Шап Игорь Евгеньевич : другие произведения.

Коронация Павла I

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Это отрывок из моей работы "История о любви, измене и убийстве", которая будет опубликована позднее.
  
  ___________________________________________________
  
  
   18 декабря 1796 года в день похорон Екатерины II был издан Манифест о предстоящем короновании Императора:
  
   "По вступлении нашем на прародительский наш императорский престол мы первым долгом почитаем принесть жертву благодарения Вседержителю......, восприять новый залог благодати Господней, возложением на себя короны....., удостоить коронования любезнейшую супругу Марию Феодоровну, что с Божиею помощью в первопрестольном Нашем граде Москве в апреле наступающаго 1797 года совершиться имеет".
  
   Коронацию Павел I решил провести в Успенском соборе Московского Кремля - в нём впервые "венчался на царство" 16 января 1547 года царь Иоанн I ( так его именовали современники, а уже гораздо позднее "придумали" называть Иван Грозный, а более двухсот лет спустя историк Карамзин Н.М. "классифицировал" его как Иван IV ). И далее в Успенском соборе короновались все русские цари.
  
   Павел уже один раз присутствовал здесь на коронации своей матери 22 сентября 1762 года в восьмилетнем возрасте..., и тогда, как только закончились празднества, он очень тяжело заболел. Целую неделю было неясно - выживет он или нет. И лишь только 13 октября цесаревич встал с постели. Болезнь Павла доставила ему случай проявить своё доброе сердце - когда его здоровье стало идти на поправку, он попросил свою матушку устроить в Москве больницу для бедных..., что и было сделано следующим летом ( указ от 11 июня 1763 года ), больница была названа "Павловской" ( совр. 4-я гор. больница, ул. Павловская, 25 ). По этому случаю была даже выпущена медаль с изображением юного Павла Петровича и надписью "Свобождаяся самъ отъ болезни, о больныхъ промышляетъ".
  
   В книге священника-писателя Воздвиженского П.Н. "Священное коронование и венчание на царство русских государей с древнейших времён и до наших дней" ( изд. товарищества М.О.Вольфъ, 1896 г., С-Петербург, Гостиный дворъ, Љ21 ) на 51-й странице написано: "1 марта 1797 года государь выехал для коронации из Петербурга в Москву..."
  
   На мой взгляд, тут допущена или типографская опечатка, или фактическая ошибка автора... и от этого источника возможно отталкиваются и все последующие публикации на эту тему. Известно, что 15 марта Павел прибыл в тогда ещё подмосковный Петровский путевой дворец ( построен по приказу Екатерины II в 1776 -1780 гг., расположен на совр. Ленинградском проспекте, сейчас ближайшая к нему станция метро "Динамо" ). Время в пути, согласно дневникам церемониймейстера графа Фёдора Головкина, заняло 5 дней. Тут всё логично - если взять "крейсерскую" скорость кареты по "зимнику" ( около 8 км/час ) и расстояние между столицами ( чуть более 700 км. ), то в чистоте получится время безостановочного пути - три с половиной дня. Прибавим к этому необходимое время для сна и принятия пищи - и мы как раз получим пятидневное путешествие. Так что скорее всего Павел I выехал из Петербурга 10 марта. И документальным подтверждением моей правоты может служить запись в "Камер-фурьерском церемониальном журнале" ( 1896б, стр. 431 ), где сказано, что 4 марта 1797 года приехавший в Санкт-Петербург мальтийский посланник граф Литта ( он в России известен как Юлий Помпеевич, 1763 - 1839 гг ) был принят Павлом I.
  
   Всё время пути государь был одет в мундир и был при шпаге...
   По прибытии в Петровский дворец, он отдохнул четверть часа, привёл себя в порядок и вышел в Круглый зал к встречающим. Сначала приветственную речь произнёс первый иерарх Российской Церкви митрополит Гавриил, а потом митрополит Платон ( в миру Левшин Пётр Георгиевич, 1737 - 1812 гг., ) - удивительный по своим знаниям и мировоззрению человек... В первый же месяц своего правления Павел I затаил обиду на митрополита, когда тот не поспешил приехать в Петербург по приглашению нового Императора.
   Платон выступил против практики Павла I вручать государственные ордена священнослужителям ( где вы современные "митрополиты Платоны", ау ?! ). Так Император послал ему голубую ленту ( Орден св.Андрея Первозванного ), от которой Платон отказался со словами: "Кавалер должен носить меч, а меч существует, чтобы проливать кровь, кровь же марает престол. Я не могу быть в одно и то же время иереем и кавалером".
   Именно по инициативе митрополита в России было принято единоверие - это когда старообрядцы сохраняли свои традиции и при этом признавали иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
  
   Я думаю, живи он сейчас, то таким главой РПЦ можно было бы по праву гордиться... Уж во всяком случае, он не стал бы, как сейчас один "его коллега", нивелировать ответственность Сталина за учинённые им зверства... ( одних только епископов тогда было замучено и расстреляно несколько сотен, а всего пострадавших за Христа при Сталине было сотни тысяч ). Про митрополита Платона можно без всякой натяжки сказать, что он был "ум, честь и совесть" той эпохи.
   Книги этого священнослужителя были изданы в Англии, его прогрессивные богословские воззрения излагались во многих университетах мира. 29 июня 1787 года он стал митрополитом Московским и Коломенским, а уже после гибели Павла I он совершит коронацию Александра I ( 15 сентября 1801 года ).
  
   Я хочу рассказать один эпизод, связанный с митрополитом Платоном.
   Во времена Екатерины II журналист и издатель Новиков ( Николай Иванович, 1744 - 1818 гг. ) подвергался гонениям за "работу на госдеп" ( шутка )..., за издание сатирических журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец" и др., где выявлялась и высмеивалась истинная "политика партии и правительства" - злоупотребления помещиков, неправосудие, взяточничество... Естественно, власти это совсем не нравилось..., а кому будет приятно, когда тебя так "пропесочивают" на весь белый свет. Вот администрацией президента, ой..., кабинетом Императрицы в 1785 году и было поручено митрополиту Платону проверить "на благонадёжность" как сами многочисленные издания Новикова, так и его самого. Рецензии на материалы оказались разными - их характеристика была от "весьма полезные" до "зловредные"..., а вот про самого журналиста Платон написал следующее:
   "Молю всевышнего Бога, чтобы во всём мире были христиане таковые, как Новиков".
  
   Впрочем, эта похвала-мольба не уберегла Николая Ивановича от суда. Через семь лет по очередному доносу он будет осуждён за распил "Кировлеса", ой..., за "гнусный раскол и корыстный обман" на 15 лет заключения в Шлиссельбургскую крепость.
  
   Сей случай лишний раз убеждает, что ИСТОРИЯ ВСЕГДА ПОВТОРЯЕТСЯ, меняются только даты и имена... Ну а что касается судьбы Новикова, то вскоре после смены власти он был освобождён из крепости и прибыл в Петербург 5 декабря - в день выноса тел Екатерины II и Петра III из Зимнего дворца в Петропавловский собор. Журналист, ещё не успевший сбрить длинную бороду, был сразу же представлен ( в пять часов вечера ) Павлу I. Государь спросил, что он хочет получить в компенсацию за всё им вынесенное. Новиков пожелал лишь освобождения всех тех людей, которые были осуждены по его делу. И это было немедленно исполнено.
   Описанный случай был скорее исключением, чем правилом... Как заметил современник - "Корабль не грузится, а выгружается способными людьми".
  
   Примечательно освобождение из тюрьмы монаха Авеля ( в миру Василий Васильев, 1757 - 1841 гг. ), который напророчил скорую смерть Екатерины II, за что и был посажен в 1796 году в Шлиссельбургскую крепость. На свободе "пророк" пробудет недолго - до мая 1800 года, тогда уже Павлу не понравилось предсказание его скорой насильственной смерти и Авель будет посажен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
   А вообще этому "вещему иноку" каких только предсказаний будущего не приписывали - и что при Александре I "француз Москву спалит" ( война 1812 года ), и что правление Николая I "бунтом вольтерьянским начнётся" ( восстание декабристов 1826 года ), и что "царя-освободителя убьют среди дня ясного в столице ( Александр II, отменивший крепостное право, будет убит в 1881 году. ), и что "миротворец истинный мир и порядок наведёт, а только не долго царствование будет" ( при Александре III, прозванном в народе "царь-миротворец" Россия не вела ни одной войны..., и правил он 13 лет ), и что "война будет мировая ( при Николае II началась Первая мировая война )..., по воздуху люди, как птицы летать будут ( самолёты )..., под водою, как рыбы плавать ( подводные лодки )..., серою зловонною друг друга истреблять начнут ( отравляющий газ иприт )..., накануне победы рухнет трон царский..., брат на брата восстанет ( гражданская война )..., да и свершится Казнь египетская ( расстрел царской семьи )..., власть безбожная будет бичевать землю русскую".
   Авелю даже приписывают пророчество войны с Гитлером - "... новый Батый на западе поднимет руку ( нацистское приветствие ). Но восстанет сила русская, рухнет Батый, не выдержит !".
   Верить или не верить в действительное существование этих предсказаний "монаха-прозорливца" Авеля - дело ваше.
  
   Павел в последнее время стал недолюбливать митрополита Платона из-за независимости его суждений и даже где-то в глубине души побаивался священника... ( что, впрочем, не мешало питать к нему большое уважение ) и поэтому ещё ранее условился, что церемонию коронации проведёт митрополит Гавриил.
   Оскорблённый этим выбором, митрополит Платон сказал, что будет присутствовать на коронации лишь только в качестве простого иерея. Но тем не менее, при встрече Императора в Петровском дворце, Платон, будучи в это время больным, произнёс такую чувственную приветственную речь, что Павел I очень растрогался - он прислонил к своему лицу платок и заплакал..., вместе с ним заплакала и Мария Фёдоровна и все окружающие... Павел в знак благодарности за эту речь, преисполненную бессмертных истин, приложился к руке митрополита.
  
   На следующий день с самого утра Их Императорские Величества в подробностях осмотрели Кремль. Государь был верхом, а Мария Фёдоровна ехала в карете. После обеда в Москву прибыл великий князь Александр Павлович с Елизаветой Алексеевной и всё царское семейство отправилось осматривать более просторный для проживания дворец графа Безбородко ( проект Джакомо Кваренги, сейчас это здание МГТУ им. Баумана на 2-й Бауманской ул., 5 ) в Лефортово. Этот дворец был заранее выкуплен Павлом у графа Безбородко и переименован в Слободской дворец ( название - от немецкой слободы ).
  
   17 марта в Москву приехал со своим малым двором великий князь Константин Павлович..., и в последующие два дня освящались знамёна гвардейских полков. С 20 по 22 марта царское семейство посещало военный госпиталь, и "Павловскую" больницу ( к тому времени уже каменную, деревянное строение сгорело в 1784 году ), совершало прогулки по окрестностям Москвы, устраивало приёмы...
  
   23 марта пришло известие о кончине 11 марта ( роковая дата ) лучшей подруги детства Марии Фёдоровны - госпожи фон Бенкендорф ( урожд. Анна Юлиана Шиллинг фон Канштадт, 1758 - 11 марта 1797 гг., землячка Марии Фёдоровны по Монбельяру ). Анна была супругой военного губернатора Риги генерал-лейтенанта Бенкендорфа ( Христофор Иванович, 1749 - 1823 гг. ). В европейском путешествии, которое проделала великокняжеская чета в 1781 - 82 годах, в числе свиты были их друзья - супруги Бенкендорфы, правда Анна в июне 1782 года срочно уехала из Парижа к себе на родину в Монбельяр рожать первенца Александра. В свою очередь Христофор Иванович был сыном Софьи Ивановны Бенкендорф ( урожд. София Элизабета фон Лёвенштерн, 1724 - 1783 гг., статс-дама, она скончалась в присутствии Екатерины II от инсульта ). Софья Ивановна была в декабре 1777 года срочно вызвана государыней во время появления на свет её первого внука - Александра.
   Вот отрывок из письма Екатерины II шведскому королю Густаву III ( это двоюродный брат российской Императрицы, его я упоминал, рассказывая о русско-шведской войне ):
  
   "Как только господин Александр родился, я взяла его на руки и после того как его вымыли, унесла в другую комнату, где положила на большую подушку. Его обвернули очень легко,... положили в корзину, чтобы женщины, при нём находящиеся, не имели никакого искушения его укачивать... Убранный таким образом господин Александр был передан генеральше Бенкендорф".
  
   А косвенно причиной смерти Анны Бенкендорф был сам Павел I, который пригласил супругов приехать на церемонию перезахоронения своего отца Петра III в промозглую погоду. Вот что пишет об этом их сын - граф Бенкендорф ( Александр Христофорович, 1782 - 1844 гг., шеф жандармов, знаменит своим личным участием в спасении людей во время петербургского наводнения в 1824 году ):
  
   "Мои родители были призваны ко двору на романтическую церемонию эксгумации Петра III, которого перенесли с немыслимой помпой для того, чтобы расположить его гроб подле тела его супруги. Эта церемония вызвала столь ужасную простуду у моей матери, что несколько недель спустя мы испытали боль её потери".
  
   Так что в связи со скорбью по подруге Марии Фёдоровны один день в Москве прошёл без приёмов и других торжественных мероприятий.
  
   25 марта состоялось первое публичное провозглашение коронования. Кортеж ( на лошадях верхом ) собрался под начальством московского военного губернатора Архарова ( Иван Петрович, 1744 - 1815 гг. , его старший брат Николай знаменит тем, что благодаря ему российских полицейских тогда называли "архаровцами" ) у Тверских ворот. Герольды ( глашатаи, церемониймейстеры ) были в костюме - богато расшитом бархатном камзоле с шарфом, в штиблетах из белого атласа с лисьими хвостами и в треуголке военного образца с султаном. Те, у которых были высшие ордена, имели ленту через плечо. Первая остановка была у Петровского дворца. Пока кортеж ждал у ворот приказания войти во двор, подъехал развенчанный польский король Станислав II Август Понятовский. Второе провозглашение коронования состоялось в Кремле, а третье - в Торговых рядах. На следующий день этот церемониал был продолжен и в других местах Москвы.
  
   Всё своё четырёхлетнее царствование Павел I придавал особое значение церемониям. Безусловно, его коронация, будучи таинством, призванным выявить божественную природу монаршей власти, приобрела особое сакрально-символическое значение и стала точкой наивысшего выражения религиозно-философских воззрений Императора.
  
   В дневнике церемониймейстера графа Фёдора Головкина написана дата ТОРЖЕСТВЕННОГО въезда Императора в Москву - 28 марта 1797 года, и скорее всего - это не ошибка ( хотя надо ещё всё тщательно перепроверять ). На это число приходится Вербная суббота...., а авторитетные источники утверждают, что Павел приурочил эту церемонию к Вербному воскресенью - 29 марта, тем самым уподобив это событие Входу Господа в Иерусалим. Это, конечно, красиво..., но истина должна быть дороже.
  
   Император и впрямь считал сам себя "божественным созданием"... Павел Петрович даже подумывал стать духовником своей семьи и своих министров. Он однажды даже готовился служить обедню... , это он собирался сделать в Казани, куда планировал поехать сразу после коронации. Хорошо, что Синод сумел отговорить его от такого "шутовского" шага, заявив, что "канон православной церкви запрещает совершать священные таинства священнику, который женился во второй раз". Государь после этого "успокоился" и утешился лишь тем, что на причастие одевал на себя короткий далматик из малинового бархата, унизанный жемчугом..., что смотрелось вместе с его мундиром довольно-таки смешно.
   Примечателен диалог, произошедший в один из этих дней между графом Фёдором Головкиным и митрополитом Платоном:
  
   -Ваше Высокопреосвященство должны быть довольны, что трон занят государем, преисполненным религиозностью.
   -Увы ! - ответил владыка.
   - Как, неужели Ваше Высокопреосвященство не верите в религиозность государя ?
   - Как мне не верить ? Но к сожалению, религиозность у него вместо того, чтобы быть там - он указал на сердце, - тут. - И он указал на лоб.
  
   Но вернёмся в холодное 28 марта 1797 года.
   На всём пути следования, кроме уже существующих триумфальных арок были сооружены ещё пять новых. У каждой арки происходили встречи с официальными представителями. Вдоль Тверской улицы и в Кремле были устроены трибуны для зрителей. Павел I ехал верхом по улице и размахивал своей треугольной шляпой, приветствуя многотысячную толпу...
  
   Позади Императора следовали верхом великие князья Александр и Константин, а Мария Фёдоровна с великими княгинями ехали в карете... Далее шествие продолжали лейб-казаки, лейб-гусары, экипажи московских вельмож, молодые дворяне верхом, придворные чины, конная гвардия, кавалергарды... Шествие тянулось от Петровского дворца до Кремля и продолжалось от часа дня до пяти часов вечера. Мороз в этот день был нешуточным..., так что многим не поздоровилось... - потом некоторых всадников буквально стаскивали с лошадей - до такой степени они окоченели.
  
   В Кремле Император остановился лишь затем, чтобы приложиться к святым мощам и иконам. Московский Митрополит Платон при встрече Павла I на паперти Успенского собора обратился к нему со словами: "Благословен Грядый во имя Господне", что ассоциировалось с обращением к Христу как еврейскому патриарху. После посещения Успенского собора Павел сел верхом на лошадь и шествие продолжилось к его московской резиденции - к Слободскому дворцу. Во дворец прибыли уже затемно..., здесь перед Императором прошли церемониальным маршем все войска, бывшие в строю...
  
   На следующий день - 29 марта состоялся большой приём с участием дипломатического корпуса. Польский король был приглашён на обед к императорской чете.
   3-го апреля состоялась генеральная репетиция церемонии коронования. На ней присутствовал сам Император. Вот что пишет об этом трудном дне церемониймейстер Фёдор Головкин:
  
   "Эта репетиция была одна из наиболее пикантных сцен в числе стольких других, в которых мы участвовали до изнеможения. Император вёл себя, как ребёнок, который в восторге от приготовляемых для него удовольствий, и выказывал такое послушание, какое только можно ожидать от этого возраста. Надо было обладать большой дозой страха или осторожности, чтобы не изобразить на своём лице нечто большее, чем удивление.
   После обеда он хотел произвести вторую репетицию в тронном зале, чтобы наставить императрицу. Когда он ей сделал знак, чтобы она заняла место рядом с ним под балдахином, она, по незнанию или же из рассчитанной скромности, поднялась по боковым ступенькам, но он сказала ей строгим тоном: "Так не восходят на трон, сударыня, сойдите и поднимитесь снова по средним ступенькам !"
   Не было ни минуты времени для отправления простых и естественных нужд; с раннего утра и до позднего вечера мы постоянно находились при исполнении обязанностей службы, а так как Москва огромный город и придворные чины жили далеко от Кремля, то никто не имел возможности отлучиться. Что касается меня лично, то я только знаю, что в три последние дня перед коронованием мне оставалось всего несколько часов для ночного отдыха и что постоянные переодевания совершались в коридорах монастыря или в одном из многочисленных углов этих древних царских хором".
  
   1 апреля поутру Император перенёс в Кремль знамёна гвардии и поселился в старинном дворце ( в каком ??? Понятно только что на территории Кремля )
  
   4 апреля в Великую Субботу по желанию государя всю императорскую фамилию причастил митрополит Платон в Чудов монастыре ( основан в 1365 году, находился в восточной части Кремля, разрушен в 30-е годы большевиками ).
  
   И вот наступило Пасхальное воскресенье 5 апреля 1797 года.
   Около восьми часов утра шествие тронулось. Путь от дворца до собора в Кремле так короток, что для его удлинения шествие обогнуло колокольню Ивана Великого. Император был в военном мундире Преображенского полка прусского покроя ( со специальным клапаном для миропомазания ), в высоких сапогах, со шпагой, с напудренными волосами и косичкой. Императрица в платье, сотканном из серебристой парчи и расшитом серебром, и с открытой головой. При Императоре были оба великих князя, а при Императрице фельдмаршал граф Салтыков Иван Николаевич.
  
   Церемония коронации длилась бесконечно долго..., но ничего не поделаешь, приходилось всем терпеть...
   По обычаю, после чтения Евангелия в чин коронования, нужно было возложить на государя порфиру ( широкая длинная мантия в виде плаща ). Но в этот раз было сделано значительное дополнение - архиереи поднесли Павлу I на подушке одежду древних византийских царей - далматик из малинового бархата и помогли одеть её поверх военного мундира..., и только после этого государь возложил на себя порфиру.
  
   После совершения обряда, Павел I вернулся к своему трону, положил скипетр и державу на подушки и подозвал к себе Императрицу. Приблизившись к нему, Мария Фёдоровна встала на колени. Император снял с себя Большую императорскую корону ( она была изготовлена для коронации Екатерины II в 1762 году франко-швейцарским ювелиром Жереми Позье ) и прикоснулся ею к голове супруги.
   Именно этот момент церемонии коронации воспроизведён на картине, о которой я расскажу ниже. После этого он опять одел на себя корону, а на Марию Фёдоровну возложил другую - меньшего размера. Затем на Императрицу были возложены орден Св. Андрея Первозванного и императорская мантия.
  
   Кстати, немного расскажу о коронационных регалиях. Павел использовал на церемонии Большую императорскую корону, скипетр со знаменитым алмазом "Орлов" ( 189,62 каратов ) и державу, изготовленные ещё для коронации своей матери. Новой была только "малая" корона изготовленная потомственным ювелиром швейцарцем Дювалем ( Яков Давид, родился в Москве в 1768 г., умер в Женеве в 1844 г., два его сына были крестниками Марии Фёдоровны ). В Императорскую державу ( "Царское яблоко" ) тем же ювелиром под крестом был добавлен огромный сапфир, а в перекрестье бриллиантовых поясов был вставлен крупный бриллиант.
  
   После церемонии неожиданно для всех ( на репетиции об этом не было обговорено ) Павел I подошёл к краю ступенек и зачитал ряд манифестов и указов, среди которых центральное место занял его именной "Указ о престолонаследии". Этот "проект" был составлен Павлом Петровичем ещё в 1788 году. Указ отменял установленный Петром I порядок наследования "по завещанию" и ввёл наследование по праву первородства по мужской линии - от отца к старшему сыну. Таким образом чётко регламентировалась система передачи власти.
   После чтения своего указа, он возвратился в алтарь через царские врата, положил текст указа в серебряный ковчег и объявил, что тот останется в соборе "для сохранения в будущие времена".
  
   По окончании этой длительной церемонии Император перешёл в Грановитую палату и начал раздавать там царские милости. А они действительно были необычайные и, можно даже сказать, безмерно велики.
   Больше всех в тот день досталось графу Безбородко. Он получил княжеское достоинство, 30000 десятин самой плодородной земли ( одна "казённая" десятина - это 2400 квадратных саженей или 109 соток ) в Воронежской губернии и вотчину с более, чем 10000 душ крестьян в Орловской губернии, плюс 6000 крестьян на выбор.
   Князья Куракины ( Александр и Алексей Борисовичи ) получили в сумме более четырёх тысяч душ крестьян и два поместья в Псковской и Тамбовской губерниях..., в последней размер земли составил 20000 десятин.
   Статс-дама графиня Ливен ( Шарлотта Маргарита Карловна, 1743 -1828 гг., гувернантка-воспитательница младших детей Павла I ) получила 1500 душ.
   А всего в этот праздничный день было роздано 82000 душ крестьян.
  
   В наше время "милости" раздаются втихаря... Большие деньги любят тишину...
  
   После церемонии раздачи "царских милостей" был сервирован обед под балдахином. Блюда разносились полковниками в сопровождении двух кавалергардов, которые брали на караул, когда блюда ставили на стол...
  
   А теперь я расскажу об интереснейшей картине, на которой изображено то, о чём я написал выше.
   Вот здесь ( ссылка ниже ) можно увидеть это полотно моравского живописца Мартина Фердинанда Квадаля ( 1736 - 1808 гг. ) "Коронация Павла I и Марии Фёдоровны":
  
   http://s017.radikal.ru/i406/1509/03/a0aa279f7797.jpg
  
  
   Эта картина сейчас находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева. Сюда она поступила в 1886 году, даритель князь Куракин Фёдор Алексеевич ( 1842 - 1914 гг. ). В инвентарную книгу Радищевского музея картина была записана, как "Коронование Императрицы Марии Фёдоровны" и оценили её в 15 тысяч рублей - очень приличные деньги для того времени.
   Размер полотна "царский" - 336 на 310 сантиметров. За двести с лишним лет авторский холст истончился и стал похож на паутинку... Полотно то провисало, то сжималось, на обратной стороне было 32 пластыря, с помощью которых холст укрепляли в местах порывов. Это всё стало следствием неправильных условий содержания картины в самый начальный период - когда она хранилась в частной коллекции Куракиных в усадьбе Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии.
  
   В 1999 году были проведены работы, которые предотвратили процессы разрушения. К сожалению, предыдущие реставрации носили косметический характер - с картины пришлось удалить три слоя тёмного лака, которые перекрывали все цвета.
  
   В 2009 году для заключительного этапа реставрации привлекли специалистов высшей и первой категории из Русского музея - Кленову О.Ю., Серову Т.Б. и др. Им пришлось работать два месяца по 12 часов в день, чтобы вернуть картине первоначальный вид. Полотно было сначала наклеено на толстый дублирующий холст и только потом реставраторы стали дописывать утраченные элементы. Красочный слой и сегодня укрепляют "дедовским" способом - осетровый клей смешивают с мёдом в пропорции один к одному, наносят на холст, сверху прикладывают папиросную бумагу и... проглаживают тёплым утюгом !
  
   После реставрации портреты исторических личностей стали более узнаваемы - сейчас опознан двадцать один человек из ста. Чуть ниже я немного "помогу следствию" - в ходе работы над этой публикацией у меня перед глазами несколько сотен лиц прошли...
  
   Сюжет картины прост - на ней изображён один из самых ярких моментов церемонии: Император Павел I, сняв с себя Большую императорскую корону, прикасается ею к голове Императрицы.
  
   Художник работал над полотном несколько лет и завершил работу лишь после смерти Павла I. В отсутствие "главного заказчика" эта картина оказалась никому не нужной..., и лишь только в 1809 году её выкупил у родственников уже тогда умершего художника друг детства Павла I - князь Куракин Александр Борисович ( вспомните "историю с призраком Петра I "). На картине князь Куракин стоит, опираясь на палочку, в одном метре левее Императрицы Марии Фёдоровны.
  
   На сайте Радищевского музея я сделал увеличение этой картины и предлагаю вам посмотреть два участка полотна, представляющие наибольший интерес. На первом скриншоте ( ссылка ниже ) хорошо видна центральная сцена коронации. Те "персонажи", которых после реставрации картины удалось "идентифицировать" - выделены более светлыми тоном:
  
  http://s012.radikal.ru/i320/1509/a3/4f7879495a0f.jpg
  
  
   Я обратил внимание на господина, который стоит между великими князьями Константином и Александром в вицмундире красного цвета ( в одном тоне с виднеющейся спинкой трона Павла I ). В то время такого цвета мундир с чёрным воротником принадлежал кавалергардам ( охрана императора )..., и значит, что на коронации присутствовал самый "старший кавалергард". Я выяснил, что в то время дважды учреждался ( с перерывом на расформирование ) Кавалергардский корпус - с 11 декабря по 1796 г. по 30 ноября 1797 г., и затем с 11 января 1799 г. по 15 марта 1800 года и шефом корпуса в первое его формирование был граф Мусин-Пушкин ( его я упоминал ранее, как командующего в русско-шведской войне ). То, что на картине изображён мужчина явно моложе 62 лет - это ещё ничего не значит, ведь там у всех почему-то моложавые лица..., видимо это следствие старости картины и проведённых реставрационных работ - утрачиваются мелкие прорисовки черт лица.
  
   Ну, а вообще из-за париков очень проблематично узнавать кого-либо..., и можно догадываться только по внешней атрибутике и занимаемому положению. Да, кстати, именно в день своей коронации Павел I присвоил генералу от кавалерии графу Мусин-Пушкину звание генерал-фельдмаршала и пожаловал ему 4000 душ крестьян. Трудно представить, чтобы в такой день "главный шеф" охранников императора оставался в Петербурге..., а значит он был в это время в Москве и присутствовал на коронации ( какой бы ещё другой кавалергард посмел бы стоять в двух метрах от Императора ?! ). Так что с долей вероятности в 90% можно дописать 22-го "идентифицированного" на картине человека !
   На кого я оставил 10 % ? На двух людей..., первый - это генерал от артиллерии Мелиссино ( Пётр Иванович, 1726 - 1797 гг. ). Он был видным лидером петербургских масонов, что, судя по всему, вызывало к нему глубокое уважение Павла I. Кстати, на церемонию коронации было приглашено довольно-таки много масонов... И второй человек - это государственный казначей Васильев ( Алексей Иванович, 1742 - 1807 гг. ) - "кошельку" на всякий случай нужно было всегда находиться рядом с "хозяином".
  
   Кроме того я считаю, что на этой картине надо искать ещё многих людей, которые с большой долей вероятности могли быть приглашены на коронацию:
  
   Это граф Салтыков ( Иван Петрович, 1730 - 1805, генерал от кавалерии, Киевский генерал-губернатор, генерал-фельдмаршал с 15 декабря 1796 года ). Очень вероятно, что он присутствует на коронации в вицмундире красного цвета ( таких на картине шестеро человек ), так как он был с 17 ноября 1796 года генералом от кавалерии, хотя это далеко не факт, ведь став через месяц фельдмаршалом, он мог сменить вицмундир.
  
   Также на картине может присутствовать светлейший князь Салтыков Николай Иванович. О нём я уже говорил чуть выше, а в начале этой публикации я упоминал его как учителя-воспитателя великих князей Александра и Константина. Ему в знак уважения Павел I пожаловал 8 ноября 1796 года звание генерал-фельдмаршала.
  
   Был на церемонии фельдмаршал Николай Репнин - легендарный в своё время дипломат и полководец, он получил в этот день в качестве подарка шесть тысяч душ крестьян. По непонятной причине этот талантливый полководец почему-то забыт в наши дни. Скорее всего этому послужило кровавое подавление крестьянских бунтов ( об этом я писал выше ) зимой 1796 - 97 гг., которое поручил ему Павел I. Эта "карательная операция" напрочь затмила прежние ратные подвиги Репнина...
  
   С большой долей вероятности на " гостевой трибуне" ( правый край картины ) может сидеть овдовевший незадолго до этого военный губернатор Риги ( с 12 ноября 1796 по 13 сентября 1799 года ) генерал-лейтенант Христофор Бенкендорф - тёмный вицмундир с красным воротником.
  
   Кроме того здесь может присутствовать полководец Каменский ( Михаил Федотович, 1738 - 1809 гг. ) - в этот день он также был произведён в графское достоинство и получил звание генерал-фельдмаршала. Среди генералитета он отличался своим образованием, особенно в области математики и литературы..., но характер у него был просто ужасный - его горячность и злоба доходили до крайних пределов, с крестьянами и дворовыми он обращался жестоко и подвергал телесному наказанию даже взрослого сына - офицера. С женой он жил и обращался тоже очень дурно, "имел" на её глазах любовниц. 12 августа в своём имении ( село Сабурово Орловской губернии ) он был зарублен топором крепостным мальчиком-казачком, братом его любовницы...
  
   Также возможно присутствие на коронации ещё одного человека, получившего в этот день звание генерал-фельдмаршала и орден св. апостола Андрея. Это граф Эльмпт ( Иван Карпович, 1725 - 1802 гг. ) - шеф Санкт-Петербургского Гренадерского полка. Его сына Филиппа полководец Суворов ( Александр Васильевич, 1730 - 1800 гг. ) хотел женить в 1794 году на своей дочери Наталье ( 1775 - 1844 гг., фрейлина Екатерины II ), и уже состоялась их помолвка, но свадьба расстроилась, так как Императрица не дала своё согласие - она захотела, чтобы Наталья вышла замуж за старшего брата своего фаворита - за Николая Зубова..., и вскоре состоялась их свадьба - 29 апреля 1795 года.
   Знаменита дочь графа Эльмпта - Софья Ивановна - она, будучи камер-фрейлиной Екатерины II, нарисовала неприличные карикатуры на светлейшего князя Потёмкина ( Григорий Александрович, 1739 - 1791 гг., фаворит Императрицы ) и его племянниц..., вот за это и была бита кнутом и изгнана со двора. За время своей двенадцатилетней службы при дворе она сумела собрать столько огарков от свечей, что продав их "на стороне", смогла купить себе к свадьбе с генерал-поручиком Турчаниновым ( Пётр Иванович, 1746 - умер после 1823 гг., кабинет-секретарь Екатерины II ) серебряный сервиз.
  
   На 100% на коронации находились как минимум два церемониймейстера - граф Фёдор Головкин ( я его уже несколько раз цитировал выше ) и Валуев ( Пётр Степанович, 1743 - 1814, сенатор, обер-церемониймейстер ). Внизу по центру лестницы стоит к нам спиной некий господин, который ( судя по жесту руки ) руководит церемонией..., велика вероятность, что это и есть Пётр Валуев ( как старший по церемониальной должности ). Кстати, все церемониймейстеры держат в руке жезл ( это их "дирижёрская" палочка ).
   Вот здесь на картине хорошо видно этого "руководителя коронации":
  
  http://s017.radikal.ru/i436/1509/3b/366f73e7869a.jpg
  
  
   Очень возможно присутствие здесь графа Шереметева ( Николай Петрович, 1751 - 1809 гг. )
  
   Скажу, что на церемонии коронации кроме уже упоминавшегося мной польского короля присутствовал и его племянник-тёзка князь Станислав Понятовский ( 1754 - 1833 гг. , государственный деятель Речи Посполитой ). Павел хотел предложить родственнику короля чин фельдмаршала и командование рядом воинских частей, а если тот пожелает только гражданскую службу, то тогда государь планировал отдать ему в подчинение несколько российских губерний, преобразовав их в округ..., но при встрече с Павлом I Станислав Понятовский от всего этого отказался.
   А ещё ранее Императрица Екатерина II перед самой своей смертью зондировала почву на счёт женитьбы Станислава на великой княжне Александре Павловне ( после "провала" её обручения со шведским королём ), но поляк не стал обнадёживать Императрицу, сославшись на то, что он не осмелится претендовать на руку великой княжны, так как не может предложить ей трон.
  
   Также на церемонии присутствовал Нарышкин ( Александр Львович, 1760 - 1826 гг., обер-гофмейстер, директор Императорских театров, славился своими каламбурами ). Его родной брат Дмитрий ( 1764 - 1832 гг, гофмейстер ) был женат на будущей любовнице великого князя Александра - княгине Нарышкиной Марии Антоновне.
  
   Можно "набросать" ещё целый ряд потенциальных участников этой церемонии - это и дипломаты, иностранные послы ( в частности, там был австрийский посол - граф Людвиг фон Кобенцль ), священнослужители "из регионов", губернаторы, министры..., но тогда я "отниму хлеб" у специалистов...
   Я сейчас напишу небольшой дополнительный перечень людей ( кроме выше упомянутых ), которые могли бы с большой долей вероятности находиться 5 апреля 1797 года в Успенском соборе, а специалисты по костюмам и мундирам того времени смогут "попытать счастье" отыскать этих людей на картине:
  
   Адмирал Голенищев-Кутузов ( Иван Логгинович, 1729 - 1802 гг. ), генерал от инфатерии Гудович ( Иван Васильевич, 1741 - 1820 гг. ), генерал Каховский ( Михаил Васильевич, 1734 - 1800 гг. ), адмирал Пущин ( Пётр Иванович, 1723 - 1812 гг. ), генерал-поручик князь Долгоруков ( Василий Васильевич, 1752 - 1812 гг. ), обер-егермейстер, сенатор князь Голицын ( Пётр Алексеевич, 1731 - 1810 гг. ), обер-камергер Шувалов ( Иван Иванович, 1727 - 1797 гг., куратор Московского университета ), генерал от инфатерии Архаров ( Николай Петрович, 1740 - 1814 гг., Петербургский генерал-губернатор ), действительный тайный советник Стрекалов ( Степан Фёдорович, 1728 - 1805 гг. ), генерал от кавалерии Дерфельден ( Вилим Христофорович, 1735 - 1819 гг. ), обер-шенк князь Несвицкий ( Иван Васильевич, 1740 - 1910 гг. ), действ. тайный советник Завадовский ( Пётр Васильевич, 1739 - 1812 гг. ), действ. тайный советник Чертков ( Евграф Александрович, 1735 - 1797 гг. ), генерал-провиантмейстер Обольянинов ( Пётр Хрисанфович, 1752 - 1841 гг. ), генерал-майор Аракчеев ( Алексей Андреевич, 1769 - 1834 гг. ), генерал-майор Ростопчин ( Фёдор Васильевич, 1763 - 1826 гг. ), генерал-майор Донауров ( Михаил Иванович, 1757 - 1817 гг. ), генерал-майор Кушелев ( Иван Иванович, 1751 - 1817 гг. ), действ. тайный советник Волков ( Аполлон Андреевич, 1739 - 1806 гг. ), архиепископ Ярославский и Ростовский - Арсений ( в миру Верещагин Василий Иванович, 1736 - 1799 гг., ), гофмейстер Загряжский ( Николай Александрович, 1746 - 1821 гг. ), генерал-лейтенант Вадковский ( Фёдор Фёдорович, 1756 - 1806 гг., друг детства Павла I ), настоятель Данилов монастыря архиепископ Никифор ( в миру Николай Феотоки, 1731 - 1800 гг. ), епископ Суздальский и Владимирский - Виктор ( в миру Онисимов Василий Анисимович, род.- ??? - 1817 гг. ), епископ Коломенский и Тульский - Афанасий ( в миру Иванов Алексей, 1746 - 1805 гг. ), генерал-лейтенант Ламб ( Иван Варфоломеевич, род.-??? - 1801 гг. ), генерал-лейтенант Вязмитинов ( Сергей Кузьмич, 1744 - 1819 гг. ) и ещё много других людей.
   Если кто заинтересуется этим вопросом, то могу составить список ещё, примерно, из 50-ти человек. Выйти со мной на связь удобнее через соц. сеть "ВКОНТАКТЕ".
  
   Отдельно хочу упомянуть здесь генерал-майора Плещеева ( Сергей Иванович, 1752 - 1802 гг. ). На этой церемонии он был произведён в вице-адмиралы, награждён орденом св. Александра Невского, ему было пожаловано 110 душ крестьян в Нижегородской губернии и 30000 рублей на покупку дома. Сергей Иванович вместе с Фёдором Вадковким ( из списка выше ) в своё время сопровождал великокняжескую чету - Павла Петровича и Марию Фёдоровну в европейском турне. Плещеев известен тем, что добился освобождения из Шлиссельбургской крепости журналиста и издателя Николая Новикова ( о нём я писал выше ). Но не менее известен Сергей Иванович ещё и тем, что Павел I сразу после церемонии своей коронации поручил ему организовать в Москве раздачу денег бедным людям. "Ходынки", конечно не было, однако раздавили при этом действии восемь человек... Плещеев взял всю ответственность за случившееся на себя, сказав Императору - "Сибири мне мало"..., но государь его простил.
  
   Хочу перейти ко второму занимательному фрагменту этой картины ( ссылка ниже ). Здесь в центре мы видим самого художника - Мартина Квадаля. Он держит планшет и делает зарисовки всего происходящего. Впрочем, при дальнейшей своей работе над картиной он писал людей не столь с натуры, сколь использовал уже имеющиеся портреты других художников:
  
  http://s52.radikal.ru/i138/1509/a4/cf15569cb1d0.jpg
  
  
   Слева на этом фрагменте картины ( смотрит на нас ) архиепископ Московский и Коломенский - Платон .
   Справа стоят братья Зубовы - Валериан Александрович ( он потерял ногу в 1794 году после попадания ядра ), и Платон Александрович ( последний фаворит Екатерины II смотрит на нас ). Вот тут я хочу высказать своё предположение, что Платона Зубова ( непосредственного убийцу Павла I ) художник дописал в картину только после смерти Императора.
   Почему после смерти Павла ? Да потому, что на коронации Платон Александрович не присутствовал, так как к тому времени он уже впал в немилость и был выслан за границу.
   В первые дни своего правления Павел I неожиданно для многих очень хорошо отнёсся к Платону Александровичу..., правда, тому пришлось выехать из Зимнего дворца, но зато государь из своего кабинета выделил 100 тысяч рублей ( указ от 17 ноября 1796 года ) и купил ему для проживания дом у сенатора Мятлева ( Пётр Васильевич, 1756 - 1833 гг. ) на Канатной улице ( совр. Галерная ул. ). Прибыв на "новоселье" вместе с Марией Фёдоровной, Император сказал: "Кто старое помянет, тому глаз вон", и поднимая бокал шампанского, добавил: "Сколько здесь капель, столько желаю тебе всего доброго !". Затем, обращаясь к императрице, он сказал: "Выпей всё до капли !"... и, выпивши сам, разбил бокал. Платон Александрович кинулся Императору в ноги... Потом подали самовар... Государь сказал супруге: "Разлей чай, ведь у него нет хозяйки".
  
   Ну, а вскоре после того, как были проведены финансовые ревизии в "отраслях", которыми заведовал князь Зубов ( одно только перечисление его должностей займёт половину страницы ), против "бывшего фаворита" было заведено следствие и Платону Александровичу пришлось уйти в отставку, а через некоторое время "по совету друзей" ( по указу Павла I ) он уехал за границу. Забавный эпизод, связанный с проездом уже опального Зубова через Ригу я расскажу позднее. В Россию он вернулся только осенью 1800 года.
  
   Почему художник дописал в картину именно Платона Зубова ? Да потому, что в первые месяцы после смены власти он пользовался при дворе Александра I очень большим влиянием и тогда ещё не попал в опалу к новому императору, а живописцу хотелось быстрее "сбыть" картину.
   Очень вероятно, что полотно не было выкуплено государственной казной именно из-за присутствия на ней братьев Зубовых - участников убийства Павла I ( хотя Валериан Зубов не принимал непосредственного участия в убийстве, но знал о его подготовке ), так как примерно через полгода началось "тихое преследование" организаторов преступления, а художник Мартин Квадаль не был в курсе изменившегося при дворе тренда по отношению к заговорщикам. Но, повторюсь, это только моя версия.
   Вот такая интересная сложилась судьба у этой картины. Надеюсь, что точка в этой истории ещё не поставлена...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"