30 сентября 1812, где-то между Смоленском и Бородино.
Александр Глебов сидел на бревне и слушал воспоминания одного из своих сослуживцев, Михаила Обедова, о юношестве. И Александр во вспоминаемых событиях тоже участвовал.
В то время, когда им было по 15 лет, в 1796 году, они жили и учились в Шляхетском кадетском корпусе. Это было одно из лучших военно-учебных заведений страны. Там учились дети дворян (не зря его при основании назвали Шляхетским). Сам Александр жил там с шести лет. До девяти лет он был в первом возрасте, просто воспитывался специально набранными дамами. Затем он три года отучился во втором возрасте. Тогда он изучал географию, хронологию, арифметику, геометрию и мифологию. Он даже успел начать обучение в третьем возрасте до того, как умер граф Ангальт, директор корпуса. На смену ему пришёл Михаил Кутузов. Да, тот самый, который всего неделю назад принял командование армией. С его приходом система изменилась: детей перестали делить на возрасты, а поделили на роты, как в самом начале, в 1730-х годах. Он создал четыре мушкетёрских и одну гренадёрскую роту. Александр с самого начала являл достаточное прилежание, и его сразу зачислили в более почётных гренадёр.
Кутузов изменил не только организацию, но и преподаваемые предметы. Он добавил кадетам тактику и военную историю, а также добавил нотки принудительности в обучении. Кадетам стало гораздо труднее отлынивать. Их теперь заставляли заниматься во время отдыха за неуспеваемость. Александр один раз тоже пережил такое, после чего он решил больше не лениться. Кто знает, что этот генерал ещё придумает...
Но вспоминали Саша с Мишей не это, они вспоминали летние лагеря и сравнивали в действительностью. В летнем лагере всё было как-то проще и не было такой ответственности. Там и стреляли не в людей, и командовали не в реальном бою... На войне же всё другое: ты ответственен за жизнь каждого солдата. Решения принимать гораздо труднее. И отдавать приказ на убийство других тоже очень трудно.
Какими же они были юнцами в 1796 году! Они мечтали, они хотели быть героями! Но реальность... Первый бой для него обернулся долгим походом в кусты. Второй почти довёл его до этого состояния. Но ему повезло: он выжил и в первом, и во втором, и в последующих боях: под Аустерлицем, под Смоленском... Да, он выжил. И да, благодаря корпусу.
А ведь эти пятнадцатилетние мальчишки ни в грош не ставили военную подготовку. "А зачем? Воевать-то будут другие. А мы командовать будем..." Им больше хотелось встречаться с девушками. Старшие товарищи им рассказывали много интересного про девушек и взаимоотношения с ними. Но, что характерно, они не рассказывали про то, как заставить начальство думать, что никаких девушек нет и не было. Вот и основная тема беспокойства учеников - как скрыть всякие подпольные дела.
Вторая проблема происходила от мысли о том, что ночью можно и не спать. У этой проблемы был очень значимый нюанс: если ночью не будешь спать, то будешь ты это делать днём. Независимо ни от чего. И мозгу плевать на то, как об этом думает ученик. Собственно поэтому у Александра в какой-то момент успеваемость хромала. Но после наказания он переменил мнение о том, что в этой жизни важнее: развлечения или учёба. Точнее, страх нового наказания поменял это мнение. А сам Александр попытался изменить его и у Миши Обедова. Вот и третья проблема любого подростка: как сделать так, чтобы тебя поняли. Год мучений, аналогичное наказание Обедова, и Александра поняли. Миша сам почувствовал ту обиду на мир, когда все отдыхают, а ты работаешь. Нет, Александр здесь ни при чём. Воспитание не позволяет. Но это наказание было закономерным следствием пренебрежения учёбой...
Вдруг барабанщик начал барабанить отбой. Пора спать. Завтра опять марш...