Шацкая Анастасия Владимировна : другие произведения.

Логово Зла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Размышления о романе "Логово" Дина Кунца
  
   В своих книгах Дин Кунц ставит вопрос о происхождении зла в реальном мире. Проще всего признать. что любое зло имеет космогоническую природу, сложить "вину" на мировые силы, чем освободить себя от ответственности за собственные поступки и действия окружающих. Кунц принимает эту теорию, но только в качестве символа, признанного человечеством, создаваемого многие века. Но ответственность с людей автор не снимает, признавая, что зло живет в самом человеке, точнее, в устоявшихся нормах человеческого общества. одной из таких норм стало лицемерие, условно оправданное правилами морали. Не быть вежливым, а изображать культурное поведение. Не любить, а изображать любовь для окружающих. Лицемерие настолько глубоко пустило корни в человеческом обществе, что уже не снимается маска в кругу близких и друзей. И настоящие чувства замещаются маскарадным суррогатом.
  
   Однако, изначально человек не склонен к лицемерию. и фальшь лучше всего чувствуют дети. Каждый маленький человек пытается приспособиться к двуличию общества по-своему. И с этого момента начинается создание рукотворного зла.
  
   С момента рождения маленький человек живет инстинктами и ощущениями: голодом, желанием тепла, приятных ощущений, комфорта, желая удовлетворить свои, пока еще только физиологические потребности, ребенок учится подстраиваться под нормы окружающего мира. Но чувства ему еще не знакомы, чужды. Человечек понимает. что не любить маму - плохо, а как любить - не знает. И еще видит, что окружающие ждут от него этой любви. И изначально ребенок неискренен в своих чувствах. искренность появится позже, когда на примере близких он будет видеть каждый день проявления настоящих чувств. А он видит лишь суррогат, никогда не снимаемую маску. И чувствует, что это маска, но принимает правила игры.
  
   В детстве, когда уже достаточно подрос, чтобы задумываться о таких вещах, он считал. что с ним не все в порядке,что в его характере отсутствует какое-то важное свойство. Прислушиваясь к себе в те моменты, когда притворно уверял кого-нибудь в своей любви, используя тактик3у и стратегию лжепривязанности и бесстыдной лести, он поражался, насколько убедительным казался для других, так как сам без труда улавливал в своем голосе нотки неискренности.
  
   И такая маска становится истинным лицом человека. это уже не лицемерие, но еще не зло. Зло начинает пускать корни в душе человека, когда приходит понимание сути суррогатных чувств.
  
   Но в один прекрасный день... он услышал фальшь и в их голосах... и понял. что они никогда никого не любили, и не питали тех возвышенных чувств. к которым должен стремиться каждый цивилизованный человек.
  
   А суть суррогатных чувств в том, что зачастую искренние чувства могут привести к отторжению окружающей средой, положению изгоя, аутсайдера. Осознанное лицемерие с одной стороны - самозащита, с другой - зарождающийся эгоцентризм.
  
   Каждый человек считал себя единственным в своем роде, полагая, что обделен какой-то существенной чертой в характере и потому вынужден вести такую игру, чтобы никто не заметил, иначе он и будет обнаружен и отвергнут обществом, как недочеловек.
  
   И этот эгоцентризм порождает жажду власти. Не социально обусловленную, а просто ради удовольствия. Каприз, удовлетворение физиологических потребностей.
  
   ....он понял, что умение убивать и не чувствовать при этом никаких угрызений совести есть самая высшая форма власти, а облекать эту власть в плоть и кровь есть высшее из всех высших наслаждений...
  
   Не все потеряно, если двуличие практиковалось только в семье. Но общество только ускоряет становление человека-монстра. Не научившись любить, он пытается примерить на себя другие чувства, о которых только слышал. И опять неудачно.
  
   Дружба обозначает, что имеется человек, который сделает для тебя то, чего в тысячи лет никогда не сделает для других. Дружба - это взаимовыручка, своеобразный военный союз, заключаемый против толпы сограждан, жаждущих не только набить тебе морду, но и ободрать тебя как липку. Подспудно все знали это реальное, основное значение понятия "дружба", но никто никогда не говорил об этом вслух...
  
   Истинная дружба предполагает искренность и понимание сути таких взаимоотношений. Но этого уже нет, все молчат, никто не показал, не объяснил, не научил. Поэтому продолжается двуличная игра, приводящая к прогрессу лицемерия. Реальная дружбы теперь выглядит примерно так:
  
   ...мы с тобой ходим в друзьях только потому, что наши предки работают вместе.
  
   Это только мысли будущего Вассаго. Он этого вслух не сказал, потому что все вокруг лицемерны. И поэтому, если для сокрытия убийства достаточно надеть маску добропорядочности, то по логике надо делать "карьеру лицемера" - Мастера игры в жизнь - и создавать свои законы для этого мира, который, по логике героя, существует только для него.
   А дальше в реальной жизни все развивается незаметно. нам, привыкшим к лицемерию, незаметен кошмар Мастеров игры в жизнь. И лишь фантастический или религиозно-мистический элемент может раскрыть нечеловеческие последствия привычных норм жизни. Зло, изображенное Кунцем - не просто антагонист добра. Это протест против жизни вообще, стремление истребить ее, раз уж приходиться существовать рядом с живыми. В "Логове" показана крайняя форма такого протеста, которую условно можно назвать некропатриархат: ненависть к женщине больше, чем к мужчине, потому что именно женщина является продолжательницей рода.
   Не случайны образные ассоциации с архангелом и демоном:
  
   Вассаго - согласно мифологии, один из девяти наследных принцев Ада...
   Уриэль - согласно мифологии, один из архангелов, выполняющий личные поручения Бога.
   Но борьба добра и зла Дина Кунца не космогонична: ее исход не предопределен и зависит от противников. более того, немалую роль играет фактор неосознанной провокации зла случайными участниками, случайными событиями. не случайна лишь закономерность "что посеешь. то пожнешь".В книге это вроде бы второстепенные сюжетные эпизоды, случайные люди,оказавшиеся на пути Вассаго к его персональному, потерянному Аду, но оказавшие своими эгоистичными необдуманными поступками неоценимую услугу: это Купер и Хоунелл. Случайна их встреча с Вассаго, случайна смерть. Но закономерно их содействие злу. Потому что и жертвы, и убийца руководствуются только своим эгоизмом. как и отец Вассаго-Джереми Джоунас, во главу угла поставивший идею, мечту, а не заботу о ближних. Это все чувства-суррогаты. А общество, живущее такими чувствами, не может породить Мастера искренности. Только Мастера игры в жизнь. И дай бог, чтобы на его пути оказался кто-то, выросший в атмосфере настоящей любви и уважения. Иначе мир станет Логовом.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"