Недавно, на ХХ съезде комсомола, прозвучали слова о том, что "школьная реформа "буксует".
Главная причина этого, думается, в том, что педагоги и ученики как-то незаметно отдалились друг от друга.
А как сблизиться? С чего начать молодому учителю или вновь избранному комсоргу? Как увлечь делами класса всех без исключения?
Ответ на эти вопросы, думается, поможет найти повествование об одном "трудном" классе - девятом "б" - и его руководительнице.
Повесть была написана десять лет назад - по свежим следам тех событий, что легли в её основу. Но и сейчас школе нужны влюблённые в своё дело учителя и думающие старшеклассники. Пусть им поможет опыт предшественников.
Моей маме, в чьём педагогическом таланте убеждаюсь всю жизнь,
посвящаю.
Часть 1.
САМЫЕ - САМЫЕ - САМЫЕ...
1. Девятый "б".
В учительской навзрыд плакала молоденькая преподавательница биологии. Её утешала тучная, степенная Валентина Васильевна:
--
Успокойтесь,милочка, что особенного, девятиклассник о женитьбе заговорил. Да нынче модны такие разговоры. Акселерация!
--
Да, как же! Не акселерация, а хулиганство форменное, - сквозь слёзы, шмыгая носом, возразила юная биологичка. Маленькая, худенькая, вся какая-то беззащитная, она совсем не походила на учительницу - и, конечно, понимала это.
--
Забудьте всё, идите в класс, как ни в чём не бывало, - усмехнувшись, с оттенком превосходства рекомендовала Валентина Васильевна, перебирая пухлыми пальцами листочки с контрольными работами по химии.
--
Ни за что! - воскликнула Анжелика Сигизмундовна. - Подумайте, этот Усов посмел мне, учителю, сказать,что тему "Размножение" они летом на практике изучили! А Ломников, негодяй бессовестный, предположил, что я в этом вопросе только теоретически подготовлена, - и опять юная воспитательница залилась слезами.
--
Да успокойтесь, девушка, - заулыбался старый математик, - вот будет вам пятьдесят лет, никто и не заговорит на эту скользкую тему, так что сейчас надо радоваться такому факту.
--
Нет, пусть они с завучем разговаривают на скользкие темы, а я хочу спокойно работать! -- неожиданно сердито воскликнула Анжелика Сигизмундовна и направилась к кабинету организатора, порой попросту называемого в школе завучем.
Продолжение истории звучало так:
--
Усов, тебя Елена Владимировна вызывает.
--
Меня? К организатору? За что опять?
Класс грохнул хохотом. Пятеро парней, рослых, красивых, но вульгарных, сопровождал Усова в его шествии по коридору.
Постучал, заглянул в кабинет.
--
Можно?
--
Да.
Широко раскрыл дверь, сощурился от яркого осеннего солнца, бьющего в глаза, спросил небрежно:
--
Всем?
Елена Владимировна усмехнулась:
--
На миру и смерть красна?
Спокойно, чуть насмешливо добавила:
--
Нет, сначала наедине побеседуем.
Усов ухмыльнулся, захлопнул дверь, прошёл без приглашения в центр небольшого кабинета, сел, полуразвалившись, на стул и внимательно оглядел учительницу.
--
Скажите, Усов, вы всерьёз решили жениться?
--
Что?!
Он выпрямился - наглости как не бывало! - оглянулся:
--
Это вы мне?!-пробормотал.- Почему это я должен жениться?
--
Ну, как же иначе, если вы, молодой человек, так охвачены этой идеей, что даже с учительницей о ней беседуете! Значит, не терпится.
--
Мне?!
--
Естественно.Так вот что я хочу предложить вашим родителям. Школа позаботится об устройстве ученика Усова в вечернее учебное заведение, поможет найти работу... С регистрацией брака, видимо, тоже мы сумеем помочь, так как известно, что...
--
Елена Владимировна! - парень вскочил, порываясь говорить.("Ах, как красив, строен, как великолепно сложен.Лицо какое умное, почему так нелепо живёт? Мы, учителя, испортили? Позволяем бездельничать, переводим из класса в класс без знаний... Надо немедленно исправлять положение. Но как?!")
--
Да бросьте вы меня разыгрывать!
- И не думала кого-либо разыгрывать.Я понимаю, телевизор, магнитофон, диски...вокруг столько говорят и поют о любви, что вы...
--
Почему вдруг на вы меня стали называть?
--
Вырос человек... Жениться надумал...Что делать, разные бывают организмы... - учительница насмешливо поглядела на Борисика - так звала его вся школа, включая учителей и техничек.
Усов вскочил, горячась и страдая от непонимания: чего хочет от него эта женщина, так последовательно, уже не первый месяц, вынуждая его бросить привычное атаманство.
--
Итак, когда же я встречусь с твоей мамой для беседы о женитьбе? ("Нехорошо как-то, бью в самое больное место, ведь отлично знаю: только мать он любит и жалеет - сердечница.Нет, всё правильно, получится, как задумала.")
--
Какая женитьба? Бросьте смеяться! Что, я маленький, не понимаю? Ну, извинюсь я перед Анжеликой.
--
Сигизмундовной!
--
Да-да, Сигизмундовной...Всё, что хотите, сделаю. Не вызывайте мать.Не буду я больше пацанов смешить...
--
Не могу я верить такой нечестной личности.
--
Почему это нечестной?! - вспылил Борисик, чёрные цыганские глаза его зло засверкали, руки непроизвольно сжались в кулаки.("Ого, каков характер! Не зря весь микрорайон боится. Вот бы мне такого в туристскую группу штурманом.А самолюбив!")
--
Не ты ли обещал на комиссии по делам несовершеннолетних прекратить свои художества, а через пару дней мальчонку из 6 "б" избили, курточками накрыв...
--
Пусть не наушничает!
--
Тебя бы твоим оружием!
--
Не возражаю, если заслужил.
( "О, как тонко чувствует изменение тона,как моментально подхватывает предложенный в разговоре стиль.Отличным помощником мог бы стать.")
--
Знаешь, что не уподобляемся тебе, а то бы возражал.Кстати, девчонок твои дружки за себя дежурить заставили?
--
Пусть не ябедничают, мелкота зелёная.
- Велик сам-то. Послушаешь - ты один хорош.
--
А то нет? Справедливый!
--
Ого! За что биолога обидел? Мужчина! Хоть бы горсть в тебе мужского... Человек первый год в школе работает, а ты охоту отбиваешь.Учительница математики готовится матерью стать - ты на её уроках петухом поёшь.
--
Пусть не лезут в учителя, если толку не хватает.
--
Кому же с тобой нянчиться? Неучем останешься.
--
Вам, например. На литературе все по струнке ходят, а на катке с ребятами гоните, вся шпана расступается.
("Ха, потому и расступается, что с ребятами!")
--
Подхалим несчастный! И не скучно тебе это?
--
Я подхалим?! И ветром не подуло. Просто правду-матку люблю. Спросите у пацанов, всякий подтвердит.
--
Ещё бы! Сколотил группочку, она и млеет от твоей наглости, а весь секрет в том, что ты старше и сильнее всех.
--
Почему группочку? Все Борисика боятся в микрорайоне! ("Это уж точно!")
--
Молодец против овец! У вас там одни дошколята. А что - на учёбу - силёнок не хватает?
--
Зачем надрываться? Так переведут. Знаем, учёные.
- Да неужели? Спорим, нет?
--
Ну, если вы возьмётесь...
--
Непременно. За 9 "б" вообще пора взяться.
--
Меня первого пометут? В вечернюю школу? - Борис задумался.Чёрные глаза налились тоской, потускнели. - А если я учиться буду? Потом в техникум подался бы.Что-то к строителям потянуло. И мать просит: одумайся, мол...
--
Вот-вот, самое время.
Елена Владимировна, разглядывая задумавшегося Усова, ощутила в нём вдруг какую-то перемену, внезапно зазвучавшую надломленность.("Наверное, боится, что не догнать одноклассников. Многое упущено.")
--
В техникум, говоришь? Хвастаешь, думаю. Жидковата натурочка, силёнок не хватит себя переломить. Столько заниматься нужно.
Блеснули остро цыганские глаза, белозубо сверкнула улыбка, размашистым жестом - точно шапкой оземь! - Борисик будто отмёл всё, что с ним раньше было.
--
А вот посмотрим!
--
Давно уж любуюсь, как ты детишек на уроках потешаешь.Скоморох!
--
Этого больше не будет, вот увидите. Надоело. Правда, пора за ум браться. Мать обрадуется... Да, ещё говорят, вы новую туристскую группу набираете...
--
И что?
Усов помолчал, испытующе глядя на учительницу, осторожно проговорил:
--
Меня штурманом...взяли бы? ("Как чувствует собеседника, чертёнок!")
Чёрные глаза так и сверлили Елену Владимировну: не засмеётся ли? Длинная фигура подалась вперёд, лицо парня стало напряжённым, на нём ясно читалась готовность дать отпор в случае резкого отказа или издёвки.
- Штурманом? Подумаю.
--
Правда? А я всегда считал - ни за что!
--
Отчего же? Командирская жилка в тебе есть, воли хватит, если захочешь. Вот учёба...
--
Ха, велика беда! На трояки всегда вытяну!
--
Попробуй. Посмотрим, на что способен вчерашний атаман.
--
А если...
--
Тогда и поговорим.
--
Вот слово даю! Перед Анжеликой извинюсь! Учителей больше не трону!Чего улыбаетесь? Вся школа знает:Борисик сказал - так и будет.
--
Хорошо. Я всё запомнила. Иди.
Как ветром сдуло парня, едва успела учительница заметить на лице его выражение удовлетворения и даже какого-то вдохновения.В дверях столкнулся с директором школы Анной Петровной. Извинился, пропустил её, потом вышел, мягко притворив дверь.
- Что это он, какой культурный? И не узнаешь Усова, - удивилась Анна Петровна, заглядывая в глаза Елены Владимировны. - Устала?Но доканала его всё-таки?
--
Ох, устала! Такое напряжение. Посложней, чем на педсовете речь держать, - учительница подошла к окну и распахнула его настежь.В кабинет хлынули волны свежего ветра, несущего от парка - он раскинулся всего в двух кварталах от школы - сочные запахи уходящего бабьего лета и последних цветов.
Час спустя разговор об Усове состоялся в учительской. Его начал преподавательница химии:
- Интересно, Елена Владимировна, когда юноши из 9 "б" будут приведены в нормальное состояние? Работать в классе невозможно!
Как всегда, Валентина Васильевна не слишком утруждала себя соблюдением этических норм.
--
Вероятно, тогда все юноши нашей школы будут работать, когда мы, учителя, приложим максимум усилий! - Елена Владимировна смягчила улыбкой резковатую фразу, продолжила. - Усов дал слово, что я о нём больше не услышу.
--
И вы верите этому бандиту? Какая наивность!
--
Напрасно вы так считаете.
--
Нечего с ним либеральничать! Наказывать надо, да так, чтобы слёзы лились!
Елена Владимировна иронически улыбнулась.
--
Да-да, администрации давно пора заняться этим классом, - включилась в разговор юная Анжелика Сигизмундовна. - С ними же невозможно говорить о биологии. Сплошные смешки.Девчонки там вообще бестыжие. Теплова, например, откровенно скучает на моих занятиях.
--
Это одна из лучших девочек в школе, - заметила Елена Владимировна, - Умница, прекрасный комсорг, добрейший человек.
--
Не знаю, не знаю, - недовольно произнесла молоденькая биологичка, - там у них не поймёшь, где талант, а где нахальство.Такие требования предъявляют к нашему брату, можно подумать, что сами сплошное совершенство.
--
Вот и отлично, раз уж требовательны к другим, значит, и с себя спросить сумеют. С таким коллективом интересно работать.
--
Ой, товарищ организатор, вас бы туда классным ркуоводителем, узнали бы, как с ними интересно.
--
А что? Может быть, именно так оно и случится. Как раз сегодня еду в больницу за результатом анализов.Врачи запрещают работать организатором, гоаорият, сильная перегрузка...
--
И вы серьёзно хотите оставить руководящий пост? И возьмёте этот ужасный класс? - потрясённая Анжелика Сигизмундовна придвинулась ближе. Учителя плотным кольцом обступили Елену Владимировну, обсуждая ошеломившую всех новость.
2.Новый руководитель.
Елена Владимировна шла за директрисой - так все в школе звали грозную Анну Петровну- - по коридору, направляясь в спортзал, где прославленный 9 "б" занимался физкультурой. Сердце её стучало, рукам было холодно. ("Зачем я согласилась? Ничего не получится, я не одолею такой класс.") Вся школа знала: 9 "б" - это не только знаменитый Усов, но и Ломников, бывший вор, осуждённый условно, и Шатров, лентяй и острослов, талантливый бездельник, которого даже учителя побаивались, и очень непростые девчонки. Сорвать урок у любого учителя, в полном составе сбежать с занятий по труду или факультатива, учинить массовую драку с параллельным классом - всё это было для 9 "б" само собой разумеющимся развлечением.Правда, были там и хорошие ребята, но они терялись среди общей неуправляемой массы своенравных и неуправляемых "бешников". Семь классных руководителей сменилось за минувший год в этом изумительном коллективе, и вот теперь ей, Елене Владимировне, предстояло работать с ним.
--
Отпущу из администрации при одном условии, - говорила накануне Анна Петровна, - если возьмёшь 9 "б".
--
Но я...
--
Молчи, тебе достаточно у них и через день бывать.Ты всё сумеешь, они тебя любят.
--
Что вы, Анна Петровна! Ошибаетесь! - возразила учительница. Она вела в 9 "б" литературу и отлично помнила, как на первый урок, к которому готовилась всё лето, опоздало восемь человек. Но чем-то они ей нравились, эти трудные ребята...
Размышления прервал учитель физкультуры, появившийся на пороге спортзала:
--
Все построены. Ждут. Чувствуют необычное.
- Здравствуйте, 9 "б"! У вас новый классный руководитель: Елена Владимировна, - проговорила Анна Петровна.Она никогда не была сторонницей длинных речей.
--
Ура!!!
И гром аплодисментов. Елена Владимироанв смутилась и рассердилась. Рядом стоял Вадим Сергеевич, преподаватель физики, её предшественник. Он пытался своё недолгое руководство классом превратить в мирное сосуществование под девизом: "Ты не трогай - тебя не тронут".Не получилось. Чуткие ребята не приняли столь непедагогический ход.
- Извините, Вадим Сергеевич. Они не со зла...Просто они литературу любят... и туризм, -смущённо пробормотала Елена Владимировна, окончательно запуталась и замолчала. Она всегда терялась, если школьники оказывали ей явное предпочтение. Даже когда она чувствовала,что это справедливо, на душе было нехорошо.
- Бросьте, коллега. Я всё понимаю. Правильно, какой я педагог.Просто физик.
Вадим Сергеевич, при всех его недостатках, обладал редким даром самокритичности.
Стройные ряды девятиклассников нарушились. Девчонки прыгали, мальчишки улыбались. Кто-то пропел "тра-ля-ля!", где-то прозвучало "Ну, теперь живём!", чувствовалось, новость многих обрадовала. ("Они ждут от меня чуда. Вон какие сияющие глаза у толстенькой Томочки.И с чего она, прогульщица и вертушка, улыбается?") Елена Владимировна почти физически ощутила ту тяжесть, что навалилась на плечи. ("Обмануть ожидания ребят? Нет, это невозможно. Значит опять сын не сможет достаточно видеть маму, а муж снова будет вынужден обедать в столовой и грустно разглядывать меня по вечерам... Разгрузилась...")
От тяжких мыслей отвлекли, как всегда, ребята.
- Классный час будет седьмым уроком?
Мелькнула мысль о несостоявшемся обеде дома, о недоумённых вопросах, ожидающих её...
--
Да, конечно, седьмым уроком. Для тех, кто хочет.
Дружный смех встретил её слова. ("Хотят все? Едва ли. Впрочем, обычное любопытство: с чего начну? Однако...и тут не все одинаковы.Какие враждебные глаза у Гриши Ломникова. Злые? Нет, скорей глаза человека, который чего-то очень опасается. Ясно, тёмные силы будут вынуждены затаиться. Игорь Шатров, кареглазый крепыш.У, сколько иронии во взоре!Примет ли он меня? Костик Баранов открыто изумлён моим пришествием, простодушный. А как насторожено лицо, даже поза Реминой. Вот с кем столкнусь не раз. Очень трудная девочка. Да... Есть над чем подумать.")
--
Ой, мамочка, ты не представляешь, какая она прелесть! - трещала Лизонька, прокручивая на мясорубке фарш для котлет. Только что вернувшись из школы, девчонка, как обычно, примчалась к матери на кухню поделиться своими "потрясающими новостями". - Подумай, к концу года, говорит, мы займём в школе первое место в соревновании комсомольских групп. Вы, говорит, теперь самые - самые плохие, так все думают. Конечно, уроки срываем, представь, труды прогуливаем. Биологиня, например, помнишь, со слезами сбежала от нас к организатору.Ой, смех, а Елена Владимировна явилась тогда к нам, строгая, неприступная, холодная такая. Как она говорила! При ней даже Ломников умолкает. Какая-то сила в ней есть.Я обязательно учителем буду. И только по литературе! Всю жизнь у ней учиться буду! Как хорошо, что ты у меня всё понимаешь! - Лизонька вскочила, откинув толстую русую косу. Обняла Агнию Георгиевну, расцеловала и провела пальчиком по маленькому шрамику над губой - её обычный жкст в минуты особой нежности. - Так вот, слушай дальше. На классном часе Елена Владимировна говорит: "Мы должны три цели поставить на год.Первая - стопроцентная успеваемость - это в нашем-то классе!- пятнадцать человек на 4 и 5 - из тридцати трёх. У всех дух захватило! Вторая - готовить себя к пятой четверти и создать трудовой лагерь на месяц...Знаешь, мама, это, как сказка.Ну, кто не мечтает о трудовом лагере! Представляешь, месяц - все вместе, работа ужасно трудная, зато вечера... - Лизонька мечтвтельно вздохнула, и даже Агния Георгиевна представила себе тёмную ночь с манящими звёздами на небе, рыжий костёр и задумчивые глаза ребят, одухотворённое лицо их воспитательницы...
Лизонькина мама почувствовала удовлетворение: наконец-то у дочери хороший наставник в школе.