Есть в Бахчисарае камни. Посмотришь -- задумаешься. Человек -- не человек высекал, как же получились такие? Вот люди сидят, застыли, большая семья. А рядом два камня высоких, на макушке как будто шапочки. И хотя все видят -- камни, а называют как людей. Есть и на Каче камни, на людей похожие. И вот что рассказывают о них.
Жила в деревне девушка, звали ее Зюлейка. Хорошая девушка. Всем она взяла -- и красотой, и сердцем добрым, и умом ясным. О хорошем незачем долго рассказывать, хорошее само умеет говорить, только увидеть надо. О глазах можно сказать -- хорошие были глаза. А какие хорошие? А вот какие: если на базаре на какого-нибудь мужчину посмотрит, то драка начинается. Каждый говорит: на меня посмотрела. Так дерутся, ни покупать, ни продавать нельзя. Зюлейка и на базар не ездила, боялась. А что сказать о ее губах... Кто видел вишню, когда она зреет, не тогда, когда уже темная, а когда только зреет, тот и видел губы Зюлейки.
А что сказать о ее щеках... Идет она по дороге, а куст шиповника цветет, и закроется он весь, от зависти померкнет, чахнуть начинает.
А что сказать о ресницах... Если на ресницы пшеницу насыпать, а Зюлейка глаза поднимет, на голову зерна взлетят. А косы у Зюлейки черные, мягкие, длинные. И вся Зюлейка высокая, тонкая, но крепкая, ноги легко ее несли.
Жила Зюлейка с матерью, бедною вдовою. Никого у них не было -- ни брата, ни дяди. Большая мастерица была Зюлейка, вместе с матерью холсты ткала, холсты длинные-предлинные: вдоль пойдешь -- устанешь и тонкие-тонкие: будешь лицо вытирать, будто лучом света прикоснешься. Много надо холста ткать, чтобы жить. Много надо белить полотна в речке. А воды где взять? Воды в Каче мало: день бежит, два дня не показывается. Зюлейка была хитрая девушка. Песню запоет, вода остановится, тоже слушать хочет, как девушка поет. А внизу все ругаются -- воды нет. А она поет да белит, поет да белит, а кончит -- домой пойдет. Воде стоять больше нечего, скорее побежит дальше, все ломает, ничто ее не удержит. Люди говорят -- наводнение. Неправда, это Зюлейка песни кончила петь. Вся вода, что слушала ее, заторопилась дальше по своей дороге. Хорошая девушка была Зюлейка, умелая, веселая, певучая.
А жил в долине недалеко от Зюлейки грозный Топал-бей (Топал-бей -- один из влиятельных беев при ханском дворе). Его мрачный замок стоял на скале, охраняли его свирепые стражи. Но ничем не был так страшен бей, как своими двумя сыновьями. Когда родились они, бабушка, которая их принимала, застонала, пожалела мать:
-- Что у тебя случилось, словами не рассказать! У тебя два мальчика родились. Радоваться надо, только ты плачь: у обоих сердца нет.
Мать засмеялась. Чтобы ее дети остались без сердца? А она зачем?
-- Я возьму свое сердце, отдам по половинке. Материнское сердце не такое, как у всех, пополам на двоих хватит.
Так и сделала. Да ошиблась мать. Плохими росли, дети, всегда ругались, спорили, за ножи хватались. Росли жадными, ленивыми, лукавыми. Кто больше всех дрался? Дети бея. Кто больше всех пакостил? Дети бея. А мать их баловала, самые лучшие шубы, самые лучшие шапки, самые лучшие сапоги на них надевала. Но они всегда были недовольны.
Подросли братья, бей послал их в кровавые набеги. Несколько лет гуляли они по далеким местам, домой не возвращались. Только караваны с награбленным добром к отцу посылали, отцовское сердце радовали.
Приехали, наконец, домой сыновья Топал-бея. Не только на руках, на сердце у них кровь запеклась. Научились страшным играм -- в людей стрелять, пленных убивать. Затрепетало все кругом в страхе. Темными ночами рыскали братья по деревням, врывались в дома поселян, уносили с собой все дорогое, уводили девушек. И ни одна не выходила живой из замка Топал-бея.
Ехали братья с охоты через деревню Зюлейки, увидели ее, и решил каждый: моя будет.
-- Молчи ты, кривоногий! -- закричал один.
-- Ну что ж, что кривоногий, -- ответил второй, -- зато я на два крика раньше тебя родился.
Разъярились братья, кинулись друг на друга. Да отошли вовремя. И сказал один другому: кто раньше схватит ее, того и будет.
Следили братья, как хищные звери, что каждый делает. И пошли оба в деревню девушки. Шли не так, как хороший человек идет. Хороший человек идет -- поет, пусть все люди о нем знают. А эти шли, как воры, тихо, ползли, чтоб никто не видел.
Пришли к хижине Зюлейки. Нет там мужчин, защищать девушку некому. Каждый свой дом смотрит, а у Зюлейки нет ни брата, ни дяди. Слышит девушка, в окно лезут. Она мать крикнула, в дверь выбежала. Ей бы по деревне бежать, а она по дороге бежит, и мать за нею.
Наконец устала Зюлейка, говорит матери:
-- Ой, ой, мама, боюсь. Нет спасения нам! Мать ей говорит:
-- Беги, девочка, беги. И не бойся, дитя!
Еще дальше бежит, ноги совсем устали. А братья близко, вот они уже за спиной, оба схватили разом, с двух сторон тянут, рвут к себе девушку. Закричала она:
-- Не хочу быть в руках злого человека. Пусть лучше камнем на дороге лягу. И вам, проклятым, окаменеть за ваше зло.
Крепкое слово было у девушки, у чистой души. Стала она в землю врастать, камнем становиться. И два брата возле нее легли обломками скал.
А мать за ними бежала, сердце в груди держала, чтоб не вырвалось. Подбежала, увидела, как Зюлейка и братья-звери в камень одеваются, сказала:
-- Хочу всю жизнь на этот камень смотреть, дочку свою видеть.
И такое крепкое слово было у матери, что, как упала она на землю, так тоже камнем стала. И так стоят они до сих пор в долине Качи. А все сказанное -- одна правда. Люди часто подходят к камням, прислушиваются, И тот, у кого сердце чистое, слышит, как мать плачет.
Каньон реки Кача. Баштановка.
Подъезжаем к каньону. Виноградники, виноградники.
А вот и сам каньон.
Напротив Баштановки раскинулись скалы Караул-Тепе. Здесь же находится средневековый монастырь Качи-Кальон ("Крестовый корабль") .
Исторически, первое поселение здесь возникло в 6 веке, а монастырь - в 8 веке, просуществовав до 10 века. Монастырь занимал высокий Четвертый грот. Монастырь в Качи-Кальоне высечен в скале, которая своими очертаниями очень похожа на носовую часть корабля. Скалу пересекают трещины, напоминающие крест. Поэтому и появилось название Качи-Кальон, означающее в переводе "Крестовый корабль"
После того, как христиане покинули Крым, монастырь тоже опустел.
В 19 столетии земли Качи-Кальона находились во владении помещика Хвицкого. Он восстановил здесь церковь и назвал ее именем Святой Анастасии Узорешительницы. После смерти помещика храм на Качи-Кальоне был передан во владение Успенскому монастырю. Монахи основали тут киновию, просуществовавшую до 1932 года.
На сегодняшний день в Качи-Кальоне от средневекового монастыря и поселения остались только пещеры, вырубленные в скалах. По ним можно предположить, где находились каменные и деревянные постройки. Повсюду в Качи-Кальоне попадаются высеченные кресты. В основной массе - это ранние кресты, вписанные в круг.
Поселение Качи-Кальон занимало очень выгодное положение. Оно находилось в месте пересечения торговых путей, соединявших юго-запад полуострова и Южный берег возле перевала Кибит-Богаз. Здесь утомившийся путник мог отдохнуть, подковать лошадь, нанять проводника, прикупить пищу и оружие, пополнить запасы воды и вина, которое было известно далеко от этого места. Во время раскопок в Качи-Кальоне археологи обнаружили 120 прекрасно сохранившихся тарапанов - виноградодавилен. Между Первым гротом и Вторым находился комплекс из 5 ярусов и 50 пещер, где располагались 17 тарапанов, которые соединяли между собой узкие переходы и ступени.
Рядом с Качи-Кальоном археологи обнаружили еще одно производство - гончарное. Здесь производили кувшины, амфоры, пифосы, фляги и черепицу. Очень яркое впечатление от посещения Качи-Кальона оставляет источник в гроте Святой Анастасии, который часто именуют Храмом Природы. В расщелине у грота растет очень старое дерево дикой вишни. Его ветви украшены множеством разноцветных лоскутков, которые привязали люди. Дело в том, что есть легенда о прелестной девушке Анастасии, на которую в то время, как она пасла скот, напали жуткие чудища, но на помощь ей никто не пришел. Лишь скалы знали Анастасию, ее песни и добрый нрав. Они то и обрушили на чудищ и задушенную девушку каменные глыбы. Следующим утром жители деревеньки увидали, что "скала плачет" - из расщелины сочится чистая, как девичьи слезы, вода.
На моих фотках всё это расположено на противоположной стороне реки Кача. К сожалению, мы туда не пойдём. Всё это мы будем наблюдать с противоположной стороны, со скалы напротив. Вот с этой скалы - Красный Мыс. Мы туда пойдём через Алимову балку. Наименование "Алимова" вы будете встречать по всему Крыму. В татарских преданиях и сказках, это всего лишь нарицательное название доброго разбойника. Он грабил несчастных богатых и отдавал всё награбленное бедным, освобождал прекрасных девушек из плена.
А пока нам надо расположиться с турприюте "Колесо". Вот в таких домиках.
Виноград в этих местах в этом году уродился на славу. Им оплетены беседки в приюте.
И виноградные улитки.
Качи-Кальон. Если идти к нему с дороги от автобусной остановки, то потом по тропинке к нему можно подняться снизу. А вот сверху не знаю дороги. Воооон, видны маленькие люди.
Покрупней. Пещеры здесь везде. Даже на отвесной стене видна тёмная небольшая расщелина. Может быть это даже окно какой-то внутренней комнаты, выбитой в пещере. А за ней и целый храм может скрываться. Еще не открытый, затерянный.