|
|
||
Что такое хоррор? Как он работает? |
1) Основная цель хоррора, как и любой жанровой литературы, - развлечь читателя. Средство хоррора - страх. Именно через него автор в этом жанре "добирается" до читателя. В хорроре встречается три типа страха: а) страх перед неизвестным (сверхъественный ужас); б) сублимированный, гипертрофированный "реальный" (социальный, политический и т.д.) страх; в) страх-отвращение (вываливающиеся внутренности, выдавленные глаза, оторванные конечности и т.д.). 2) Основной конфликт хоррора - столкновение аполониева (рационального, морального) и дионисиева (иррациональным, имморального) начал. Происходить оно может, как в рамках одной личности (от "Джекила и Хайда" Р. Л. Стивенсона до "Секретное окно, секретный сад" С. Кинга), так и в виде борьбы между героями, персонифицирующими эти начала ("Дракула" Б. Стокера, "Великий бог Пан" Мейчена и др.). Не следует путать основной конфликт хоррора с противостоянием добра и зла (хотя в большинстве случаев в хорроре он так или иначе присутствует). Зло может быть вполне аполониевым - каковым оно предстает в детективах, боевиках, фэнтези и т.д. В хорроре мы в большинстве случаев имеем дело с аполониевым добром и дионисиевым злом. Интересно, что аполониево начало в хорроре может остутствовать или быть слабо выражено, как, например, в "Осиной фабрике" И. Бэнкса, произведениях А. Дашкова, трэш-хорроре и т.д.. Однако, таким произведениям редко удается по-настоящему напугать читателя или зрителя - скорее они добиваются так называемого "эффекта беспокойства" (конфликт апполониего читателя с дионисиевым текстом) или с помощью шокирующих эффектов апеллируют к страху-отвращению, низшему из типов страха (см. "Пляску смерти" С. Кинга). Насколько они вообще относятся к жанру хоррора - вопрос дискуссионный. Дионисиево же начало в хорроре играет ключевую роль всегда. 3) Для хоррора важно постоянное, напряженное ощущение читателем реальности происходящего. Поэтому в хорроре минимальное количество фантастических допущений. В большинстве случаев - одно. Иногда их нет вообще. У писателя в жанре хоррор нет времени описывать придуманные диковинные миры. У него есть дела поважнее - см. следующий пункт. 4) Ключевую роль в хорроре играет атмосфера. Создание и поддержание ее - самая главная и самая сложная задача хоррор-автора. Если кому-то и прощается "неживое" описание, скажем, "нехорошего" дома, то только не писателю ужасов. Главное - нажать на нужный рычаг и заставить работать воображение читателя. И вовремя остановится, не мешая, а лишь подбрасывая уголь в топку. "Этот дом стоял 80 лет и может простоять еще столько же... И кто бы ни вошел в него, входит один." ("Призрак Хиллхауза" Ш. Джексон - перевод Вашего покорного слуги). О внешнем виде дома не сказано ни слова. Но разве Вы не видите его?.. И тут напрашивается один вывод. Хоррор требует большего писательского мастерства и таланта, чем прочая жанровая литература - от фэнтези до детектива. Такие произведения, как "Франкенштейн" М. Шэлли, "Джекил и Хайд" Р. Л. Стивенсона, "Дракула" Б. Стокера, "Поворот винта" Г. Джеймса, новеллы Эдгара По, "Великий бог Пан" Артура Мейчена, новеллы Борхеса, "Призрак Хиллхауза" Ш. Джексон, "Осиная фабрика" И. Бэнкса по праву принадлежат к сокровищнице мировой литературы, не отступая при этом от канонов исследуемого нами жанра. Возможно, еще и потому что сюжет, как таковой, играет в хорроре второстепенную роль - как и в так называемой "серьезной" литературе. |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"