” и “Ritchie Blackmore”. Случилось это, когда Адриану исполнилось 15 лет.