Я хоть и не состою в жюри, но не мог пройти мимо и не добавить свои пять копеек о конкурсных работах. С большей половиной текстов ознакомился, ещё будучи преноминатором ещё пару месяцев назад. Что-то в памяти до сих пор, некоторые же приходилось освежать, но ни по одной новелле впечатления, даже после второго прочтения, не изменились. Нужно заметить, что в своём обзоре я не стремился дать обстоятельные разборы ошибок или подробный анализ литературоведческой составляющей текстов, хотя вполне мог бы, филологическое образование позволяет, плюс, являюсь бетой сразу трёх авторов, пусть не самых именитых, но тем не менее. Я скорее читатель, чем писатель, поэтому опираться буду именно на собственные читательские представления о прекрасном. Хотя не ради хвастовства поделюсь, что и турнирного опыта мне не занимать, да и достижений хватает, достаточно обмолвиться о двух вторых и двух третьих местах на литтурнирах.
Итак, начнём.
Борисовна И. Ванечка и Варечка
Атмосферный рассказ. Обычно я подобные тексты называю "настрояшки", когда в зависимости от восприятия создаётся общий посыл о прочитанном. Вынужден заметить, что автор ничего нового своей новеллой не открыл. К тому же здесь не присутствует сюжет в его классическом понимании. Нет серьёзного конфликта и его развития. Не воспринимать же всерьёз исправленная радиола и вылеченные болячки Лидии Григорьевной и прочие чудеса. За какими-то перерождениями в характере Главной Героини так же сложно проследить. Ведь особого ничего по сути не происходит. Появились колбаски, выросли, сделали доброе дело и стали бабочками. Казалось, неудачный рассказ. Ан нет. Всё-таки тянет к нему, возникает желание перечитать заново, чтобы вновь окунуться в атмосферу добра и жизненного тепла. В своём роде финал ожидаем, и названием, и фабулой. Нет, не в смысле предсказуем, вовсе нет, я ожидал несколько иной развязки. В духе "чужих", когда из этих яиц вылупятся кровожадные монстры ,чтобы начать пожирать всё в округе. Вот за хороший и безкровный финал (хотя, надо признаться, он выглядит несколько елейным и слегка слащавым) очень хочется поклониться автору и выразить ему благодарность. Ведь и без того эта жизнь наполнена чернухой и безнадёгой. Вот подобные тексты и дают надежду человечеству, что всё закончится в итоге хорошо. Хотя и грустно. Но эта лёгкая грусть для всего рассказа только на пользу. Словом, больше понравилось.
Осипов В. Капитан из Эски-Кермен
Необычное произведение. Заставляет задуматься после прочитанного. По идее, довольно много авторы рассуждают о так называемой "точке бифуркации", когда некий основной поток судьбы конкретного ли человека, целой страны ли, не важно, меняется в ключевой точке пересечения пространства. Но автор данного рассказа идёт своим путём. Он описывает воздействие подобного феномена не просто судьбы одного человека, Главного Героя, а целого семейства, деда и отца. Автор предоставляет шанс своему персонажу самому повлиять на точку бифуркации, чтобы изменить поток времени. И читатель с интересом следит за всеми перипетиями сюжета, искренне переживая за Главного Героя. Можно, конечно, по разному относиться к данному рассказу, но лично для меня он показался интересным и довольно-таки поучительным.
Огнева Е. Соседи
Рассказ начинается как чистая фантасмагория. Сначала берёт оторопь, что за "огненный змей", гремящий форточкой. Почему падают вёдра и пропадают бинокли. Откуда берутся фальшивые индейцы и дворники по имени Азат. Далее вроде бы как всё входит в привычное русло, читатель уже успокаивается, но снова появляется тайна. Теперь уже связанная с пропавшим мальчиком, на поиски которого отправляется один из персонажей рассказа историк Владимир Юрьевич Мартынов. Далее заваривается такая каша, что любо-дорого читать. И чем дальше, тем более захватывающей становится повествование. Кстати, долгое время никак не мог взять в толк, на что это похоже. Нет, идея, конечно, оригинальная, что называется, самостийная. Но вот общее настроение окружающего мира, или проще говоря, сеттинга, напоминает Гуслярский цикл Кира Булычёва. И это, я бы сказал, лёгкий комплимент автору, сумевшему создать столь необычный, колоритный, запоминающийся мир. И если автор и дальше продолжит своё начинание и допишет ещё несколько историй в этом мире, то обязательно найдёт собственных читателей. Я уж точно буду в их числе.
Радионова В.А. Помилуй мя
Очень сложное для восприятия произведение. Нужны очень крепкие нервы, чтобы однозначно воспринять эту новеллу. Обычно такие тексты либо воспринимают на "ура", закрывая глаза на явные и неявные слабости и недостатки, либо ненавидят всем сердцем, выискивая даже самую мелкую ошибочку. Я оказался из числа первых. Лично меня текст захватил где-то с пятого абзаца, когда Главный Герой в мыслях стал осуждать за какую-то провинность, обозвав в сердцах "дурой". Для меня это оказался тот самый "зацеп", который не позволил остановиться и пробежать текст по диагонали. Я стал внимательно вчитываться в каждую строчку, пытаясь раскопать, что же такое происходит в душе у человека. Обычно я не люблю тексты на религиозные мотивы, хотя сам буквально недавно написал на подобную тематику и даже выложил на один из литтурниров. Автору в таких случаях очень сложно удержаться в выбранных рамках и не сойти с узкой тропинки, чтобы не уйти в ненужное морализаторство или того хуже, откровенную ересь. Но в данном конкретном случае автор смог соблюсти все условия и не перейти тонкую грань, за которой вполне могла оказаться грань. Атмосфера рассказа, хоть и тяжёлая, но насыщена переживаниями главного героя, который радеет за человечество в своём служении Господу. В своём, разумеется, понимании. Но именно это радение и привело к тому, что Господь услышал стенания хлыста и принял его жертву, правда. Вернув снова на Землю, дабы исполнил Волю Его. Не знаю, как отнесутся другие читатели к этому действительно сложному для восприятия, но очень злободневному и нужному для нынешнего безбожного времени тексту, однако автору удалось достучаться хотя бы до одного читателя. До меня.
Цокота О.П. Чувство полета
Красивая и завораживающая история. Какое-то время относишься к тексту скептически, чего это Главный Герой то одно пробует, то другое, и никак не может определиться, что ему от жизни надо. Но только к финалу понимаешь, что так и должно быть, что иное - только разрушение волшебства происходящего в рассказе. Нереальность настолько перетекает в реальность, и при чтении искренне веришь от самого начала до самого конца в происходящее, что даже не обращаешь на эти переходы особого внимания. Главное, история состоялась.
Гораль В.В. "Куэнтиста"
При самом первом прочтении я посчитал, что происходящее в тексте навеяно кастаньедовщиной, не изменил своего мнения и при перечтении. Может, автор вкладывал и иное прочтение, но для меня текст так и останется попыткой проникнуть в мир магии потустороннего и эзотерики посредством Слова.
Васмарг А.Т. Городовой
Очень красивый текст. Из фольклора нам известно о водяных (заботящихся о водоёмах), домовых (смотрителей дома), лесных, или попросту леших (хранителях леса). Из синематографа и литературы мы знакомы с вагонным (к\ф "Чародеи") и даже строительным (одноимённый рассказ Евгения Лукина). Благодаря Агнии Васмарг теперь появился новый фольклорный персонаж - городовой.
И если поначалу не сразу верится в происходящее, но постепенно, с каждой новой строчкой убеждаешься в правоте автора всё больше и глубже. И где это происходит, в сказке ли, в параллельном пространстве ли, в действительной реальности ли, решать исключительно читателю.
Я для себя решил однозначно. Рассказ прекрасный, запоминающийся.
Махавкин А.А. Его там не было
Любопытный текст. Некоторая слабость в нём то, что начинаешь догадываться о чём речь буквально сразу. Начиная с имён: Пётр, Андрей и Михаил сразу же настраивают на определённую волну. Конечно, это мнение автора, с которым я не собираюсь даже спорить, что "там" "Его" нет. Тем более перед нами фантастика. Для себя я давно решил этот вопрос. Но, повторюсь, автор волен мыслить по-своему. Бог-то дал нам право выбора. А я это священное право соблюдаю. Но рассказ задел некоторые нервные окончания, тут спорить не стану.
Бородкин А.П. вечные странники
Очередной рассказ о своего рода Агасфере. В этот раз в женском обличии. Правда, в чём проклятие или, наоборот, дар, так для себя и не выяснил. Хотя вполне возможно, автор и не задавался целью показать развитие персонажа, мол, достаточно того, что перед читателем Вечный Бродяга, который не может, или не желает, отыскать последний приют. Но для мифического Агасфера - это настоящая драма, а для Главной Героини всего лишь очередной повод развеять многовековую скуку. А от этого и читателю становится, если честно, скучновато. Причём на описание всего этого действа ,по ощущениям, даже сорока кило знаков маловато. И это удручает ещё сильней.