Действующие лица: ЦВЕТОЧНИК - седой человек в приличном возрасте.
( Владимир Тимофеевич.)
СЛЕДОВАТЕЛЬ - тоже человек, но возраста среднего,
лет сорока, часто в улыбке прячет угрозу.
( Гулливер Сергеевич.)
ПУШКИН - молодой помощник следователя - крепкий,
мощный, совсем непохож на поэта - ни делом, ни
телом.
РЕСТАВРАТОР - мужчина жилистый, бывает с
похмелья дерзок, возраста не боится, знает одно. ...
ЕГОР - возможно родственник реставратора, уволен с
казённой службы, переживает, хочет что-то доказать.
МУЖЧИНА - без слов.
--- С них всё и начинается.
ЖЕНЩИНА - без слов.
ЮНОША - высокий, худой, странный.
ДЕВУШКА-1 - пытается казаться распущенной.
ДЕВУШКА-2 - скромнее и тише.
ПОКУПАТЕЛИ: Мужчина.
Женщина - одинокая и несчастная.
ВЕТЕРАН - последний солдат.
ПОНЯТЫЕ - две женщины - простые, но не понятые.
СУДЬЯ - Виола Петровна Прозрачная.
Действие первое.
( Похоже на цветочно-антикварный магазин изнутри. На улицу выходит большое окно с надписью наоборот - "ОГОНМ - ЫТЕВЦ". За окном улица, ходят люди. Магазин небольшой, но уютный. Под окном длинный стол, уставленный горшками, вазами, везде цветы. Несколько стульев, кресло, маленький круглый столик, в углу напольные часы, не ходят, но бьют, иногда сами передвигаются по комнате. Рядом с окном входная дверь с надписью -
"ОТЫРКТО АДГЕСВ", но есть ещё три двери с надписями - "Чёрный выход", "Всегда есть выход", "Призовой".
Есть ещё четыре статуи больше человеческого роста: юноша - атлет с лопатой в руке, фигура вождя без головы, одной рукой указывающего вперёд, обезьяна, читающая стоя книгу и расчёсывающая волосы девушка. Между ними с потолка свисает много маленьких глобусов, подвешенных на толстых верёвках, и др.
За окном мимо ходят люди. ЦВЕТОЧНИК подметает, моет окно, ухаживает за цветами, опрыскивает их, копается в горшочках, меняет воду, потом садится в кресло и смотрит на улицу, оттуда доносятся разные звуки, он придвигает к креслу столик, открывает большую тетрадь и что-то пишет в ней, перестаёт писать, думает, засыпает в кресле с широко открытым ртом. С улицы доносится неразборчивый разговор, звук шагов. У окна магазина останавливаются: мужчина и женщина. Мужчина всё время пытается удержать женщину за руки, притянуть к себе, но она не хочет этого, пытается отвернуться, уйти. Мужчина что-то бурно ей объясняет. ЦВЕТОЧНИК спит с открытым ртом. Мужчина оставляет женщину и, делая ей, знаки не уходить, заходит в цветочный магазин, он хочет сразу позвать ЦВЕТОЧНИКА, но видит, что тот спит. Мужчина тихо выбирает маленький букетик, роется в кармане одной рукой, достаёт деньги, но потом снова смотрит на ЦВЕТОЧНИКА и прячет деньги в карман, тихо выходит на улицу и бросается на колени перед женщиной, протягивая ей цветы. Женщина долго не принимает цветы, но потом сдаётся, берёт цветы и гладит склонённую голову мужчины. Слышен звук быстро едущих машин, звук сирены и выстрелы, погоня. Женщина вздрагивает, поворачивается лицом к окну и съезжает на тротуар, прижимая к ране букетик цветов. Мужчина быстро встаёт, выхватывает пистолет, стреляет во все стороны и убегает. Звуки выстрелов удаляются, возвращаются обычный уличный шум: шаги, разговор, смех. ЦВЕТОЧНИК спит с широко раскрытым ртом. В магазин заходит молодой человек с блокнотом в руке, осматривает магазин, из окна осматривает улицу, будит ЦВЕТОЧНИКА.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Проснитесь! ... Проснитесь. ... Эй!
ЦВЕТОЧНИК. Ах! Да! ... Что? Что такое? Я заснул?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Что же вы, дедушка, спите в рабочее время?
ЦВЕТОЧНИК. (Встаёт). Сам не понимаю, как это получилось. Как-то моментально меня сморило. Спал, как убитый.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Дома нужно спать, дедушка. Всё кругом кипит, все работают, а ты спишь, как убитый. Это настораживает.
( На улице к окну подходит высокий, худой молодой человек и с ним две девушки. Они одеты во всё чёрное, у всех троих чёрные выкрашенные волосы и на бледно-белых лицах чёрный макияж. Они долго стоят, печально и строго смотря через стекло. В какой-то момент одна из девушек начинает кривляться, и прижимать лицо к стеклу. Молодой человек даёт ей подзатыльник, и она снова печально смотрит через стекло.)
ЦВЕТОЧНИК. А здесь и есть мой дом. Так получилось, что я здесь и живу.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Это как понимать? (Ещё раз осматривает магазин.) Ты что в кресле спишь?
ЦВЕТОЧНИК. Нет, там за скульптурами есть небольшой топчанчик. Ночью я на нём отдыхаю. ... А что вы хотели, собственно говоря? Вам нужны цветы?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Что мы хотели? ... Что мы хотели. ( Заглядывает за скульптуры.) Что мы хотели! Что ... мы ... и хотели? ... Да что мы можем хотеть. ... Топчанчик есть. Не соврал, старый. Ты что так и спишь на одних досках?
ЦВЕТОЧНИК. Мне удобно.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ну, раз удобно, тогда .... А хотели мы от тебя одного. Что же мы кроме правды-то и хотеть можем? ... А, старый? Правду. Правду матушку. Её одну.
ЦВЕТОЧНИК. Простите, я что-то ничего не пойму. Какая вам нужна правда, и кто вы такой?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Начнём дед с конца. Что ты так сразу, кто вы такой? Занервничал? ... Занервничал. Вижу, сразу вижу. Сам рассуди, с твоим-то опытом, если человек не боится правды, то ему и не важно кто у него эту самую правду и спрашивает? Правду же можно любому сказать и ничего за это не будет. Правильно я говорю?
ЦВЕТОЧНИК. Вы говорите правильно, но мне кажется, что вы меня всё время хотите в чём-то обвинить. Я уже старый человек и не совсем здоров. Вы разбудили меня ....
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Знаешь что! Перестань ты прикрываться этим - старый он. Ты же всё равно человек?
ЦВЕТОЧНИК. Конечно, я человек и я всю жизнь старался им оставаться, не знаю, как это у меня получалось, но я старался, я делал всё возможное, как мне казалось. Просто вы поймите, что это очень нескромно сказать вот так вот громко, заявить: - Да, я человек! Пусть другие об этом судят, когда придёт время, если у них на это хватит ещё совести. Люди же тоже могут посчитать это нескромным, хвалить кого-то, не зная всего. И, ... простите, и ... пусть это суд божий решит, в конце концов, как мне кажется.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. А ну, крестись, что сам это всё придумал, и никто тебя к этому не принуждал.
ЦВЕТОЧНИК. (Поднимает руку, но потом опускает.) Не буду.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (Записывает что-то в блокнот.) Это почему ты оказываешь сопротивление при допросе?
ЦВЕТОЧНИК. Не хочу и всё.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. У тебя случайно нет юридического образования?
ЦВЕТОЧНИК. Нет, я всю жизнь торгую цветами. О цветах я могу вам многое рассказать. Если у вас есть время и желание, то я могу вам рассказать, как выращивать в домашних условиях настурции и гладиолусы, ... круглый год.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. А коноплю под заказ можешь дома вырастить?
ЦВЕТОЧНИК. Могу, ... но не хочу.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Нет, ты, старик, не бойся. Я же следователь прокуратуры. Ох, простите, меня, я сразу вам не представился. (Достаёт и показывает удостоверение.) ... Прочитали?
ЦВЕТОЧНИК. Подождите, пожалуйста, я очки возьму.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Всё разобрали?
ЦВЕТОЧНИК. Да. ... Следователь прокуратуры Великанов Гулливер Сергеевич.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Всё правильно.
ЦВЕТОЧНИК. Великий Прокуратор значит?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Можно и так сказать. Это даже приятно. ... Честно приятно. ... Но вы то не Бог, я надеюсь? Иначе это всё может усложнить.
ЦВЕТОЧНИК. Нет-нет! Что вы! Я же вам уже говорил. Я же говорил вам, что я. Нет, я просто, если можно так считать, то я надеюсь, что я обычный человек, конечно, всякий может возразить, но я надеюсь. И вам могу в этом признаться, как только самой власти. Вы которую. ... Вот. Лучше пусть я буду обычным цветочником. Так можете меня и называть.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Вот видите, вы меня сами всё время возвращаете к этому вопросу. Вы меня просто подталкиваете к нему. Но это ладно, потом. Вы мне всё-таки лучше скажите своё имя отчество. Призвание в протокол не впишешь, вы же сами это понимаете.
ЦВЕТОЧНИК. Протокол? ... Владимир Тимофеевич - я. Обычное имя и отчество. ... Да. Вот поливаю здесь вот. Копаю всё, тоже здесь же, ... копаю, копаю себе. Ну, что-то и продаю, конечно, когда покупают.
( Юноша за стеклом начинает кривляться и лизать окно. Девушки вместе дают ему подзатыльники.)
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Да не волнуйтесь вы так. Я вижу, что вы обычный человек, и нечего здесь стесняться. А то понимаете, всякое такое ваше сомнение сразу же вызывает подозрение, что вы кого-то хотите обмануть или даже унизить. Если вы в себе сомневаетесь, то, что же вы о нас можете думать? (Пауза.) .... Так что насчёт конопли, Владимир Тимофеевич? Я серьёзно, вы не бойтесь, это только между нами. ... У меня есть хороший сбыт. Очень надёжные люди. Люди очень даже! Очень! Вы понимаете? Хорошие, простые, надёжные люди, которые много работают, ни в чём не сомневаются. Устают, конечно, от этого сильно. ... И отдых для них очень важен, ... необходим. Поэтому и любят иногда расслабиться и сделать то, что другим нельзя. Это же всем понятно. ... Любят люди "пыхнуть" в небо иной раз. Вы знаете, Владимир Тимофеевич, что если добавить вот этого, того, что другим нельзя, то само это уже так тащит, так прёт, что и не обязательно вообще-то и добавлять что-то к этому, можно от одного этого вознестись над всем. Но мы-то люди образованные, мы понимаем, что добавлять обязательно что-то нужно, всегда необходимо что-то подмешивать. ... Мы могли бы эту дрянь и в другом месте заказать, конечно, её везде хватает, но хочется- то своего, родного, близкого. ... И потом, чужое вы сами отторгните, надышавшись. Как вам такая мысль?
ЦВЕТОЧНИК. ( Подходит к цветам, нюхает, что-то выбирает. Берёт горшок с цветком и подносит следователю.) ... Вот этот, вдохните, какой аромат. А? На этот гибрид я потратил пятьдесят лет своей жизни.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. ( Нюхает.) Очень приятно. Что-то знакомое. Но. ... Нет, не могу вспомнить. Что-то очень знакомое. ... Красивые цветы, но почему они такие маленькие, крошечные совсем?
ЦВЕТОЧНИК. А-а-а! В этом-то и весь секрет. Я же вам говорил, что я пятьдесят лет своей жизни отдал, чтобы вывести этот сорт. Я всё перепробовал, перебрал тысячи цветов, скрещивал их, переопылял, молился над ними даже. Не удивляйтесь. ... С обычными цветами у меня ничего так и не получилось. Пока меня не осенило. Это сверху было, как озарение какое-то. Может, это и было ответом на все мои молитвы. Весь секрет в том, что сначала из обычных цветов нужно получить карликовые. ...Нужно показать им свою власть над ними. Я же пошёл ещё дальше, почувствовав силу, я не смог остановиться, я довёл их до самых крошечных размеров. ....
( Заходит мужчина в рабочем халате, в одной руке у него стремянка, в другой чемоданчик с инструментами. Спокойно всё осматривает. Подходит к скульптуре вождя, приставляет стремянку и ставит на пол чемоданчик. Охватывает скульптуру двумя руками и прижимается к ней ухом, закрывает глаза и что-то слушает.)
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ты кто такой? Как ты прошёл через оцепление? ... Пушкин!!! Пушкин, сюда быстро! ( Громко зовёт кого-то с улицы. В магазинчик нехотя заходит молодой человек.)
ПУШКИН. ( Кому-то на улице.) Без меня ничего не трогать и не топчитесь там! ... Я, Гулливер Сергеевич.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Кто это такой? Кто его пропустил? ( Показывает на мужчину обнимающего статую.)
ПУШКИН. ( Отвечает не сразу.) ... Это? ... Это реставратор. У него есть постановление суда, там всё законно, Гулливер Сергеевич. Я могу идти?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Что-нибудь нашли?
ПУШКИН. Практически ничего, кроме слухов.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Хорошо, ступайте-ступайте. ( Пушкин уходит.) ... (Реставратору.) Что вы делаете?
РЕСТАВРАТОР. Срочный анонимный заказ. Будем новую голову присобачивать.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Что-что?
РЕСТАВРАТОР. Эта скульптура имеет огромную историческую ценность, но очень неприглядный вид. Реставрировать будем.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Это правильно.
ЦВЕТОЧНИК. Но позвольте, а как же я? ... Меня совсем не спросили, я, конечно, не возражаю, но всё это как-то так неожиданно. Можно же было и по-другому.
РЕСТАВРАТОР. По-другому будешь жену свою учить, а здесь не тебе судить.
ЦВЕТОЧНИК. Моя жена, ... Лиза, давно уже умерла, любезный.
РЕСТАВРАТОР. Все мы когда-то умрём, дедушка. ... Подождите, не мешайте мне, я слушаю его.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Что вы его всё-время обнимаете? Что там услышать-то можно?
РЕСТАВРАТОР. Как что? ... Удивительный вы народ, его же люди создали, не сам же он в природе возник. Такую красоту и мощь природе не осилить, здесь особое искусство нужно. ... Мне в его природу проникнуть нужно, прочувствовать всё, то, что в него втесали, вбили с большой любовью, всё то, чем вылизали этот мрамор, тогда и отдача будет, ... и решение найдётся.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. А где новую голову возьмёте?
РЕСТАВРАТОР. Ещё не решил. ... Может здесь, что-то подберу. ( Отходит от статуи и осматривает другие.) Срубить и поменять, это плёвое дело для нас.
ЦВЕТОЧНИК. Как это? Как же вы так? Вот так вот ... и всё? Кто вам так позволил?
РЕСТАВРАТОР. Суд. ... Суд, дедушка, позволил и не тебе это отменять. (Что-то измеряет, считает, прикидывает.)
ЦВЕТОЧНИК. Я вообще уже ничего не понимаю, что здесь происходит?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. (Берёт под руку цветочника и отводит в сторону.) ... Давайте не будем ему мешать, Владимир Тимофеевич, у нас с вами и своих дел по горло.
ЦВЕТОЧНИК. Но это же, просто, какое-то безумие, Гулливер Сергеевич. Зачем же ломать? Он же рубить хочет. Как это можно?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Не нам его судить, Владимир Тимофеевич. Мы же с вами не боги? Правильно я говорю?
ЦВЕТОЧНИК. Конечно-конечно, мы не боги, но и это. ...
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Давайте вернёмся к нашим делам. Сколько вы сможете конопли вырастить, только не лилипутской этой, а нормальной, ... такой могучей?!
Чтобы ствол был, как у дуба! И всё остальное тоже. Чтобы, как вставило и понесло! И несло, и несло! Над орлами! ... Над полями, лугами, лесами и горами. Над реками, озёрами и морями, чтобы можно было взять, упереться, и повернуть эти реки вспять, к ядреней матери! Жилы вывернуть себе наизнанку! Рвануть рубаху и выпить озеро за один глоток и оросить пустыню потом! Утереться сопкой песчаной, снова глотнуть, и потушить все пожары на земле, гори она сизым пламенем! ( Пауза. Реставратор с испугу спрятался за статую.)
... Можете вы в этом нам помочь, Владимир Тимофеевич?
ЦВЕТОЧНИК. ...(Пауза.) Боюсь, что стар я уже для этого. ... Хотя, вы знаете, это мне всё знакомо. Я уже пытался, пробовал. ... Сразу после войны, нас пятеро детей малолетних с матерью осталось. Отца после ранения в труд-армию забрали, старший брат долго в госпиталях лежал. Я самый старший из мужчин в семье остался, мне тогда ещё четырнадцать не исполнилось. Фашист всё пожёг, когда отступал, мы тогда с матерью землянку вырыли на поле у хаты сгоревшей. Есть ничего не было, всё сгорело, сестрёнки младшие чумазые и братья такие же всё время плакали. ... Есть хотели. ... Дети, что им объяснишь. Я по полю раскисшему ходил, снег только сошёл, картошку оставшуюся с прошлого года выкапывал. Она почти вся гнилая была. ... На неё нажмёшь, оттуда такая жижа выдавливалась, ... ели её. Сныть ещё мать варила потом, в горшке, как суп. ... Я когда картошку эту гнилую руками копать устану, встану, пот вытру. А я ещё такого маленького роста был, наверное, от недоедания, встану, лилипут такой, в телогрейке по самую землю, голову закину и прошу Боженьку - " Боженька, прошу тебя, не дай мне, моим сестрёнкам и братьям, мамке нашей, с голоду опухнуть и умереть. Всё, что хочешь, для тебя сделаю. Я когда вырасту, отработаю тебе. Я работы не боюсь, ты не смотри, что я маленький такой, я всё умею делать". ... А небо надо мной такое низкое, недоброе, ... серое, всё в облаках. Я ещё тогда подумал - " Плохо, что облаков так много. Может молитва моя и не пробиться к Боженьке".
РЕСТАВРАТОР. Я прошу прощения, что отвлекаю вас. ( Обращается к следователю.) ... Могу я вас попросить, помочь мне?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. А что делать нужно?
РЕСТАВРАТОР. Вам всего-то нужно по стремяночке взобраться наверх и свою голову вот туда вознести. А я прикину, как живая голова там смотреться будет. Такой небольшой эксперимент.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Это я могу сделать. ( Взбирается по лестнице.) ... Это не противоречит уголовно-процессуальному ... пониманию ... вещей. ... Так хорошо?
РЕСТАВРАТОР. Нужно ещё немножко вперёд. ... Да, так! Отлично! ... И ещё совсем чуть-чуть ... вам придётся подождать, чтобы влиться в форму.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Мне что-нибудь думать, делать, говорить можно?
РЕСТАВРАТОР. Да сейчас можете вообще нести всё что хотите! В таком положении можно. ... Вы меня простите, мне нужно в буфет ненадолго сбегать, у меня режим. ( Смотрит на часы.) Пью исключительно по нечётным часам. А вы тут хоть головой наложите. ... Я быстро. (Убегает.)
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Значит - нет, старик? Я правильно тебя понял?
ЦВЕТОЧНИК. Да как правильно, вы, о чём говорите? ... Я столько лет прожил и до сих пор не могу понять, как правильно и что такое правильно. Устал я от вас сильно. ... Жить не хочу. Делайте, что хотите, а я своим делом буду заниматься. Сколько мне ещё осталось? Буду в земле ковыряться, цветы буду растить. Хочу сейчас из лилипутов их обратно поднять.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ты что несёшь, дед?! Что за бред?! У тебя труп убитой женщины лежит под окном, в холодных руках букетик держит из твоего магазина! А ты мне здесь на совесть давишь?!
ЦВЕТОЧНИК. Как труп женщины? Как это? ... Я ничего не знаю об этом. Я и на улицу уже несколько лет, как не выхожу. А сегодня. Сегодня я и продать ничего не успел. Может, забыл? ... Нет. ( Бросается к кассе.) ... Вот и денег нет. Посмотрите! Нет денег у меня.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Что, дед, обделался уже? И букетик не мой! И денег нет? Да у вас всю жизнь денег нет! Вам сколько не дай, вам всё мало, мало, мало, мало, мало! Где на вас, на всех дармоедов денег набраться? Я сейчас вот Пушкина позову, он у тебя карманы-то твои проверит! Нет, дед, не понимаешь ты по-хорошему. Пушкин!!! Пушкин!!! ... Пушкин, няню твою!!! Где ты ходишь?!
ПУШКИН. ( Входит не спеша.) ... Я, Гулливер Сергеевич.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Чем ты там занимаешься? Тебя не дозваться.
ПУШКИН. Веду опрос свидетелей, собираю улики, всё, как обычно, изо дня в день, из года в год одна рутина и тоска.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ты перестань мне это! Обыщи ка лучше у этого деда карманы. Посмотри, есть ли у него деньги там. Потом принесёшь букетик с убитой, а то он в отказ уходит, что это не его цветы.
ПУШКИН. ( Обыскивает цветочника.) ... Он пуст, Гулливер Сергеевич.