Скорее, зарисовка, нежели какой-то намёк на газетно-журнально-статейно-очерковый почерк. Я бы даже сказал - набросок. Общие и общеизвестные факты о неприятии кошек именно чёрного цвета, коих со средневековых времен считали колдовскими прихвостнями. Упоминание о древнем Египте, где кошек не просто почитали, как, скажем, коров в Индии, а буквально боготворили. А хотелось бы подробностей, чьи адепты вводили кошек, особенно чёрных, в ранг малого божества, и какие при этом ритуалы проводили, раз их считали способными не просто видеть, а даже общаться с представителями потусторонних миров.
Вот про энергетику, способных аккумулировать и поглощать тёмную или отрицательную, или с противоположным спином энергию понравилось. Но опять же - маловато информации. Большая часть данного эссе, не столько по объёму, сколько по эмоциональной составляющей, посвящено истории домашней кошки Лушки, гоняющейся по квартире с представителем нечистой силы. Таким образом данный текст делится на две составляющие: публицистическую, которая, собственно, и будет считаться за эссе, и художественную, со своей лирической наполняемостью. С одной стороны подобное построение напрочь ломает привычную, стандартную конструкцию классического эссе, с другой стороны, именно лирическая вставка и оживляет сухой, без особой ценной информации статейный набор предложений, расцвечивая зарисовки до вполне запоминающегося текста. Лишь один серьёзный минус к прочитанному: так за что всё - таки попало чёрному коту? Ведь одно из двух главных условий создания такого жанра как эссе является название, которое должно полностью соответствовать внутреннему содержанию и два-три тезиса, долженствующие выразить отношение автора к излагаемому материалу. Таких чётких и явственных тезисов, увы, я так и не смог обнаружить. Но это, скорее, вечное стариковское бурчание, чем настойчивая попытка отыскать серьёзные недочёты в представленном автором тексте.
Вердикт: мистика присутствует, информационная подача подкачала, хотелось бы большего, не совсем явственное соотношение названия с представленным материалом, и тем не менее читать было интересно, я, как читатель, не вывихнул челюсть от скуки, стало быть, зачёт ставить можно.
Велат Орёл и решка
Очень длинное и велеречивое вступление, разбавленное лирическими отступлениями и и абстрактными рассуждениями. Как нынче говорит молодёжь "ниачом". Ближе к середине статьи автор, нет, лучше так: Автор. Словом, ближе к середине Автор словно спохватывается и наконец-то приступает, кажется, к делу. Но впечатление обманчивое. Опять льются пространные и, я бы даже отметил, несколько утомляющие измышления на тему судьбы и случая, взяв из теории вероятности пример с подкидываемой монетой. Тут ав... пардон, Автор может сказать, что читатель, снова не то, Читатель, чья монета легла на реверс, стало быть, на сторону решки, мог бы пройти мимо данного текста и не утомлять себя чтением и тем более написанием отзыва, но всё же приходится брать себя в руки, а в руку перо, точнее, стилус планшета, и начинать, а ещё точнее, продолжать, а если уж совсем быть скрупулезным, то заканчивать сию писанину.
Как эссе, очерк, мемуар (нужное подчеркнуть) для публикации в прессе данный материал не представляет интереса, но в качестве забавы для чтения и даже (sic!) напряжения ума вполне себе годное. И даже финальный выверт внёс струю (в нормальном смысле этого слова) свежести, что несколько разбавило общее не самое (нужно честно признаться) благоприятное (поначалу) впечатление. А стало быть пора подбросить монетку, причём до тех пор, пока не выпадет искомая сторона. Мне выпал орёл, что и дало мне возможность начертать данный текст. А уж авто... ой, оговорился, договаривались же иначе, конечно же Автор! Словом, Автор теперь сам подбросит монетку и у него обязательно выпадет решка, чтобы потом (а может и нет) вновь подбросить монету и выбрать орла, чтобы ответить на мой вызо... ой, отзыв.
Вердикт: несмотря на необычную компоновку, несколько противоречащую классическим представлениям о структуре построения эссе, нужно признать, что работа имеет право на существование. И пусть в тексте имеются некоторые (с оговорками) недочёты, тем не менее особо хочется отметить некоторые моменты. К примеру чётко, пусть даже в размытых выражениях, представлена позиция автора к данному материалу. Понравилось название и раскрытие (достаточно, признаться, непривычное с точки зрения привычных представлениях, по крайней мере, мной) темы, взятой автором. Из минусов отмечу разве что некоторое фривольное отношение автора к своему читателю.
Винокур Не думайте о кошках свысока
Одно уже название, в некоторой мере обыгрывающее строчки из песни известного советского сериала о разведчик, настраивает на минорный лад. Ведь все, практически, если уточнить, буквально обожают кошек, особенно если судить по невероятному количеству видосиков и картинок в интернете. А потому тема взята благодатная и с точки зрения читателя благоприятная. И четыре истории из жизни кошек, рассказанные автором, располагают к себе необычностью и изрядным благодушием, что только в плюс. И все эти зарисовки из жизни, даже с некоторой долей мистического налёта, предваряют финальную, больше публицистическую и информационную часть, в которой, собственно, и заключены итоговые тезисы, сфрмулированные, хоть с лёгкой небрежностью, автором для подтверждения выбранного материала.
Вердикт: и пусть мистики в тексте самый минимум, только чтобы формально соответствовать теме турнира, общее впечатление, особенно как бывшему владельцу чёрного кота, прожившего в семье девять лет, но ушедшего за Радугу, скорее положительное, хотя и не абсолютно. Комментатор всё - таки имеет возможность сравнить со всеми представленных на конкурс работами. И именно данная работа в качественном отношении имеет некоторые слабости, а стало быть немного проигрывает, увы, по достоинствам некоторым конкурентам.
Дада Три науки - три глаза
Так получилось, что по своей жизненной философии я - закоренелый скептик, не верю ничему, пока лично не отыщу убедительных доказательств тем или иным фактам. По своему мировоззрению я - буддист, причём даос (конкретную школу называть не стану, ибо не суть важно), так что убеждён о перерождение души. И как такой неразрешимый дуализм в одной личности, спросите? А одно другому, как оказалось, не мешает. Именно буддистские воззрения и позволяют взглянуть на привычные, казалось, вещи под разными углами зрения.
Теперь по сабжу. По молодости лет, пока не повстречал на жизненном Пути Учителя, который, собственно, и указал на мой Дао (Путь), я интересовался разного рода мистическими Знаниями. В том числе астрологией и хиромантией. Чего греха таить, даже книжка была точно такой же картинкой. И даже пытался практиковать. Денег я, правда, за свои гадания не брал, видимо, потому шарлатаном не прослыл. Ведь что есть шарлатанство с точки зрения обывателя? Это человек, обманувший наши ожидания за наши же, причём, деньги. А если денег человек не взял, но ошибся в предсказании, то и ничего страшного, бывает со всяким, зато интересно. Вот такой вот материалистический, а точнее, материальный подход к духовному.
Опять несколько отклонил я от темы, вдарившись в лирику. Что я хотел сказать? Вспомнил. Есть в буддизме понятие "карма". Вот именно она и "рулит" нашей жизнью, а не всякие там небесные тела, часть из которых давно уже погасил и лишь космогонические законы, разделяющие невероятные космические расстояния, всё ещё позволяющие видеть их далёкий отствет. Как говорит мой Учитель: карму изменить нельзя, но можно карму изменить. Один из фундаментальных догм в даосизме. Тоже, кстати, неразрешимый дуализм.
Хотя ради объективности нужно признать, что достаточно часто и астрологические исчисления прогнозов, индивидуальные, нужно уточнить, жизни некоторых людей, полностью совпадают с последующим течением и развитии жизни, порой, вплоть до смерти. И простым совпадение подобное назвать язык не поворачивается. И чем не мистика? В первую очередь, поспешу напомнить, это относится к скептикам, как я, и маловерам. Но этот цель уже другого исследования, если таковую автор возжелает провести.
Словом, материалы по поводу хиромантии изложены достаточно интересное, хотя о многом я уже имел представление и, повторюсь, даже воплощал в жизнь, практику разного рода гадания и предсказания. И всё же замечу, подобный материал предназначен для любителей узнать о чём-то новом, непознанном, профессионалам, если так можно выразиться, это будет уже не столь интересно.
А вот если бы эта упомянутая троица (астрология, нумерология и хиромантия) объяснялась через энергию, то я бы не нашёл особых возражений, поскольку по буддизму в нас самих заключена огромная энергия (как конкретно, ци или ки, она называется не имеет принципиального значения), которой человек, за редкими исключениями, только подтверждающие правило, не умеет, увы, пользоваться.
Вердикт: если не воспринимать материал всерьёз, то мистическая составляющая изложена достаточно подробно и воспринималось с интересом. Одна из лучших, надо признать, работ, правда, не абсолютно лучшая с моей точки зрения.
Добрушин Восемь цифр
Если подходить к данному тексту по самому большому гамбургскому счёту, то можно сказать, что в данном случае перед читателем предстаёт настоящий представитель художественной литературы - полноценный рассказ. Причём со всеми классическими атрибутами: завязкой, развитием сюжета, кульминацией, развязкой и даже эпилогом. Словом, ситуация вырисовывается неоднозначной. С одной стороны представленный текст очерком, эссе назвать сложно, если не сказать, категорически нельзя. Будь там история-воспоминание от первого лица, то при большом желании натянуть сову на глобус получится (впрочем, с моим собственным текстом обстоит ровно такая же история, скажут критики, но там подача материала исключительно журналистским методом, перечислять все пункты не стану, кто разбирается - увидит). С другой стороны уж больно тематика истории выбрана специфическая, я бы даже сказал с некоторой долей наличия запрещённого приёма - историческая память о Дне Победы. Но и с третьей стороны мистика присутствует, хотя опять же если быть дотошным, подобный финт можно отнести скорее к фантастике, чем публицистике. Словом, перед циничным критиком, таким как я, поставлена достаточно-таки сложная задача. Либо поддаться эмоциям и закрыть глаза на все критерии оценок, либо остаться честным перед собственной совестью, подчинившись скучному регламенту.
Вердикт: мистика присутствует, но полное отсутствие всякого присутствия эссе или очерка. Причём, если определять жанр, то это, скорее всего, новелла.
Ирониясудьбы В окопах умопомешательства
Вот честно, даже не знаю, как комментировать сей плод э-э-э... мнэ-мнэ... творчества. Использование постмодернизма в эссе для меня стало открытием, видимо, отстал от модных тенденций в литературе и литературной критики, но в любом случае, пусть даже в этом случае рискну выглядеть махровым ретроградом, останусь верен традициям, поскольку ни чётких тезисов, ни ярко выраженной авторской позиции из текста так и не сумел вычленить. Вот не люблю выражения "не моё", но в данном конкретном случае именно оно применимо к тексту.
Вердикт: мистика на самых минимальных показателях, отсутствие элементов, необходимых при создании эссе. Из плюсов: привело в восторг образное выражение "похоронная процессия снеговиков".
Леонова Волки, волкодавы...
Хорошее, качественное, добротное эссе, без особого блеска, но без заметных изьянов, написанное автором, которому самому интересна поднятая тематика. Текст составлен грамотно, по крайней мере, читалось без "затыков и спотыкашек". Наткнулся лишь на одну очепятку: "Убить такого волка и соЗранить шкуру". В остальном эссе воспринимается гладко, хотя большинство фактов, изложенных в тексте, мне было известно изначально. И тем не менее автору удалось увлечь меня, как читателя, погрузив в необычный мир волшебства и оборотничества, на несколько минут, требуемых, чтобы ознакомиться с содержанием статьи.
Единственная претензия с моей стороны, не как читателя, а как критика, от которого требуется дать оценку тексту, неполное соответствие названия содержимому статьи. Если первая часть "Волки" изложена достаточнограмотно и обстоятельно, то вот вторая часть "Волкодавы" вызывает некоторое недоумение, ведь про этих самых упомянутых волкодавов так ничего и не сказано. Может, и встречались некоторые намёки, но как-то слабо, и, следовательно, прошли мимо моего сознания, хотя я дважды перечитал текст (в первый раз, когда искал ту самую выше упомянут ую опечатку, во второй раз, когда искал волкодавов). Возможно, это я могу допустить, что и в название тоже вкралась опечатка, и что автор хотел озаглавить как "Волки, волколаки", но это уже чисто мои домыслы и придирки (ведь в хорошем всегда пытаешься отыскать ещё лучшее). А может, автор намеренно сократил свою статью наполовину, чтобы вписаться в тему мистики, хотя во второй его части, намеренно удалённой, и имеются-таки сведения об этих самых волкодав ах. Но вполне возможен и второй вариант прочтения "волкодав" как персонаж одноимённого романа Марии Семёновой, живущий и действующий в некотором мире Средневековья, в какие времена как раз, собственно, и родился культ волка, что и вылилось в исследование со стороны автора. Вот видите, автор, как Вам удалось пробудить во мне, как в читателей, такую бурю чувств, а значит, труд оказался ненапрасным. И что бы он конкретно (название, имеется в виду) не означал, в конце концов.
Вердикт: мистики вволю, текст на сто процентов соответствует всем требованиям и критериям жанра эссе.
Северянка Мистика Мироздания
На мой взгляд лучший из всех (включая и собственный) из представленных на суд читателей работ жанра эссе и очерка. Единожды выбранная стилистическая манера повествования не меняется на протяжении всего текста, не отклоняется от линии мысли и не перебивается различного рода поэтическими вкраплениями, лирическими отступлениями и прочими авторскими размышлениями. Причём один из обязательных для эссе элементов, такой, как авторская индивидуальная позиция, наличествует, время от времени врываясь в беседу читателя с текстом, но не навязчиво, а тонко, искусно, лишь указывая на те или иные аспекты подаваемого материала
Причём материала этого вполне достаточное для столь скромного размера текста количество. При этом не возникает ощущения так называемой "скаковой лошади", когда некоторые авторы взахлёб пытаются рассказать своё видение мира, при этом не замечают, что сбивают я время от времени, не успевают закончить одну мысль, как тут же перескакивают к другой, напрочь при этом забывая, о чём повествовали секундой ранее, и при этом пытаются забежать впереди паровоза, уведя в сторону основную мысль и лишь больше от этого запутывая несчастного читателя.
В данном же исследовании изложено всё чётко по полочкам, если автор и возвращается к поднятой чуть выше мысли, но только для того, чтобы развить её или взглянуть на проблему под совсем другим углом зрения.
Разумеется, не со всеми тезисами, которые приводит автор, я согласен, поскольку на многие вещи имею свою, отличную точку зрения. И тем не менее хотелось бы отметить, что сей труд вполне достойный.
Вердикт: всё на месте. Единственный минус, на мой взгляд, наличие своеобразного эпиграфа в начале эссе. Именно как эссе текст смотрится без эпиграфа органичней.
И несколько очепяток, бросившихся в глаза:
"Тайны Чёрных дыр привлекают фантастЫ уже много лет..." Видимо, подразумевалось "привлекают фантастОВ".
"Надеясь докопаться до истины, учёные выдвигали самые разные предположения и допущенТя..." допущенИя
Чваков Крещение
Литературная теория даёт некоторые определения жанру эссе. Главным образом, что написано должно быть не столько литературно-художественным, поэтическим языком, сколько литературно-публицистическим, и при этом в тексте должна преобладать подчёркнуто индивидуальная позиция автора. Ну и пара-тройка авторских тезисов, раскрывающих и/или подтверждающих и название, и выбранную тематику.
С одной стороны в данном конкретном произведении сложно отыскать все эти непременные атрибуты, присущие эссе или на худой конец очерку. С другой стороны если быть справедливым, то из всех представленных на конкурс работ в полной мере лишь три из них можно отнести к жанру эссе, а одну к очерку. И стало быть оценивать соответственно.
И тем не менее читать рассказ "Крещение" было интересно, я лично с нетерпением ожидал, чем всё закончится, а стало быть, автору удалось быть убедительным. От этой печки я и стану танцевать в выставлении оценок. И не только данного текста.
Вердикт: мистикой это можно назвать лишь при большом желании, наличие эссе или очерка тоже минимально, но вот захватила история, и всё тут.