Вот уж по полной оторвалась: народ вовсю восторгается повторным показом фильма-сериала "Серафима Прекрасная". А поскольку в воскресенье делать нечего, сын желает играть в шахматы, а шахматы в холле возле телевизора, пришлось в течение двух с лишним асов наблюдать начало сериала с лейтмотивом в лучших традициях Некрасова. Я о русской бабе, что коня на скаку остановит. Смотреть до конца сил не хватило бы, потому нашла просмотр онлайн и по-быстрому выяснила, чем все закончилось. Ну а потом поинтересовалась, что об этом думают, в первую очередь гениальный режиссер.
ЦИТАТА: Мне хотелось показать настоящие русские характеры, на которых держится наша земля. (Из интервью Каринэ Фолиянц)
Вот с этого и начнем. С чего это госпоже Фолиянц взбрело в голову, то ее героиня уродлива? Подобрала бы другую актрису тогда на эту роль. Екатерина Порубель вполне себе ничего женщина. До Нонны Мордюковой не дотягивает только в плане харизматичности и артистизма. Но именно так и выглядели красивые русские женщины - странно было бы видеть в русской деревне французскую красавицу с осиной талией. Но на этом вся красота героини и заканчивается. Простите, но она уродлива. Морально. Как, впрочем, почти все герои сериала. Это второй вопрос к режиссеру: где там русские характеры? Давайте по порядку. Характер русской женщины домостроевский, и поныне в деревне таким и остался. Да, "коней на скаку и в избы горящие"... Но еще обязательное признание авторитета мужа. Домостроевские принципы выбора будущего супруга. И авторитет "общественного мнения". Именно с этими принципами связаны трагедии русских женщин, описанные классиками. Да, советское общество несколько изменило отношение к женщине, но не намного и не в деревне.
Еще одна "русская женщина" Ирка. Простите, не могу назвать Ириной. Не было таких "русских женщин". Подстилками шли от безысходности. Или от беспринципности. В первом случае женщине еще сочувствовали. Но второй явно не тянет на положительный типаж. Сами уж решайте, к какому типу отнести героиню, которая спокойно из меркантильных соображений ложится под одного, под другого, нормально переживает убийство любовника. И при этом продолжает "любить" бывшего одноклассника.
Кстати, слово любить не даром в кавычках. Ярые поклонники вовсю кричат, что фильм о любви. И это уже вопрос к зрителям. Люди, а вы вообще знаете, что такое любовь? Почитайте "Демона", "Мастера и Маргариту" Тургенева, Толстого, наконец. Там тоже спорные женские типы, и мужские спорные. Но классики не позиционируют своих героинь положительными, а часто ставят под вопросом искренность их чувств. Или же делают их высокоморальными личностями. Есть о чем задуматься, есть чему поучиться. Я рискую навлечь на себя гнев ценителей кино, но на худой конец посмотрите мексиканское и бразильское "мыло". Там тоже можно научиться отличать нормальное поведение от аморального. А чему учиться на примере Серафимы? Паровозом строить свое счастье, давя тех, кто не успел сойти с рельсов? Насиловать будущего мужа во имя его счастья? Зачинать ребенка в состоянии алкогольного опьянения? Уводить мужиков, считая свое мнение единственно правильным и не желаю объективно оценивать реальность? Хамить своей бывшей учительнице, чтобы не лезла со своими советами? Это положительный персонаж? Да, она не курит и не пьет - это, имхо, единственные ее положительные качества.
К чему я все это? Ах, да, зацепило. Знаете, кто финансировал и продвигал фильм? ООО "Детский сеанс". Мамы, уберите детей от телеэкрана, иначе получите потомков, считающих вправе решать что хорошо, а что плохо только с высоты собственного мнения при полном отсутствии мозгов.
И вернусь к любви - фильм-то про любовь. Возможно, я отстала от жизни. Или вообще не от мира сего. Но всегда считала, что любовь - это самоотдача ради любимого человека, это стремление дать ему то счастье, которого ждет он. Это попытка понять и принять человека таким как есть. И отпустить, если он не может жить в клетке, радуясь его счастью. Не каждому дано, но, имхо, это идеал, к которому не плохо бы стремиться.
А по результатам "Серафимы Прекрасной" у меня возникло постапокалиптическое видение. Сначала женщина должна построить мужа. Потом подчиненных или коллег. Затем добраться до политики и построить государство. А затем и весь мир. Но только так, как это видится ей. Только преценденты в истории были и ни к чему хорошему такое самодурство не приводило. И сравнивать Серафиму хочется не с некрасовской русской бабой, а с Кабанихой - та же стать, то же упрямство и убежденность.
И очень не люблю такие выводы, но сейчас посоветую: читайте классику. Там все есть, не надо ничего добавлять.
P.S. Добавлю-таки ложку меда в бочку дегтя. Фильм сделан отлично, режиссер добился того, чтобы герои были реалистичными, их чувства - правдивыми, а поступки - мотивированными. Но эта ложка меда заставляет сделать вывод: фильм категорически не рекомендован к просмотру, так как создает неверную мотивацию у зрителя. И особенно опасен для молодых с еще не устоявшимися жизненными принципами. Именно потому что качественно сделан.