Явление фанфикшна стало настолько распространенным, что разобраться в разнообразии рассказов и более крупной формы очень сложно. Особенно учитывая, что пробираться приходиться через непроходимые дебри безграмотности. Но среди бессмысленных текстов, не особенно замеченных даже поклонниками темы, попадаются довольно интересные вещи.
На данный момент существуют несколько наиболее распространенных жанров литературного фанфикшна: кинематографический ( и как наиболее распространенная разновидность - аниме-фанфикшн ), литературный и игровой. В художественной литературе давно существует понятие "книга по мотивам..." - это тоже своего рода фанфикшн, только имеющий целью не продолжение любимой темы в соответствии со своими личными фантазиями, а создание полноценной авторской версии или продолжения. Фактически в сетевом литературном творчестве давно появились достойные претенденты на место в упомянутой литературной нише.
Поскольку мне ближе мир компьютерных игр, то чаще нахожу что-то именно из этой области. Итак, начну своеобразную рубрику "Претенденты на звание "По мотивам игровых вселенных".
С творчеством поклонников культовой игры DOOM у меня особые отношения. С одной стороны, интересен именно взгляд на игру с точки зрения геймера. С другой стороны понятно, что интересно это только узкому кругу посвященных в "прелести" игры; стороннему читателю подробности прохождения как минимум скучны. Многие делают попытки создать образ того морпеха с экрана, добавить еще персонажей, но попытки явно неудачные по одной причине - это классический шутер от первого лица. Значит и автор и читатель должен ассоциировать себя с героем, быть "по ту сторону экрана". Во время игры такая ассоциация естественна, потому что есть визуальное воздействие и синхронизация действий игрока и персонажа. Во время чтение этой связи нет. Поэтому, как ни стараются авторы, повествование все равно сползает в сторону описания прохождения и субъективных впечатлений. А субъективные впечатления надо еще передать правильно, чтобы дошло.
На одном из многочисленных сайтов поклонников этой игры попалась миниатюра, неожиданно короткая по сравнению с длиннющими романами-прохождениями.
Пользователь KaiN " ТЕНИ СНОВ" 2003
http://www.doom3.ru/stat.php?id=6
Сразу, чтобы не казалось мое мнение слишком восторженным, скажу, что недостатков хватает. И они особенно видны из-за малой формы. Самый главный - ляп содержания: сначала герой не может найти воду, которая кончилась, а спустя какое-то время достает из кармана фляжку. То ли сам забыл, что вода есть, то ли вода волшебным образом сама появилась.
Остальные недочеты легко поддаются профессиональной коррекции, потому о них упоминать не буду. И перейду к достоинствам.
Самое главное - точка зрения героя. Жаль только, что повествование не от первого лица. Но ощущения героя передаются очень качественно. Автор не стал увлекаться отличными бойцовыми способностями морпеха и сделал его жертвой. Причем не просто жертвой, а осознающей происходящие с ней перемены. Читателю приходится примеривать на себя ощущения и чувства человека, становящегося зомби ( только в конце одним предложением брошен "взгляд со стороны" ) и голодного примитивного импа, не монстра с экрана, а реального голодного полуразумного зверя. Учитывая, что какие-либо действия прохождения отсутствуют - только упоминание об традиционном потерянном пистолете и кастете - отвлекаться от происходящего всего на полутора вордовских страницах не получается.
Второй плюс - настоящая реакция человека на происходящее. В игре реакции "первого лица" не видно, только минимум звуков, действия же никак состояние компьютерного героя не передают. Создается ощущение, что морпех - супермен, не знающий страха, не чувствующий боли, не испытывающий удивления при виде новых монстров. Для нормального хоть как идеально подготовленного человека это неестественно. Это, видимо, учел и KaiN, описывая состояние Курта "на грани", состояние необходимости выполнения долга и острого стресса. Герой стал нормальным человеком, и не пиксельной рукой и маловыразительным лицом на панели.
И, наконец, стиль. Однозначно, хоррор, точнее зомби-хоррор. Причем, очень выразительный, передающий звуки, и особенно запахи. Визуальные, но ненавязчиво переданные ощущения очень яркие. Даже выложенные скриншоты из DOOM - 3 бледнеют по сравнению с текстом. Но рассказ не вызывает того безотчетного страха, какой на первых порах появляется при прохождении последней версии игры. Страх вполне понятен и естественен: страх смерти. Страхом он остается только для читателя, потому что герой к концу уже не боится, вообще теряет чувства. Это уже не страх - это хоррор, когда герой на той стороне книги не боится, а пугает.