Аннотация: История рок-группы Savatage (работа выполнена для издательства -In Rock-, где и была выпущена).
Глава 1
"Начало"
Основатель группы Savatage Джонатан Николас Олива родился в Нью-Йорском районе Бронкс, 22 июля 1960 года. Он был одним из четырёх детей Олива (помимо него: Энн, Тони и Кристофер). Уже в очень раннем возрасте он стал интересоваться музыкой. Сам Джон рассказывает о себе следующее:
"Мой отец зарабатывал игрой на пианино, и у нас дома всегда присутствовал этот музыкальный инструмент, именно с него я и начал... Тогда мне было лет 11 или 12. Мне натерпелось как можно скорее и как можно больше узнать о музыке. А помимо пианино в нашем доме можно было найти и гитары. Таким образом моё музыкальное образование происходило не совсем упорядочено: ухватывал кусочек знания тут, кусочек знания там - так и шло. Помню первый бас: зелёный, растрескавшийся, с чёрными, нейлоновыми струнами. Возможно, - это был худший бас во всём этом проклятом мире, однако ж, тогда он внушал мне благоговение. Струны выступали дюймов на семь над ладами, но всё же это был бас, и я начал на нём наяривать. Тогда он вмещал для меня всё..."
Вскоре семья Олива переехала в солнечную Калифорнию, и это было время, когда тинэйджер Джон серьёзно стал задумываться о музыке...
В течении четырёх лет семья Олива оставалась в Калифорнии, а затем перебралась во Флоридский городок Дюнедин. И именно в этом городке Джон, вместе со своим братом Криссом, впервые отыграли перед публикой.
Вот что Джон об этом вспоминает:
"Мы исполнили все песни Kiss, которые тогда только можно было исполнить. Всего - 20 композиций, а проще сказать: все песни с первых трёх Киссовских альбомов. Также мы исполнили две песни Black Sabbath "Iron Man" и "War Pigs;", две песни Deep Purple: "Smoke On The Water" (ох, конечно же... все играли эту вещь) и "Space Truckin';" а также исполнили "Beer Drinkers and Hell Raisers" из репертуара ZZ Top. Я помню, что меня шарахнуло током, когда я, держа в руках гитару, прикоснулся к микрофону (должно быть, нечто подобное чувствует преступник на электрическом стуле). Помню, что, несмотря на это - настроение было отменное. Крисс на том выступлении играл на басу, я же - на гитаре. В общем-то, такой расклад ролей и был в нашей команде. Но Крисс старательно обучался игре на гитаре, и у него это начало получаться лучше, чем у меня. И, в конце концов, мы поменялись ролями: я взял в руки бас, а Крисс - гитару"
В 1977 году Джо закончил школу. Пришло время устраиваться на работу. В местной музыкальной газетёнке он нашёл объявление о группе, которой как раз требовался гитарист. Что же - он созвонился с ребятами, и они договорились о сотрудничестве. У этой группы, которая называлась Metropolis, был чрезвычайно напряжённый концертный граффик. Выступали в ночное время, по 5 раз в неделю, но и деньги зарабатывали ого-го! - 400$ в неделю, что, согласитесь, вовсе неплохо для 18-летних рок-музыкантов.
В Metropolis-e Джон потел за двоих. Ведь, помимо гитары, ему пришлось ещё и клавишами заведывать. Ну, ничего - парень молодой, энергии много, и на двоих хватало... Играли главным образом ковера таких групп, как Bad Company, Kiss и Alice Cooper. В 1978, Metropolis, отправились в студию, где записали диск. Правда - это была не полноценная пластинка, а всего лишь тенейджерская попытка самореализоваться. Всего-то увековечили две песни - по одной на каждую сторону. Композиции назывались "Take Off With The Crowd" и "Let's Get Rowdy,", и были они первым опытом работа Джона в студии. Альбомчик продавался на концертах, которые проводились в разных уголках Флориды. Тогда на эту 45-пятку практически не обратили внимания; сегодня же она - раритет, который практически невозможно достать.
Выступали ребята в барах, и все это научило Джона свободно вести себя перед публикой, быть раскованным. Но в конце 1978 года Metropolis приказал долго жить, что Джон прокомментировал: "Я устал быть всего-лишь предметом из бара"
В это время Джон и его брат Крисс поняли, что они хотят играть что-то своё. И в короткое время Джон и Крисс избрали пути своего развития. Теперь Крисс был поглощён своим собственным проектом, который назывался Tower; ну а Джон отдавал силы группе Alien, основателем которой сам и являлся. Джон работал с большой самоотдачей, - ведь ему довелось сочинять и исполнять собственную музыку. У группы Tower дела пошли не так весело: участники предпочитали разные пути в музыкальном развитии. Крисс незамедлительно порвал с этой командочкой, и перешёл в группу к своему брату.
Решили поменять название, и выбрали - Avatar. В состав входили пять человек, верховодили которыми Джон (барабаны и вокал), и Крисс (гитары). Джон вспоминает, что "группа многим надрала задницы", по той причине, что у них было лучшее во всей Флориде оборудование. Крисс и Джон стали зарабатывать всё больше внимание на местной музыкальной сцене. И это послужило причиной зависти остальных трёх участников группы, к талантливым братьям. В рядах произошёл раскол, после чего Крисс и Джон остались без группы. Они устроились на постоянную работу в местечке, которое называлось “The Pit”. К счастью, у этого заведения была репетиционная база, где братья могли репетировать старые и сочинять новые песни. И именно во время этих репетиций в состав вновь нарождающейся группы был включен Стив Вахольц (Steve Wacholz). Вахольц к то времени был хорошо знаком с братьями Олива, ведь первая их встреча произошла ещё в 1977 году. Когда-то он видел Крисса во время выступления в какой-то школе. Вскоре после этого, он пришёл на репетицию группы Джона Alien. После этой репетиции, Вахольц сказал, что он хотел бы стать участником группы, которая очень впечатлила его во время школьного выступления. Стив попросил прослушать Джона его игру на барабанах, тот согласился и, хотя Стив сделал ошибку, играя "'Rock and Roll' - всё же он начал репетировать с Alien. Текучесть кадров в той команде была очень высокая: одни приходили, другие уходили, Стив же всё время крутился поблизости, и, когда представлялась возможность, играл на их шоу. Ну, а когда он услышал, что Джон и Крисс формируют новую версию Avatar, Стив незамедлительно присоединился к ним.
Джон, в который в то время и пел, и играл на басу, понял, что бас весьма ограничивает его во время выступлений (а фронтмену всегда нелегко). Результатом этого стало то, что Avatar занялись поисками басиста. И через некоторое время был найден Кейт Коллинс (Keith Collins), который до этого играл в команде Solar. Он дал своё согласие на игру с братьями Олива, и вступил в ряды Avatar в 1981 году. Позже, в то же году, местная радиостанция WYNF, объявила, что разыскивает молодые, талантливые группы, у которых ещё нет ни одного альбома. Обещалось, что лучшие группы будут включены в состав LP, который выпускала эта радиостанция. Сотни групп послали свои записи, и сотни поджидало разочарование, потому что не их вещи, но композиции Avatar открывали этот круглый винильный кусок, и ни с одной, а сразу с двух сторон. Side A - начиналась Avatar-овской композиций “Rock Me”, а B - “Midas Love”. Группа была приглашена на радиостанцию, где они в прямом эфире отыграли живой концерт; затем последовало несколько спонсированных WYBF шоу.
Глава 2
"Сирены и Темницы"
В это время Джон начал изменять подход к своему творчеству. Тип лирики "мальчик-хочет-девочку", который был продемонстрирован на альбоме WYNF стал мутировать в пересказы странных видений и кошмаров. И по этой же причине начала изменяться и музыка.
И в это же время они связались с Дэном Джонсоном (Dan Johnson) из Par Records. Общими усилиями они записали и выпустили первую (и последнюю) сорокопятку под вывеской Avatar. Сорокопятка получила название “City Beneath The Surface” и ныне является исключительной коллекционной ценностью.
"Город под поверхностью" никогда не переиздавался, и, если уж очень постараться, то его можно отыскать у музыкальных торговцев, но они запрашивают за это до $200. Помимо этого была выпущены пиратские версии, которые отличаются от оригинала коробкой правильной, четырёхугольной формы. У упаковок же Par Records верхние края закруглены. Помимо того 1000 экземпляров EP-шки были отпечатаны на жёлтом виниле. Сейчас его практически невозможно отыскать.
Состав у группы был следующий: Jon Oliva - вокал, Criss Oliva - гитара, Keith Collins - бас и Steve Wacholz - барабаны.
Практически сразу вслед за этим, окрылённый успехом Дэн Джонсон выделил своим подопечным 3000 зелёных, с которым и вернулись в студию, работать над полнометражным альбомом. Рекорд-сессия заняла всего лишь два дня, в течении которых было записано 15 песен, в последствии выпущенных на двух разных альбомах. В ночь перед тем, как первые “Sirens” (именно так назвали первый LP), должны были вылететь из-под прессов завода грампластинок, Оливы получили звонок от Джонсона.
Джон вспоминает ту ночь: "Мы изменили своё имя за одну ночь до того, как запись должна была быть напечатана. Дэн позвонил... Я думаю, было часов 11 ночи. Я, моя жена, Крисс и его жена сидели вокруг стола на кухне и играли в карты. И именно тогда позвонил этот парень и сказал:
"Послушайте, у вас проблема. В Европе уже есть группа, которая называется Avatar, и, если вы выпустите альбом, они возбудят судебный иск. Вы должны изменить название, и должны сделать это незамедлительно, потому что завтра уже начинается производство".
"Что же. Великолепно. Мы по прежнему оставались на кухне. Написали Avatar на большом куске бумаги... и Крисс сказал, “поставим большое S (как у Kiss), в начале Avatar”, и у нас получилось SAVATAR. Я произнёс: "Звучит, будто большой и плохой динозавр", и мы продолжили наши искания. Уж не помню, кто точно: то ли моя жена, то ли жена Крисса, сказала: "Уберите R, а вместо него поставьте GE, так получится SAVATAGE”. И я подумал - это клёво. SAVA - похоже на savage (“дикий”, “свирепый”), ну а “TAGE” - звучит довольно мистически. С того мгновенья мы - Savatage”.
LP Sirens была представлена под вывеской Savatage. Эта пластинка была выпущена несколькими фирмами: Par, Combat, Relativity Records & Metal Blade/Spybad. На обложке первой партии этого альбома, был нарисован корабль, и старые женщины, смотрящие на него. Однако ж эта обложка музыкантов не удовлетворяла, и вскоре она была заменена на теперь хорошо известную: "бездомный ребёнок" - предназначенную для переиздания на Combat.
Описание Sirens
Начиная с этого, первого релиза под именем Savatage, и до Dead Winter Dead группе вполне подойдёт ярлычок прогрессив металла. И музыка очень артистичная, техничная, в общем - всем, чем славиться прогрессивный метал здесь вполне хватает...
I. Sirens
(3:40)
Медленный, хорошо продуманный гитарный рифф Крисса Оливы вводит в мир музыки Savatage именно здесь. Идея, конечно же, базируется на Греческой и Римской мифологии, в которой сирены - магические существа, своим пением завлекающие моряков, а затем - их поедающие. Медленный рифф быстро переходит в нечто трэшеобразное, из чего вырывается лирика. Кстати, лирическая часть композиции впечатляет своей лаконичностью: ведь последняя минута и семь секунд из этой, продолжающейся три с половиной минуты песни - это гитарное оутро Крисса Оливы. И единственное, что извергает из себя Джон - это "аааа", что, вкупе с сыроватым звуком Крисса, звучит весьма сурово. Одно интересное замечание: в самом начале композиции ударные звучат подобно звону колоколов, что, вообще-то не типично для стиля heavy-metal. Это - та музыкальная изобретательность, которая делает музыку Savatage запоминающейся, и не дала группе затухнуть, как бывает с большинством групп. Олива всегда прорабатывает новые идеи, и делает что-нибудь новое (так, например, со времен Gutter Ballet в их музыку вводится пианино)
II. Holocaust
(4:36)
Гитарные риффы, как и всегда хороши, но партии барабанов выделяют эту композицию из всего остального альбома. Музыка Savatage всегда отличалась отменным гитарным драйвом, но на песнях подобной этой, да ещё "Ghost In The Ruins" с альбома Streets, барабанщик и басист показывают, что они могут занять лидирующее место. Композиция открывается пробежкам по барабанным тарелками, которые задают темп и настроение всей песне. Крисс вступает одновременно с басом, следом появляется Джон. Песни подобные этой показывают, что братья Олива интересовались death metal, но не потому, что восхищались тёмной стороной жизни, а потому, что пытались предостеречь от зла. В стилистике death metal звучат песни об аде и Сатане ("The Dungeons Are Calling"), ведьмах ("White Witch", "By The Grace of the Witch"), демонах ("The Unholy"), войне ("Of Rage And War", "Chance"), и, как в этой песне - ядерном холокосте...
Песня обрывается неожиданно: мы слышим ядерный взрыв, который незамедлительно переходит в следующую композицию.
III. I Believe
(5:28)
Джон Олива всегда имел особый дар писать о мистическом, неведомом, и о вещах, о которых вы не услышите в иных музыкальных стилях. Основывается эта песня на двух вещах. Первое: на вере в то, что и в иных мирах возможна жизнь; и, второе - согласуется с посланием заложенным в предыдущую песню. Вещь начинается с того, что Джон напевает, что "есть жизнь вне этого места", но необходимо найти её. Причиной тому было состояние тогдашних вещей (это был 1984 год); в случае описанном в прежней песне, выжившие должны были бы искать путь к бегству из этого мира, потому что здесь всё было бы заражено радиацией. И это их решение: искать мир, где можно было бы выжить. Ни эту песню, ни “Holocaust” нельзя назвать оптимистичными... Поскольку death metal в интерпретации Savatage повествует об аде исходящим из человеческого сознания, в литературном плане они близки к такому автору, как Эдгар Алан По.
IV. Rage
(2:40)
Эта вещь весьма напоминает "Washed Out" с альбома Power Of The Night. Спид-трэшевый тип звука, идентичный с “Washed Out” стартует с интро и далее - продолжается в течении всей песни. Но эти песни, в отличии от всего прочего материала весьма коротенькие. В лирическом плане - это весьма резкая вещь, и название хорошо к ней подходит. Это песня о ярости, которая занимает большую часть жизни...
V. On The Run
(3:33)
У этой песни хороший ритм - такая мысль первой приходит к слушателю, когда он начинает знакомиться с ней. Эффект эха, приложенный к голосу Джона делает “On The Run” уникальной на этом альбоме, но в остальном - ничего примечательного.
VI. Twisted Little Sister
(3:39)
Эта песня напоминает "She's In Love" с альбома Gutter Ballet. Текст далёк от романтики, зато к мазохизму - очень даже близок. Открывающий гитарный рифф завораживает слушателя...
VII. Living For The Night
(3:20)
Раскатистые удары барабана напомнят фэнам Savatage вещь "By The Grace Of The Witch" с альбома The Dungeons Are Calling... Также эта вещь наводит на ассоциации с Kiss'овским "Rock And Roll All Night" и Neil Diamond'овским "Thank The Lord For The Night Time". По стилистики это heavy metal. Если присовокупить к ней "All That I Bleed" и "Miles Away" с альбома Edge Of Thorns, становится ясно, что Джон Олива предпочитает дню ночь.
VIII. Scream Murder
(3:51)
Главным образом эта песня основывается на ритме. В начале Крисс Олива скачет по струнам, и напоминает это ритм с вещи Queensryche's "I Don't Believe In Love," (записанной спустя четыре года...), эта скачка заканчивается длинной нотой, когда вступает Steve Wacholz со своим басом.
IX. Out On The Streets
(5:12)
Это - единственная баллада, которую можно найти на альбоме Sirens. И это - одна из наилучших баллад Savatage. Что делает баллады Savatage такими сильными и запоминающимися, почему их любят столь многие люди? Очевидно, что не только за высокий профессионализм музыкантов, но и за нечто гораздо более глубокое...
Крисс Олива выбирает чистый, безупречный ритм, басист Кейт Коллинз словно бы плывёт со своими тоническими нотами, которые гармонично вписываются в аккорды Крисса. Wacholz придаёт песне больший объём, и затухает во время припевов. А Джон Олива рассказывает старую историю о потерянной любви. После того, как Джон сказал, что многие вещи со Streets базируются на его собственной жизни, можно прочувствовать, что и в эту вещь он вложил многое из своей души, и что это очень личная вещь. Соло Криса Олива в этой вещи - подобно драгоценности сияет, и очень на всём этом альбоме выделяется.
Эта песня была перезаписана для альбома Fight For The Rock, но из двух версий, эта, первая - несомненно лучшая; к тому же для версии с Fight For The Rock ими были порезаны стихи...
X. Lady In Disguise
(4:36)
Эта песня имеет мистическую основу, которая прекрасно поддерживается музыка. Действительно цепляют в этой песни мелодии и риффы исполненные Криссом; ну а лирика надолго останется в головах слушателей. Здесь рассказывается о ком-то, встретившим некую женщину вскружившую ему голову: "Я встретил тебя сегодня, наши пути, наши чувства пересеклись" - и различными метафорами передаётся мистическая природа этой встречи. И всё ещё раз доказывает, что у Джона Оливы - прекрасно развитое воображение. Эта песня также была перезаписана для Fight For The Rock, однако ж, и в лирическом и в музыкальном варианте, оригинал с Sirens предпочтительнее.
XI. The Message
(3:39)
Что действительно в этой вещи примечательно, так это мелодия...
Заключение:
Можно сказать, что первый винильный блин Savatage не вышел комом. В последствии идеи, заложенные на этом альбоме, были развиты на альбомах Edge of Thorns и Streets...
* * *
Альбом получил очень хорошие рецензии по всему миру, и, помимо иных концертов, Savatage отыграли на разогреве у команды Zebra, которая была подписана на Atlantic Records. На этом концерте присутствовал некий Роберт Земски (Robert Zemsky), который, послушав выступление Savatage, предложил им познакомиться со своим другом из Atlantic Джейсоном Фломом (Jason Flom). Флом сказал Savatage, что хотел бы поглядеть на их выступление в живую, и отправился в Нью-Йорк, дабы лицезреть там группу. Приехал, увидел, и был поражён: в течении всего шоу не мог оторвать взгляда от сцены. Он немедленно выделил деньги из закромов родного Atlantiс, выписал продюсера Рика Деррингера (Rick Derringer), в Morrisound Studios. Par согласился расторгнуть контракт с Savatage. Но прежде, дабы окончательно рассчитаться с фирмой Par-a, Savatage выпустили у них EP The Dungeons Are Calling, разбор которого Вы можете лицезреть ниже:
Описание The Dungeons Are Calling
1983 году был весьма значимым для metal-a. Metallica выпустила Kill`em All - классику трэша. Iron Maiden недавно поменяли вокалиста, и один за другим выпустили 2 альбома ставших классикой метала. Новая Волна Британского Хеви металла делала всё новые и новые большие шаги. Старались не отставать и Savatage. Вскоре после выпуска Sirens, они выпустили EP “The Dungeons Are Calling”, который в 90-годах был переиздан фирмой Metal Blade на CD, с двумя бонус-треками. Быть может, в лирическом плане эта работа не достигает уровня Gutter Ballet, Streets, и иных грядущих альбомов, но всё же - завораживает своей интенсивностью. Пожалуй, The Dungeons Are Calling - это самый тяжёлый альбом Savatage.
I. The Dungeons Are Calling
(4:53)
Эта песня начинается с превосходного вступления, где можно слышать звуки капающей воды, на которую паутиной ложится акустическая гитара Крисса Оливы, и синтезаторы, сделанные на старинный манер. Также присутствует мягкий вокал Джона Оливы. Затем песня разрывается брутальным 3-х нотным рифом с болезненными аккордами, из которых прорывается вокал...
II. By The Grace Of The Witch
(3:13)
Медленное, зловещее интро вводит в главную часть песни. Клавишные на этой медленной жаровне отсутствуют. Этот альбом, больше, чем какой-либо иная работа Savatage наполнен фэнтези/апокалиптической лирикой. А данная композиция вырисовывает заполненную светом факелов пещеру, в которой присутствует молодая ведьма-красотка, соблазняющая слушателя.
III. Visions
(3:01)
Эта песня не заставит слушателя долго ждать. Она начинается супер-скоростным, тяжёлым риффом. Джон Олива в основном описывает ад, и то, как плохие люди становятся слугами Дьявола. Кроме того, что это хорошая песня, сказать нечего.
IV. Midas Knight
(4:21)
Фэнтези лирика. Доктор Killdrums показывающий, на что он способен со своими барабанами и тарелками, а также Джон Олива весьма мило вопящий...
V. City Beneath The Surface
(5:49)
Когда Savatage ещё назывались Avatar, их EP-шка City Beneath the Surface привлекла к ним повышенное внимание. Так что неудивительно, что эта песня попала на EP "Dungeons". Песня очень симметричная, начинается она со вступления на синтезаторе, и продолжается тяжёлым, Black Sabbath-овским риффом. Затем песня перескакивает на быстрый, основный рифф. Соло звучит очень приятно. В конце песня возвращается к медленному риффу, и к синтезаторам, которые затухают вместе с песней. Песня весьма агрессивна, и несёт прямо-таки маниакальную энергию. Лирика вновь повествует о жизни в аду...
VI. Fighting For Your Love
(3:20)
Эта песнь была переделана в "Crying For Your Love" с альбома Fight For the Rock. На этот альбом она была включена, как бонус. Версия с Fight For the Rock звучит лучше.
VII. Sirens
(Live)
(3:21)
Второй бонус - это концертная версия Sirens, записанная в Германии. Во время этой песни Джон выпивает, однако ж - это не мешает ему представлять прекрасное шоу. Джон издает отменные вопли. Лучшая часть - это конец, когда Джон начинает пронзительно кричать: "Hello, Deutschland! You ARE METAL! You ARE METAL!"
Классика.
Заключение:
"The Dungeons Are Calling" - классическая работа, показывающая Savatage в их самой тяжёлой ипостаси.
Глава 3
"Воины от Рока"
В конце 1983 года, люди из Atlantic Records прослушали плёнки, которые группа записала вместе с Деррингером, и удовлётворённые услышанным, подпислали с Savatage окончательный конракт. В ноябре 1984 года группа отправилась в Bearsville Studios, где они записывают альбом Power Of The Night, продюсером коего выступил Макс Норман (Max Norman).
Этот Макс Норман в то время был очень известным продюссером. На его счету классические работы Ozzy Osbourne "Blizzard Of Ozz" - альбом 1980 года, и "Diary Of a Madman." - альбом 1981. В последствии Макс продюсировал легендарный альбом Megadeth "Countdown To Extinction." (1992 год).
На обложке поместили металлический кулак, пробивающийся сквозь стекло. Это отражало лирику с первого трека: "Подними кулак металического ребёнка". Художник, который нарисовал обложку, также делал спецэффекты для сериала "Пятница 13-ое"
Первые партии альбома печатались без всяких лишних предупреждений, однако затем разные пуританские общины (коих в Америке куда больше, чем талантливых людей), обеспокоились сексуальными метафорами в таких песнях как "Hard For Love" и "Skull Session.", и настояли на том, чтобы на обложках был допечатан кружок "Parental Advisory".
Запись прошла довольно гладко, и разве что Джону и Криссу, пришлось немного побренчать на басу, - исправить ошибки, допущенные Кейтом Коллинзом.
Что же касается лирики “Power Of The Night” то здесь Джон рассказывает следующее: "Эта сила, которая приходит с небес. Она не злая и не хорошая. Она просто входит в твою душу в определённое время твоей жизни. И в это время ты начинаешь понимать своё предназначение. И ты должен быть в согласии с этим. Здесь нет негодяев. Здесь нет героев. Здесь есть только ты и сила. И ты можешь использовать эту силу во благо или во зло. Этот выбор можешь сделать только ты один. Если ты выберёшь правильный путь, то всё у тебя получится. Если ошибешься, - всё пойдет наперекосяк. Та сила, о которой я говорю - это сила ночи".
Весьма странно, но многие фэны Savatage имеют вполне строгую ассоциацию с каждым из их альбомов. К примеру, "The Dungeons Are Calling" - это "тяжелый" альбом; "Hall of the Mountain King" - это "навороченный" альбом; "Fight For the Rock" - "коммерческий", "Dead Winter Dead" - "оркестровый", ну и так далее.
В таком случае "Power Of The Night" - это "добротный" альбом, и вещи с него очень горячо воспринимаются фэнами на концертах.
В году Savatage отправляется в “Mounsters Of The Universe” тур, во время которого группу постигают первые перемены в составе. В связи с музыкальными разногласиями из группы уходит бассист Кейт Коллинз, и на его место принимают Джонни Ли Мидлтона (Johnny Lee Middleton), который, также как и остальные музыканты родом был из Флориды.
Ныне Кейт Коллинз работает механиком, а также подрабатывает в магазине “SPIKE”, что во Флоридском городе St.Peterburg (да, да, есть такой городок в Америке!), где редактирует статьи местных журналистов. И до нынешнего дня он является "хорошим другом группы".
Что касается Джонни Ли Мидлетона, так музыканты отыскали его в группе Lefty, и он присоединился к Savatage, когда группа отправилась в Лондон, дабы записать там следующий альбом, получивший громкое название Fight for the Rock.
Этот альбом записывался в конце 85-ого, и начале 86-го, годов, в Triden Studios, что при аббатстве святой Анны. Все они (Джонни, Стив, Крисс и Джон, а также их жёны, сын Джона Николас, и гитарные техники), бывали в Лондоне на выходных и жили вместе на знаменитой Бейкер Стрит.
Как рассказывает Джон, менеджеры постоянно присутствовали на записи этого альбома, и активно вмешивались в созидательный процесс. Вообще большую часть материала Джон первоначально написал для исполнения с другими музыкантов с Atlantic, (такими как Jon Waite и иными поп-рокерами). Однако менеджеры настояли, чтобы эти вещи записывалось не как сольный альбом Джона, а под именем Savatage...
Джон никогда не выражал радости по поводу того, как был смикширован этот альбом, но всё же, надо признать, им была создана неплохая музыка.
Помимо прочего, на альбоме - два ковера. Джон по этому поводу сказал:
"Мне всегда нравилась 'Day After Day,' и я действительно рад, что мы записали её. А 'Wishing Well'- это идея нашего менеджера, и его любимая песня..."
“Day After Day”, - композиция группы Badfinger. В своей версии Savatage использовали то самое пианино, на котором эта песня исполнялась в оригинале музыкантами Badfinger. Что касается “Wishing Well”, то - это песня Bad Company, а к тому же - любимая вещь президента Atlantic. Так что выбор, кажется, вполне понятный.
Если посмотреть на фотографии музыкантов того времени, то на них можно увидеть глэмовый грим. Надо сказать, глэм в сенредине 80-х был несказанно популярным, и ребята решили поэксперементировать не только со звуком, но и со своим визуальным образом.
Теперь сами музыканты называют этот альбом худшим из записанных ими, и к сведению, начиная с 1989 года, не играют на своих концертах ни одной песни с Fight For The Rock. Единственное исключение было сделано в 1992 года, когда при открытии концертного шоу к Streets, была исполнена песня “The Edge Of Midnight”.
Да и во время тура “Fight For The Rock” они исполняли только две песни с альбома: "Hyde" и "The Edge of Midnight", далее же следовал набор из старых, проверенных боевиков.
Можно процитировать слова Джона Олива из интеревью данного им в 1994 году: "Я никогда не был доволен этим альбомом. (пауза). Мы никогда не были довольны этим альбомом".
Глава 4
"Зал Подземного Короля и Прочие Гитарные Балеты"
После тура в поддержку альбома Fight For The Rock, на некоторых концертах которого, кстати, Savatage довелось разогревать таких именитых музыкантов, как Kiss, Metallica, Motorhead и Ted Nugent, случилась историческая встреча музыкантов Savatage с продюссером/писателем Полом О`Нилом, успешное сотрудничество с которым продолжается и до нынешнего времени.
Пол О`Нил прежде работал над классическими концертными альбомами Aerosmith. Музыкальное видение О`Нила полностью совпадало с видением музыкантов, и он вступил в работу не только как продюсер, но и как соавтор в сочинении песен.
Пол О`Нил поомог группе в записи следующего альбома. Именно Пол подкинул идею обработать композицию классического композитора Грига "Hall Of The Mountain King".
Поначалу Джон заявил, что они обойдутся без этого, однако ж, когда они начали работать, и попробовали эту вещь отыграть, то результат получился таким клёвым, что композицию записали...
Вступая в эпоху Hall of the Mountain King, группа рискнула опробовать себя и в мире музыкального видео, - были сняты видеоклипы к песням "24 Hours Ago”, и "Hall Of The Mountain King". У группы был хороший бюджет, поэтому и клипы получились что надо. Особенно выделяется “Hall Of The Mountain King”, во время съемок которого ребята отправились в настоящую пещеру.
Стоит отметить также, что на песне “Strange Wings”, можно слышать голос Рэя Гиллиана (Ray Gillen), который являлся певцом группы Badlands (группа примечательна хотя бы тем, что в её составе наяривал бывший гитарист группы Ozzy Osbourn-а, Джек Э Ли (Jake E Lee)). После этого Рэй Гиллан, непродолжительное время пел в составе Black Sabbath (во время их “Seventh Star”-тура), и работал на саундтреке Phenomenon II, вместе с Glen Hughes. Умер Рэй трагически - от СПИДА, в 1993 году.
Но вернёмся в 1987 год. Альбом “Hall Of The Mountain King” был выпущен и имел просто потрясающий успех. У группы появились многочисленные новые поклонники, которые покупали не только этот диск, но и ранние работы коллектива.
Описание Hall Of The Mountain King.
I. 24 Hours Ago
(4:54)
Песня начинается стремительными барабанными изворотами, которые извергает из своей установки разбушевавшейся Doc Killdrums. Это соединяется с тёмным звуком, который порождает гитара. Потом песня переходит к более традиционному, роковому ритму, но затем стремительно возвращается назад. Крисс Олива постепенно как бы распаляется, и его гитара извергает скоростные темы. Всё это окрашено своеобразной импульсной кодой басиста Johnny Lee Middleton's, что задаёт всей песне, да и всему альбому довольно мрачный тон. Эта песня наглядно показывает, что ребята в это время слушали много музыки Rush. Что касается текстовой части, то эта песня рисует картину ночного мрака, машину, в которой едет по заброшенной дорог, некто, тщетно ищущий хоть кого-то.
Очень хорошая песня, для полного постижения которой потребуется несколько прослушиваний.
II. Beyond The Doors Of The Dark
(5:08)
Тёмные чувства, которыми наполнен Hall of the Mountain King, продолжаются в этой песне. Вначале - навевающее ужас вступление, наполненное клавишными пассажами, которые, подобно густому туману наползают и обволакивают. Песня разгоняется на полную скорость, когда Джон переменяет свой голос с нижних реестров, на неистовый скрежет. Он вырисовывает хаотическую, кошмарную картину. Ещё одна прекрасная, посвящённая ночи композиция (спасибо партиям бэк-вокала (или же это, всё-таки клавиши?)).
III. Legions
(4:50)
Открывающая партия баса, далее проследует через всё тело этой песни. "Legions" напомнила мне вещь Van`Halen`s "Mean Street". Эта песня - превосходная рок-вещичка, и в плане лирики близка к старому материалу Savatage, например из Power of the Night.
IV. Strange Wings
(3:45)
Эта песня начинается с превосходного риффа - своеобразной реминисценции из Judas Prist`овских "The Night Comes Down" и "Bloodstone", и взрывается на полную катушку сольными выходами, которые поддерживаются мощными рифами. Припевы особенно чётко вырисовываются, благодаря призрачным гитарным пассажам, и безупречным, сложным барабанным выходам. Бэк-вокал соединяется с открывающим риффом, и порождает хор, который, кажется, вопит: "Сделай меня радио хитом! Сейчас же, чёрт подери!". Несмотря на попс-потенциал, который отсюда можно было бы извлечь "Strange Ways" - действительно очень сильная вещь.
V. Prelude To Madness
(3:13)
Savatage сделали ковер на композицию классического композитора Грига "Hall of the Mountain King". Классика Грига обратилась в классику металла. Песня наполнена гитарными соляками Криса, и клавишными пассажами Bob Kinkel и Jon Oliva's, которые постоянно набирают скорость. Композиция достигает кульминационного момента, и, вместе с раскатом грома перерастает в...
VI. Hall Of The Mountain King
(5:32)
Одна из наиболее известных песен Savatage: дикие открывающие риффы возносят вверх. В лирическом плане песня повествует о человеке, застрявшем в горе, но наибольшее значение здесь играет всё-таки музыка, текст же служит единственно как дополнительный компонент. Особенно выдающаяся здесь центральная часть, которая одаряет прямо-таки маниакальным напряжением. Заканчивается песня приятным на слух, медленно затухающим и надолго запоминающимся гитарным рифом.
VII. The Price You Pay
(3:51)
Эта песня показывает, что Jon Oliva's вдохновлен Alice Cooper. Невероятные, стоящие выше всякой критики риффы, и наилучшая на данном альбоме лирика. Эта песня является первой ласточкой, предвестницей того серьёзного направления, которое будет развито на альбомах Gutter Ballet и Streets. Jon Oliva впервые использует здесь необычные метафоры. Эта ещё одна песня, из которой получился бы великолепный сингл.