Главные герои этих повестей хоббиты: Морен и Любелия.
Если Вы хотите немножко узнать о хоббитском роде, так я расскажу о нем, в этом Прологе. Итак, хоббиты. Создания небольшого роста, миролюбивые, селящиеся в холмовых норах... Впрочем, слово "нора" через чур грубое - благоустроенности их подземных жилищ позавидовал бы любой верзила (так хоббиты величают людей).
Главное занятие хоббитов - садоводство. И сады их - прелесть! Такое там благоухание, да так все аккуратно, прибрано. А на урожай, столько плодов - есть не переесть. Хоббиты любят спокойствие, не нужно им никаких Приключений, никаких громких деяний. Посидеть бы на лавочке в своем садике, поглядеть на закат; а в дождичек - у окошка, послушать, как он в кронах, да в поле поет. Поэтому из века в век ничего в их краю и не менялось. Уж, и не знаю, хорошо это или плохо... Для хоббитов, должно быть хорошо.
Но и среди хоббитов бывают непоседы. И не зря говорят: если хоббит вышел в дорогу, то таких дел наворотит, что и целой эльфийской армии не под силу. Возьмем хотя бы Бильбо - управился с драконом Смогом, а потом - воспитанник его, Фродо; вместе с достославными своими друзьями Сэмом, Мэрри, и Пиппином одолел Черного Властелина Саурона.
И Бильбо, и Фродо были из древнего рода Туков. Из этого же рода вышел и хоббит Морен - главный герой этих повестей. Только вот угораздило его родиться через сто лет после падения Саурона, когда все волшебное уже уходило из Средиземья. Ни тебе эльфов, ни энтов, ни даже орков или троллей (я уж не говорю о Драконах, и Великанах). И Морен (кстати - страстный книгочей), все сетовал, что на его долю не выпало никаких Приключений.
Как выяснилось - зря сетовал. Начавшись однажды, Приключения следовали одно за другим. Судите сами: сначала он спас Средиземье от Ржавого Дракона; затем - только вернулся в свою норку, а его уже пригласили на Луну, и снова в качестве Героя, спасителя Средиземья. И Луна и Средиземье были спасены, но, с Луны они упали в море, где и были схвачены и унесены в пучину Океанской Ведьмой.
Последовали невероятные и захватывающие Приключения: из подводного мира они попали в под-подводный мир, где все наоборот. Там искали девятерых морских царевен, разгадывали загадки зловещего Тома Дурила, и встретились со злоббитами.
Нельзя оставить без внимания и Любелию. Эта хоббитка следовала с Мореным от самого первого Приключения. И часто, только благодаря ее смекалке, они выходили из самых опасных передряг. Морен посвящал ей стихи, среди которых были неплохие, но также и такие, которые, скажу вам прямо, вызывали смех...
Очень соскучился по родимой Хоббитнии Морен! Прежде он и не думал, что можно так горевать по своему садику, по окрестным полям, лесам, и по своей ухоженной норке. И, когда они поднялись из под-подводного мира к Морскому Царю, и тот устроил пир - Морен, в отличии от всех остальных - не радовался. Более того - он едва не плакал. И, подплыл к Повелителю Морю, взмолился, чтобы скорее вез их к дому. Тот, в виде златого дельфина, подхватил его и Любелию, понес по морю. Но тут поднялась жестокая буря, и разлучила их.
Могучий ветрило поднял хоббитов над водами, и носил и кружил их, словно пылинки. Они вцепились друг в друга, но в конце концов, силы оставили их, и они разлетелись в разные стороны. Последнее, что видел Морен - несущийся на него вал темной воды. На этой тревожной ноте заканчиваются подводные приключения хоббита...
Глава 1
"Берег и Картины"
Морену казалось, что он бредет сквозь пустыню. Ноги утопали в жарком песке, и каждый шаг давался с трудом. Очень хотелось пить, но воды не было. Нигде ни капельки воды, и даже воздух был иссушен.
- Воды... Воды... - взмолился хоббит, и тут услышал блаженное журчанье.
Казалось - за ближайшим барханом целая река...
Пока взобрался на бархан, совсем выдохся, но был вознагражден. Огромная река простиралась до самого горизонта, и переливалась мягкими, радужными цветами.
- Любелия, вот мы и спасены! - крикнул Морен.
Он был уверен, что хоббитка рядом с ним - так же, как и во всех предыдущих приключениях. Однако, ответа не последовало. Он огляделся - никого.
И тут воды реки сами хлынули к нему, он с жадностью начал их пить. И тут же закашлялся - вода была нестерпимо горькая, соленая. Это была морская вода!
Морен продолжал кашлять, и, вместе с кашлем возвращалось зрение. И оказалось, что не брел он по пустыне, но все это время пролежал на берегу, под палящим солнцем. А вот песка здесь действительно хватало - он полностью засыпал хоббиту ноги, и присыпал грудь.
Начинался прилив, и ярко блестящие на солнце волны омывали его лицо. Скоро - должны были полностью укрыть.
- Что?.. Снова под воду?.. - Морен наглотался брызг и закашлялся. - Ну, уж нет! За время прошлого Приключения я на всю жизнь наплавался! Тем более, у меня теперь нет жабр.
И он стал выбираться из песка. Это удалось, и он отполз от наступающего моря в тень. Стал оглядываться...
Его вынесло на широкий пляж. На песке слезами солнца поблескивал янтарь. Пляж вытягивался так далеко, как был видно. Нависающие над Мореном скалы имели сильно выщербленные стены, а местами - обвалились пологими склонами, по которым не составило бы большого труда подняться. Скалы поросли вьющимся кустарником, а в отдалении - переходили в земляные холмы, увитые древним, высоким лесом. Иногда со стороны этого леса находили воздушные токи, а вместе с ними - незнакомые запахи, которые будоражили воображение.
- А где же, все-таки Любелия? - спросил Морен - никакого ответа. Тогда он начал кричать. - Любелия!.. Любелия!!.. Любелия!!!..
И долго так кричал, даже голос сорвал (такое прежде случалось лишь единожды, еще в Хоббитании - тогда он, в зимний день объелся мороженого, а потом - поехал кататься на лыжах). Пело море, ветер шелестел, чайки кричали, а вот от Любелии - никакого ответа.
Тут Морен прохрипел:
- А что, если ее тоже песком присыпало? Ей сейчас кажется, будто бредет по пустыне, и... наглотается этой отвратительной соленой воды!.. Надо ее найти - скорее!..
И наш герой бросился по берегу. Долго он бежал, даже запыхался, однако никаких следов Любелии (даже самых малюсеньких, не было).
И тут на него пала тень. Сразу вспомнились рассказы о птице Ух, которая обитала в южных землях, и имела столь внушительные габариты, что на завтрак уносила не зайцев, не даже баранов, а - Слонов!
В общем, перепугался Морен, повалился на живот, да еще прикрыл голову руками. Так лежит, дрожит...
Но вот тень отхлынула. Тогда хоббит решился повернуть голову, и осторожно выглянул из-под пальцев. Это была не птица Ух - это был Летучий Корабль.
Черные борта воздушного судна не отражали свет, а вокруг черного паруса кружили тени, и полнили его ветром. Корабль стремительно удалялся.
- До меня ему никакого дела. - облегченно вздохнул Морен. - Ну, вот и хорошо...
Он проследил, куда летит корабль, и воскликнул от неожиданности. Оказывается, корабль летел к исполинскому дереву. Хоббит аж глаза протер. Пробормотал:
- Да перед этим деревом - самый высокий эльфийский мэллорн, что травинка перед дубом.
Именно к дереву летел Воздушный Корабль, и, когда приблизился к кроне - представлялся лишь маленьким пятнышком.
- А что, если он унес Любелию? - сам у себя спросил Морен, и присвистнул. - ...Тогда мне придется на это дерево карабкаться. Ну, ничего - я еще и не из таких передряг выходил...
Однако, во всех прежних Приключениях рядом с ним была Любелия, и именно она ему помогала. Теперь он остался один...
Некоторое время побродил по берегу, но так и не нашел следов хоббитки.
Уже смеркалось, когда Морен со вздохом потер пустой желудок, и направился к поросшему древним лесом холмам.
* * *
На ясном, многозвездном небе взошла полноликая Луна, и окружающий мир окутался чарующим серебром. Легкий ночной ветерок шелестел податливыми листьями, и изгибистыми паучьими вуалями, которые обильно провисали меж ветвей.
Но, чем дальше углублялся в лес Морен, тем становилось тише. Он старался ступать бесшумно (как известно, хоббиты большие мастера по этому делу), но иссушенный хворост так трещал, что, должно быть, весь лес уже знал о его приближении.
Наконец хоббит остановился, и прошептал:
- А зачем, собственно, меня ночью понесло в этот лес? - он вздрогнул - собственный шепот показался раскатами грома.
Помолчал, одними губами прошелестел:
- Надо вернуться на берег...
Он огляделся, и понял, что не знает, в какую сторону идти.
Долго стоял и слушал. На ближнем дереве треснула одна тонюсенькая веточка - хоббит в ужасе возопил!
Лес отозвался многократным эхом, и долго не утихал. Морен зажал уши, и дрожал как осиновый лист. Наконец эхо улеглось, и он вновь стал слушать.
И услышал слабое, далекое журчанье. Морен устремился на этот звук, и скоро склонился над ручьем. Лунные лучи проникали меж ветвей, и высвечивали дымку, которая медленно плыла над водой.
Хоббит уже сложил ладони лодочкой - собрался зачерпнуть воды, как краем глаза заметил некий прямоугольный предмет. Как известно, в лесу не бывает форм прямоугольных, квадратных или треугольных. Природа любит формы сложные, с множеством граней. Стало быть, этот простой прямоугольник был создан кем-то разумным...
Морен повернулся, и обнаружил лист толстой бумаги для рисования. И там был рисунок. Хоббит поднес его к лицу, и разглядел.
На этом цветном рисунке был отображен некто склонивший над могилкой, и горько-горько рыдающий. Несмотря на то, что лицо плачущего было закрыто ладонями, его фигура показалось Морену знакомой.
- Кто же это?.. - прошептал хоббит, и провел рукой по картинке.
И тут, его рука зацепилась за нарисованную руку, и отцепила ее от лица. Что бы вновь не закричать, Морен свободной рукой зажал себе рот.
У скорбящего было его, Моренское лицо! И он обернул свою нарисованную голову к нему - настоящему Морену.
Хоббит из всех сил зажимал себе рот, но все равно - прорывался вопль ужаса.
- Бу-буль-бу-ууу-буль-буууу!!! - такие звуки издавал наш герой.
Он быстро перевернул картину тыльной стороной, а чтобы она ненароком не перевернулась, приложил ее сверху камешком.
Приметил на тыльной стороне подпись, склонился, и смог разобрать: "Ариэль-Печальный. Несчастнейший среди художников".
- Да уж... - вздохнул и зевнул Морен. - Не хотел бы я с этим "художником" встречаться... А теперь, надо напиться этой замечательной родниковой водицей.
Он склонился над ручьем, зачерпнул ладонями, отхлебнул. Вода оказалась блаженно прохладной, и со сладким, миндальным вкусом.
- У-уух, вкуснотища какая! - забыв о своих напастях, похвалил ручей Морен, и зачерпнул еще.
Затем - опустил лицо в течение, и пил прямо оттуда.
И тут навалился сон. Морен зевнул - забулькал. Дальнейшего он не помнил.
* * *
Наш хоббит очнулся, и обнаружил, что, словно котенок, свернувшись клубочком, лежит в огромной кувшинке, а та, задевая берега, плывет по ручью. Спереди доносился шум, и, приподнявшись, Морен обнаружил, что там - водопад. Еще несколько мгновений, и он полетел бы в бездну, но он выскочил на берег.
Был тот утренний час, когда солнце еще не печет, но взошло достаточно высоко, и мир ярок. Хоббит огляделся, что-то в окружающем было не так, но он еще не мог понять, что именно.
И тут увидел могилку. Дурное предчувствие сжало сердце, и он медленно подошел к ней, склонился... На прилегающем камне было выведено всего одно слово "Любелия", а также - выбит портрет хоббитки. Причем, увидь она этот портрет - возмутилась бы. На этот портрете она походила на болотную кикимору, к тому же - у нее были клыки.
И все же сомнений не оставалась: могилка была маленькой, хоббитской; а Морен и слыхом не слыхивал, и слышать не хотел не о каких хоббитках, кроме его Любелии. И он разрыдался. Долго-долго рыдал наш хоббит:
- Любелия, куда ушла ты?! Любелия, миленькая, пожалуйста, вернись!.. Ты умела варить самый вкусный грибной суп! А яблочный пирог - объедение!.. Вернись!.. А сколько песенок ты знала!.. Э-эх!.. Ты так задорно смеялась над моими стихами и поэмами!.. Вернись!..
Если я приведу весь его тогдашний плач, то получится история на сотню страниц. Нет - я избавлю вас от такой муки, и замечу только, что свой плач он периодически прерывал восклицаньями: "Вернись!"
Но всему, даже такому плачу приходит конец. Вот и Морен утомился, слезы ег иссякли. Утомленный, он приподнялся, и обнаружил, что уже вечереет.
Тогда он пробормотал:
- Нет - не может быть так мрачно. Любелия не раз говорила, что все будет хорошо. Вот и я буду в это верить. Может, это какая-нибудь ошибка. Может, она вернется...
Он приободрился такими мыслями, и даже пропел несколько хоббитских песенок. Затем, набрал хворост, нашел кремень, долго возился, высекал искры. Наконец, его терпение было вознаграждено, и затрещал костерок.
И вновь он обратил внимание, что в окружающем мире что-то не так.
Трагично вздохнул ветер, и принес бумажный лист - хоббит поднял его, и обнаружил черно-белый, мрачный рисунок. На рисунке был отображен он, Морен, но во рванной одежке, исхудалый; и с таким трагичным выражением, что, глядя на него, самому хотелось плакать. Это изображение сидело на пороге перекошенной лачуги, а поблизости - темнела уже знакомая могилка Любелия.
- Нет, нет - никогда такого не будет. - ужаснулся Морен, и перевернул лист.
На обратной стороне значилось: "Ариэль-Печальный. Несчастнейший среди художников".
* * *
Морен проснулся в мрачном настроении, и обнаружил, что окружающий мир черно-белый. Было множество оттенков серого цвета, но ни единой синей, зеленой или оранжевой крапинки.
Хоббит пробормотал:
- Ну, ничего - вот взойдет солнце, и все изменится к лучшему.
Однако, солнце уже взошло - оно представлялось слепяще-белым кругляшом. Могилка Любелии погружалась в темные тени.
- Может - это место такое? - неуверенно пробормотал хоббит. - Пойду-ка, я погуляю.
Он направился в лес, но не смог далеко уйти. Черные ветви сплетались все плотнее; и, наконец сошлись плотной, непроницаемой стеной. Морен надавил на эту стену - руки погрузились по локти; и немалого труда стоило выдернуть их обратно. Руки оказались перепачканы в черном - пришлось их отмывать.
Он побрел вдоль черной стены, и, вскоре выяснил, что она огибает могилку Любелии с трех сторон. С четвертой стороны был стометровый обрыв, с отвесными, камнями стенами. Под обрывом на острых глыбах клокотало черное море.
В небе собрались черные тучи, били белыми молниями; вскоре зашумел серый, холодный ливень. Хоббит хотел укрыться в лесу, но туда часто били молнии, валили деревья, и Морену пришлось выйти... он совсем продрог, и, дождь наконец прекратился, разразился затяжным чихом.
- Эх, Любелия, Любелия. - глотая слезы, лепетал он. - И зачем ты меня одного оставила?.. Апчхи! Апчхи! Вон сварила бы мне сейчас снадобье...
Но никакой Любелии по-прежнему не было. Зато была могилка с надписью "Любелия".
Кряхтя, и продолжая чихать, Морен рассудил:
- А если еще такой холодный дождь пойдет? Тогда я совсем застужусь. Я должен построить себе жилье.
Хоббиты, как известно, большие мастера по рытью нор. Однако почва здесь была сильно каменистая, и ни о каком рытье не могло быть и речи. И Морен решил построить себе хижину.
И намучился же он! Для строительства даже самой ветхой хижины нужны ветви, а ветви были такие жесткие и колючие, что хоббит весь перецарапался, пока нарвал первую охапку. А за первой, последовала и вторая, и третья, и... десятая.
А, когда хижина наконец была построена; то была она такой перекошенной и унылой, что от одного взгляда на нее хотелось броситься с оврага.
Наступала ночь. Чернело. В небе проступали безжизненные, белые точки звезд. Ободранный, тощий Морен сидел, спиной уткнувшись в стену хижины, и бормотал:
- Никогда еще не бывал в такой мрачной передряге. И даже не знаю, как отсюда выбраться. Хоть бы воздушный корабль забрал.
И тут по черному небу пролетел корабль настолько черный, что хоббит зажмурился. И он лепетал:
- Нет, нет - пожалуйста, не надо!
Корабль не заметил маленького хоббита, и улетел восвояси.
В серых травах зашипел ветер - покатил сжатый кругляшом, похожий на перекати-поле бумажный лист.
Морен поймал его, стал разворачивать, прочитал: "Ариэль-Печальный. Несчастнейший среди художников". Пробормотал:
- А смотрит - Морен Тук, несчастнейший среди хоббитов.
Развернул. Снова черно-белая, мрачная картинка. Но в этот раз он, Морен Тук, стоял на краю обрыва, а к шее его был привязан камень.
- Нет! Нет! Никогда этого не будет! - закричал Морен, забыв однако, что точно так же зарекался и накануне.
* * *
Следующее утро началось совсем плохо. Во-первых, Морен ничем не устелил хижину, и поэтому - отлежал все бока. Во-вторых, небо затянула серая пелена, и накрапывал премерзкий, холодный дождик. В-третьих, было невыносимо горько, давило одиночество. Очень хотелось поговорить с Любелией, а ее не было. Он думал, чем бы себя занять - попробовал попеть хоббитских песенок, однако, они показались не к месту. Попробовал сочинять стихи, однако даже мрачные стихи не сочинялись.
И вот он уселся - сидел, смотрел перед собой час, два, три, четыре. Снаружи уныло шелестел дождь, и ничего не происходило...
Стало нестерпимо тяжко, и он бросился к могилке Любелии. И там все оставалось по-прежнему. Морен долго звал ее - никакого ответа, конечно не было. Вернулся в хижину, но там протекало, и вообще - было очень неуютно. Тогда он бросился в лес. Там исцарапался больше прежнего, испачкался в черной луже, а потом обнаружил, что черная стена еще приблизилась. Вернулся в хижину, повалился на шероховатый пол, хотел заснуть, однако, несмотря на усталость, и унылую, однообразную песнь дождя, сон не шел.
Он выполз наружу...
Мне продолжать? Долго можно писать, как он томился. Выползал из хижины, ковылял к могилке Любелии, звал ее, бродил кругами, тащился в лес, выползал обратно, в хижину... Из хижины - к могилке Любелии... И дальше, и дальше - все одно и тоже, на этом маленьком, унылом пяточке черно-белого света.
И все тоскливее ему становилось. Наконец, хоббит заломил руки, и воскликнул:
- Не могу больше! Чем так томиться!.. - и трагичным голосом закончил. - В общем, отсюда есть только один выход.
И, вторя ему, в отдалении заурчал гром.
Морен выполз из хижины, и, дрожа от холода и чихая, проковылял к обрыву. Там подобрал большой камень; разодрал и без того разодранную рубашку, сплел из нее веревку, одним концом которой обвязал камень, ну а вторым - шею. Он склонился над пропастью - внизу гневливо кричало море. Слезы застлали глаза хоббита, и он ничего не видел.
Холодный ветер нетерпеливо подтолкнул его в спину; Морен вскрикнул и отшатнулся. На лбу выступила испарина, он бормотал:
- Подожду до завтра. Если ничего не изменится - сигану.
И он, не отвязывая от шеи камень, проковылял в хижину. Свернулся калачиком, закрыл глаза, но сон все не шел. На крышу что-то повалилось.
- Знаю - это очередная картинка. Не стану на нее смотреть.
Однако, лист размяк и просочился через прореху в потолке, шмякнулся у ног хоббита. Некоторое время он боролся с любопытством, но, так как больше нечем было себя занять - не выдержал, поднял, стал разворачивать.
Вот подпись. Она расплылась - казалось, над ней пролили много горьких слез: "Ариэль-Печальный. Несчастнейший среди художников".
- "Несчастный"! - невесело хмыкнул Морен. - Да, в сравнении со мною, ты просто счастливец!
Он развернул картинку, и обнаружил размытый, мрачный вид. Его хижина развалилась; лес стоял черной стеной, а у оврага - две могилки: его и Любелии.
- Разбился? - спросил у картинки Морен.
Несколько раз, слабым голосом повторил -"Нет", хотел отвязать камень, но тут сковал его сон.
* * *
Следующее утро выдалось мрачнее предыдущего. Все тек однообразный, холодный дождик, и под его действием черно-белый мир размылся. Отекли вниз тучи, травы свалялись в бесформенную, серую массу, по которой тяжело было ходить - ноги увязали. Могила Любелии расползлась, и нельзя было разглядеть не только неудачного портрета хоббитки, но даже и подписи. Лес тоже расползся - к нему было не подступить. Море слилось с рифами, и клокотало тяжелой, каменистой массой.
Голова у Морена болела, и не было никаких мыслей. И с камнем на шее, побрел он к обрыву. Оставалось шагов двадцать, когда он залепетал:
- Вот так, бесславно, погиб хоббит Морен из Хоббитании. Надо же: спас Средиземье от Ржавого Дракона, от падения Луны, спас девятерых морских царевен, а тут - попал в какую-то мрачную картину, и...
Он не договорил - с занесенной ногой замер над бездной. Вторая нога заскользила, а камень налился тяжестью, потянул вниз. Он со всех сил рванулся назад, и повалился на зад.
Однако, продолжал скользить. Казалось, невидимая сила толкает его в спину. Он извернулся, и пополз от обрыва. Остановился только тогда, когда уткнулся лбом в стену хижины.
Долго не мог отдышаться... Потом пробормотал:
- Подождите, подождите - это что же получается? Я внутри картины?!.. Хм-м-м, а вспомним-ка, с чего все началось. У ручья я нашел первую картинку. Она была цветной. Потом я испил из ручья, и меня сковал сон. И я приплыл в это место. Оно сразу показалось мне странным. Теперь я понимаю: цвета были неестественные - это были акварельные краски. Потом я находил следующие картинки - уже черно-белые, и одна мрачней другой. И самое скверное - я действовал по уготовленной роли... Но кто придумал эту роль?.. Ясное дело - художник! Значит, я должен найти его, и... Ну, да там видно будет, а сейчас главное - вырваться отсюда!..
Он стал отвязывать камень, но пальцы дрожали, и он долго провозился. Но вот -свободен от этой ненужной ноши. Раскрутил, бросил с обрыва - снизу раздался грохот, будто рухнула целая скала.
Морен ходил вокруг хижины, и бормотал:
- Как же вырваться?.. Как же вырваться?..
Наконец, кое-что придумал. Бросился в хижину.
Вот он - совсем размокший, затесавшийся в угол лист. Морен подхватил его, выбежал на улицу.
Картинка на листе изменилась. Вместо двух могилок была одна, а у хижины стоял сам Морен, в руках его был зажат едва приметный, размокший листик.
- Ну, посмотрим, что получится. - молвил хоббит, и дрожащим от волнения голосом добавил. - Тут главное... себя не разорвать...
Затем - надавил пальцем на размытое изображение леса.
Вокруг затрещало, задрожало, а в черной стене размытого леса появилась многометровая прореха, оттуда хлынул целый фейерверк самых разных цветов и оттенков.
Зрелище столь понравилось Морену, что он засмеялся. Побежал к сияющему выходу, но остановился, и стер на картинке еще одну деталь - могилу Любелии. И в окружающем его мире могилка исчезла - на ее месте колыхались тюльпаны.
Но и на этом хоббит не остановился - он стер и свою хижину. На ее месте поднялся сияющий солнечной кроной тополь.
Тут он заметил, что размокшая картина совсем разъехалась, и разрыв задел его рисованную руку. Он испуганно глянул на руку, и обнаружил, что из рисованной она превратилась в обычную. Причем - была окутана солнечным светом, и он чувствовал блаженный, после холода, жар.
- А - была, не была! - крикнул Морен, и полностью разорвал картинку.
Черно-белый мир унынья разнесло в клочья, и его на месте проявилась благодатная, пышная природа. Вздыхало синее, пенистое море; по лазурному небу плыли величественные облака; в свежем ветре шелестел таинственный, древний лес. И таким прекрасным был этот мир, что хоббит смеялся и плакал от счастья, и он шептал:
- Все было так просто?.. И из-за этой ерунды, из-за этого клочка бумаги я чуть не покончил с жизнью! Какая глупость!
И он бросился под лесные своды, уверенный, что скоро встретится с Любелией.
Глава 2
"Художник"
Долго бежал Морен. Попал в чащу, и, когда наконец вырвался, совсем запыхался. Оказалось, что поблизости журчит ручей. Хоббит почувствовал сильнейшую жажду, и склонился над водой. Уже зачерпнул, как, краем глаза приметил некий прямоугольный предмет. Глянул - это был бумажный лист.
- Картина! - воскликнул хоббит, и отпрянул от ручья.
Он пятился и бормотал:
- Теперь я узнаю - это тот самый ручей, от которого начались мои злоключения. Должно быть, теперь на картине начинается какая-то иная, мрачная история. Если я выпью из ручья, то засну, и проснусь уже в нарисованном мире. Ну, уж нет! Довольно с меня!.. И надо положить этому конец. Надо найти этого "Ариэля-Печального. Несчастнейшего среди художников". Ручей явно связан с этим горе-художником. Пойду-ка я вверх по течению...
Так рассудил наш герой, постарался напустить на себя деловитый и боевой вид, и спешно зашагал в намеченном направлении.
Местность все больше забирала вверх, все чаще выпирали из земли камни. Начался густой малинник, и, пока хоббит сквозь него продирался - весь пропитался соком (однако, и накушался вдоволь).
Неожиданно ягодные кусты закончились, и хоббит вывалился на поляну. Вся поляна поросла черными, траурными тюльпанами; а на противоположной стороне рос высокий дуб с толстыми ветвями. Над дубом и поляной дыбилась стена черного гранита. Лишь в одном месте стену рассекала трещина, из нее и вырывался ручей.
Ну, а в густой тени от дуба стоял художник. Несмотря на то, что он склонился над мольбертом, чувствовалось, что он очень высокого роста. Он стоял лицом к граниту, но когда Морен вывалился из малинника, замер, затем - начал оборачиваться.
Хоббит юркнул обратно, там - вжался лицом в землю, и долго так пролежал. Но вот решил приподняться - художник был на прежнем месте и что-то рисовал.
- Так вот каков ты, "Ариэль-Печальный". - прошептал Морен.
Ну, а затем наш герой стал думать, что бы с этим художником сделать.
- Быть может - подойти к нему и попросить, чтобы он прекратил эти безобразия, и вернул Любелию? Нет не годится. Знаю я этих колдунов: у них чего попросишь, а они тебя самого заколдуют... А -а, придумал! Подпилю-ка я ветвь, которая над ним нависает. Грохнется ему на голову - будет знать, как всякие мрачности рисовать!..
Перво-наперво, надо было достать пилу.
В дуновении ветра прилетел очередной лист. Морен поймал его, и, не глядя на картину, сорвал лепесток у одного из черных тюльпанов. Ногтем соскоблил пыльцу (а ногти у него отросли знатные), и ногтем же начал выводить на листе изображение пилы. Он так и не взглянул на лист, и пила получилось корявая, и через чур большая.
Пила перенеслась в окружающий мир и грохнулась перед лицом Морена. Художник вновь замер, но в этот раз даже не стал оборачиваться, и через некоторое время продолжил рисование.
Хоббит притянул пилу, и стал ее разглядывать. Пила была черной, и от прикосновений к ней на пальцах оставался черный след пыльцы. Когда же эта пыльца падала на землю - из земли немедленно прорастали новые черные тюльпаны. Зубья получились разной величины, да и рукоять была с зазубринами, к тому же пила была тяжеленная. Но он решил больше не рисовать - ведь следующая пила могла грохнуться ему на голову. И он пополз к дубу...
Черные тюльпаны предательски потрескивали, но, если художник что-нибудь и слышал - не подавал вида. Морен весь покрылся пыльцой, и в нескольких местах на его одежде выросли тюльпаны...
Вот, наконец, и дерево. Сначала хоббит поднял на ветвь пилу, затем - сам туда взобрался. Но он не остановился, а полез выше. Морен "облюбовал" толстенную, с шишковидными наростами ветвь, которая вытягивалась как раз над головой художника. Предстояло подняться метров еще на пятнадцать... Он совсем запыхался, а вниз полетело столько больших и маленьких веток, что и глухой бы услышал. Но художник продолжал рисовать.
- Ну, вот и хорошо... - пробормотал Морен, и начал пилить.
Конечно, пила оказалась очень неудобной, да и пилила прескверно. Морен пытался пилить осторожно, но пила иногда срывалась, и раздавался звук: "ВЖИИХ!!!" - тогда хоббит сжимался, и бормотал:
- Только бы не заколдовал... только бы...
Художник по-прежнему рисовал.
Несколько раз Морен останавливался, вытирал с лица черный, пыльцовый пот. Кстати, пыльца срывалась и с пилы (ведь и сама пила была нарисована пыльцой) - падала вниз, и там нарастали все новые и новые тюльпаны.
Вот ветвь затрещала - хоббит победно усмехнулся и продолжил пиление.
Ветвь вздрогнула, немного подалась вниз. Тогда Морен остановился, задумался:
- Что-то здесь не так. Только вот никак не могу понять, что именно...
Он целую минуту думал, а потом, когда ветвь еще раз треснула, и больше подалась вниз, воскликнул:
- Эге! Да я ж сижу на этой ветви! Стало быть, когда начнет падать - упаду и я! Ну, это надо же - какой глупец! А ведь когда-то читал умные книжки...
Он поспешно перебрался к основанию ветви.
И тут хоббит почувствовал что кто-то на него смотрит. Он стал оглядываться - он осмотрел небо, гранитную стену, и ветви, и в последнюю очередь посмотрел на художник. А, между прочим, именно художник на него и глядел.
- А-А-А-А-А!!! - завопил Морен.
Художник продолжал на него смотреть.
- А-А-А-А-А!!!!!! - продолжал вопить хоббит.
Но наконец воздух в его легких закончился, и он остановился, чтобы набрать нового, и продолжить вопль (так было страшно).
- И почему ты остановился? - печальным голосом спросил художник.
- А-А! - начал новый вопль Морен, но сразу перешел на вопрос. - А?..
Художник трагично вздохнул. Потом вздохнул еще раз - еще более трагично. Затем представился:
- Ариэль-Печальный. Несчастнейший среди художников.
Лицо у него было очень печальное, но отнюдь не страшное, и даже - приятное. Большие, выразительные глаза; само лицо чуть полноватое. Видно, н привык к долгим размышлениям, и был очень творческим человеком - рисование было его главной страстью.
И хоббит сразу передумал валить на него ветвь. Он крикнул:
- Советую вам отойти, иначе эта ветвь грохнется вам на голову.
- И не подумаю. - обречено заявил Ариэль-Печальный.
- Что "не подумайте"?
- Отойти.
- Но ведь тогда ветвь грохнется вам на голову!
- Ну, хотя бы это свершится.
- Что "свершится"?! Вы что...
- Разве ты не догадался - то, что я рисую сбывается?
- Догадался. И что же теперь?
- Недавно, пробегая у ручья, ты видел очередную мою картину...
- Нет - на этот раз я на нее даже не взглянул.
- А, если бы взглянул, увидел себя у этого ручья пробегающего...
- Так, значит, все-таки свершилось!
- Конечно. Следующую картину принес тебе ветер, когда ты прятался в малиннике.
- И на эту картину я не взглянул!
- А, если бы взглянул, увидел бы себя таящимся в малиннике, и рисующим пилу.
- Так, значит, и это свершилось!
- Конечно. На следующей картине я нарисовал, как ты взобрался на дерево и пилишь ветвь. Вот она - среди тюльпанов валяется.
- И это!..
- И вот последняя картина, на которой осталось сделать лишь несколько мазков. И ветвь, и ты упали, раздавили меня. Все погибли. Видишь - здесь две могилки...
- Зачем же? - ужаснулся Морен. - Почему кто-то обязательно должен погибать?
- Все должны погибнуть. Ты только взгляни, какой мрачный мир нас окружает...
- Мрачный? - искренне изумился хоббит. - Да вы только взгляните, какое солнышко! А лес, а море!.. В мире столько прекрасного!..
- В мире нет ничего хорошо. Неужели ты не видишь: небо мертво. Лес отравлен - в нем нет деревьев, но одни озлобленные чудища. Море - огромная грязевая лужа, которая навеки поглотит всех, кто к нему приблизиться. И нигде в этом мире нет ничего кроме злобы, и уродства. И есть только способ, чтобы убежать - свести счеты с жизнью.
И тут Морен догадался:
- Да вы не колдун! Вас самих околдовали!..
- Ладно, прощай, мой друг. Сейчас я сделаю несколько последних мазков, и эта ветвь раздавит хотя бы меня одного.
- НЕ-Е-ЕТ!!! - закричал хоббит.
Но художник не слушал его - он еще раз трагично вздохнул, склонился над полотном, повел кистью. Ветвь сильнее затрещала, и кренилась все дальше. Морен попытался остановить ее падение, ухватил руками, но, конечно, тщетно.
Ариэль-Печальный взял кисть с красной краской.
Ветвь трещала беспрерывно - еще мгновенье и упадет.
И тогда хоббит пробормотал:
- Если кто-нибудь попал в беду, надо его выручать!
Он хотел спрыгнуть на нижнюю ветвь, но соскользнул - полетел к земле. Он бы расшибся, но его поджидала мягкая перина черных тюльпанов. Эти тюльпаны выросли из пыльцы, высыпавшейся из пилы.
Хоббита отпружинило, и он полетел на художника. На лету, схватил его за плечи: они покатились по земле, дальше - плюхнулись в холодный ручей. А позади, с грохотом, и вызвав землетрясенье, грохнулась ветвь.
* * *
Течение смыло пыльцу с одежды и с тела; а приятный, родниковый холод освежил, и поднял настроение.
Морен, отфыркиваясь, выбрался на берег; он тянул за собой художника - опасался, что тот вздумает топиться. Однако, Ариэль не собирался топиться, а широко улыбался. Глаза его сияли счастьем. И вдруг он рассмеялся таким ясным, добрым смехом, что и хоббит не удержался. Сгоняя прежнюю, ненужную мрачность они безостановочно просмеялись минут десять, а то и больше...
Вытирая слезы счастья, Ариэль заявил:
- Какой же замечательный, солнечный день сегодня!
- Конечно. - подтвердил хоббит. - А впереди нас ждет еще множество таких же солнечных дней; и вообще - много счастья. И мир, и жизнь так прекрасны! И каждый день неповторим!